Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис феодально-крепостнической системы России. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г.




Социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во второй половине XIX века

 

 


Введение

 

В конце XVIII в. начался новый этап в развитии Беларуси, но теперь уже в составе Российского государства. В Российской империи в этот период идет развитие двух типов хозяйства - крепостного и капиталистического, хотя возможности роста первого из них неуклонно сокращались. Длительное сосуществование устаревших крепостнических и новых, буржуазных форм хозяйствования замедляло процесс формирования капиталистического уклада. В Беларуси новые отношения формировались более медленно, чем в России. Причиной этого являлись особенности развития феодальных отношений в Беларуси. И в Беларуси, и в России основой феодального строя была феодальная собственность на землю. Однако в России уровень развития производительных сил и производственных отношений в этот период был выше, большую роль играло государственное начало, когда власть регулировала феодальные отношения, осуществляла суд и контроль за уровнем феодального угнетения крестьян. В Речи Посполитой, наоборот, регулирование феодальных отношений центральной властью носило эпизодический характер.

В конце 50-х - начале 60-х годов XIX в. слабость, гнилость крепостнического строя становились все более очевидными. Чтобы предупредить социально-политический взрыв, правительство стало на путь коренного реформирования основных сфер общественной жизни - экономической, государственно-правовой, военной и др.

Цель работы: рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Беларуси во второй половине XIX века (кризис феодально-крепостнической системы России. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г.; особенности реализации аграрной реформы 1861 г. в белорусских губерниях; российские реформы 60-70 х годов; внутренняя политика Александра III. Особенности экономического, социального, этнокультурного развития Беларуси в пореформенный период).


Кризис феодально-крепостнической системы России. Подготовка и проведение реформы по отмене крепостного права 1861 г.

 

К середине XIX в. резко обострился кризис феодально-крепостнической системы. Постепенно сельское хозяйство теряло черты типично панского, на его развитие все большее влияние оказывали товарно-денежные отношения. Ускорился процесс обезземеливания крестьян, выросла задолженность помещиков. Крепостная система сковывала развитие промышленности, не позволяла использовать наемную рабочую силу, сдерживала накопление капитала.

Политика царского правительства по крестьянскому вопросу в 30-50-е гг. XIX в. серьезных практических результатов не дала. Из года в год нарастало крестьянское и общественно-политическое движение. Крестьяне требовали отмены барщины и безвозмездной передачи в их руки тех земель, которые они обрабатывали. В 1958-1960 гг. в Беларуси произошло свыше 40 крестьянских выступлений.

Социальные противоречия особенно обострились после поражения России в Крымской войне (1853-1856). Дальнейшее развитие сельского хозяйства и промышленности при сохранении феодально-крепостнических отношений стало невозможным.

Понимание социально-экономической и военно-технической отсталости России, а также опасность быстрого нарастания антикрепостнического крестьянского движения заставили правительство приступить к подготовке отмены крепостного права. Впервые официально о необходимости проведения реформы было объявлено 30 марта 1856 г., когда Александр II предложил московским дворянам обдумать условия постепенного освобождения крестьян. Однако фактически подготовка реформы началась с января 1857 г., с момента образования «Секретного комитета по крестьянскому делу» [7, с. 135].

В то же время правительство осознавало, что отмена крепостного права повлечет за собой коренные перемены в экономической жизни всей страны. Поэтому было решено представить дело так, что почин якобы шел не от власти, а от дворянства. Это могло стать защитой как от возможной оппозиции со стороны дворянства, так и от нарастающего недовольства крестьян.

В Петербург поступали отдельные проекты помещиков по освобождению крестьян, однако правительство ожидало коллективного заявления. Поэтому было решено искусственно организовать официальное прошение. Выбор пал на белорусских и литовских помещиков. При этом учитывались следующие обстоятельства.

Во-первых, помещики этих районов были в большей степени подготовлены к отмене крепостного права, потому что их хозяйства были втянуты в товарно-денежные отношения через западноевропейский рынок.

