Акмеологические критерии и показатели
Применение акмеологических методов в акмеологических исследованиях и при решении практических задач будет результативным, если оно опирается на состоятельную и информативную критериальную основу. Действительно, какими мерками оценить акмеологический потенциал личности, динамику его личностно-профессионального развития или уровень профессионализма? Это очень сложные и многогранные характеристики, но они должны быть обязательно определены и оценены, иначе главная задача личностно-профессионального развития решена не будет. Для этого и были разработаны акмеологические критерии и показатели. Само содержание акмеологических критериев и показателей определяется спецификой акмеологии как науки, ее задачами, особенностями предмета и объекта. В настоящее время сложилось в целом однозначное понимание сущности и содержания акмеологических критериев и показателей, в которых отражено сегодняшнее состояние акмеологии, когда преимущественно разрабатываются проблемы развития профессионализма. Поэтому в данных определениях отражены главным образом субъектно-деятельностные аспекты, что скорее соответствует уровню особенного в акмеологическом знании. Акмеологический критерий — это мера профессионализма субъекта деятельности, продуктивности его деятельности, мера личностно-профессионального развития. Акмеологические показатели — это характеристики степени продуктивности деятельности, развития личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала. Приведенные определения иллюстрируют акмеологическое содержание данных категорий. Однако у них есть еще одна характеристика, определяющая их отличие от других, в частности, психологических критериев и показателей. Они, если так можно выразиться, «двумерные», в которых одно из «измерений» отражает процессы и динамику развития. Поясним эту мысль. Например, в психологии труда операторская деятельность, как правило, оценивается интегральным критерием «надежность». Не рассматривая его содержание, отметим, что этот критерий будет считаться акмеологическим, если речь идет, во-первых, о достижении очень высокого уровня надежности, что характерно для деятельности настоящих профессионалов, и во-вторых, о возможностях и способах ее повышения за счет личностно-профессионального развития специалиста.
Акмеологические критерии и показатели могут быть одновременно объективными и субъективными. Их объективность состоит в том, что многие характеристики профессионализма поддаются непосредственному измерению, оценке и сравнению с использованием надежных и апробированных методов. Субъективность связана с особенностями самооценки, самоконтроля, образа «Я» субъекта развития. Акмеологические критерии бывают интегральными (обобщенными) и конкретными (особенными). Интегральные акмеологические критерии связаны с фундаментальными проявлениями профессионализма. Конкретные — в большей степени отражают специфику профессиональной деятельности. Например, Н. В. Кузьмина, рассматривая проблемы профессионализма педагогической деятельности, такими критериями называла меру самообразования и самоконтроля, меру подготовленности к профессиональной деятельности и пр. В акмеологических исследованиях обоснованы и содержательные акмеологические критерии: • наличия видов и форм профессионального АКМЕ (по масштабу, временной периодизации, направленности); • общественной значимости АКМЕ; • потенциальных способностей достигать АКМЕ.
Акмеологические показатели, в свою очередь, также бывают интегральными, конкретными и детальными. В акмеологических исследованиях обосновываются различные их виды. Общая точка зрения относительно их содержания находится в стадии завершения своего формирования, еще предстоит сложная и длительная разработка их единой типологии. Между имеющимися типологиями существует известное сходство, но есть и различные толкования, например, отличий интегральных показателей от интегральных критериев. Не останавливаясь на этом подробно, представим некоторые из них. К интегральным показателям профессионализма относятся: • эффективность профессиональной деятельности; • процессуальные характеристики деятельности; • развитость профессионального общения; • зрелость личности профессионала. Содержание конкретных акмеологических показателей можно пояснить на примере. В результате соотнесения признаков мастерства и профессионализма была предложена система конкретных акмеологических показателей профессионализма деятельности, по которым можно осуществлять его оценку. Профессионализм деятельности в самом общем виде может характеризоваться следующими показателями: • высокой стабильной продуктивностью или эффективностью деятельности; • высоким уровнем квалификации и профессиональной компетентности; • оптимальной интенсивностью и напряженностью труда; • высокой точностью и надежностью деятельности; • высокой организованностью; • низкой опосредованностью (как зависимости от внешних факторов); • креативностью; • высоким уровнем концентрации знаний в труде; • возможностью развития субъекта труда как личности; • направленностью на достижение положительных социально-значимых целей. Применение некоторых показателей позволит получать количественные оценки в определенных единицах измерения. Однако в большинстве случаев сделать это очень сложно. Например, при оценке таких характеристик, как опосредованность, то есть определенная независимость от внешних условий и факторов, специфики взаимодействий. Поэтому в таком случае рекомендуется использовать количественные экспертные оценки.
