Обследование речевого развития детей раннего возраста
Цель логопедической диагностики на начальных этапах стадиях развития речи: - раннее распознавание и исправление отклонений речевого, развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Принципы диагностики детей раннего возраста: · ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ - соотнесение с принятыми возрастными показателями; · КОМПЛЕКСНОСТЬ И ВСЕСТОРОННОСТЬ - обязательно параллельное обследование всех специалистов, в том числе у детского психолога. Это необходимо для сопоставления всех линий развития (двигательного, сенсорного, умственного, эмоционального, речевого), а также для объективного анализа в соответствии с возрастом процессов формирования навыков поведения, самообслуживания и игровой деятельности у ребенка с отклонениями в развитии речи. Только на основе всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые проблемы. · Принцип деятельностного подхода. Обследование должно осуществляться в рамках ведущей деятельности: для детей первого года жизни – это эмоционально-положительное общение со взрослым, на 2 году жизни – предметно-практическое общение со взрослым, на третьем году – игровая деятельность. · Принцип индивидуального подхода - важно выяснить индивидуальные особенности речевого развития конкретного ребенка. · Этиопатогенетический принцип. Обследование должно быть направлено не только на выявление внешних проявлений отклонений в развитии, а на причинах, вызывающих эти нарушения. Сложная структура дефекта определяется отношениями между первичными и вторичными нарушениями. · Особая организация диагностических мероприятий: обязательно гибко варьирование содержания, тактики и структуры индивидуального занятия, его длительности, в зависимости от характера нарушений, самочувствия ребенка, поведенческих реакций и индивидуальных возможностей;
· Эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребенком и его родителями; Обследование доречевого развития младенца до 1 года В логопедическом обследовании используют комбинированно методы · анализа анамнестических данных · анкетирования родителей · наблюдения за ребенком младенческого возраста. I этап (от 0 до 3 м) При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопед отмечает: · характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал); · физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе); · интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице); · хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.); · первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос?); · причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.); · длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);
· характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления). Наблюдение за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на: · характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность); · появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность; · начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других); · «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого); · наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого); · характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций; · характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует; · проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.). Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца: · начальное гуление— «гуканье»; · истинное гуление (критерии оценивания): o время его появления, o длительность и напевность голосовой продукции, o наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, o особенности общего поведения при гулении, o наличие/отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции; o монотонность / выразительность, напевность гуления, o модулированный/немодулированный характер первой доречевой продукции; · первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас.
II этап (от 3 до 6 м) При наблюдении и опросе/ анкетировании родителей отмечают: · характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него: o активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; o спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации); · особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка); · переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентацией на первом «слоге» серии); · изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери); · наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек); · патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»; · особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда; · неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель). III этап (от 6 до 9 м)
При наблюдении и опросе/ анкетировании родителей отмечают: 1)Особенности формирования лепета: · отсутствие лепета, модулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции; · близость лепета к интонационным особенностям родной · лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу: мать — ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма); · умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других 2)Особенности формирования понимания обращенной речи: · знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей — как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать голову в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?». 3)Развитие паралингвистических форм коммуникации: · выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком; · формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу; · умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую очередность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях). 4) Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи: · постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита; · развиваются движения языка из стороны в сторону и · переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь. 5)Характер взаимодействия матери и ребенка: · сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним; · пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша. IV этап (от 9 до 12 м) При наблюдении за ребенком в естественных условиях отмечают: · степень овладения основными аспектами человеческой коммуникации: o младенец смотрит в глаза собеседнику, o соблюдает очередность «высказываний», o кивает головой — «согласен/не согласен», машет ручкой — «до свидания» и т.п.); · хорошее понимание обращенной речи(знает свое имя,
· завершение лепетной стадии: o активный лепет, его интонационная окрашенность и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, o переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с · появление первых слов и переход к речевой коммуникации(в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов); · условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/ · сформированность базовых навыков глотания и жевания. Любые выявленные нарушения могут потребовать дополнительного обследования ребенка у других специалистов(невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности — консультирования у детского психолога.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|