Материал для создания фонематической готовности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Материал для создания психологической готовности к вызыванию звука речи............................................................................................................................... 8 Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям по коррекции недостатков произношения................................................................. 8 Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти...................................................................................................................................... 9 Материал для создания фонематической готовности к вызыванию звука речи................................................................................................................................ 14 Упражнения для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи......................................................... 14 Материал для составления упражнений по вьщелению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков................................................................................ 17 Материал для создания артикуляторной готовности Методические рекомендации к объяснению детям артикуляции звуков речи с помощью сказочных историй............................................................................................................ 20 Объяснение артикуляции звуков с помощью сказочных историй.............................................. 21 Методические рекомендации к использованию карточек для артикуляционных упражнений...................................................................................................... 33 Упражнения для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса на материале правильно произносимых звуков речи................................................................ 35 Приложения..................................................................................................................................................... 39
От автора Уважаемые коллеги! Исправлению недостатков произношения у детей посвящено немалое количество методических пособий, причем большинство из них касается этапа автоматизации звуков (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше, М. Ф. Фомичева, А. И. Богомолова, И. Лопухина и др.)- В то же время цели и содержание начального, пускового, так называемого подготовительного этапа освещены в литературе недостаточно полно. Успешно работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в течение 35 лет, смею утверждать, что от результатов проведения подготовительного этапа зависит успех всей кор-рекционной работы логопеда. Данное пособие рассчитано на дошкольников и младших школьников с различными дефектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонетическое недоразвитие может являться составной частью сложного, или системного, дефекта (общее недоразвитие речи, ал алия, дизартрия, ринолалияипр.). Но и в том и в другом случаях задачи, направления, пути и методы работы на подготовительном этапе во многом совпадают. Во время чтения лекций по данной теме не только студенты, но и опытные специалисты задают немало вопросов. Надеюсь, что ответы на них помогут логопедам в деле эффективной коррекции недостатков звукопроизношения самого различного генеза. Чем различаются понятия «фонетические нарушения» и «дефекты звукопроизношения»? Понятие * фонетические нарушения» более широкое. Под ним следует понимать не только дефекты звукопроизношения, но и недостат- ки так называемого фонационного оформления речи. К последним относятся дефекты голосо-подачи, а также нарушения темпа, тембра, интонирования и внятности речи. Типичными фонационными недостатками у детей являются: • слишком тихий, немодулированный, сдавленный или невыразительный голос;
• скандированное произношение; • наличие носового оттенка; » ускоренный либо замедленный темп речи; • слабо выраженное интонирование; • общая невнятность речи и пр. "Указанные фонационные отклонения особенно часто сопутствуют недостаткам звукопроизношения при сложных речевых аномалиях, таких как дизартрия, алалия, ринолалия, общее недоразвитие речи. Естественно, что коррекция фонетических нарушений у таких детей не может ограничиваться вызыванием и автоматизацией звуков речи. Подготовительная работа в подобных случаях приобретает особую значимость. Какова актуальность проблемы коррекции фонетических нарушений? Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно про-износят звуки родного языка (Т. Б. Филичева, 2002). Причем число дошкольников, имеющих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения—-самая распространенная из всех речевых аномалий. Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только косметическим дефектом, но и серьезным препятствием в овладении чтением и письмом. Кроме того, «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками и т. п. Дефекты фонетической стороны речи могут проявляться у ребенка в разной степени: от неправильного произношения одного звука до искажения 20 — 30 звуков, как правило, сопровождаемого рядом фонационных недостатков. Несмотря на различную степень выраженности того или иного фонетического нарушения, наличие подготовительного этапа в логопедической работе обязательно. С какого возраста молено начинать подготовительную работу к вызыванию звуков речи? Лет 10—15 назад логопедическую работу по устранению недостатков звукопроизношения у детей начинали не ранее 5-летнего возраста. В настоящее время по ряду причин (повышение информированности детей, интенсификации их общего и речевого развития, поступление в школу с 6-летнего возраста и др.) принято считать, что уже к 4 годам фонетические недостатки ребенка перестают быть физиологически обусловленными (возрастными).
