Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выразительные средства рисунка




Благодаря рисунку, мысль, наблюдения фиксируются на бумаге с помощью выразительных средств: линии, точки, пятна. Рисунок выявляет отношение художника к изображаемому. Почерк художника отражает его душевное состояние.

В работах от руки точку понимают как «минимальное» прикосновение инструмента (пера, карандаша, кисти) к поверхности бумаги.

В. Кандинский предлагал точки различного начертания (рис. 1), многие из его точек похожи на следы, которые в пунктирной гравюре оставляют на металле пуансоны. Смысл точек различной конфигурации в фактурном разнообразии получаемых поверхностей.

Рис. 1. В. Кандинский. Точки.

 

Граница между точкой и пятном трудноуловима.

Точка перед нами или пятно - определяется по отношению их величины к величине формата. Точка в рисунке и станковой гравюре может использоваться для создания фактурного фона.

Но точка, конечно же, уступает своим производным – линии и штриху. Одна точка относительно неподвижна, по крайней мере, активного движения она не выражает. Линия же –динамичное средство, продвижение от точки к точке и, следовательно, линия есть след, траектория движения точки.

Линия - главное выразительное средство, рисунка. При равноценности для изобразительного языка всех его выразительных средств (в целом линия, штрих и пятно как производные точки одинаково важны), мы можем говорить об исключительном значении линии, она гораздо более мобильна и универсальна в решении задач графического изображения, чем остальные элементы.

Линия - (от лат. Linеа), общая часть двух смежных областей поверхности.

Одна из основных задач линии - это очерчивание, определение границ формы, отделение изображения предмета от окружающего его зрительного пространства. Протяженность линии может быть любой, функции разнообразны - не только контурное очерчивание, в линеарном рисунке мастер может в какой-то степени передать и объем, и пространство, и движение, и цвет.

По характеру начертания мы различаем линии прямые, кривые, ломаные, зигзагообразные, петельные и комбинированные. Также линии можно различать по направлению: горизонтальные, вертикальные и наклонные (частный случай - диагональные).

Мы по-разному воспринимаем прямую вертикальную и прямую горизонтальную, волнистую и ломанную. Разные линии вызывают разные ассоциации, ощущения, т.е. линии, в зависимости от их пластического характера и направления, несут эмоционально-образную нагрузку, по-разному воздействуя на зрителя:

§ прямые горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и вызывают у зрителя чувство устойчивости и покоя;

§ прямые вертикальные линии, как мачты и деревья, стремятся вверх, они динамичны, придают композиции торжественность и стройность;

§ прямые наклонные линии вызывают ощущение скольжения, неустойчивости, движения, с увеличением угла наклона эти ощущения усиливаются;

§ ломаная линия напряжена и агрессивна, а зигзаг - молниеносен.

Роль линейных изображений в истории искусства велика и значительна. Но осознание самоценности линии, понимание ее значения, теоретическое его обоснование произошло лишь на рубеже XIX-XX веков вместе с признанием графики как самостоятельного вида изобразительного искусства. Хотя следует отметить, что уже в 1753 году английский художник У. Хогарт в своей книге «Анализ красоты» делал обзор линий в работах известных художников. Больше всего уделено было внимания волнообразной линии - «линии красоты». С этого момента начинает формироваться теория графики, в которой линия, ее специфика и возможности занимают значительное место.

Мы уже говорили о разнообразных возможностях линии, но линия также способна выполнять несколько функций одновременно: ограничивая форму, линия может определять основные пропорции, выявлять характер формы, передавать движение и пластические качества формы.

В изобразительной практике особого внимания заслуживают линии воображаемые - вспомогательные линии построения изображения: оси и линии обрубовки, структурные линии композиционных схем, линии построения теней и отражений. Их нет в природе, они являются продуктом человеческого мышления, переосмысления определенных закономерностей реального мира. Но когда мы вычерчиваем их на вполне материальном листе бумаги, они являются вспомогательными, т.к. помогают нам строить изображение.

Вопросы для контроля знаний:

1. Рисунок – как вид графики.

2. Назначение и функции рисунка.

3. Рисунок – как учебная дисциплина.

4. Цель и задачи учебного рисунка.

 

 

ТЕМА №2: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО РИСУНКА.

ВОПРОСЫ:

1. История развития рисунка в первобытном обществе, на ранних этапах развития искусства.

2. Методы обучения рисованию в древнем Египте, Греции, Риме.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...