Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти





Ребенок после однократного прослуши­вания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их вы­полнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключа ем ость и достаточный объем слухового внимания.

— Прикрой ладонями глаза.

— Прикрой ладонями уши.

— Подними правое плечо.

— Подними левую руку.

— Согни левую ногу.

— Правой рукой коснись правого плеча.

— Правую ногу подними и отведи в сторону.

— Левой ладонью прикрой правый глаз.

— Правой ладонью прикрой левое ухо.

— Правой рукой возьмись за левый ло­коть.

— Левой рукой возьмись за правую пятку.

— Правую ладонь положи на левое плечо.

— Левую руку вверх, правую на пояс.

— Левую ладонь положи на правое колено.

— Правую руку к плечу, левую вперед.

— Левую руку вытяни вперед, правую вверх.

— Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

— Левую руку на голову, правую па колено.

— Указательным пальцем левой руки кос­нись правого локтя.

— Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.

— Указательным пальцем левой руки до­тронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

Взрослый кладет перед ребенком несколь­ко листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушива­ния ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

— Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

— Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 ку­бика.

— Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

— Нарисуй справа 2 синие палочки, а сле­ва 4 зеленых шарика.

— Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.


 

— Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.

— Б левом верхнем углу нарисуй 3 ма­шинки, а в правом нижнем углу 4 чело­вечков.

— В верхнем правом углу нарисуй 2 крас­ных мяча, а в левом нижнем углу 3 жел­тых цветка.

— В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.

Ребенок после однократного прослушива­ния выполняет задания взрослого.

— Подойди к двери и открой ее.

— Расстегни вторую снизу пуговицу на ру­башке.

— Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.

— Подойди к правому подоконнику, возь­ми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.

— 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеле­ные конфеты положи на красное блюдце.

— Возьми с полки робота с зеленой голо­вой и поставь между грузовиком и га­ражом.

— Возьми из-под кровати две красные ма­шинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.

— Медведя отнеси в спальню и посади воз­ле телевизора, а тигренка отнеси на кух­ню и положи на табурет.

— Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самоле­тик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.

Ребенок слушает описание действий, кото­рые можно выполнить с предметом, а за­тем выбирает его среди окружающих предме­тов или предметов, изображенных на картин­ке. Отгадав загадку-описание, ребенок не толь­ко показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение 1).


— Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уро­нишь, его можно разбить. (Ваза)

— Этот предмет кладут на стол. В него мож­но набрать жидкость. Им можно стук­нуть по столу. Если уронишь, он не ра­зобьется. (Ложка)

— Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, пото­му что он постоянно находится внизу. (Туфелька)

— Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют ча­сто и с удовольствием. (Мяч)

— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо вклю­чать в розетку. (Телевизор)

— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удив­ляемся, иногда пугаемся. Его не вклю­чишь в розетку. (Книга)

— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивля­емся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)

— Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный, телефон)

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложне­ния задания слово «ПРОСЬБА» можно заме­нить близкими по значению и звучанию сло­вами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен толь­ко на ключевое слово «ПРОСЬБА».

— Просьба, подними руки вверх.

— Руки вниз.

— Просьба, руки в стороны.

— Руки вперед.

— Присядь.

— Просьба, встань.

— Попрыгай на одной ноге.

— Просьба, покружись.

— Просьба, похлопай в ладоши.

— Опусти руки.

— Просьба, топни правой ногой.

— А теперь левой.

— Сделай наклоны головой вправо и влево.

— Просьба, присядь.

— Встань!

— Поставь руки на пояс и попрыгай.

— Остановись!


Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрос­лым, только тогда, когда услышит слово-коман­ду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориенти­роваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на на­личие слова-команды (Приложение 2).

— Покажи все зеленые квадраты.

— А где синие треугольники?

— Покажи красный овал.

— А синий прямоугольник?

— Где желтый круг?

— Покажи желтый круг и красный квадрат.

— А где фигуры без углов?

— Покажи все прямоугольники.

— Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

— Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

— А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

— Где 2 большие красные фигуры и 3 зе­леные маленькие?

Ребенок выполняет названные взрослым за­дания только тогда, когда они будут сказа­ны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

— Покружись.