Надо отметить, что вид акмеологических критериев и показателей может во многом определяться спецификой профессиональной деятельности. Критерии и показатели профессионализма военных специалистов могут отличаться от, скажем, профессионализма композитора, хотя инвариантные отношения, несомненно, будут общими.
Акмеологические модели
При решении акмеологических задач часто возникает необходимость представления полученных результатов в некотором обобщающем виде, системно отражающем выявленные свойства или характеристики. Использование акмеологических методов, в частности сравнительного анализа, необходимо осуществлять, имея не только наличные характеристики изучаемого объекта, но и те, которые приняты за эталон. Кроме того, проведение акмеологических эмпирических исследований должно основываться на структурированном теоретическом представлении изучаемого свойства или явления. Наконец, сам процесс личностно-профессионального развития должен направляться идеальным представлением — образом будущего состояния субъекта труда, который должен отражать его желаемые свойства. Во всех описанных случаях общим является необходимость создания соответствующих акмеологических моделей. Прежде чем обсудить содержание акмеологических моделей, следует высказать ряд принципиальных соображений по проблеме моделей и моделирования. В науке под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства объекта-оригинала. Модель — это искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация), аналогичное другому явлению, непосредственное исследование которого затруднено или невозможно. Иными словами, модель — это всегда некое подобие. Наличие этого подобия позволяет использовать модель в качестве представителя объекта-оригинала. Во всех случаях модели выступают в качестве аналога объекта-оригинала, они сходны с ним, но не тождественны ему. Степень соответствия модели объекту-оригиналу является важным показателем полноты и истинности теории, с помощью которой и создавалась модель. Разработка моделей — моделирование — это общенаучный метод исследования любых явлений, состоящий в построении и исследовании особых объектов — моделей (вещественных или знаковых) и других объектов — оригиналов или прототипов. Модели выполняют следующие гносеологические функции:
• иллюстративную; • трансляционную; • объяснительную; • предсказательную. В науке и технике моделирование применяется очень широко и позволяет решать многие проблемы, не доступные глубокому и точному теоретическому анализу. Моделирование играет важную роль в Машиностроении, архитектуре, транспорте и др. Наиболее распространенными являются математические и физические модели и модели-описания. Главными требованиями к ним являются адекватность объекту-оригиналу, информационная близость, возможность дальнейшей трансформации (развития, уточнения), воспроизводимость. Нарушение этих требований делает модель неработоспособной. Известен случай, когда во время дискуссии по проблемам человеческого мозга была предложена «простая и оригинальная» его модель. Сказано было буквально следующее; как известно, общее электрическое сопротивление мозга человека составляет примерно пять килоомов, следовательно, резистор в пять килоомов и является моделью мозга. Очевидно, что здесь были нарушены первые два требования, поэтому такой резистор является не моделью мозга, а моделью всего лишь его одного свойства — общего электрического сопротивления, ведь остальные главные свойства мозга в этой «модели» вообще учтены не были. Итак, в любой настоящей модели должны быть адекватно представлены главные свойства объекта-оригинала. В психологии, начиная с гештальт-психологии, модели применяются широко: были разработаны математические модели личности, сенсорного пространства, переработки информации и принятия решений, некоторых видов профессиональной деятельности, модели деятельности человека-оператора, систем «человек — машина» и пр. Моделирование применяется и в педагогике, в основном при описании педагогических систем. В частности, разработка моделей педагогических систем осуществляется в пять этапов*: 1) определение объекта исследования; 2) активизация накопленных знаний об объекте-оригинале; 3) обоснование необходимости применения моделирования; 4) выбор существующих переменных и постулатов; 5) отбор тех объектов, которые поддаются изучению. * Методы системного педагогического моделирования / Под ред. Н. В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002.
