Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с детьми третьего года (от 2-х до 3-х лет)




«Речевые» умения, которые последовательно формируются у детей к 3-м годам:

· называет свое имя;

· различает понятия «большой», «маленький»;

· повторяет 2 числа;

· говорит предложениями из 2-3 слов;

· употребляет местоимения Я, МНЕ, МОЕ, МОИ;

· называет действия.

Т.О., к 3-м годам:

ü Часто задает вам вопросы.
- Пользуется двух-, трехсловными предложениями.
- Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
- Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
- Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
- Знает время суток.
- Называет два цвета.

Примерные конспекты занятий можно также увидеть у О.Е. Громовой, в уч. пособии под ред Ю.Ф. Гаркуши, Датешидзе Т.А.

 

В работе используют 2 тактики стимуляции и развития речи ребенка в общении со значимым взрослым:

1. Имитационная тактика – разработка речевой и когнитивной программы, в основе которой лежит тренировка навыков восприятия и понимания значения слова, генерализации и имитации речи по инициативе взрослого. Взрослый является инициатором общения, определяет его направление, содержание, объем и темп. Применяется преимущественно в работе с пассивными детьми, где волевое усилие взрослого помогает развитию ребенка через большое количество повторов, присвоение качественных и эмоциональных характеристик действиям и высказываниям.

Направления:

· Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого;

· Провоцирование ребенка на непроизвольные эхолалии и непроизвольные речевые реакции;

· Провоцирование ребенка на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звукокомплексы, слова и интонацию. Вызывание подражания может происходить только при поощрении и одобрении поведения ребенка взрослым.

Обязательно эмоциональное заражение при помощи мимики и интонации. Ребенок должен зафиксировать взгляд на взрослом. А взрослый обязательно проговаривает свои эмоции: весело! Приятно! Грустно! Можно распечатать статью для примеров. 2004 -5.

Рекомендуют использовать игрушку – бибабо. И стимулировать сочувствие переживаниям игрушки. Стимулирование на просьбу, отказ. Обязательна последовательность: слово – движение – жест – слово. Взрослый первоначально все проговаривает.

2. Натуралистическая тактика – акцент делается на мотивации ребенка к ситуативно-деловому общению, на использовании речи в различных жизненных ситуациях. Ведущими являются потребности и интересы ребенка, а взрослый лишь сопровождает его и оказывает разумную помощь.

Основывается на интуитивно найденных методах, затем закрепленных в свободной деятельности ребенка. Выстраивается контур коррекционно-развивающей работы на основе игровых предпочтений ребенка, увлечений, особенности взаимодействия со взрослым, сформированности бытовых навыков, а также привычные действия ребенка.

Последовательность:

· В первую очередь закрепляются имеющиеся у ребенка слова, связанные с каждодневными потребностями ребенка;

· Далее создаются игровые ситуации, в которых ребенок может употребить подходящую звуковую реакцию;

· Новые звуковые комплексы закрепляются через подхватывание взрослым, привязывание к ситуации, обыгрывание, включение в формальный диалог. Ученые отмечают роль повторения взрослым речи ребенка baby- talk – создаются доверительные отношения. Ребенок чувствует, что его понимают и принимают таким.

· Во всех случаях взрослый создает радостную оптимистичную атмосферу – исключены громкий голос, утрированная интонация, вопросы, направленные на выяснение потребностей.

Важное условие – проговаривать все бытовые ситуации, все знакомые ребенку манипуляции с предметами.

Исследователи отмечают следующие ситуации появления новых звуков:

· Момент острой заинтересованности предметом;

· Погруженность в деятельность;

· Недовольство действиями взрослого, или желание получить похвалу;

· При испытывании острой боли, дискомфорта или неудобства.

Тесное взаимодействие с ребенком, постоянное его «тормошение», использование бэби-толка – это тоже коррекционная работа. А постоянные требования говорить правильно воздвигают преграду на пути речевых импульсов ребенка.

Примеры неоптимальных стратегий родителей:

· Отсутствие пауз и обратной связи;

· Небольшое количество речевых образцов и комментариев;

· Множество «проверяющих» вопросов.

Документация логопеда в работе с детьми раннего возраста:

· Речевая карта, содержащая помимо сведений о речевом развитии ребенка, заключения врачей и психолога;

· Индивидуальная программа речевого развития;

· Планы индивидуальных занятий с детьми (тетрадь распределения рабочего времени логопеда: 1 час – обследование, 2,3 час – индивид. Занятия (конспекты или планы), 1 час – консультирование родителей);

· Тетрадь записи домашних заданий (ведется родителями).

Принципы построения индивидуальной программы на ребенка раннего возраста:

· Онтогенетический принцип, предполагающий обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития;

· учета возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

· единства требований к проведению коррекционных занятий в учреждении и в условиях семьи;

· деятельностного подхода к развитию личности ре­бенка. Подход этот реализуется в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с ин­тересом ребенка;

· доступности, повторяемости и концентричности предложенного материла.

Требования к построению индивидуальной про­граммы обучения и воспитания:

· В программе опре­деляются конкретные задачи по формированию опре­деленных умений и навыков у ребенка на ближайшее время.

· Кроме того, в индивидуальной программе указываются конкретные методы, приемы и упражне­ния для работы с ребенком в целях достижения постав­ленных коррекционно-педагогических задач.

Индивидуальную программу необходимо конкретизировать и дополнять в соответствии с динамикой, а также с учетом повышения педагогической компетен­тности родителей.

Работа с детьми в детском доме Разенкова Ю.А., Выродова И.А. (Система игр для детей от 0 до 6):

· Применяется принцип «замещающей семейной заботы» - обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее - в сотрудничестве с ним, в разнообразных эмоционально положительно окрашенных впечатлениях, потребности в исследовании предметного мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...