Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для создания фонематической готовности




Материал для создания психологической готовности

к вызыванию звука речи............................................................................................................................... 8

Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса

к занятиям по коррекции недостатков произношения................................................................. 8

Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия

и слуховой памяти...................................................................................................................................... 9

Материал для создания фонематической готовности

к вызыванию звука речи................................................................................................................................ 14

Упражнения для развития фонематического восприятия

на материале правильно произносимых звуков речи......................................................... 14

Материал для составления упражнений по вьщелению на слух

вызываемого звука речи среди прочих звуков................................................................................ 17

Материал для создания артикуляторной готовности
к вызыванию звука речи
..................................................................................................................... 20

Методические рекомендации к объяснению детям артикуляции звуков речи

с помощью сказочных историй............................................................................................................ 20

Объяснение артикуляции звуков с помощью сказочных историй.............................................. 21

Методические рекомендации к использованию карточек

для артикуляционных упражнений...................................................................................................... 33

Упражнения для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса

на материале правильно произносимых звуков речи................................................................ 35

Приложения..................................................................................................................................................... 39


От автора


Уважаемые коллеги!

Исправлению недостатков произноше­ния у детей посвящено немалое количество методических пособий, причем большинство из них касается этапа автоматизации звуков (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше, М. Ф. Фомичева, А. И. Богомолова, И. Лопухина и др.)- В то же время цели и содержание начального, пусково­го, так называемого подготовительного эта­па освещены в литературе недостаточно пол­но. Успешно работая с детьми, имеющими об­щее недоразвитие речи, в течение 35 лет, смею утверждать, что от результатов проведения под­готовительного этапа зависит успех всей кор-рекционной работы логопеда.

Данное пособие рассчитано на дошкольни­ков и младших школьников с различными де­фектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонетическое недоразви­тие может являться составной частью сложно­го, или системного, дефекта (общее недоразви­тие речи, ал алия, дизартрия, ринолалияипр.). Но и в том и в другом случаях задачи, направ­ления, пути и методы работы на подготовитель­ном этапе во многом совпадают.

Во время чтения лекций по данной теме не только студенты, но и опытные специали­сты задают немало вопросов. Надеюсь, что от­веты на них помогут логопедам в деле эффек­тивной коррекции недостатков звукопроизношения самого различного генеза.

Чем различаются понятия «фонетиче­ские нарушения» и «дефекты звукопро­изношения»?

Понятие * фонетические нарушения» более широкое. Под ним следует понимать не только дефекты звукопроизношения, но и недостат-


ки так называемого фонационного оформления речи. К последним относятся дефекты голосо-подачи, а также нарушения темпа, тембра, ин­тонирования и внятности речи.

Типичными фонационными недостатками у детей являются:

• слишком тихий, немодулированный, сдавленный или невыразительный голос;

• скандированное произношение;

• наличие носового оттенка;

» ускоренный либо замедленный темп речи;

• слабо выраженное интонирование;
«отсутствие логического ударения;

• общая невнятность речи и пр.

"Указанные фонационные отклонения осо­бенно часто сопутствуют недостаткам звукопро­изношения при сложных речевых аномалиях, таких как дизартрия, алалия, ринолалия, об­щее недоразвитие речи. Естественно, что кор­рекция фонетических нарушений у таких детей не может ограничиваться вызыванием и авто­матизацией звуков речи. Подготовительная ра­бота в подобных случаях приобретает особую значимость.

Какова актуальность проблемы коррек­ции фонетических нарушений?

Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно про-износят звуки родного языка (Т. Б. Филичева, 2002). Причем число дошкольников, имею­щих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения—-самая рас­пространенная из всех речевых аномалий.

Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только кос­метическим дефектом, но и серьезным препят­ствием в овладении чтением и письмом. Кроме



того, «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самоо­ценку, формирование личностных черт, обще­ние со сверстниками и т. п.

Дефекты фонетической стороны речи мо­гут проявляться у ребенка в разной степени: от неправильного произношения одного звука до искажения 20 — 30 звуков, как правило, сопро­вождаемого рядом фонационных недостатков.

Несмотря на различную степень выражен­ности того или иного фонетического наруше­ния, наличие подготовительного этапа в лого­педической работе обязательно.

