Работа с детьми третьего года (от 2-х до 3-х лет)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 «Речевые» умения, которые последовательно формируются у детей к 3-м годам: · называет свое имя; · различает понятия «большой», «маленький»; · повторяет 2 числа; · говорит предложениями из 2-3 слов; · употребляет местоимения Я, МНЕ, МОЕ, МОИ; · называет действия. Т.О., к 3-м годам: ü Часто задает вам вопросы. Примерные конспекты занятий можно также увидеть у О.Е. Громовой, в уч. пособии под ред Ю.Ф. Гаркуши, Датешидзе Т.А.
В работе используют 2 тактики стимуляции и развития речи ребенка в общении со значимым взрослым: 1. Имитационная тактика – разработка речевой и когнитивной программы, в основе которой лежит тренировка навыков восприятия и понимания значения слова, генерализации и имитации речи по инициативе взрослого. Взрослый является инициатором общения, определяет его направление, содержание, объем и темп. Применяется преимущественно в работе с пассивными детьми, где волевое усилие взрослого помогает развитию ребенка через большое количество повторов, присвоение качественных и эмоциональных характеристик действиям и высказываниям. Направления: · Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого; · Провоцирование ребенка на непроизвольные эхолалии и непроизвольные речевые реакции; · Провоцирование ребенка на просьбу, отказ, формальный диалог. Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звукокомплексы, слова и интонацию. Вызывание подражания может происходить только при поощрении и одобрении поведения ребенка взрослым.
Обязательно эмоциональное заражение при помощи мимики и интонации. Ребенок должен зафиксировать взгляд на взрослом. А взрослый обязательно проговаривает свои эмоции: весело! Приятно! Грустно! Можно распечатать статью для примеров. 2004 -5. Рекомендуют использовать игрушку – бибабо. И стимулировать сочувствие переживаниям игрушки. Стимулирование на просьбу, отказ. Обязательна последовательность: слово – движение – жест – слово. Взрослый первоначально все проговаривает. 2. Натуралистическая тактика – акцент делается на мотивации ребенка к ситуативно-деловому общению, на использовании речи в различных жизненных ситуациях. Ведущими являются потребности и интересы ребенка, а взрослый лишь сопровождает его и оказывает разумную помощь. Основывается на интуитивно найденных методах, затем закрепленных в свободной деятельности ребенка. Выстраивается контур коррекционно-развивающей работы на основе игровых предпочтений ребенка, увлечений, особенности взаимодействия со взрослым, сформированности бытовых навыков, а также привычные действия ребенка. Последовательность: · В первую очередь закрепляются имеющиеся у ребенка слова, связанные с каждодневными потребностями ребенка; · Далее создаются игровые ситуации, в которых ребенок может употребить подходящую звуковую реакцию; · Новые звуковые комплексы закрепляются через подхватывание взрослым, привязывание к ситуации, обыгрывание, включение в формальный диалог. Ученые отмечают роль повторения взрослым речи ребенка baby- talk – создаются доверительные отношения. Ребенок чувствует, что его понимают и принимают таким. · Во всех случаях взрослый создает радостную оптимистичную атмосферу – исключены громкий голос, утрированная интонация, вопросы, направленные на выяснение потребностей.
Важное условие – проговаривать все бытовые ситуации, все знакомые ребенку манипуляции с предметами. Исследователи отмечают следующие ситуации появления новых звуков: · Момент острой заинтересованности предметом; · Погруженность в деятельность; · Недовольство действиями взрослого, или желание получить похвалу; · При испытывании острой боли, дискомфорта или неудобства. Тесное взаимодействие с ребенком, постоянное его «тормошение», использование бэби-толка – это тоже коррекционная работа. А постоянные требования говорить правильно воздвигают преграду на пути речевых импульсов ребенка. Примеры неоптимальных стратегий родителей: · Отсутствие пауз и обратной связи; · Небольшое количество речевых образцов и комментариев; · Множество «проверяющих» вопросов. Документация логопеда в работе с детьми раннего возраста: · Речевая карта, содержащая помимо сведений о речевом развитии ребенка, заключения врачей и психолога; · Индивидуальная программа речевого развития; · Планы индивидуальных занятий с детьми (тетрадь распределения рабочего времени логопеда: 1 час – обследование, 2,3 час – индивид. Занятия (конспекты или планы), 1 час – консультирование родителей); · Тетрадь записи домашних заданий (ведется родителями). Принципы построения индивидуальной программы на ребенка раннего возраста: · Онтогенетический принцип, предполагающий обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития; · учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка; · единства требований к проведению коррекционных занятий в учреждении и в условиях семьи; · деятельностного подхода к развитию личности ребенка. Подход этот реализуется в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка; · доступности, повторяемости и концентричности предложенного материла. Требования к построению индивидуальной программы обучения и воспитания: · В программе определяются конкретные задачи по формированию определенных умений и навыков у ребенка на ближайшее время.
· Кроме того, в индивидуальной программе указываются конкретные методы, приемы и упражнения для работы с ребенком в целях достижения поставленных коррекционно-педагогических задач. Индивидуальную программу необходимо конкретизировать и дополнять в соответствии с динамикой, а также с учетом повышения педагогической компетентности родителей. Работа с детьми в детском доме Разенкова Ю.А., Выродова И.А. (Система игр для детей от 0 до 6): · Применяется принцип «замещающей семейной заботы» - обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее - в сотрудничестве с ним, в разнообразных эмоционально положительно окрашенных впечатлениях, потребности в исследовании предметного мира.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|