Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВАII Анализ действующей организационной структуры управления на Государственном предприятии Нижегородской области «Сергачский лесхоз». 28




Реферат

Тема исследования: «Организационная структура управления. Механизмы ее формирования на примере предприятия ГП НО «Сергачский лесхоз»

Количество стр. 48, рис. 10,табл. 2 литературных источников 26 прил. 2

Цель диагностики: является рассмотреть теоретический вопрос о организационной структуре управлени; дать оценку текущего состояния на предприятии, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния; проанализировать полученные в процессе выполнения работы результаты и сформулировать выводы о эффективности организационной структуры управления

Объект анализа: ГП НО «Сергачский лесхоз»

Методы исследования: аналогий, экспертный, структуризации целей, организационного моделирования

Результаты исследования: Результаты расчетов показывают, что совершенствование организационной структуры организации свидетельствует о улучшении коэффициента эффективности структуры управления в течении трех лет

Возможности использования результатов: Для эффективности управления организационной структуры предприятия

Субъект, принимающий решение: Директор

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА I Теоретические аспекты функционирования организационных структур управления предприятия. 5

1.1. Понятие организационной структуры управления предприятия. 5

1.2. Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика 10

1.3. Оценка эффективности функционирования организационной структуры управления предприятием.. 25

ГЛАВАII Анализ действующей организационной структуры управления на Государственном предприятии Нижегородской области «Сергачский лесхоз». 28

2.1. Общая характеристика Государственного предприятия Нижегородской области «Сергачского лесхоза». 28

2.2. Оценка действующей организационной структура преприятия ГП НО «Сергачский лесхоз» 29

2.3. Основные проблемы действующей организационной структуры управления. 33

ГЛАВАIII Разработка организационной структуры на примере предприятия ГП НО «Сергачский лесхоз». 35

3.1. Основные пути совершенствования структуры управления предприятием.. 35

3.2. Оценка эффективности новой организационной структуры управления предприятия ГП НО «Сергачский лесхоз». 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 41

Литература. 43

Приложение. 45


ВВЕДЕНИЕ

В России, как и в большинстве стран Европы, лесное хозяйство начиналось с использования естественно растущих лесов.

В древней Руси лесопользование было свободным. С ХУ в. появились указы и распоряжения "О заповедании леса", издаваемые по частным случаям и вызванные ходатайствами монастырей и отдельных лиц. Устанавливалась не только юридическая, но и частная собственность на леса. Поощрялась расчистка лесов под сельскохозяйственные угодья. Расчищенные площади освобождались от налогов.

Реформы Петра 1, направленные на преодоление хозяйственной отсталости русского государства, положили начало лесному государственному хозяйству. В это время начался отпуск древесины из казенных лесов за плату.

Запрещение свободной рубки леса, утверждение собственности на лес и готовый его продукт - древесину - было следствием превращения леса в товар, а лесной собственности - в источник дохода.

Процесс восстановления леса, проходивший вначале естественным путем, со временем стал активизироваться вмешательством человека и затратами труда и превратился в самостоятельную отрасль хозяйства России.

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношение друг с другом. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Базой для построения организационной структуры управления предприятием является организационная структура производства. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления производством. Все эти виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и матричным.

Целью организационной структуры управления является оценка его текущего состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния. При этом желаемым является такое состояние финансовых ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также расходы по его расширению и возобновлению.

Источниками информации для анализа финансового состояния организации являются данные финансовой отчетности. Ведь для того, чтобы принять решение необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность организации, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления организацией. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности. Финансовая отчетность является по существу "лицом" фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности организации.

Цель исследования данной курсовой работы заключается в совершенствовании организационной структуры управления предприятием ГП НО «Сергачский лесхоз».

Объектом исследования является производственная деятельность ГП НО «Сергачскмй лесхоз».

Предмет исследования организационная структура управления предприятием ГП НО «Сергачский лесхоз».

Для достижения поставленной цели изучены документы лесхоза, организационно-производственная характеристика, организация бухгалтерского учета.