В соответствии с последними методическими рекомендациями логопеды в детских поликлиниках и садах начинают заниматься коррекцией недостатков звукопроизношения по достижении ребенком 4-летнего возраста. При норме физического и психического развития для правильного произношения звуков речи у 4-летнего ребенка имеются все необходимые предпосылки: окончательно формируется фонематическое восприятие, достаточно крепнут мышцы артикуляционного аппарата (А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, К. П. Беккер, М. Совак и др.). Нередки случаи, когда в более раннем возрасте, а именно в 3 и даже 2,5 года, анализируя несформированное произношение ребенка, можно с уверенностью предположить, что для его исправления потребуется вмешательство логопеда. Таковыми являются случаи наличия в речи ребенка большого количества межзубных, боковых, носовых звуков, множественные звуковые замены, общая невнятность произношения, дефекты озвончения и пр. В подобных случаях логопедическую работу, характерную для подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений, можно проводить с ребенком, не дожидаясь 4-летнего возраста. При этом упражнения должны быть адаптированы с учетом возраста ребенка. Как отличить патологию звукопроизношения от темпового отставания в речевом развитии? Когда несовершенства звукопроизношения сохраняются у ребенка старше 4 лет, основанием для подобного явления могут быть как стойкий дефект речи, так и временная задержка речевого развития. Отличить патологию звукопроизношения от темпового отставания в речевом развитии трудно, но возможно. При физиологической (возрастной) дислалии чаще всего наблюдаются не искажения, а замещения или пропуски звука. Картина фонетических замен примерно следующая: шипящие звуки (как наиболее труднопроизносимые) заменяются на свистящие, звук р на звуки л, ль, и; пропускаются обычно звуки р, л. При патологии произношения (нарушение, для исправления которого необходима помощь логопеда) мы встречаемся, как правило, с искажением звуков речи либо множественными заменами. При искажениях звуков наиболее типичны боковой, межзубный, носовой сигма-тизм, горловой ротацизм, губной ламбдацизм. Для множественных замен характерно следующее: большинство язычных согласных произносится как звук т (титизм), звонкие согласные звуки оглушаются, переднеязычные согласные звуки произносятся как заднеязычные или, наоборот, наблюдается дефект смягчения и пр.
Каковы задачи и содержание коррекции фонетических нарушений у детей на подготовительном этапе? Задачами подготовительного этапа являются (Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г. В. Чиркина, 1989): * развитие слухового внимания, слуховой • устранение недостаточности развития В задачи подготовительного этапа также входят: формирование точных движений органов артикуляции и направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; развитие фонематического слуха и отработка опорных звуков (М. Ф. Фомичева, 1989). Мы предлагаем несколько расширить задачи, а также углубить и систематизировать содержание подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей. Наш подход ориентирован на детей как с простыми, так и со сложными, трудноустранимыми дефектами речи. Основной задачей подготовительного этапа коррекции фонетических нарушений у детей мы считаем создание готовности к вызыванию звуков речи. Многолетний опыт убеждает, что готовность должна быть не только артикуляторной, фонематической, но и психологической. В соответствии с перечисленными видами готовности к вызыванию звуков речи, мы разделили подготовительный этап на 3 ступени. I. Создание психологической готовности к вызыванию звука речи, которая включает: • наличие мотивации; • наличие интереса к логопедическим занятиям; • способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций; • определенный уровень сформированно-сти слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. II. Создание фонематической готовности к вызыванию звука речи, которая включает: • определенный уровень фонематического восприятия; • способность отличать вызываемый звук от всех несмешиваемых звуков речи (см. пример ниже); • способность отличать вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции; • способность отличать вызываемый звук от его искаженных вариантов.
Пример. Перед вызыванием звука с проверяем фонематическую готовность ребёнка к этому процессу, способность отличать звук с от: • всех несмешиваемых звуков речи (а, о, у, ы, э, м, н, п и пр.); • близких но звучанию и артикуляции (ть, ф, ш, х, хь, сь и пр.); • искаженных вариантов данного звука (с призуб-ного, с межзубного, с бокового, с носового, с губно-зубного и пр.). III. Создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи, которая включает: • представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции; • воспроизведение и удержание (в течение 5 — 7 с) характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции (при необходимости проводится тренировка мышц артикуляционного аппарата); • наличие достаточных речевого дыхания и силы голоса; • четкость дикции: достижение дифферен-цированности движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каж- дого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков). Всегда ли работа на подготовительном этапе охватывает все три предлагаемые ступени? Нет, такая объемная подготовительная работа требуется не всегда. В редких случаях она может ограничиваться констатацией готовности ребёнка к вызыванию звука речи. Если, к примеру, выясняется, что ребенок внимателен, активен и заинтересован, хорошо различает на слух образцы правильного и дефектного произношения в речи взрослого, четко артикулирует сохранные звуки, т. е. признаки психологической, фонематической и артикуляторной готовности налицо, — логопеду имеет смысл сразу же, на первом занятии, приступать к исправлению произношения. Звук при подобных обстоятельствах, как показывает опыт, удается вызывать по подражанию, не прибегая к механической помощи. Однако в большинстве случаев подготовительная работа распространяется на две—три указанные нами ступени. Проиллюстрируем