Во-вторых, помещики Беларуси и Литвы уже давно считали необходимым освободить крестьян, хотя бы и без земли. Так, еще в 1807 г. белосто-кская шляхта подняла вопрос об отмене крепостного права. В 1817 г. дворянские собрания некоторых уездов приняли решение об освобождении крестьян. В 1848 г. в Сенат поступило заявление ряда помещиков Литвы и Беларуси о признании своих крепостных лично свободными. И, наконец, в 1854 г. Гродненский инвентарный комитет выдвинул проект освобождения крестьян в своей губернии при сохранении земли в полной собственности помещиков.

В-третьих, в белорусских и литовских губерниях усилилось крестьянское движение, что было особенно опасным для царизма в условиях национально-освободительного движения в Польше.

В мае 1856 г. Александр II имел встречу с виленским генерал-губернатором Назимовым, заверившим императора, что местное дворянство поддержит реформу, так как видит ее очевидную выгоду. Назимову было дано поручение осуществить идею «об инициативе дворянства» на практике. Предводителям дворянства были разосланы письма с предложением обсудить крестьянский вопрос в инвентарных комитетах. В октябре 1857 г. решение гродненских, виленских и ковенских помещиков было направлено в столицу. В нем было высказано предложение, освободить своих крестьян при условии, что вся земля останется собственностью помещиков, а крестьяне могут пользоваться ею по согласованию с ними. Тем самым землевладельцы рассчитывали провести реформу на более выгодных для себя условиях. 20 ноября 1857 г. на имя виленского генерал-губернатора Назимова Александром II был направлен рескрипт (ответ монарха на направленный ему на решение вопрос). Это был первый правительственный документ о крестьянской реформе. Рескрипт разрешал создать в Виленской, Гродненской и Ковенской губерниях комитеты и общую комиссию в Вильно. Каждому губернскому комитету поручалось разработать свой проект отмены крепостного права. На основе этих проектов Виленская комиссия должна была составить общий проект [7, с. 136].

Основные положения рескрипта свидетельствовали о том, что первая правительственная программа реформы в большей степени ориентировалась на уже отработанные модели, чем на радикально новое решение крестьянского вопроса. Так, в соответствии с рескриптом за помещиками сохранялось право на всю землю, а крестьянам - усадьба, которую они должны были выкупить с течением времени. Кроме того, в пользование крестьян выделялся земельный надел, за который необходимо было платить оброк или отрабатывать барщину. Таким образом, предполагалось полностью сохранить помещичье землевладение и феодальную зависимость крестьян.

К весне 1858 г. губернские комитеты были созданы во всех губерниях Беларуси, а к концу этого года - в большинстве губерний России. Возглавил работу по подготовке реформы Главный комитет по устройству сельского населения, преобразованный 8 января 1858 г. из «Секретного комитета».

С началом деятельности губернских комитетов среди помещиков развернулись острые дискуссии. Поскольку в комитеты входили представители самых различных общественно-политических течений, практически в каждом из них образовались фракции либерального «меньшинства» и консервативно-реакционного «большинства». Однако следует иметь в виду, что борьба среди дворян велась в основном из-за формы и размеров уступки. Значительная часть помещиков отстаивала наиболее выгодный для себя «прусский» вариант реформы, т.е. освобождение крестьян без земли и за выкуп. Отдельная группа помещиков, находясь в меньшинстве, выступала за либеральный вариант буржуазных реформ ведения хозяйства, т.е. через освобождение крестьян с землей и за умеренный выкуп.