В акмеологии моделей пока существенно меньше, вернее, сейчас начинают создаваться теоретические и методологические основы их разработки, однако это вовсе не означает, что потребность в них небольшая. Данное направление прикладной акмеологии формируется, осуществляется обобщение созданных акмеологических моделей. Изучение моделей, разработанных в психологии, позволяет предположить, что построение акмеологических моделей может осуществляться по той же схеме, что и психологических. Это обусловлено близостью их предметных и объектных областей. Процессуально это может выглядеть следующим образом. Сначала на основе теоретических исследований формулируется гипотеза и на ее фундаменте создается некая концептуальная (прескриптивная) модель. В ней отражаются обобщенные связи, качества и отношения на уровне имеющегося теоретического знания. Ее теоретическое изучение позволяет разработать более конкретную модель, называемую нормативной. Нормативная модель, построенная на основе теоретико-методологического анализа, должна, вообще говоря, в значительной мере отражать психологическую сущность изучаемого явления. При построении нормативной модели необходимо в первую очередь определить ее содержание. Поставленные задачи и специфика изучаемого объекта требуют, чтобы в модели, во-первых, была информация об условиях деятельности и развития, действующих факторах, характере их влияния на субъекта деятельности, регуляцию деятельности, ее «психологическую цену»; во-вторых, о личностных характеристиках субъекта деятельности, подлежащих развитию до уровня профессионализма. Важным моментом, связанным с разработкой модели, является выбор ее формы. Для нормативных моделей в силу их обобщенного характера рекомендуются качественные лингвистические описания, хотя возможно применение и других видов аналитических описаний. В нормативных моделях необходимо также описание существующих связей между ее отдельными составляющими. Наконец, при разработке нормативной модели следует определить и раскрыть содержание путей ее проверки и доработки, то есть определить план эмпирических исследований и их обоснование. Получаемая нормативная модель подлежит эмпирической или экспериментальной проверке. Следующие за теоретическими эмпирические исследования позволят существенно уточнить и конкретизировать содержание модели, в результате чего она корректируется и дополняется. Обобщение данных теоретических и эмпирических исследований лежат в основе уточненной модели, которая уже существенно ближе к объекту-оригиналу. Это стимулирует дальнейшие теоретические исследования, позволяющие приблизить гипотезу к изучаемому объекту. Затем создается новая теоретическая модель, которая опять же проверяется эмпирически, уточняется и дополняется. И так далее, пока степень приближения к объекту-оригиналу не будет максимально возможной. В этом случае получается так называемая дескриптивная модель, с ней и осуществляется дальнейшая работа*. * Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
На базе дескриптивной модели осуществляется анализ и систематизация психологических факторов, способствующих развитию профессионализма личности, определяются пути развития, разрабатываются научно-практические рекомендации. Сходство способа построения психологических и акмеологических моделей не означает тождественности их содержания. При создании акмеологических моделей следует помнить, что их содержанием является то, что имеет самое непосредственное отношение к прогрессивному личностно-профессиональному развитию вплоть до уровня профессионализма. Это главная отличительная черта акмеологических моделей. При этом форма или способ ее представления в модели не играют существенной роли. Обобщение акмеологических исследований по проблеме моделирования позволило дать определение акмеологической модели. Итак, акмеологическая модель — это система объектов и знаков, воспроизводящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального образа профессионала или эталона личностно-профессионального развития. В акмеологии с помощью моделей синтезируется знание о том, что должно быть сформировано. Осуществляется сопоставление того, что имеется в наличии, с тем, что должно быть сформировано. Наконец, определяются условия и факторы, способствующие этому процессу. При создании акмеологических моделей важной задачей является выбор ее формы, ведь от этого также зависит ее близость к объекту-оригиналу. Модель-подобие в акмеологии, естественно, создать невозможно, поэтому речь будет идти об адекватности и полноте модельных описаний. В настоящее время в акмеологии получили наибольшее распространение модели, основанные на различных формах системного описания*: * Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1986.
• вербальные или лингвистические качественно строгие (системы понятий, тексты, семантические поля, дихотомии и пр.); • аналитические (табличные, матричные, функциональные); • геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры и пр.); • структурно-функциональные (кибернетические). На первых этапах создавались относительно простые акмеологические модели в виде лингвистических описаний, отражающие те или иные стороны профессионализма. С развитием акмеологии содержание данных моделей расширилось. Например, в настоящее время создаются обобщенные модели профессионального мастерства и профессионализма для представителей различных профессиональных групп, различных видов компетентности, профессионализма деятельности в экстремальных управленческих ситуациях, профессионализма личности и деятельности в особых и экстремальных условиях и др. Более подробно о них будет сказано во втором разделе книги. В качестве примера можно сослаться на модели обучения, используемые в процессе личностно-профессионального развития и его мониторинга*. * Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. — М.: РАГС, 1999.
Они были разработаны для отслеживания и корректировки развития личностно-профессиональных качеств и профессионального опыта. Применялись простые экспоненциальные модели, стохастическая монотонная модель, модель системы с переменной структурой и трансформационная модель. В данной работе была также представлена и модель профессионализма профконсультантов службы занятости, которые в ней являются ведущими специалистами. Эта модель имела структурно-функциональную форму представления и включала подструктуры профессиональной компетентности, опыта, умений, акмеологических инвариантов профессионализма, личностно-профессиональных качеств, мотивации, с описанием их психологического и акмеологического содержания. В акмеологии применение моделей не ограничивается только исследовательскими целями. Моделирование активно применяется при разработке программ или индивидуальных планов личностно-профессионального развития. Такие модели обычно ориентированы на применение метода игромоделирования. Очевидно, что создание общих методических основ акмеологического моделирования является важной и перспективной проблемой акмеологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|