С какого возраста молено начинать под­готовительную работу к вызыванию зву­ков речи?

Лет 10—15 назад логопедическую работу по устранению недостатков звукопроизношения у детей начинали не ранее 5-летнего возраста. В настоящее время по ряду причин (повыше­ние информированности детей, интенсифика­ции их общего и речевого развития, поступле­ние в школу с 6-летнего возраста и др.) принято считать, что уже к 4 годам фонетические недо­статки ребенка перестают быть физиологиче­ски обусловленными (возрастными).

В соответствии с последними методиче­скими рекомендациями логопеды в детских поликлиниках и садах начинают заниматься коррекцией недостатков звукопроизношения по достижении ребенком 4-летнего возраста. При норме физического и психического раз­вития для правильного произношения звуков речи у 4-летнего ребенка имеются все необхо­димые предпосылки: окончательно формиру­ется фонематическое восприятие, достаточно крепнут мышцы артикуляционного аппарата (А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, К. П. Беккер, М. Совак и др.).

Нередки случаи, когда в более раннем воз­расте, а именно в 3 и даже 2,5 года, анализи­руя несформированное произношение ребенка, можно с уверенностью предположить, что для его исправления потребуется вмешательство логопеда. Таковыми являются случаи нали­чия в речи ребенка большого количества меж­зубных, боковых, носовых звуков, множествен­ные звуковые замены, общая невнятность про­изношения, дефекты озвончения и пр.

В подобных случаях логопедическую рабо­ту, характерную для подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений, можно проводить с ребенком, не дожидаясь 4-летнего возраста. При этом упражнения должны быть адаптированы с учетом возраста ребенка.


Как отличить патологию звукопроизно­шения от темпового отставания в рече­вом развитии?

Когда несовершенства звукопроизношения сохраняются у ребенка старше 4 лет, основани­ем для подобного явления могут быть как стой­кий дефект речи, так и временная задержка ре­чевого развития.

Отличить патологию звукопроизношения от темпового отставания в речевом развитии трудно, но возможно. При физиологической (возрастной) дислалии чаще всего наблюдаются не искажения, а замещения или пропуски звука.

Картина фонетических замен примерно следующая: шипящие звуки (как наиболее труд­нопроизносимые) заменяются на свистящие, звук р на звуки л, ль, и; пропускаются обыч­но звуки р, л.

При патологии произношения (нарушение, для исправления которого необходима помощь логопеда) мы встречаемся, как правило, с иска­жением звуков речи либо множественными за­менами. При искажениях звуков наиболее ти­пичны боковой, межзубный, носовой сигма-тизм, горловой ротацизм, губной ламбдацизм. Для множественных замен характерно следу­ющее: большинство язычных согласных про­износится как звук т (титизм), звонкие соглас­ные звуки оглушаются, переднеязычные соглас­ные звуки произносятся как заднеязычные или, наоборот, наблюдается дефект смягчения и пр.

Каковы задачи и содержание коррекции фонетических нарушений у детей на под­готовительном этапе?

Задачами подготовительного этапа являют­ся (Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, 1989):

* развитие слухового внимания, слуховой
памяти и фонематического восприятия;

• устранение недостаточности развития
речевой моторики, проведение подгото­
вительных артикуляционных упражне­
ний для развития подвижности органов
периферического речевого аппарата.

В задачи подготовительного этапа также входят: формирование точных движений ор­ганов артикуляции и направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; разви­тие фонематического слуха и отработка опор­ных звуков (М. Ф. Фомичева, 1989).

Мы предлагаем несколько расширить за­дачи, а также углубить и систематизировать содержание подготовительного этапа коррек­ции фонетических нарушений у детей. Наш подход ориентирован на детей как с просты­ми, так и со сложными, трудноустранимыми дефектами речи.


Основной задачей подготовительного эта­па коррекции фонетических нарушений у де­тей мы считаем создание готовности к вызы­ванию звуков речи.

Многолетний опыт убеждает, что готов­ность должна быть не только артикуляторной, фонематической, но и психологической.

В соответствии с перечисленными видами готовности к вызыванию звуков речи, мы раз­делили подготовительный этап на 3 ступени.