— Повернись ко мне спиной.

— Присядь три раза.

— Поставь руки перед грудью.

— Хлопни в ладоши 4 раза.

— Топни правой ногой 2 раза.

— Подпрыгни 3 раза.

— Поставь руки на пояс и наклонись впе­ред 5 раз.

— Поставь руки за голову.

— Сделай наклоны вправо и влево.

— Попрыгай на одной ноге.

— Правую руку вверх, а левую на пояс.

— Левую руку к плечу, а правую в сторо­ну и пр.

Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жиз­ни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить («не бывает»), ребенок стоит на месте.

— Корова летает.

— Лошадь выступает в цирке.

— Рыба бежит к реке.

— Лягушка громко разговаривает.

— Курица дает молоко.

— Петух кукарекает.

— Муравей тащит бревно.

— Слон залез в нору.

— Лошадь спит в берлоге.

— Воробей чирикает.

— Кукушка ловит кошку.



—Мама моложе дочки. —Папа старше сына.

— Собака ведет мальчика на поводке.

— В холодильнике жарится яичница.

— На плите стоит миска.

— Мальчик учит детей в школе.

— У кошки родились утята.

— Мальчики играют в футбол. —Жираф ударил тигра своим рогом.

Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто и в каком ряду нарисован {Приложение. 3). Взрослый перечис­ляет нарисованных в каждом ряду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправ­ляет неточности и дает правильные ответы.

Вариант игры. Взрослый перечисляет раз­меры каждого животного (неправильные вари­анты даются от имени любого сказочного пер­сонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточ­ности и дает правильные ответы.

— Собака больше лошади.

— Рыба меньше комара, но больше кошки.

— Комар больше лошади и т. д. Вариант игры. Взрослый называет пищу

каждого животного (правильные и неправиль­ные варианты). Ребенок исправляет неточно­сти и дает правильные ответы.

— Собака жует траву.

— Лошадь ест овес.

— Рыба ест кошек.

— Кошка ест рыбу и т. д.

Вариант игры. Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и не­правильные варианты). Ребенок исправляет не­точности и дает правильные ответы.

— Лошадь живет в будке.

— Комар живет в конюшне.

— Рыба спит на диване.

— Крокодил живет в реках Африки.

..- Если сочетания слов, названные взрослым, реальны'(«бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.

— Синий помидор.

— Красное яблоко.

— Сладкая селедка.

— Квадратное яйцо.

— Твердая вода.

— Металлическая тарелка.

— Тяжелая сковородка.

— Пластмассовая кастрюля.

— Бумажная сковородка.

— Красный банан.

— Шоколадный медведь.

— Высокий жираф.

— Жидкая сосулька.

— Полосатый котенок.


 

— Мягкий утюг.

— Холодный суп.

— Глубокая лужа.

— Горячее мороженое.

— Соленый компот.

— Мелкая тарелка.

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также поря­док называния предметов с опорой на их изо­бражения (Приложение 4).

1. а Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик* в это время мирно

плавал в океане. б Ялик ползал по поляне, Ежик лаял на диване, Ну а пудель в это время мирно

плавал в океане. в Ялик лаял на диване, Пудель ползал на поляне, Ну а ежик в это время мирно

плавал в океане.

2. а Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке, Далматин же в это время громко

лаял у соседки. б Воробей дремал в беседке, Далматин сидел на ветке, Старичок же в это время громко

лаял у соседки. в Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке, Воробей же в это время громко

лаял у соседки.

Ребенок слушает каждую рифмовку и исправ­ляет несоответствия в порядке называния предметов с опорой на их изображения. Показывать предметы, изображенные на картинке, ребенку следует только в том порядке, в котором они пе­речислены в рифмовке {Приложение 5).

1. Есть у Петеньки-Петюшки В доме разные игрушки: Робот, самолет, лиса. Грузовик без колеса.

2. С рынка Танечка пришла, В двух пакетах принесла: Апельсины, дыню, сыр. Ананас, морковь, кефир.

* Взрослый поясняет ребенку, что ялик — это ши­рокая лодка с веслами. ** Взрослый поясняет ребенку, что далматин — это собака определенной породы.



