Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современное состояние акмеологии




 

Закончим обсуждение особенностей акмеологии как науки систе­мы человекознания характеристикой ее современного состояния. Что же отличает акмеологию как науку на нынешнем этапе ее развития? Если дать общую характеристику ее состояния, то акмеологию от­личают фундаментальность, интегративный характер и гуманистиче­ская направленность.

Фундаментальность акмеологии проявляется в ее особенностях. Акмеология, как было уже отмечено, сразу четко и непротиворечиво обозначила свои объект, предмет, проблематику и цели, при этом не занимала ничьей «научной ниши», как это нередко случается с други­ми новыми науками. Замысел создания акмеологии как науки состоял в том, что исследования прогрессивного развития зрелой личности в силу каких-то причин не заняли центрального места в психологии и смежных с ней науках, поэтому и осуществлялись бессистемно, в из­вестной мере стихийно.

Акмеология быстро прошла все этапы, необходимые для становления любой науки. Можно констатировать, что в акмеологии уже сложился свой обоснованный и строгий категориально-понятийный аппарат (более подробно об этом в разделе 1.2). Сейчас существуют такие по­нятия и определения:

• акмеологический и акмеографический подходы;

• акмеологические закономерности;

• акмеологические условия и факторы;

• акмеологические инварианты профессионализма;

• акмеограмма;

• акмеологический уровень и потенциал.

Они из дискуссионных стали, по сути дела, операциональными и ра­бочими.

Следует особо подчеркнуть, что в акмеологии успешно разрабаты­вается собственный акмеологический методический инструментарий, что имеет далеко не каждая наука. Наряду с общенаучными метода­ми — анализом, обобщениями, структуризацией, факторизацией и др. в акмеологии активно используются методы ее родовой науки психо­логии — опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделиро­вание, семантический дифференциал и радикал и пр. Но к настоящему времени уже разработаны и совершенствуются собственно акмео­логические методы: акмеографические описания и построение акмеограмм, которые показали свою перспективность и «доводятся» до широкого применения в научных исследованиях и практике (более подробно о них в разделе 1.3).

Фундаментальность акмеологии как науки подтверждается также разработанными теоретическими концепциями, среди которых преж­де всего необходимо упомянуть следующие:

• личностно-профессионального развития;

• нравственной культуры;

• гуманитарно-технологического развития;

• акмеологическую концепцию профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях;

• рефлексивной самоорганизации творческого мышления;

• акмеологического воздействия, акмеологического тренинга и др. (О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, А. С. Гусева, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов и др. (см. рекомендованную литературу).

Теоретическая акмеология вплотную подошла к проблеме описа­ния акмеологических законов и закономерностей, что также является свидетельством ее научной фундаментальности. В настоящее время проблема акмеологических законов и закономерностей стала особен­но актуальной. Это связано с необходимостью обобщения и теоре­тического осмысления накопленных многочисленных эмпирических данных, определения тенденций развития акмеологии в связи с уточ­нением ее предмета и проблематики. Б. Ф. Ломов, рассматривая про­блему закона и закономерностей в психологии, отмечал: «Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Более того, какая-либо область знания превращается в действительную науку лишь по мере того, как она продвигается по пути реализации этой цели. Именно этой цели в конечном счете подчинены и теоретические, и экспериментальные исследования; от достижений в ее реализации зависят также успехи применения науки на практике» *.

* Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. -С. 106.

 

Думается, это мысль полностью справедлива и для акмеологии. В настоящее время в акмеологических публикациях активно дискутируется вопрос о виде и характере акмеологических законов и зако­номерностей, при этом нередко проводятся параллели с психологиче­скими законами и закономерностями. Действительно, между ними есть немало общего. Но все же акмеология, несмотря на свое интенсивное развитие, находится на стадии становления как науки, поэтому гово­рить о существовании общих и специфических акмеологических за­конов и закономерностей можно пока только на концептуальном уровне. В то же время акмеологические законы и закономерности ре­ально существуют, они были выявлены в результате теоретических и прикладных акмеологических исследований. Сегодня проводится ра­бота по их точному формулированию и оформлению.

Акмеологические закономерности, как показывают проведенные ис­следования, имеют определенное сходство с закономерностями наук, входящих в комплекс человекознания, потому что у них общий глав­ный объект исследования, однако они имеют свои специфические от­личия. Что же характерно для акмеологических закономерностей? Обобщение результатов акмеологических исследований позволило выявить ряд их значимых особенностей.