Разных точек зрения на проведение реформы придерживались белорусские помещики. Подавляющее большинство их поддерживало безземельное освобождение крестьян. За наделение крестьян высказывались только Витебский и Могилевский комитеты. Объясняется это тем, что земля в названных губерниях была низкого качества, и большинство помещиков получало доходы в виде оброка. В западной же части Беларуси земля стоила очень дорого, а большое количество малоземельных и безземельных крестьян обеспечивало помещичье хозяйство дешевой рабочей силой. Поэтому комитеты Минской, Гродненской и Виленской губерний предлагали наиболее выгодный для себя «прусский» вариант реформы. Различные взгляды помещиков на проведение аграрной реформы и усиление крестьянского движения постепенно придают правительственной политике новое направление. Приоритет получает концепция, сущность которой заключалась в превращении крестьян в собственников своих наделов и ликвидации вотчинной власти помещика. На основе этой концепции была принята правительственная программа, которая также предусматривала переход от местного законодательства для каждой губернии и постепенной реализации его с запада на восток к созданию общего для всей Европейской России аграрного закона. С этого момента масштабы подготовки реформы превзошли возможности как Главного комитета, так и традиционных институтов самодержавной монархии. Поэтому 8 марта 1859 г. Александр II подписал указ о создании нового учреждения - Редакционных комиссий. Они подчинялись непосредственно императору и состояли из ученых, экономистов, общественных деятелей, крупных чиновников и других лиц, придерживавшихся, как правило, либеральных взглядов. Именно члены Редакционных комиссий разработали самобытный российский вариант нового аграрного строя, который заключался в осуществлении двух типов хозяйств - крупного помещичьего и мелкого крестьянского. Кроме того, предложенные комиссиями проекты определяли не только характер крестьянской, но и ряда других реформ.

Кстати, нужно заметить, что Редакционные комиссии отклонили предложения белорусских помещиков о безземельном освобождении крестьян. Однако с учетом пожеланий крупных местных землевладельцев было принято решение разработать особое положение для Минской, Виленской и Гродненской губерний.

февраля 1861 г. Александр II подписал одобренные Государственным Советом положения, которые состояли из «Общего положения», «местных положений» и дополнительных правил, а также Манифест об отмене крепостного права. Все документы были обнародованы через две недели. Отныне крестьяне получили личную свободу.

В «Общее положение» включались правила, в соответствии с которыми реформа проводилась во всех губерниях России. Оно определяло личные и имущественные права крестьян, порядок управления крестьянами и выполнения ими государственных повинностей, а также правила о выкупе земли. «Местные положения» устанавливали порядок наделения крестьян землей и выполнения ими повинностей в пользу помещика. Дополнительные правила относились к отдельным группам несвободного населения. В соответствии с «Общим положением» крестьяне получали некоторые гражданские права. Они могли заниматься промыслами, торговать, приобретать движимое и недвижимое имущество, поступать в учебные заведения и на службу, нести личную ответственность перед судом и т.д. Помещики не могли больше продавать и судить крестьян.

«Общее положение» признавало помещиков собственниками всей земли, которая принадлежала им до реформы. Часть этой земли отводилась для наделения крестьян, однако не в личную собственность, а в постоянное пользование. На протяжении девяти лет крестьяне обязаны были держать отведенный им надел и выполнять за это повинности в виде барщины или оброка. В этот период они назывались временнообязанными и не могли покинуть свое место жительства без разрешения помещика. Крестьяне становились собственниками земли только после заключения выкупной сделки. Поземельные отношения между помещиками и временнообязанными крестьянами регулировались уставными грамотами, которые определяли поземельное устройство и повинности крестьян в пользу помещика.

Однако следует иметь в виду, что после заключения выкупной сделки земля переходила от помещиков не к отдельному крестьянскому хозяйству, а к сельской общине в целом, где и распределялись наделы между крестьянскими дворами по количеству душ мужского пола. В пределах общины крестьяне не являлись собственниками земли как таковыми, а были лишь ее временными пользователями. В общине сохранялись правила круговой поруки в отношении сбора налогов, отработки повинностей, рекрутских наборов и др. В соответствии с законом крестьяне стали в большей, чем до реформы, степени зависеть от сельской общины, без согласия которой они не могли свободно распоряжаться своими наделами и уходить из деревни.

Таким образом, реформа 1861 г. была обусловлена кризисом всей феодально-крепостнической системы. Взяться за реформу руководящие круги принудил сам ход экономического развития, который все больше и больше толкал страну на капиталистический путь развития. Радикальная экономическая реформа, связанная с отменой крепостного права, становится в середине XIX в. объективной необходимостью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...