3. Тянет скатерть пес за край. Мама! С пола собирай: Ластик, ручку, две конфеты, карандаш, лимон, котлеты.

4. В зимний холод нам нужны: Свитер, теплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги. Куртка, варежки, носки.

Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет малень­кий объект, ребенок соединяет ладони вме­сте. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.

 

Муравей Компьютер
Птица Кухня
Слон Мел
Бегемот Ластик
Булавка Иголка
Комната Шкаф
Капля Пуговица
Божья коровка Конфета
Дом Дверь
Гусеница Кнопка
Муха Озеро
Ванна Изюм
Бассейн Море
Пчела Гараж
Монета И т. д.
Абрикос Кокос Ананас Контрабас Креветки Ветки Салат Халат Супчик Чубчик

Ребенок внимательно слушает название объ­екта. Если взрослый называет то, что мож­но есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко на­клоняет голову вперед, а руки прячет за спину.

Мороженое

Пирожное

Сосулька

Рисунок

Бобы

Грибы

Крабы

Трубы

Курица

Улица

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию сло­ва). Ребенок вслед за взрослым повторяет назва­ние только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.

— Картошка. Ложка. Окрошка.

— Апельсин. Блин. Мандарин.

— Конфета. Котлета. Ракета.

— Миска. Сосиска, Ириска.

— Банан. Диван. Барабан.

— Мёд. Компот. Плот.

— Лимон. Вагон. Бульон.


 

— Сало. Залы. Хала.

— Пироги. Сапоги. Утюги.

— Калач. Кулич. Циркач.

— Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

— Пирожок. Творожок. Горшок.

— Пломбир. Кефир. Сыр.

— Суп. Зуб. Дуб.

— Салат. Халат. Мармелад.

— Жакет. Букет. Пакет.

— Кабачок. Крючок. Значок.

— Ананас. Квас. Контрабас.

— Торты. Шорты. Корты.

— Солянка. Полянка. Склянка.

— Булочка. Будочка. Дудочка.

Ребенок внимательно слушает и отгады­вает загадки-обманки, выбирая картин­ку-отгадку {Приложение 6). Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмов­ке взрослый предлагает для усложнения, про­износя его с вопросительной интонацией.

Под землею не размокла Вся оранжевая... {свекла?)

Когда последний луч потух

В лесу завыл большой... {петух?)

Он зовется «царь зверей», Потому что... {соловей?)

В огороде до сих пор Под землею... {помидор?)

Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий... {конь?)

Покраснел он, наконец, Круглый мягкий... {огурец?)

Друга лучше не найдешь, Лает громко верный... {еж?)

Над трубою дым и пар,

Мчит по рельсам... {самовар?)

Ребенок смотрит на сюжетную картин­ку {Приложения 7, 8) и определяет, отно­сится ли к ее содержанию каждое услышанное предложение.

Приложение 7:

1. Среди обезьян есть очень маленькие, размером с нашу ладонь.

2. Мальчик пришел в зоопарк с мамой.

3. Обезьяны легко прыгают с дерева на де­рево.

4. Мальчик любит мороженое в вафельном стаканчике.

5. Посетители зоопарка с улыбкой смотрят на мальчика.

6. Некоторые обезьяны имеют длинные хво­сты.



7. Обезьяна удивленно смотрит на маль­чика.

8. Мальчик дразнит обезьяну.

9. Детеныш обезьяны прижался к ней и ис­пуганно смотрят на мальчика.

 

10. Обезьяны устраивают свое жилище на дереве.

11. Больше всего похожи на людей челове­кообразные обезьяны.

12. Обезьяны живут в Африке и Южной Америке.

13. Больше всего посетителей было на пло­щадке молодняка.

14. Клетка с обезьянами была светлой и про­сторной.

15. Мама мальчика подошла к нему и тихо сказала что-то на ухо.

Приложение 8:

1. Сережа жил на пятом этаже кирпично­го дома.


 

2. Первый раз Сережа съехал с горы на ле­дянке, а второй раз решил съехать на ногах.

3. Сережина мама работала в зоомага­зине.

4. Дети залили во дворе горку.

5. Дети взяли лыжи и стали кататься во­круг домов.

6. Бабушка связала Лене варежки и шарф.

