Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория теней и тональные отношения в рисунке




Безлунной ночью в темноте видны черные силуэты домов и деревьев и не различимы их объемность и пространственное размещение. Это происходит от недостатка света. При ярком равномерном освещении со всех сторон многими источниками света предметы также кажутся плоскими. Так, на сцене театра при сильном равномерном освещении на фигурах актеров и на всех предметах отсутствуют тени, благодаря чему зрительно нет различия между нарисованными декорациями и объемами. Если же сцена освещена только боковыми лучами софита, то в первую очередь воспринимается пластика фигур и объемность бутафории. Контрастность светотени выявляет форму, поэтому четко видны складки одежд и драпировок.

В туманные дни на плоскости земли почти незаметны те небольшие неровности почвы, которые образуют контрасты светлого и темного при ярком освещении косыми лучами заходящего солнца. При рассеянном освещении в туманный или облачный день нет заметных теней, так как световые лучи исходят не из одной точки, а от всей поверхности неба.

Распределение светотени на изображаемых предметах дает возможность судить об их форме и помогает передать пространственную глубину в рисунках.

При изображении светотени следует учитывать, что существует два вида освещения: естественное (свет солнца и луны) и искусственное (свет костра, лампы, свечи и т. п.).

Элементы Светотени. Рассмотрим, как распределяется светотень на изображаемых объектах. Световые лучи расходятся от источника света во все стороны. Попадая на непрозрачные предметы, они освещают обращенные к нему части, оставляя противоположные в тени, таким образом на поверхности есть условная область «света» и область «тени». Затененные стороны предмета называются собственной тенью. Границы собственных теней ограничены лучами света, которые направлены по касательным к освещенным поверхностям предмета. Такая граница носит название линии тени. Те части поверхности предметов, на которые лучи падают, образуют область света. Чем ближе к прямому углу отношение падающих лучей света и поверхности, на которую они падают, тем больше степень отражения и высветления тона поверхности предмета – они являются максимально освещенными, а в случае с глянцевой поверхностью, участок на который лучи света падают под прямым углом дает максимальное отражение и блик. Тени отбрасываемые предметами на поверхность стола или другие, окружающие предметы называются падающими тенями.

На поверхности шара собственная тень занимает половину его, а граница тени образует окружность. На освещенной стороне шара, когда световые лучи имеют направления со стороны рисующего или несколько сбоку, края поверхности имеют некоторое потемнение. Это следует учитывать при рисовании закругляющихся поверхностей, в том числе и при выполнении портретных заданий. На шарообразных и цилиндрических поверхностях видно постепенное усиление полутеней, тогда как на граненых геометрических телах четко различаются плоскости различных тональностей.

Если тень от предмета падает на плоскость, которая находится под углом к лучам света, то абрис тени имеет вытянутую форму по сравнению с силуэтом предмета. Например, тень от шара на плоскость, перпендикулярную лучам света, будет кругом, а тень на плоскости, к которой лучи направлены под углом, — эллипсом.

Распределение теней при естественном освещении. Работая в рисунке над разметкой падающих собственных теней при естественном освещении, прежде всего надо определить желательное направление параллельных световых лучей. Это необходимо сделать на начальном этапе, так как направленность лучей будет во время работы с натуры непрерывно меняться в соответствии с изменениями солнечного освещения.

При работе над композицией художник должен уточнить положение источника света, исходя из желаемых направлений и размеров теней на картине. При этом необходимо учитывать особенности трех характерных положений источника света — перед зрителем ‑ фронтальное, сбоку ‑ профильное или сзади‑ контражурное.

При таком освещении, когда солнце находится слева или справа от зрителя, направления теней параллельны плоскости картины, и их границы легко нарисовать в соответствии с углом падения световых лучей.

Чем выше находится источник света, тем короче падающие тени. Когда солнце находится впереди рисующего, за предметами, то видны в основном теневые стороны предметов. При рисовании предмета с теневой стороны могут быть видны узкие освещённые края, а некоторые просвечивающие места в таких случаях имеют высветленные, как, например, в листве деревьев. О таких предметах принято говорить, что они имеют осве­щение контражуром.

Распределение теней при искусственном освещении. При искусственном освещении лампа или свеча находится на близком расстоянии от освещенного объекта. Лучи исходят радиально из источника света, который условно принято называть светящейся точкой. Если светящаяся точка заслонена от зрителя, то на картине видны освещенные поверхности, которые находятся сзади и с боков от нее.

Для определения длины падающей тени через основание предмета проводят проекцию луча света, а через верхнюю точку фигуры — направление самого луча. Пересечение их определяет длину тени.

Чтобы построить падающую тень от какого-либо предмета, из светящейся точки проводят касательные к нему через характерные выступы и вогнутости, продолжая их до пересечения с освещенной поверхностью, на которую ложится тень. Полученные точки пересечения соединяют линией, которая и является границей падающей тени.