Задачи исследования:

· раскрыть понятие организационной структуры управления предприятия, рассмотреть ее классификацию;

· дать оценку эффективности функционирования организационной структуры управления предприятием;

· рассмотреть организационную структуру управления на предприятии, а именно ГП НО «Сергачский лесхоз»;

· выявить основные проблемы в лесхозе;

· рассмотреть основные пути и методы совершенствования структуры управления.

 

ГЛАВА I Теоретические аспекты функционирования организационных структур управления предприятия

1.1. Понятие организационной структуры управления предприятия

Построение структуры управления организацией — это важная составная часть общей функции управления — организовывания, одной из центральных задач которой является создание необходи­мых условий для выполнения всей системы планов организации. Ее реализация может потребовать реструктуризации, как самой органи­зации, так и ее управляющей системы, а также создания условий для формирования высокочувствительной к изменениям культуры орга­низации. Культура как сложившаяся в организации система ценно­стей, убеждений, образцов и норм поведения отражает характер отношений между работающими, т.е. прямо связана с организа­ционной структурой.

Между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура организации отражает приня­тое в ней разделение работ между подразделениями, группами и людьми, а структура управления создает механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач орга­низации. Как правило, мероприятия по проектированию или из­менению состава самой организации (разукрупнение, объедине­ние, слияние с другими организациями и др.) вызывают необхо­димость соответствующих перемен в структуре управления.

В литературе по менеджменту приводится множество трактовок организационной структуры управления, которые отражают сложность и многозначность этой категории, рассмотрим некоторые из них.

Сухов С. В. дает следующее определение: «организационная структура управления (ОСУ) предприятия есть совокупность всех элементов (производства, маркетинга, сбыта и т.д.), их связей взаимодействия, объединенных для достижения поставленных целей» [ 20, с.145].

По Мескону: «организационная структура управления – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели» [ 16, с.197].

Лопатина указывает, что «организационная структура управления представляет собой упорядоченную совокупность подразделений управления с их взаимосвязями, как по вертикали, так и горизонтали и ее можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента» [12, с. 203].

Орлов говорил, что «организационная структура управления – это организационная форма построения аппарата управления, которая характеризует состав и соподчиненность подразделений управления и должностных лиц, сформированные исходя из миссии и целей функционирования предприятия» [13, с.49 ].

Кузнецова дала следующее определение: «организационная структура управления - это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого [ 10,с. 179].

Подведя итог из выше перечисленных определений, высказанных различными авторами, можно сказать, что структура управления представляет собой упорядоченную сово­купность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач организации. В ней выделяют такие по­нятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы — это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функ­ции управления в соответствии с принятым разделением управ­ленческих задач, функций и работ. Отношения между элемента­ми поддерживаются благодаря связям, которые принято подраз­делять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичнос­ти управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающи­ми за деятельность организации или ее структурных подразделе­ний. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функциями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.

Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:

• принцип иерархичности уровней управления — каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

• принцип целеполагания — ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;

• принцип соответствия — в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры — с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);

• принцип разделения труда — ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;

• принцип ограничения полномочий — полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;

• принцип адаптации — ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации. [ 15, с.307]

Итак, с помощью ОСУ решаются наиболее значимые задачи управления: ОСУ обеспечивает координацию всех функций менеджмента; ОСУ определяет права и обязанности исполнителей; качество ОСУ предопределяет ее способность к выживанию и процветанию; ОСУ определяет поведение сотрудников и стиль управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий про­цесс (движение информации и принятие управленческих реше­ний), между участниками которого распределены задачи и функ­ции управления, а, следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рас­сматривать как форму разделения и кооперации управленческой де­ятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.

В соответствии с этим построение организационной структуры управления требует: группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам; формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполни­телей; установления полномочий по принятию решений и отно­шений между отделами, рабочими группами и индивидуумами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач; установления каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали. При­ведем определение наиболее важных понятий, имеющих непос­редственное отношение к построению структуры управления.