7. Сережа покачнулся и упал на ледяную дорожку.

8. Снег во дворе потемнел, кое-где видне­лись проталины и первая травка.

9. Девочка, ехавшая позади Сережи, тоже упала на лед.

 

10. Мальчик любил кататься с горки на но­гах.

11. У Сережи была собака Снежок.

12. Во дворе была большая песочница.

13. Посреди ледяной дорожки валялись чьи-то варежки.


Материал для создания фонематической готовности к вызыванию звука речи

Упражнения для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи


Ребенок внимательно слушает незакончен­ную рифмовку. Он должен, добиваясь риф­мы в стихотворении, назвать последнее слово, вы­брав его из трех предложенных вариантов. При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах. Олова, подходящие по рифме, которые в ходе выбора называет либо повторяет ребе­нок, содержат только звуки раннего онтогене­за. Труднопроизносимые звуки в этих словах не встречаются.

Съел Сережа на обед Целых пять больших...

(сосисок, блинов, котлет)

Раскрывает Жаба рот, Громко песенку...

(кричит, поет, квакает)

Мне, Наташа, очень жаль, Что твой пес умчался...

(далеко, вдаль, прочь)

По дороге, в тучах пыли Пронеслись...

(мотоциклы, кони, автомобили)

Смотрит слон — дорожный знак, Не поймет его...

(совсем, никак, ничуть)

Стала Выпь с утра вопить: — Есть хочу! Хочу я...

(пить, танцевать, учиться)

На мяч набросился щенок. Схватил его и...

(наутек, убежал, разгрыз)


Курица кричит: «Бегу Перья гладить к...»

(утке, утюгу, подруге)

Стали громко петь Еноты Даже разучили...

(слова, ноты, стихи)

Приготовлены постели Для Ежей у старой...

(ели, липы, сосны)

Топором рублю дрова Трах полено! Стало...

(три, два, пять)

Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на...

(Бармалея, папу. Боярского)

Подвернула я панаму Чтоб похожей стать на... (маму, артистку, топ модель)

И птице, и рептилии Обидно без...

(фамилии, паспорта, квартиры)

И встарь, и в наши времена Имеют люди...

(документы, имена, оружие)

Эй, любезная Ворона! Отойдите от...

(самолета, вагона, автомобиля)

В дальний путь берет верблюд Два горба готовых...

(завтраков, блюд, обедов)



Вслед за взрослым ребенок повторяет со­четания гласных звуков, четко их арти­кулируя.

— АУИО

— ИАУО

— УИОА

— ИЫОУ

— ЫОУИ

— ОАУИ

— ЭОУИА

— УЭОАЫ

— АЭУИО и т. п.

Вслед за взрослым ребенок повторяет це­почки слогов с легко произносимыми со­гласными звуками.

 

ТУ- -КА- -по

КУ- -ты- -ПА

вы- -КА- -ТУ

хо- -НУ- -МЫ

ТУ- -БА- -ДО

ФЫ — МУ —ко

КУ- -ПА- -Ф0- -мы

МУ- -до- -НА- -ты

ДУ- -ХА- -мы- -ко

но- -ГУ- -ХА- БЫ

ПА- -ду- -БЫ- -МО

— НА —БО —МЫ —КУ

Вслед за взрослым ребенок повторяет це­почки слогов с оппозиционными по звон­кости — глухости, легко произносимыми соглас-

 

ными звуками.  
— ПА —Б0- -пы
— ГО —КУ- -ГА
— БУ — ПА- -БО
— ТО —ДУ- -ТЫ
— КУ —ГА- -КО
— ФО —БУ- -ФЫ
— ДЫ —ТУ- -ДО
— ВУ — ФЫ — ВА

Вслед за взрослым ребенок повторяет це­почки слогов со стечением легко произно­симых согласных звуков.