В зависимости от желательного размещения светотени в композиции источник света при искусственном освещении может быть взят па любой высоте, в любом месте. При приближении свечи или лампы к предмету падающая тень от него увеличивается до огромных размеров. По мере удаления лампы тени сокращаются. Чем ниже поместить источник искусственного света, тем выше по стенам и другим вертикальным поверхностям поднимутся гигантские тени.

Яркость освещенных поверхностей ослабевает по мере удаления от источника искусственного света пропорционально квадрату расстояния до него. Например, если в освещенной лампой комнате один из предметов находится ближе к источнику света, другой в два раза дальше, то в этом случае второй предмет освещен слабее первого не в два, а в четыре раза. При свете солнца эта закономерность не может быть применена, так как расстояние до него огромно и по сравнению с ним удаление тех или иных объектов в пределах видимости наблюдателя несоизмеримо.

При наличии нескольких источников света от предмета падают двойные, а иногда и тройные тени. Эти тени могут иметь частичные наложения, дающие внутри общей затемненной поверхности ряд границ различных тонов.

Лучи отраженного света. В теневых местах большое изобразительное значение имеют высветляющие рефлексы, образованные отраженными лучами света. Световые рефлексы хорошо видны от крупных ярко освещенных поверхностей. В натюрмортах и портретах рефлексы образованы отраженными лучами от фона постановки, от стен, потолка, предметов меблировки. Следует учитывать, что для передачи в рисунке воздушной среды характерны такие условия освещения, при которых рефлексы от всех светлых предметов (в том числе и от небольших) высветляют все тени, лишают их черноты. На открытом воздухе самый мощный рефлекс образует небо, воздушная среда.

Рефлексы на рисунке будут тем светлее, чем ярче освещены отбрасывающие их поверхности, чем больше площади этих поверхностей и чем ближе они расположены к изображаемому объекту. Более заметны рефлексы на тех поверхностях, которые перпенди­кулярны к отраженным световым лучам. Благодаря этому в рисун­ке передается рельефность формы в тени, тогда как на свету рельеф выявляется легкими нюансами полутонов.

Не следует забывать, что рефлексы относятся к категории теней, и они всегда темнее легких полутонов. В тех случаях, когда вокруг предмета находятся темные поверхности, рефлексы менее заметны.

Искусственное освещение значительно уступает по интенсивности свету солнца, поэтому рефлексы заметны только в тех случаях, когда отбрасывающие их световые поверхности находятся близко от теневой стороны предмета. При лунном освещении, а также при слабом искусственном источнике света световые рефлексы почти не видны.

Тональные отношения. В рисунке невозможно «во всю силу» передать яркость пламени свечи и глубокие тени на черном бархате, так как тональные различия между карандашом и бумагой гораздо меньше. Самое темное у художника — это карандаш и уголь, самое светлое — бумага. А в природе разница, скажем, между черным бархатом и сверкающим снегом в сотни раз больше. Однако все разнообразные тональные отношения художник должен передать скромными средствами рисунка. Для этого берется самое темное в изображаемом предмете в полную силу карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные теневые градации он укладывает в тональных отношениях между этими край­ностями.

Каждый цвет имеет свою тональность. Например, желтый цвет светлее синего. Черно-белая фотография, сделанная с натуры или с живописной картины, является тональным изображением, так же как и рисунок. Из этого следует, что в рисунке нельзя передать разнообразные цветовые особенности натуры, но можно выявить их тональные обоснования.

Воздушная перспектива. В рисунке и живописи большое значение имеет воздушная перспектива, которая определяет изменения тонов и окраски предметов в зависимости от степени их удаленности. Различная видимость предметов зависит от погоды, времени года, часа дня, характера освещения, а также от количества в воздухе испарений, пыли и дыма. В жаркие дни иногда возникают воздушные течения, нарушающие четкую видимость дальних предметов.

Сила тональностей в тенях и яркость освещенности предметов уменьшаются по мере удаления, подобно тому как перспективно уменьшается их величина. Контрастные тональности сближаются по мере увеличения расстояния от глаза рисующего до предмета. Например, при рассматривании репродукции картины М. Н. Воробьева «Дворцовая набережная» обратите внимание на постепенное сближение тональных контрастов, которые у горизонта сливаются в однотонной дымке.

Светлые поверхности ярко освещенных, удалённых предметов видны более ясно, чем их теневые стороны. Более контрастные по цветовой окраске и тональности предметы кажутся зрительно более близкими.

Вопросы для контроля знаний:

1. Объясните закономерности строения формы.

2.Сущность наблюдательной перспективы.

3. Назовите элементы светотени.

ТЕМА № 7: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Метод схематизации

2. Метод конструктивно-пространственного анализа

3. Метод сравнений

4. Метод образного анализа

5. Метод образного обобщения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...