Место и роль Индии в современном мире
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тульский государственный университет
Кафедра мировой экономики
КОНТРОЛЬНО – КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ
Тула 2005 Содержание Введение………………………………………………………………………...3 1. Место и роль Индии в современном мире………………………………5 2. Отраслевая структура экономики………………………………………..7 3. Индия: «зеленая революция»…………………………………………...11 4. Банковская система……………………………………………………...12 5. Внешнеэкономические связи……………………………………………14 6. Экономические отношения России с Индией………………………….18 Заключение……………………………………………………………………22 Список использованной литературы………………………………………...24
Введение На территории Южной Азии расположены семь государств. Все они входят в группу развивающихся стран. Таблица 1. Основные социально – экономические показатели стран Южной Азии (данные за 1997 г.) Страны |
Население, млн чел. | ВНП (по ППС*) | |||||||||||
Общий, млрд долл. | На душу населения, долл. | Среднегодовые темпы прироста в 1990-1997 гг., % | |||||||||||
Индия | 961 | 1587 | 1650 | 5,9 | |||||||||
Пакистан | 137 | 218 | 1590 | 4,4 | |||||||||
Бангладеш | 124 | 130 | 1050 | 4,5 | |||||||||
Непал | 23 | 25 | 1090 | 5,0 | |||||||||
Шри – Ланка | 18 | 45,5 | 2460 | 4,9 | |||||||||
Бутан | 0,7 | 0,3** | 400** | … | |||||||||
Мальдивы | 0,3 | 0,8 | 3230 | … | |||||||||
*ППС – паритет покупательной способности – соотношение между национальными валютам по их покупательной способности ** По официальному обменному курсу | |||||||||||||
Источник: The World Bank. World Development Report 1998/99/ Oxford University Press, 1998. P.190-191,232.
|
В экономике государств южноазиатского субрегиона много общего. Во всех этих странах экономические реформы, включая внутри – и внешнеэкономическую либерализацию, начались в первой половине 90-х гг. и идут умеренными темпами. Их традиционные конкурентоспособные на мировом рынке товары – это продукция швейной и текстильной промышленности и продовольствие. Приток иностранных прямых инвестиций в этот субрегион составляет около 4,5 млрд долл. ежегодно, и он незначительно дополняет внутренние инвестиции.
Хотя все страны субрегиона объединены в Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), она не играет важной роли и по степени влияния на мировую экономику уступает многим подобным объединениям. Ведущую роль в южноазиатской системе государств играют Индия и Пакистан. При этом их геополитические устремления противоположны. Для Индии главным и перспективным направлением геополитического тяготения предоставляется юго – восток. Она стремится к участию в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС). Пакистан, напротив, более тесно связан со странами Западной Азии. Он также устремлен на север, вглубь Евразии.
Место и роль Индии в современном мире
Индия – аграрно – индустриальная страна, вторая после Китая по численности населения в мире. Ее территория занимает 3,3 млн кв. км. Население Индии к концу XX столетия приблизилось к 1 млрд чел. 72% населения проживает в сельской местности.
Согласно конституции, принятой в 1950 г., Индия является федеративной республикой (25 штатов и 7 союзных территорий). Высший орган законодательной власти – Парламент. Национальный доход на душу населения в 1997-1998 гг. составил 385 долл. Индия – самое многонациональное государство на нашей планете со множеством культур, религий, обычаев, предрассудков. Население Индии говорит на сотнях языках и диалектов, однако официальные языки – хинди и английский. Вопрос о государственном языке является предметом многолетних дискуссий и до сих пор не решен.
|
|
Государственное устройство Индии сочетает высокую степень централизации, свойственную унитарному государству, с весьма существенными элементами федерализма. Индийские штаты – это в большинстве крупные территориальные образования с населением подчас в десятки миллионов человек. В штатах существуют законодательные собрания, избираемые прямым голосованием населения штата, а также местные правительства, что обеспечивает относительную автономию штатов в решении вопросов их внутреннего развития и даже некоторых проблем внешнеэкономических связей.
Индия располагает значительными природными ресурсами: особенно велики запасы угля, железной руды; имеются также бокситы, медь, нефть, марганец. К уникальным творениям природы относятся леса Индии, хотя их и немного. Сохранение лесных массивов и обитающих в них фауны – одна из важнейших государственных проблем Индии.
За годы независимости (с 1947 г.) экономический потенциал страны значительно возрос, произошли коренные изменения в структуре хозяйства. С 1950/1951 гг. до конца 90-х гг. национальный доход увеличился более чем в 4 раза, промышленное производство – в восемь раз, сбор зерновых – в три раза. В то же время из-за очень высокой рождаемости (около 2% ежегодно) ВВП на душу населения увеличился менее чем в два раза. Следствием низкого прожиточного уровня являются низкие темпы роста потребительского спроса.
В конце 90-х гг. более 50% населения Индии жило в условиях ниже уровня бедности, если его определять как уровень дохода менее 1 долл. в день по ППС. По данным Всемирного банка, на Индию приходится 63%беднейших людей планеты. Безземельные крестьяне уходят в города, и городское население с 1940 г. до начала 90-х гг. выросло с 15 до 26% общей его численности, а уровень грамотности – с 18 до 52%. Такая ситуация во многом определяет специфику потребительского спроса в стране.
С 50-х гг. правительство Индии взяло курс на индустриализацию страны на основе импортозамещающей модели. В условиях, когда частный национальный капитал не имел средств на сооружение крупных капиталоемких предприятий с длительными сроками окупаемости, государство за счет мобилизации сбережений через налоговую систему заложило основу базовых отраслей индустрии – черной и цветной металлургии, электроэнергетики (включая атомную), тяжелого машиностроения, оборонной промышленности, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, сферы связи, добывающих отраслей. В 80-х гг. общее число государственных промышленных предприятий превысило 5 тыс. Они были объединены в крупные государственные корпорации.
|
|
Но в 80-х гг. государственная политика, ориентированная на жесткое регламентирование объемов производства. Внутренней и внешней торговли, ограничение доступа к иностранной валюте, контроль над использованием земли, стала давать сбои. Попытка найти выход с помощью внешних займов привела к ухудшению положения с выплатой долгов. В 1991 г. валютных резервов в стране оставалось на 2 недели. Правительство было вынуждено срочно приступать к реформированию экономики.
|
|