— ПТА —ПТО —ПТУ —ПТЫ

— ТКА —ТКО —ТКУ —ТКЫ

— ТМА —ТМО —ТМУ —ТМЫ

— ПНА —ПНО —ПНУ —ПНВ1

— ТФА —ТФО —ФТУ —ФТЫ

— ФКА —ФКО —КФУ —КФЫ

— МНА — МНО — НМУ — НМВ1

— ХТА —ХТО —ТХУ —ТХЫ

— КНУ —КНО —НКЫ —НКА

— ГДУ —ДГА —ГДЫ —ДГО

Ребенок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его


«правильным», похожим по звуковому составу. (Приложение 9). Слова, которые называет ребе­нок, содержат только легко произносимые зву­ки раннего отногенеза. Трудно произносимые звуки в этих словах не встречаются.

Мы скатаем снежный ком

И построим куклам ТОМ. (ДОМ)

Говорит сосед — чудак:

Вырос в поле красный РАК. (МАК).

Отругала мама зайку:

Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)

Ребенок внимательно слушает рифмов­ки-перепутанки и заменяет перепутан­ные слова.

Два танкиста едут в... БАНКЕ. Деньги сохранились в... ТАНКЕ.

Жаркий наступил... ПЕНЕК. Маша села на... ДЕНЕК.

У Тани голубые...ЛАПКИ. Когтистые у кошки... ТАПКИ.

Заверну железный... БИНТ. И куплю в аптеке... БИНТ.

От конфет остались... БАНТИКИ. Завяжу на платье... ФАНТИКИ.

Полозку рядом с печкой... КОЛЕНО. И помажу зеленкой... ПОЛЕНО.

Я посуду мою... в КОЙКЕ. Вечером читаю... в МОЙКЕ.

Идут солдаты в прочных... МАСКАХ. А все на карнавале... в КАСКАХ.

Попал в тарелку черный... ГОЛОС. Но тут раздался громкий... ВОЛОС.

Съел я овощной... ХАЛАТ. А потом надел... САЛАТ.

Ребенок внимательно слушает незакон­ченную рифмовку и добавляет подходя­щее слово, выбрав его среди названий карти­нок (Приложение 10). Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу.

1. БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ Я тебе задачу дам Все расставить по местам. В кассе я куплю... И отправлюсь на... У меня с собой... В нем лежит большой...



БУТОН — БАТОН — ПИТОН — БЕТОН

Я тебе задачу дам

Все расетавитв по местам.

В булочной куплю...

В зоопарке жил...

Распускается...

Нужен для дорог...

КАТОК — ПОТОК — МОТОК — ВЕНОК

Я тебе задачу дам

Все расетавитв по местам.

Что стащил игривый кот?...

Таня девочкам плетет?...

С гор спускается, течет?...

Что за скользкий, ровный лед?...

Вслед за взрослым ребенок произносит на­звание всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия ко­торых звучат похоже (Приложение 11).


Винт — бинт — бант Утка — дудка — будка

2. Дата — вата — хата — мята

Отметка —-пипетка — конфетка — котлетка Калина — малина — Полина — Алина Мойка — майка —- койка — байка Ветка — клетка —- утка — дудка Аня — Маня — Ваня — Таня Гамаки — пеньки — венки — пауки Паук — индюк — венок — моток Маяк — бублик — лютик — веник Танки —- тапки — санки — банки Накидка — монетка — минутка — будка Падать — кидать — копать — ковать Вагон — лимон — батон — бетон Капкан — фонтан — баян — диван Том — дом — гном — бом Там — дам — вам — нам Клеенка — полянка — коленка — малинка


 


ПОЛЕНО — КОЛЕНО ОТМЕТКА— КОНФЕТКА БАТОН —ЛИМОН УТКА —ДУДКА БУКЕТ —ПАКЕТ

I,- Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от осталь­ных.


Ребенок самостоятельно называет три кар­тинки в ряду, добиваясь того, чтобы все три

слова были максимально похожи по звучанию

(Приложение 12).

Майка — гайка — лайка.

Вагон — лимон — батон.

Каток — венок — моток.

Сом — ком — дом.

Отметка — пипетка — конфетка.


 


ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА ТАНЯ -- ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ

Вслед за взрослым ребенок произносит но 3—4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизве­дения. При повторении слов, близких по зву­ковому составу, логопед обращает внимание на громкость и четкость речи ребенка. Такой под­ход способствует созданию не только фонемати­ческой, но и артикуляторной готовности к вы­зыванию звуков.

