Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление объема предметов посредством светотени.




Для выявления объема предметов вначале следует определить их светотеневые характеристики, закономерности распределения света на форме, тоновые контрасты и полутона. Легким касанием карандаша на бумаге помечаются границы собственных и падающих теней, после чего приступают к прокладыванию тоном теневых участков. После этого можно проложить полутона, одновременно усиливая как границы собственных теней, так и сами тени. Падающие тени всегда темнее собственных, особенно от наиболее близко расположенных к вам предметов. Работая тоном, необходимо постоянно сравнивать светотеневые отношения предметов друг с другом, следить за смещением предметов (компоновкой) и перспективными изменениями. Главное в работе тоном — это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Работа тоном требует развитого чувства формы, цельного видения, развивает способности анализа и обобщения. Переходя к детальной проработке формы предметов, нельзя забывать, что детали подчинены общему целому, в противном случае они будут раздробленными. Работу следует вести в совокупности, от общего к частному и от частного к общему, т.е. методически последовательно.

8. Обобщение и завершение работы над рисунком, т.е. рисунок следует привести к общему соподчинению всех тоновых характеристик обозначенных элементов, в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью. Обобщение формы изображаемых предметов — заключается в объединении всего уже нанесенного на лист в единое целое. Он состоит в уточнении и приведении к единству светотеневых отношений всего рисунка, к соединению изображаемой формы и пространства (фон), в котором эта форма находится.

Соблюдение методических принципов ведения учебного рисунка, является основной задачей освоения искусства реалистического рисования, на данном этапе развития системы образования изобразительному искусству.

 

Рассмотрим методику изображения головы Антиноя с одной точки зрения – положения 3/4, без изображения фона.

Голова человека, особенно лицевая ее часть — сложная в пластическом отношении форма. Поэтому процесс ее изображения следует сопровождать изучением и рисунком отдельных частей: глаза, носа, губ, уха. Это углубляет знания конструкций, пропорций, приемов построения объемной формы.

1-я стадия. Определение композиции изображения на листе бумаги.

Пометка крайних точек размещения рисунка, а также центральной линии (геометрический центр) всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центральной линии всей головы. Изображение общего овала головы и определение положения осевой, профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка (линия, показывающая степень поворота). Проведение легкими линиями направления шеи.

2-я стадия. Линейно-конструктивное построение.

Намечаем на вертикальной осевой линии горизонтальные вспомогательные ‑ линии глаз, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха (линии, выявляющие ракурс). Наносятся конструктивные элементы деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров, пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся последовательно, с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. В построении, парные опорные точки можно соединять легкими, вспомогательными линиями.

3-я стадия. Детализация линейно-конструктивного построения. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы уточняющими линиями. Детализация формы. Легкое введения элементов светотени в области светотеневого перелома. Построение собственных и падающих теней. Нанесение собственных и падающих теней относительно источника света с учетом общей формы головы и ее частей.

4-я стадия. Светотеневая характеристика формообразующих плоскостей. Вносится светотеневая характеристика формообразующих плоскостей. Проводится моделировка формы с помощью светотени, используя принцип работы «от общего к частному, от частного к общему».

5-я стадия. Деталировка светотеневой характеристики формообразующих плоскостей. Отрабатываются нюансы переходов в области теней и области света, вносится детализация формообразующих плоскостей сначала в области тени максимально, затем в области света, оставляя ясным восприятие области света и тени. Особенное внимание уделить первым планам, области перелома света и тени. Выбрать лишний тон резинкой с наиболее светлых участков. Прорабатывая тени по контуру изображения головы, рекомендуется слегка убирать силу тона, связывая изображение с пространством вокруг.

6-я стадия. Завершение и обобщение. Последний, заключительный этап — обобщение формы изображаемого предмета — заключается в объединении всего уже нанесенного на лист в единое целое. Для этого необходимо завершить работу обобщением больших плоскостей теневых участков – частное подчинить общему, провести сравнение и обобщение тоновых отношений всего изображения. Задача этого этапа состоит в уточнении и приведении к единству светотеневых отношений всего рисунка, к соединению изображаемой формы и пространства (фон), в котором эта форма находится.