Полномочия — это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение конкретных задач. Их определяют также как делегированное или присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Ответственность — это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение. Полномочия и ответственность связаны между собой: полномочия без ответственности создают условия для неограниченной власти и разнузданности, а передача ответ­ственности без предоставления необходимых полномочий — это характеристика безграмотного и безответственного отношения лица к собственным обязанностям. Делегирование — это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответствен­ность за их выполнение. Власть — это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.

Для поведения работников, наделенных властью и правом принимать решения, типичны следующие черты и поведе­ние: понимание целей и стратегии организации, личная от­ветственность за результаты своего труда, постоянная оценка его эффективности и стремление к поиску путей ее роста, забота о привлечении необходимых ресурсов, инициатив­ная помощь другим работникам в интересах повышения общей эффективности, изменение роли менеджера, высту­пающего больше как наставник и помощник, а не как ад­министратор.

Проектирование организационных структур управления осуществляется на базе следующих основных методов: аналогий, экспертного, структуризации целей и организационного моделирования.

v Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

v Экспертный метод базируется на изучении рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев-практиков. Цель этого метода - выявить специфические особенности работы аппарата управления, возможные недостатки в деятельности различных звеньев организационных структур, обоснованные рекомендации по их совершенствованию. На основе опроса экспертов осуществляются диагностический анализ организационных структур действующих фирм и их оценка. Формируются основные научные принципы формирования организационных структур с учетом конкретных ситуаций и условий деятельности фирмы.

v Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы: разработка системы ("дерева") целей; экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры; составление карт прав и ответственности за достижение целей.

v Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.

Некоторые основные типы организационных моделей:

1) математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков, например, модели многоступенчатой оптимизации, модели системной динамики;

2) графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей;

3) натурные модели организационных структур и процессов, заключающихся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные и лабораторные эксперименты, управленческие игры;

4) математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. [18, с. 274]

Процесс проектирования организационных структур управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

Создание подразделений путем группирования аналогичных производственных функций позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства предприятием в период расширения его хозяйственной деятельности

 

1.2. Классификации организационных структур управления предприятиями и их характеристика

Анализ функционирования организационной структуры управления любого предприятия достаточно длительный процесс. Он рассматривает два вида типовых оргструктур: основные и классические. Изучение и анализ видов позволяют значительно упростить процесс анализа оргструктур реальных предприятий, так как это дает возможность уже по их внешнему виду судить о том, какими преимуществами и недостатками они могут обладать. Существуют следующие признаки классификаций оргструктур:

1. По внешнему виду иерархии.

1.1.Моно-административные (пирамидальные), в этой структуре у каждого исполнителя имеется один прямой начальник. Иногда возможно существование нескольких функциональных руководителей, но все они работают на постоянной основе, т.е. у одного и того же подчиненного не могут меняться начальники.

1.2.Поли-административные (матричные) – ОСУ отличаются от предыдущей тем, что у конечных исполнителей всегда имеется не менее двух руководителей, каждый из которых осуществляет прямое руководство на постоянной или временной основе.

2. По видам дробления при департаментализации организации:

2.1.Дробление без специализации, этот вид дробления происходит при дроблении структурного блока, состоящего из сотрудников одинаковой квалификации и, соответственно, занимающихся выполнением похожих функций. Дробление происходит за в виде разделения структурного блока на несколько (у каждого вновь образованного структурного блока, исходя из определения, появляется свой руководитель).

2.2.Дробление по функциям - данный вид дробления осуществляется с целью формирования служб и структурных подразделений, специализирующихся на выполнении каких-либо определенных функций.

2.3.Дробление по видам продукции, по территориальному местоположению и по группам клиентов - это дробление которое применяется в случае невозможности по какой-либо причине объединить структурные подразделения, занимающиеся однотипными функциями в одно.

По территориальному признаку обычно происходит дробление на филиалы. Дробление по группам клиентов бывает необходимо, если предприятие реализует продукцию настолько сильно различающимся группам потребителей (например, по доходу или по вкусу), что может потребоваться создание не только отдельных подразделений отдела маркетинга, но даже разных производств и под разными марками.