1. Ком — дом —том

Пакет — макет -— букет Буквы — клюква — тыква Банан — диван — капкан Пипетка — ветка — клетка Окно -— кино — давно Удод — капот — компот Минута — монета — конфета Бетон — батон — бутон


Ребенок слушает каждое произнесенное взрослым слово. Затем повторяет его и по­казывает ряд предметов, названия которых со­ответствуют по звучанию услышанному сло­ву (используются картинки Приложения 12).

САЙКА ЗНАТОК БЕТОН ТОМ МОНЕТКА

ЗАЙКА

БУТОН

ПОТОК

ГНОМ

КОТЛЕТКА

Ребенок внимательно слушает незакончен­ную рифмовку. Он должен самостоятель­но подобрать картинку (Приложение 13) и на­звать последнее слово так, чтобы оно рифмова­лось с выделенным словом.

На полянке обезьяны Начинают есть... (бананы)

Я для птичек на балкон Вынес булку и... (батон)

Распевает соловей

Свой мотив среди... (ветвей)

И про солнце, и про май Распевает... (попугай)



Под окном растет жасмин, Очень жаль, что он... (один)

Дерево с большим дуплом. Белка здесь устроит... (дом)

Я для мамы два букета Вынимаю из... (пакета)

Сам себе построил дом Бородатый, добрый... (гном)

В теплой солнечной долине Поспевают быстро... (дыни)

Расшалились тараканы Заползают под... (диваны)

По полям, лесам, болотам Мы шагаем к... (бегемотам)

Воробей летит к нам с неба, Видно, просит корку... (хлеба)

Вслед за взрослым ребенок точно повто­ряет рифмонки-трудноговорки. Звуки, из которых состоят все слова рифмовок, легко-произносимые (так называемые звуки раннего онтогенеза). Они, как правило, произносятся детьми правильно, но недостаточно отчетливо. Трудность воспроизведения рифмовок заклю­чается для ребенка не в звуках, а в различных комбинациях слов, подобных, близких по зву­ковому составу. Несмотря на трудности фоне­матического восприятия рифмовок при опре­деленной тренировке ребенок сможет воспро­извести их фонетически точно даже при слож­ной патологии звук о произношения.

Если при повторении рифмовок-трудного-ворок логопед дополнительно обратит внима­ние на громкость и четкость речи ребенка, та­кое упражнение будет способствовать созданию не только фонематической, но и артикулятор-ной готовности к вызыванию звуков.

• Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

• Битком набиты кибитки Никиты.


 

• В доме енота вновь ходит кто-то. Вновь ходит кто-то в доме енота.

• Вика видит Нику, Ника видит Вику.

• Вова Панин бывает в бане. Вновь в бане Вова Панин.

• Дед Демид на Димку глядит. На Димку глядит дед Демид.

• Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.

• Дядя Тихон ходит тихо. Тихо ходит дядя Тихон.

• Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.

• Купи-ка вмиг кипу пик. Ника, кипу пик купи-ка.

• На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.

• Наука не мука. Но пет муки — нет и на­уки!

• На мели мы видели налима. А налим, видно, глядит мимо.

• Дед Михай, папахой не махай! Папахой не махай, мух не пугай!

• Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.

• Намылили Ваню в бане, намыли Маню в ванне.

• От тополя, от тополя много пуха по полю.

• Одна беда не бедна, а и бедна так одна.

• Мы дали дыню Дане. Отдай, Даня, дыню Тане.

• Вдаль от топота копыт пыль по полю по­летит. Пыль по полю полетит вдаль от топота копыт.

• Пете дали пятак на табак. Нет ни пята­ка, ни табака.

• Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.

• Попугай, попугай, ты меня не пугай. Ты, попугай, кота напугай!

• Пять утят, пять опят, у Вити утята, у Пети опята.

• У Бобы были бобы, у бабы были дубы.

• Утоп Потап в пальто до пят. В пальто до пят утоп Потап.


Материал для составления упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков


С целью повышения уровня фонематиче­ского восприятия необходимо развивать у де­тей способность отличать вызываемый звук от прочих звуков речи (Р. Е. Левина, 1968). Опыт свидетельствует, что для создания фонематиче­ской готовности к вызыванию звука (например, ш) его следует стойко выделять среди звуков:

• далеких по артикуляции и звучанию (а, у, о, и, б, ж)


 

• близких по артикуляции и звучанию (ф, т, х, с, ц, ч, щ).

