Русская школа рисунка. История развития рисунка как учебной дисциплины
Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Уже в XI веке книжная графика и миниатюра достигают очень высокой степени развития («Остромирово Евангелие», 1056—1057; «Изборник Святослава», 1073, и др.). Почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки и рисованные заглавные буквы. Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком, который помогал вырабатывать каллиграфический почерк. Нет сомнения, что рисование преподавали в монастырских школах, как мужских, так и женских. Для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке рисовали главным образом пером, инструментом, требующим особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился главным образом на копировании образцов. Самостоятельного значения рисунок еще не имел, ему отводилась лишь техническая роль. Для обеспечения правильной учебной работы составлялись сборники правил и законов изображения. Наиболее древним из сохранившихся до наших дней учебных руководств признается «Иерусалимская рукопись» (1566) под названием «Ерминия», автор которой неизвестен. Автор упомянутой «Иерусалимской рукописи» делает ряд отступлений от византийских и греческих канонов, приближая пропорции человеческой фигуры к русскому национальному типу. Он пишет: «Ученик! Когда ты хочешь делать рисунок человека, то сперва раздели место для него на семь ровней, или голов, и первый ровень раздели на четыре части. В первой нарисуй волосы, во второй чело, в третьей нос, в четвертой бороду. Потом возьми половину меры носа и начерти один глаз в ширшей части лица, зрачок же ставь не в середине глаза, но немного поближе к уху; после сего циркулем возьми меру носа и, уставив один конец циркуля в зрачок большого глаза, поведи его на противоположную часть лица, и тут означь другой зрачок, и округли другой глаз в суженной части лица, но сделай его немного круглее и меньше первого глаза, да и немного ниже» (Подробнее см.: Лифшиц М. А. и Рейнгарт Л. Я. Кризис безобразия. М., 1968; Кеменов В. С. Против абстракционизма в спорах о реализме. Л., 1969; Лебедев А. К. К спорам об абстракционизме в искусстве. М., 1970; Коршунов А. М. Теория отражения и творчество. М„ 1971; Ленгинас Шепетис. От жизни —в ничто. М., 1972; Недошивин Г. Н. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М., 1972; Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М., 1972).
Другая рукопись, составленная иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнаграфиотом (1701—1733) под названием «Ерминия, или Наставления в живописном искусстве», в некоторых положениях перекликается с канонами античности и Возрождения; Например, автор «Ерминии...» пишет: «Раздели первую часть (голову.— Н. Р.) на три: лоб, нос и борода, волосы делай сверх меры, длиною соразмерно носу. Пространство между бородою и носом также дели на три части: подбородок — две части, рот — одна, а горло равно носу» Для изучения особенностей иконописного рисунка, а также для копирования образцов составлялись специальные альбомы-тетради подлинников, которые по существу были методическими пособиями по рисунку в помощь ученикам. Примером такого учебного пособия может служить альбом Антониева-Сийского монастыря, составленный в XVII веке художником монахом Никодимом. Строгой методики обучения рисованию в иконописных мастерских не было, так как рисунок еще не выделился в самостоятельную учебную дисциплину. Кроме того, не было и обучения рисованию с натуры, а копировальный метод не требовал особой методики работы с учениками. Впервые рисование как общеобразовательный предмет появляется в начале XVIII века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и умений, которые можно применить в любой профессии. Так, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов Морской академии. С 1716 года рисованием стали заниматься учащиеся хирургической школы при Санкт-Петербургском военном госпитале. В 1721 году рисование вводится в число учебных предметов в Карповской школе Феофана Прокоповича. В 1724 году в Российской Академии наук наряду с прочими науками преподавали «знатнейшие художества» и студенты академии, «буде охота есть», могли заниматься рисованием. Постепенно рисование как общеобразовательный предмет вводится все шире: с 1732 года оно преподается в Кадетском корпусе, с 1747 — в гимназии при Академии наук, с 1764 — в Институте благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре.
Все эти учебные заведения не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремились приблизить рисование к задачам художественного обучения. Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те могли их использовать в самых различных случаях, обучали рисованию в общеобразовательных целях. В 1735 году был издан на немецком и одновременно на русском языке учебник по рисованию И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Обучение по системе Прейслера начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объемных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, затем головы и, наконец, всей человеческой фигуры. Как и большинство художников-педагогов, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию и рисование с натуры. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. При этом применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы, а также анатомии. Следует заметить, что первые учителя-иностранцы просто заставляли своих учеников копировать рисунки из книги Прейслера. Это дало повод историкам искусства назвать метод Прейслера «копировальным». Сам же Прейслер не рекомендует копировать свои рисунки. Наоборот, в двух книгах он говорит о рисовании с натуры, о необходимости изучения анатомии, об использовании этих знаний при рисовании живой модели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|