Последовательность ведения рисунка с гипсового слепка головы Антиноя

Ответьте на вопросы и выполните задания

1. Основные принципы ведения к длительного рисунка.

2. Каковы основные цель и задачи длительного рисунка.

3. Назовите учебно-прикладные задачи построения изображения.

4. Какова последовательность выполнения длительного учебного рисунка.

ТЕМА №9:

КРАТКОСРОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ РИСУНОК – НАБРОСКИ И ЗАРИСОВКИ

ВОПРОСЫ:

5. Краткосрочный учебный рисунок ‑ наброски и зарисовки (общее и различное).

6. Способы выполнения учебного наброска.

7. Последовательность учебных заданий по краткосрочным рисункам.

8. Выразительные средства краткосрочного рисования

1. Краткосрочный учебный рисунок - наброски и зарисовки.

Набросок (croque—франц., еntwurf— нем., sketch — англ.) — обычно монохромное, обобщенное и лаконичное изображение предметного мира, исполняемое в короткий, чрезвычайно ограниченный промежуток времени, и в случае работы с динамичной натурой, чаще всего, не зависящий от самого рисующего. При этом используется минимальный перечень графических материалов (изобразительных средств) с максимальным использованием их выразительных свойств и качеств (выразительные средства - линия, пятно, штрих).

Набросок с натуры, являющийся специфическим изображением действительности, отражает глубоко обобщенные, отобранные из множества «сущностные» черты и качества изображаемого объекта и предназначается, главным образом, для быстрого фиксирования первых результирующих моментов восприятия и особенно ярких зрительных впечатлений. Наблюдение, анализ восприятия и само исполнение наброска происходят почти одновременно.

При компоновке длительного учебного рисунка в начале работы всегда пользуются обобщенным изображением натуры, то есть, композиционным наброском. Удачно найденное в наброске, композиционное размещение объема натуры, всегда служить началом успешного длительного учебного рисунка.

Зарисовка — более полное, чем набросок, но не исчерпывающее монохромное изображение предметного мира, исполняемое с натуры в относительно более короткий промежуток времени, чем длительный учебный рисунок. Время работы над зарисовкой обычно определяет сам рисующий (или преподаватель), что зависит от требований, которые он предъявляет к ее содержанию, от характера поставленной цели и задач, а также от предполагаемого назначения зарисовки (самостоятельное или вспомогательное значение имеет).

Зарисовка, исполняемая с натуры, может быть продолжением наброска в сторону обогащения его деталями, но может выполняться, также, по принципу длительного учебного рисунка: «от общего к частному, и от частного к общему с последующим синтезом того и другого», с соблюдением последовательности длительного рисования. И в том и в другом случае, общее, как и в наброске, остается главенствующим качественным параметром зарисовки.

Обладая большей полнотой передачи свойств изображаемого предмета или явления, зарисовка оказывается промежуточным видом между наброском и длительным рисунком и, представляет собой законченное, с точки зрения обобщенности и достаточности передачи полноты образа, произведение. В некоторых случаях, сделанный с неподвижной натуры набросок, продолженный в работе с той же натуры, может постепенно превратиться в зарисовку — в более богатое подробностями изображение, работа над которым, будучи в свою очередь продлена, переводит зарисовку в длительный рисунок, то есть продолжительное штудирование натуры.

Различие между наброском и зарисовкой заключается не столько во времени, затраченном на исполнение того или другого, но главным образом в характере выразительных средств (изобразительного языка рисунка), а также в самих способах работы.

Зарисовка исполняется с начала до конца только с натуры; набросок может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.

Именно это разнообразие способов исполнения набросков получает в дальнейшем особое значение не только при обучении рисунку вообще, но и как возможность развития необходимого будущему художнику комплекса качеств и способностей: цельного видения, зрительной памяти, воображения, представлений, аналитического мышления, а также приобретению и накоплению знаний, умений и навыков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...