• вариантов искаженного произношения межзубного, ш бокового, ш носово­го, ш губно-зубного).

В ходе упражнений воспрятие фонем за­остряется вплоть до различения их тончай­ших нюансов. Более легким вариантом явля­ется реакция ребенка на звук, правильно или


 


.-Ш02



неправильно произносимый взрослым в нача­ле слов (санки, фанки, шапки, ханки). Более сложный вариант — выделение определенного звука в ряду прочих звуков речи. Выделение определенного звука в ряду других звуков, даже близких по звучанию и артикуляции, не является дифференциацией на слух. Под диф­ференциацией на слух понимается реакция ре­бенка на пару звуков. Этап дифференциации


звуков проводится после автоматизации пары звуков, в случаях их смешения в произноше­нии. В данном случае ребенок выделяет толь­ко тот звук, который логопеду предстоит вы­зывать.

Проведению упражнений по созданию у де­тей фонематической готовности к вызыванию определенного звука речи помогут таблица для составления упражнений и их примеры.


 



 



 


 


Примеры упражнений для выделения на слух вызывае­мого звука ЛЬ среди прочих звуков речи {в потоке или начале слов) *

1. Ребенок внимательно слушает звук
ль который взрослый произносит длитель­
но, многократно, громко, с четкой артикуля­
цией. Затем взрослый предлагает ребенку под­
нять правую руку вверх, когда он услышит этот
звук, а на другие звуки не реагировать. Логопед
может воспроизводить любые искажения зву­
ка ль: его боковой, межзубный вариант и пр.
Важно, чтобы в длинном звуковом ряду ребе­
нок уверенно реагировал на каждое правиль­
ное произнесение взрослым звука ль.

ЛЬ

Примерный звуковой ряд:

— М —Н—ЛЬ—А—У —О—ЛЬ—В—3—ЛЬ — ВЬ—МЬ—ЛЬ —X—НЬ —БЬ —ЗЬ и пр.

2. Ребенок смотрит на картинку с изобра­
жением ЛЕНТЫ или ЛИМОНА и внимательно
слушает ее название, произносимое взрослым.
Если картинка будет названа верно, ребенку сле-


дует сказать да, неверно — нет. Таким же обра­зом ребенок реагирует на произношение взрос­лым других слов со звуком ль в начале.

ЛЕНТА

Примерный ряд произносимых взрослым слов:

ента, вента, лента, лэнта, рента, рэнта, лента, жента, нента, лента, жента, дента, гепта, лента, йента и пр.

ЛИМОН

Примерный ряд произносимых взрослым слов:

цмон, лимон, вимон, зимон, лимон, химон, римон, жимон, лимон, штмон, лимон, этимон, димон, лимон, ттгимон, гимон, лимон и пр.

Улавливать неточность произнесения зву­ка ребенку помогает прочное знание его артику­ляции. Упражнения по выделению на слух вы­зываемого звука речи среди других звуков про­должаются до выработки стойкой, четкой реак­ции ребенка на каждый случай правильного его употребления.


* Используя таблицу, логопед со став л лет аналогичные упразднения для выделения на слух любого вызываемого звука среди всех указанных звуков речи.

3*


Методические рекомендации к объяснению детям артикуляции звуков речи с помощью сказочных историй


Прежде чем вызвать у ребенка требуемый звук речи, следует объяснить его артикуляцию. Поясним это на примере.

Для правильного произнесения звука с ре­бенку следует выполнить следующие артикуля­ционные движения:

спинка языка выгибается вверх;

боковые края языка примыкают к верх­ним коренным зубам.;

посередине языка образуется желобок;

зубы сближаются на расстояние около 2 мм;

губы принимают положение, характер­ное для следующего гласного звука;

кончик языка упирается в нижние резцы;

сильная струя, выдыхаемого воздуха на­правляется по желобку на спинке и кон­чике языка к нижним резцам.