3. По степени централизации:

3.1.Централизованные - это предприятие, на котором сосредоточение основной власти находится на высшем уровне управления.

3.2.Децентрализованные - это организация, на которой все уровни управления, в том числе и исполнительный, активно участвуют в управлении ей.

Чрезмерная централизация на предприятии ведет к тотальной зависимости функционирования организации от деятельности высшего уровня управления. Это приводит к тому, что, стоящие на более низких уровнях иерархии, сотрудники становятся только лишь проводниками и исполнителями их воли. В результате, с их стороны не поощряются новаторство и свободомыслие [ 25].

Развитие и поощрение позитивных горизонтальных связейимеет большое значение для организации, так как позволяет ее членам принимать больше решений и перерабатывать больше информации, не перегружая вертикальную информационную систему; при этом решения могут быть спущены на уровень проблемных групп, комитетов или отделений, вместо того чтобы контролировать их сверху. Вертикальная интеграция базируется на разработке стратегии и использовании прав в рамках правил, процедур и систем планирования. Ее методы — это установление иерархии прав, правил и процедур как механизмов поддержания стандартного поведения, делегирование, создание других координационных механизмов.

4. По степени сложности:

4.1. Простейшие делятся на подвиды:

Ø базовые;

Ø производные.

4.2. Сложные делятся на подвиды:

Ø классические;

Ø сборные или конгломератные (сочетающие несколько видов классических).

Различают два вида основных организационных структур управления: основные базисные и основные производные. Основными базисными организационными структурами управления являются: "лента"; "круг"; "колесо". Рассмотрим, как они функционируют.

Рис. 1. Основная базисная ОСУ "лента"

 

В схеме "круг" (рис. 2), в отличие от "ленты", не прослеживается четкой линейной взаимосвязи между ее структурными элементами. У элемента "Исполнитель 3" не один, а два непосредственных (линейных) начальника.

Рис. 2. Основная базисная организационная структура управления "круг"

 

 

Рис. 3. Основная базисная организационная структура управления "колесо"

 

Схема "колесо" (рис. 3) отличается от всех предыдущих схем наличием такого элемента, как "консультант". С целью наиболее наглядной демонстрации схемы функционирования данной организационной структуры заменим всех консультантов одним. В этом случае схема будет выглядеть так, как изображено на (рис. 4).

 

Рис. 4. Упрощенная основная базисная организационная структура управления "колесо"

Помимо основных базисных организационных структур управления, выделяют два вида основных производных (от базисных) оргструктур:

Ø схема "звезда";

Ø схема "иерархическая".

Схема "звезда" (рис. 5) интересна тем, что в ней между исполнителями не возникает никаких связей. Такая схема позволяет сохранять конфиденциальность и независимость функционирования от остальных каждого из исполнителей.

Рис. 5. Основная производная схема "звезда"

Подобная схема может иметь место, например, на предприятиях, имеющих свои торговые представительства в различных регионах.

Рис. 6. Основная производная схема "иерархическая"

"Иерархическая" схема (рис. 6) функционирует аналогично схеме "лента", по сути дела, являясь ее дальнейшим развитием.

Все рассмотренные выше схемы организационных структур управления: и основные базисные, и основные производные являются, как уже отмечалось ранее, теми элементами, из которых выстраиваются ОСУ любой сложности. Любой элемент такой схемы может быть не только структурной единицей, но и структурным блоком и даже структурным подразделением.

5. По степени реагирования на окружающую среду:

5.1. Бюрократические.

5.2. Линейные.

5.3. Функциональные.

5.4. Органические (адаптивные).

5.5. Дивизионные.

5.6. Матричные.

Рассмотрим их более подробно. Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и ра­ционализации управления — иерархический тип. Второй исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды, получивший название органического. При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структу­ры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических. [18, с.240 ]

Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

· четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования

· квалифицированных специалистов по каждой должности;

· иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

· наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;

· дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

· осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.

Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.

Органический тип структуры управления отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.

Главным свойством таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны: отказ от формализации и бюро­кратизации процессов и отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаи­моотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.

Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления. [ 16, с. 280]

Таблица1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...