Во-первых, акмеологические закономерности являются по сути сво­ей объективными устойчивыми связями и отношениями. Примером тому могут служить связи и отношения между уровнем одаренности личности и ее движением к профессионализму. Очевидно, что при равных «стартовых» возможностях эта связь в общем виде пропорцио­нальна — чем выше одаренность, тем больших вершин профессиона­лизма можно достичь. На определенных этапах эта зависимость мо­жет иметь различный характер — линейный или экспоненциальный, или какой другой, но тенденция одна и та же — рост профессиона­лизма. Другой пример устойчивой связи — уровень самоорганизации личности и динамика движения к профессионализму. И здесь связь пропорциональная. Таких устойчивых связей и отношений много. Важной задачей акмеологических исследований является их дальней­шее определение и описание.

Во-вторых, акмеологические закономерности одновременно объек­тивны и субъективны. Объективность их определяется действующи­ми условиями, относящимися в основном к «достартовому» периоду развития, к принятым в обществе ценностям, стандартам, проявляющим­ся в отношении к профессионализму и профессионалам. Естественно, что общественный запрос на профессионалов высокого уровня явля­ется благоприятным условием развития профессионализма. Субъек­тивность же связана с индивидуальными особенностями субъекта развития, с «преломлением» объективных факторов сквозь призму его внутренних условий.

В-третьих, как обладающие свойством устойчивости, акмеоло­гические закономерности характеризуются повторяемостью. Именно устойчивость и повторяемость позволяют «тиражировать» акмеоло­гические методы и технологии, в частности, развития профессиона­лизма.

В-четвертых, акмеологические закономерности сходны с психологи­ческими тем, что они относятся к четвертому и пятому (по классифи­кации Б. Ф. Ломова) уровням закономерностей, а именно относящим­ся к процессам психического развития человека и закономерностям между различными уровнями организации психических процессов.

В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу «за­конов-тенденций», отличающихся «нежесткостью», вариабельностью относительно устойчивого «среднего». Это особенно наглядно про­является при описании общего (тенденции), особенного и единич­ного (вариации) в саморазвитии и личностно-профессиональном раз­витии.

В-шестых, акмеологические закономерности по сравнению с пси­хологическими менее вариативны. Происходит это вследствие того, что, к примеру, профессионализм деятельности характеризуется преж­де всего стабильностью высоких результатов, а профессионализм лич­ности — «жесткими» стандартами и личностными нормами поведения, что, естественно, уменьшает вариативность. К тому же использование стандартизированных акмеологических технологий существенно де­терминирует сам процесс личностного развития.

Исходя из сущности акмеологии, можно утверждать, что акмеоло­гические законы и закономерности отражают устойчивые отноше­ния, связанные с процессами прогрессивного развития личности и, в частности, личностно-профессионального развития.

В настоящее время в теоретических акмеологических исследова­ниях предпринимаются попытки сформулировать и обосновать собст­венно акмеологические законы: личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала и самовыражения личности в профессии.

Закон личностно-профессионального развития и умножения лич­ностного потенциала устанавливает взаимозависимость между про­цессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности. Он пока имеет описательную форму. В нем отражается следующее:

• констатируется, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают различные противоречия между пер­спективным, потенциальным и наличным;

• раскрывается содержание личностно-профессионального разви­тия в контексте изменения соотношения индивидуализации и социализации, умножения потенциала, изменения мотивационно-смысловой и потребностной сфер личности, расширения объект­ного и предметного полей деятельности, повышения психологи­ческой культуры и пр.

Закон самовыражения личности в профессии. Он также пока име­ет описательную форму. В нем описываются процессы и механизмы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореали­зации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионально­го роста в контексте самовыражения личности в профессии.

Таково общее видение сущностных характеристик акмеологических законов и закономерностей. Углубление и расширение этих ис­следований позволит вплотную подойти к проблеме создания общей теории акмеологии.

Интегративный характер акмеологии определяется ее обширными междисциплинарными связями, аккумулирующими результаты комп­лексных исследований в решении центральной проблемы прогрессив­ного развития зрелой личности, нацеленной на достижение вершин в этом развитии. Процессы личностного развития чрезвычайно сложны и многоплановы, поэтому их организация и оптимизация требуют ин­теграции и систематизации различных знаний на основе выявленных методологических принципов — в первую очередь комплексности и системности, помогающих интегрировать разноуровневое знание в обобщенные схемы описания. Интеграция этого знания обусловлена тем, что акмеология тесно связана с такими фундаментальнейшими направлениями общей психологии, как психология личности, диффе­ренциальная психология, возрастная психология, психология творче­ства. В то же время прогрессивное развитие личности осуществляется в процессе деятельности, общения и профессиональных взаимодей­ствий, поэтому фундаментальные и прикладные исследования облас­ти психологии труда и профессий, психологии развития, психологии общения близки к акмеологической проблематике.