Для получения чистого устойчивого зву­ка недостаточно единичного выполнения по­добных движений. Дошкольнику важно четко представлять и легко воспроизводить эти арти­куляционные движения и позы, чтобы созна­тельно контролировать их правильность. Это особенно важно в период вызывания и первич­ного закрепления звука.

Очевидно, что усвоение столь непривычно­го и объемного набора сведений затруднитель­но для ребенка. Подобная информация ему не слишком интересна. Б то же время без знаний о правильном артикулировании звука нельзя исправить недостатки его произношения.

Опыт показывает, что артикуляцию вызы­ваемых звуков речи лучше всего объяснять де­тям при помощи близких и понятных им ска-


зочных образов. Использование сказочных исто­рий для объяснения артикуляции основных со­гласных звуков речи усиливает интерес детей к логопедическим занятиям, вызывает у них яркую эмоциональную реакцию, способствует совершенствованию фонематических представ­лений, позволяет осознанно и, следовательно, более точно артикулировать звуки речи, сокра­щает сроки коррекции недостатков звукопро-изношения.

Конфликтный характер предлагаемых сказок, безусловно, вызовет интерес к ним у лю­бого ребенка. Главным героем сказочных исто­рий является Ветерок (выдыхаемый воздух). Это не случайно. Именно воздушная струя вы­полняет основную роль в образовании звуков речи, попадая в ротовую полость и затем пре­одолевая здесь разнообразные преграды в виде смычек и щелей. Эти смычки и щели образуют­ся посредством приближения подвижных орга­нов артикуляции (языка, нижней челюсти, губ) к неподвиягаым (зубам, твердому нёбу).

Самыми активными органами артикуля­ции являются язык и губы. Еще одну прегра­ду при движении воздуха в ротовой полости создают зубы. Именно поэтому противниками Ветерка в сказках выступают стражники ска­зочной пещеры (ротовой полости), Губы, Язык и Зубы.

Каждая из сказочных историй в игровой форме объясняет детям артикуляцию определен­ного звука речи. Такой подход существенно по­вышает результативность коррекции недостатков звукопроизношения удетей, так как позиция ор­ганов артикуляции, уточняемая с помощью ска-



зочиых образов, ярче воспринимается детьми, легче запоминается и быстрее воспроизводится.

Если сразу после уточнения описанных в сказке артикуляционных движений ребенок самостоятельно и точно их повторяет, можно говорить об артикуляционной готовности к вы­зыванию определенного звука речи, причем та­кая готовность окажется не сиюминутной, слу­чайной, а осознанной, что особенно валено при коррекционном обучении.

Исправлением дефектов звукопройзноше­ния у детей должны заниматься специалисты-логопеды. Только профессионал может уловить все нюансы искажения звука, а затем четко, кратко, понятно объяснить суть исправления неточности. Б то же время подготовительную работу: проведение артикуляционной гимна­стики, а также объяснение детям артикуляции определенных звуков речи в доступной форме могут осуществлять взрослые, находящиеся ря­дом с ребенком и, как правило, не имеющие спе­циальной подготовки (воспитатели и родители). Закрепление в домашних условиях занятий лого­педа существенно ускоряет появление в речи ре­бенка чистых, четких звуков взамен дефектных.

С помощью сказок можно объяснять детям артикулирование не только труднопроизноси­мых звуков (свистящих, шипящих, сонорных) речи, которые чаще всего подвергаются искаже­нию, но и некоторых ле.гкопроигносимых зву­ков (ж, н,в,ф и др.). Именно эти звуки, так на­зываемые звуки раннего онтогенеза, зачастую произносятся дошкольниками правильно, по недостаточно отчетливо. Особенно это касает­ся детей, имеющих общее недоразвитие речи, страдающих алалией, афазией, дизартрией, ри-нолалией, а также нарушениями интеллекту­ального развития.


Всего в пособии 20 сказочных историй об основных изучаемых с детьми на логопедиче­ских занятиях в детском саду согласных зву­ках речи.

Изучать истории следует по одной на заня­тии, не более, в определенной последовательно­сти по мере нарастания сложности произноше­ния соответствующих звуков (именно так рас-пололсены все тексты в пособии).

Для занятий потребуется зеркало, в кото­ром о<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...