I. Создание психологической готовности

к вызыванию звука речи, которая включает:

• наличие мотивации;

• наличие интереса к логопедическим за­нятиям;

• способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций;

• определенный уровень сформированно-сти слухового внимания, слухового вос­приятия и слуховой памяти.

II. Создание фонематической готовности

к вызыванию звука речи, которая включает:

• определенный уровень фонематическо­го восприятия;

• способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи (см. пример ниже);

• способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции;

• способность отличать вызываемый звук от его искаженных вариантов.

Пример. Перед вызыванием звука с проверяем фо­нематическую готовность ребёнка к этому процессу, спо­собность отличать звук с от:

• всех несмешиваемых звуков речи (а, о, у, ы, э, м, н, п и пр.);

близких но звучанию и артикуляции (ть, ф, ш, х, хь, сь и пр.);

искаженных вариантов данного звукапризуб-ного, с межзубного, с бокового, с носового, с губно-зубного и пр.).

III. Создание артикуляторной готовно­сти к вызыванию звука речи, которая включает:

• представление о необходимой для вызы­ваемого звука позиции органов артику­ляции;

• воспроизведение и удержание (в течение 5 — 7 с) характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции (при необходимости проводится трениров­ка мышц артикуляционного аппарата);

• наличие достаточных речевого дыхания и силы голоса;

• четкость дикции: достижение дифферен-цированности движений органов арти­куляционного аппарата, обеспечиваю­щих четкое, ясное произношение каж-


дого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков).

Всегда ли работа на подготовительном этапе охватывает все три предлагае­мые ступени?

Нет, такая объемная подготовительная ра­бота требуется не всегда. В редких случаях она может ограничиваться констатацией готовно­сти ребёнка к вызыванию звука речи.

Если, к примеру, выясняется, что ребе­нок внимателен, активен и заинтересован, хо­рошо различает на слух образцы правильного и дефектного произношения в речи взрослого, четко артикулирует сохранные звуки, т. е. при­знаки психологической, фонематической и ар­тикуляторной готовности налицо, — логопе­ду имеет смысл сразу же, на первом занятии, приступать к исправлению произношения. Звук при подобных обстоятельствах, как показыва­ет опыт, удается вызывать по подражанию, не прибегая к механической помощи.

Однако в большинстве случаев подготови­тельная работа распространяется на две—три указанные нами ступени. Проиллюстрируем данное положение на примерах.

Пример 1. Девочка 4 с половиной лет посещает груп­пу для детей с фонетико-фонемэтическим недоразвитием речи в течение 6 месяцев. У девочки сложная дислалия (нарушение произношения свистящих, шипящих и со­норных звуков). За полгода регулярного обучения из 10 дефектных звуков исправлен только звук ль.

При детальном исследовании причин незначитель­ной результативности коррекционной работы обнаружи­вается, что у ребенка отсутствует психологическая готов­ность к коррекционному обучению: снижена мотивация, на занятиях отмечаются двигательное излишество, ухуд­шение настроения, капризы, плач, неустойчивость вни­мания и т. п.

Пример 2. Мальчик 5 лет имеет сложную дислалию (нарушение произношения свистящих и шипящих звуков: губно-зубной сигматизм). Подвижность органов артикуля­ции в пределах нормы. В течение 2 месяцев логопеду не удается вызвать у ребенка базовый свистящий звук с.

Выявление причин низкой результативности обуче­ния показывает, что у мальчика отсутствует фонематиче­ская готовность к вызыванию звука с. Он недостаточно различает образцы правильного и неправильного произ­ношения в речи взрослого.

Пример 3. Мальчик 6 лет имеет стертую форму ди­зартрии. Из 16 дефектных звуков 13 боковые. При их про­изношении язык мальчика сжимается по средней линии. За полгода пребывания в логопедической группе ни один из боковых звуков не скорректирован.

Причиной низкой результативности обучения явля­ется несформированность у ребенка артикуляторной го­товности к вызыванию целой группы звуков речи: ть, дъ, й, с, сь, з, зь, ц. Мальчик ие овладел умением удерживать широкий язык в положении вгоркаа, когда боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам, а посере­дине языка образуется желобок (положение языка, харак­терное для вызывания перечисленных звуков). Кроме того, мальчик недостаточно хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи.