Междисциплинарные связи с педагогикой, философией, культуро­логией, физиологией нами ранее подчеркивались. Следует заметить, что отмеченные междисциплинарные связи и даже встречающаяся общность объекта исследований не отождествляют акмеологические и психологические исследования, так как в акмеологических исследо­ваниях имеется свой «фирменный» предмет и своя проблематика, от­личные от предмета и проблематики психологических исследований.

Междисциплинарные связи с науками, не входящими в психологи­ческий комплекс, привели к возникновению специальных направлений акмеологии. Очевидно, что разработка проблем профессионализма в какой-то конкретной области профессиональной деятельности обяза­тельно приведет к движению научного знания по траектории «отдель­ное — особенное — общее», что стимулирует обоснование новых направ­лений акмеологии. Акмеология, обладая большой притягательной силой, привлекает повышенное внимание специалистов различных наук — психологов, юристов, военных, врачей и многих других, кото­рые, выполняя акмеологические по сути исследования на стыке наук, заложили, как отмечалось, новые направления акмеологии.

Данный процесс дифференциации акмеологического знания явля­ется естественным для акмеологической науки. Правда, этот объек­тивный процесс обусловливает необходимость решения обратных задач, поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы он со­провождался и интеграцией, проявляющейся прежде всего в углуб­ленной разработке теоретико-методологических основ акмеологии. Диалектическое единство дифференциации и интегративности — вот отличительные черты современной акмеологии.

Гуманистическая направленность акмеологии является не только важной характеристикой ее фундаментальности, но и отличительным признаком как науки. В исследованиях, проведенных в разные годы Н. В. Кузьминой, было показано, что профессионалами высокого класса становятся примерно около 5 % тех, кто занят в том или ином виде профессиональной деятельности.

У остальных же успехи существенно скромнее, а следовательно, ниже самореализация в профессиональных и жизненных достижени­ях, что в конечном счете сказывается на самооценке личности, приво­дит к негативным для нее последствиям. Заметим, что потребности в самореализации являются у подавляющего большинства людей наи­менее удовлетворенными, следовательно, всегда остроактуальны­ми. Психологические последствия неудовлетворенных актуальных потребностей хорошо известны науке и практике. Однако предло­жить научно-практические рекомендации по коренному изменению ситуации могут далеко не многие научные дисциплины из-за своей специфики, объекта и предмета, ограниченности возможностей ме­тодов.

Именно акмеология в силу своей объектной и предметной направ­ленности, стратегических целей, решаемых научно-практических за­дач, а также наличия специальных методов призвана коренным образом изменить сложившуюся негативную ситуацию. Акмеологическое знание помогает людям в личностной и профессиональной самореа­лизации, в профессиональных и жизненных достижениях, исправляя коренным образом в интересах человека отмеченную чудовищную диспропорцию — 5 % и 95 %! Поэтому-то одной из центральных задач акмеологии является определение общих и особенных условий и фак­торов, способствующих прогрессивному развитию личности.

Гуманистическая направленность акмеологии обусловливается еще и тем, что одним из ведущих методологических принципов этой науки является принцип гуманизма, который был нами рассмотрен выше.

Данная направленность акмеологии проявляется также в ее сугубо личностной ориентированности, проявляющейся в определении не только общих и особенных, но и единичных акмеологических условий и факторов, что очень важно на индивидуальном и отдельном уров­нях, то есть для конкретной личности. Иными словами, все, что изуча­ется и разрабатывается акмеологией, направлено в первую очередь на благо конкретной, а не абстрактной личности, на гармонизацию ее развития и отношений. К этому следует добавить, что акмеологические методы и технологии, например, построение акмеограмм, акмео-технологии ориентированы всегда на проблемы отдельного человека, сугубо персонифицированы.

Указанный аспект делает акмеологическое знание практически на­правленным и востребованным. Особенно отчетливо это проявляется в тех направлениях акмеологии, которые связаны с изучением зако­номерностей становления и развития профессионализма личности и профессионализма деятельности. Можно с уверенностью сказать, что нет такой сферы профессиональной деятельности, где бы остро не сто­яла проблема профессионализма, где бы не нуждались в профессио­налах своего дела. Акмеологическое знание является, пожалуй, наи­более конструктивным в решении проблем профессионализма, хотя акмеология не претендует на рассмотрение категории профессиона­лизма исключительно как акмеологической.

Таковы общие характеристики акмеологии на нынешнем этапе ее развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...