данное положение на примерах. Пример 1. Девочка 4 с половиной лет посещает группу для детей с фонетико-фонемэтическим недоразвитием речи в течение 6 месяцев. У девочки сложная дислалия (нарушение произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков). За полгода регулярного обучения из 10 дефектных звуков исправлен только звук ль. При детальном исследовании причин незначительной результативности коррекционной работы обнаруживается, что у ребенка отсутствует психологическая готовность к коррекционному обучению: снижена мотивация, на занятиях отмечаются двигательное излишество, ухудшение настроения, капризы, плач, неустойчивость внимания и т. п. Пример 2. Мальчик 5 лет имеет сложную дислалию (нарушение произношения свистящих и шипящих звуков: губно-зубной сигматизм). Подвижность органов артикуляции в пределах нормы. В течение 2 месяцев логопеду не удается вызвать у ребенка базовый свистящий звук с. Выявление причин низкой результативности обучения показывает, что у мальчика отсутствует фонематическая готовность к вызыванию звука с. Он недостаточно различает образцы правильного и неправильного произношения в речи взрослого. Пример 3. Мальчик 6 лет имеет стертую форму дизартрии. Из 16 дефектных звуков 13 боковые. При их произношении язык мальчика сжимается по средней линии. За полгода пребывания в логопедической группе ни один из боковых звуков не скорректирован. Причиной низкой результативности обучения является несформированность у ребенка артикуляторной готовности к вызыванию целой группы звуков речи: ть, дъ, й, с, сь, з, зь, ц. Мальчик ие овладел умением удерживать широкий язык в положении вгоркаа, когда боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам, а посередине языка образуется желобок (положение языка, характерное для вызывания перечисленных звуков). Кроме того, мальчик недостаточно хорошо представляет правильную артикуляцию каждого из вызываемых звуков речи. Во всех перечисленных примерах, когда вызывать тот или иной звук речи у ребенка не удавалось, логопеду следовало прекратить эту работу и вернуться к предыдущему — подготовительному — этапу, чтобы обеспечить каждую из готовностей к вызыванию звука: психологическую, фонематическую и артикуляторную. Независимо от объема подготовительной работы без всех трех указанных составляющих невозможно получение четкого, устойчивого, продол житель но го (либо многократно повторяемого) звука речи. Только такой звук считается вызванным окончательно и может в дальнейшем подвергаться автоматизации. В пособии представлена система упражнений для коррекции фонетических нарушений у детей на подготовительном этапе. В соответ- ствии с указанными видами готовности к вызыванию звука речи пособие состоит из 3 частей. Несмотря ыа различия в глубине и системности речевых расстройств у детей в их этиологии и патогенезе коррекция фонетических нарушений на подготовительном этапе имеет общие закономерности. Другими словами, программы логопедической работы по устранению фонетических нарушений при различных речевых аномалиях могут существенно различаться, однако задачи, содержание, методы и приемы коррекции недостатков звукопроизноше-ния для начального (пускового) этапа во многом совпадают. Выражаю надежду, что материалы издания принесут заметную пользу в деле эффективной коррекции фонетических нарушений у детей. Отличник просвещения, логопед высшей квалификации Т. А. Ткаченко Материал для создания психологической готовности к вызыванию звука речи Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса к занятиям по коррекции недостатков произношения Взрослый включает магнитофонную запись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) неправильно произносит звуки в различных словах и предложениях вслед за логопедом. После совместного прослушивания магнитофонной записи взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: — Чьи голоса ты узнал? — Правильно говорит женщина? — Правильно говорит ребенок? — Если мальчик (девочка) будет так говорить в школе, поймут его другие ученики? — Нравитсятебе, как говорит этот ребенок? — Ты правильно говоришь? — Хочешь научиться правильно, красиво говорить? — Надо ли, по-твоему, исправлять такую речь? Логопед дает ребенку примерно следующие установки: — Ты сможешь научиться говорить правильно (хорошо, красиво). — Запомни, для этого надо заниматься, выполнять задания (упражнения). — Тот, кто ленится, никогда не сможет научиться красиво, правильно говорить. — Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить! Взрослый включает видеозапись, на которой другой ребенок (не тот, с которым проводится занятие) разговаривает с логопедом. У ребенка неправильное звукопроизношение, нечеткая дикция, трудно понять, о чем он говорит. После совместного просмотра видеозаписи взрослый предлагает ребенку ответить на следующие вопросы: — Тебе нравится, как говорит этот ребенок? — Такая речь, по-твоему, красива? — Надо этому ребенку исправлять речь? — Если не исправить его речь, что может случиться? — Ты хотел бы, чтобы он научился красиво, правильно говорить? — Кто может ему помочь? — Надо этому ребенку заниматься с логопедом? — Если он не будет стараться, может логопед помочь исправить речь? — Почему каждому ребенку нужно правильно, красиво говорить? Затем логопед показывает видеозапись, где тот нее ребенок после курса занятий с логопедом говорит правильно, четко, красиво. После совместного просмотра взрослый предлагает ребенку ответить на следующие вопросы: — Тебе нравится, как теперь говорит этот ребенок? — Могло такое произойти без труда ребенка? — Что надо делать, чтобы научиться говорить так нее хорошо? — Ты хочешь научиться так нее красиво, правильно говорить? — Если бы мальчик мало занимался, не старался, смог бы он исправить свою речь? Логопед дает ребенку примерно следующие установки: — Ты сможешь научиться говорить так же правильно (хорошо, красиво), как этот мальчик.
— Ты будешь стараться и обязательно научишься красиво, правильно говорить! — Я уверена, что ты сможешь говорить намного лучше, чем раньше!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|