Во всех перечисленных примерах, когда вызывать тот или иной звук речи у ребенка не удавалось, логопеду следовало прекратить эту работу и вернуться к предыдущему — подгото­вительному — этапу, чтобы обеспечить каждую из готовностей к вызыванию звука: психологи­ческую, фонематическую и артикуляторную. Независимо от объема подготовительной рабо­ты без всех трех указанных составляющих не­возможно получение четкого, устойчивого, про­дол житель но го (либо многократно повторяемо­го) звука речи. Только такой звук считается вы­званным окончательно и может в дальнейшем подвергаться автоматизации.

В пособии представлена система упражне­ний для коррекции фонетических нарушений у детей на подготовительном этапе. В соответ-


ствии с указанными видами готовности к вызы­ванию звука речи пособие состоит из 3 частей.

Несмотря ыа различия в глубине и систем­ности речевых расстройств у детей в их этиоло­гии и патогенезе коррекция фонетических на­рушений на подготовительном этапе имеет об­щие закономерности. Другими словами, про­граммы логопедической работы по устранению фонетических нарушений при различных рече­вых аномалиях могут существенно различать­ся, однако задачи, содержание, методы и при­емы коррекции недостатков звукопроизноше-ния для начального (пускового) этапа во мно­гом совпадают.

Выражаю надежду, что материалы издания принесут заметную пользу в деле эффективной коррекции фонетических нарушений у детей.

Отличник просвещения,

логопед высшей квалификации

Т. А. Ткаченко


Материал для создания психологической готовности к вызыванию звука речи

Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям по коррекции недостатков произношения


Взрослый включает магнитофонную за­пись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) неправильно произносит звуки в различных словах и предло­жениях вслед за логопедом. После совместного прослушивания магнитофонной записи взрос­лый предлагает ребенку ответить на вопросы:

— Чьи голоса ты узнал?

— Правильно говорит женщина?

— Правильно говорит ребенок?

— Если мальчик (девочка) будет так гово­рить в школе, поймут его другие ученики?

— Нравитсятебе, как говорит этот ребенок?

— Ты правильно говоришь?

— Хочешь научиться правильно, красиво говорить?

— Надо ли, по-твоему, исправлять такую речь?

Логопед дает ребенку примерно следую­щие установки:

— Ты сможешь научиться говорить пра­вильно (хорошо, красиво).

— Запомни, для этого надо заниматься, выполнять задания (упражнения).

— Тот, кто ленится, никогда не сможет на­учиться красиво, правильно говорить.

— Ты будешь стараться и обязательно на­учишься красиво, правильно говорить!

Взрослый включает видеозапись, на кото­рой другой ребенок (не тот, с которым про­водится занятие) разговаривает с логопедом. У ребенка неправильное звукопроизношение,


нечеткая дикция, трудно понять, о чем он го­ворит. После совместного просмотра видеоза­писи взрослый предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:

— Тебе нравится, как говорит этот ребенок?

— Такая речь, по-твоему, красива?

— Надо этому ребенку исправлять речь?

— Если не исправить его речь, что может случиться?

— Ты хотел бы, чтобы он научился краси­во, правильно говорить?

— Кто может ему помочь?

— Надо этому ребенку заниматься с лого­педом?

— Если он не будет стараться, может ло­гопед помочь исправить речь?

— Почему каждому ребенку нужно пра­вильно, красиво говорить?

Затем логопед показывает видеозапись, где тот нее ребенок после курса занятий с логопе­дом говорит правильно, четко, красиво. После совместного просмотра взрослый предлагает ре­бенку ответить на следующие вопросы:

— Тебе нравится, как теперь говорит этот ребенок?

— Могло такое произойти без труда ре­бенка?

— Что надо делать, чтобы научиться гово­рить так нее хорошо?

— Ты хочешь научиться так нее красиво, правильно говорить?

— Если бы мальчик мало занимался, не ста­рался, смог бы он исправить свою речь?


Логопед дает ребенку примерно следую­щие установки:

— Ты сможешь научиться говорить так же правильно (хорошо, красиво), как этот мальчик.


 

— Ты будешь стараться и обязательно нау­чишься красиво, правильно говорить!

— Я уверена, что ты сможешь говорить на­много лучше, чем раньше!


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...