Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепции цивилизационной принадлежности России в современной исторической науке




История как наука, предмет, функции, специфика.

Методы исторического познания.

Понятие и классификация исторического источника.

1)История- наука, изучающая всевозможные источники

о прошлом для того, чтобы установить последовательность

событий, исторический процесс, объективность описанных

фактов и сделать выводы о причинах событий.

Предметом исторической науки можно назвать все проявления

жизни человечества, начиная с зарождения человеческого

общества и до настоящего времени.

Функции:

Функция социальной памяти. Социальная память-накопление и

сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений.

Такая память обладает свойствами:

-Коллективная

-Избирательная и фрагментарная

-Организованная и удостоверенная

-Социально-ориентированная

-Примирительная

-Справедливая

Научно-познавательная функция

Воспитательная функция

Идейно-политическая функция

2)Методы:

Общенаучные

Эмпирические(наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент)

Теоретические(анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, инверсия)

Специальные(часто-научные)

Конкретно-исторический или идеографический метод; суть его в описании

фактов, явлений, событий, без чего невозможно ни одно исследование.

Сравнительно-исторический метод подразумевает, что явление изучается не

само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и

пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять

исследуемый феномен.

Историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса, т.е

зарождения и развития изучаемого явления.

Ретроспективный метод; заключается в последовательной проникновении в

прошлое с целью выявления причин событий.

Историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания

по избранному признаку для облегчения их анализа

Хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала

в хронологической последовательности

3) К историческим источникам относятся все, что отражает исторический процесс

и позволяет изучить прошлое.


 

 

2.Существует два основных подхода к изучению истории - формационный и цивилизационный. Для начала нужно разобраться в том, чем отличаются данные подходы.
Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции)
Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.

Концепции цивилизационной принадлежности России в современной исторической науке

Семенникова Л И (доктор исторических наук) " Все цивилизации можно разделить на 3 типа развития:

а) непрогрессивный тип развития (Архаические народы- племена и тд)

б) циклический тип (Восток; Иран, Ирак, Китай, Индия; Азия) (гос-во и коллективизм)

в) прогрессирующий (западная Европа; Америка, Япония, Австралия)

Россия между б) и в)

3. На европейской политической арене славянские племена выступили впервые в бурное время борьбы двух миров - Западной, Средней и Восточной Европы с одной стороны, и рабовладельческих государств Средиземноморья и Причерноморья - с другой. Эта ожесточенная борьба, длившаяся несколько столетий, явилась одной из величайших политических и социальных войн древности, послужившей исторической гранью между рабовладельческой и феодальной эпохой на значительной части Европейского материка.В это же время многочисленные соседи Римской империи - племена Европы и Азии, наоборот, все более и более укреплялись и экономически, и политически, и в военном отношении. Они достигли последних ступеней в развитии первобытного общинного строя, в их среде складывались обширные объединения, приобретающие черты примитивных государств, переживая тот период общественно-политического развития, который Ф.Энгельс назвал военной демократией. Племена Европы и Азии имели с империей старые счеты. Рабовладельческий мир в течение столетий являлся их наиболее злейшим врагом и угнетателем, который стремился распространить свою власть на северные страны, нещадно эксплуатировал их население, превращая в своих рабов сотни тысяч людей. Совместно с другими европейскими племенами славянские отряды неоднократно выступали против рабовладельческого мира и на предыдущих этапах «великого переселения народов». Их не могло не быть в составе готтских дружин, действующих в Причерноморье в III-IV вв. Имеются археологические данные, правда, не вполне бесспорные, говорящие о проникновении славян в начале н.э. на юг от Дуная, а также археологические данные о поселении славян в III в. на территорию Крыма. Они входили, вероятно, и в состав вооруженных сил гуннской «державы» IV-V вв. Сначала же VI в. славяне предстали перед империей как самодовлеющая военно-политическая сила, определяющая ход событий. Усилиями славянских воинов племена Европы вместе с революционными силами, действующими внутри империи, опрокинули рабовладельческий Восточный Рим и сторицей отплатили ему за века рабства и угнетения. Славяне овладели при этом огромными пространствами на Балканском полуострове, навсегда заселили их, установили там свои общественные порядки, положив начало новой главе в истории раннего восточноевропейского средневековья. Словом, время Балканских войн VI века и связанных с ним событий - это крупнейшая веха древней славянской истории - славный «героический период» их жизни. Именно так этот период был оценен и самим славянством. Исторические источники – весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

Группы исторических источников:

  1. Письменные (эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы)
  2. Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты)
  3. Этнографические (сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов)
  4. Устные (памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.)
  5. Лингвистические (географические названия, личные имена и т. д.)
  6. Фото-кинодокументы (документальные кино- и фотоматериалы)
  7. Фонодокументы (аудиоматериалы)

4. Предпосылки.

Социально-экономические - родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, "соседской" общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.

внутреполитические - появились большие племенные союзы, которые стали заключать между собой временные политические союзы.

Внешнеполитические - важнейшим для образования и укрепления государств у всех народов было наличие внешней опасности. Проблема отражения внешней опасности у восточных славян стояла очень остро с самого появления славян на Восточно-европейской равнине. С VI в. славяне вели борьбу с многочисленными кочевыми племенами тюрок (скифы, сарматы, гунны, авары, хазары, печенеги, половцы и др.).

Функции.

Внешние

1) Основные устремления древнерусских князей - это грабительские походы на земли соседних народов - Византию Болгарию и др. Речь, однако, шла не только о военной добыче или последующей дани, эти походы являлись одновременно и своеобразным средством выработки стабильной системы торговых отношений

2) Другой задачей, также вытекавшей из тех оснований, на которых государство возникло, являлась оборона славянских земель от натиска последовательно сменявших друг друга степных кочевников - хазар, печенегов, половцев. Нередко эта борьба со "степью" по форме мало чем отличалась от завоевательных походов и приносила несомненные успехи, как, например, Святославу, сумевшему в 965 г. полностью разгромить Хазарский каганат, или Ярославу, прекратившему набеги на Русь печенегов (1036 г.). Однако давление степи было постоянным и непрерывным на протяжении, по крайней мере, IX - XII вв., а, следовательно, неизменной оставалась и задача обороны древнерусских границ.

Внутренние

Вырабатывается и другая важнейшая функция государства - посредническая, арбитражная. Князь становится не только олицетворением силы, которому следует подчиняться из страха, князь - это воплощение справедливости, он есть та внешняя "незаинтересованная" сила, которой можно и должно доверить разрешение внутренних споров, суд. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Это вполне отчетливо проявляется в дошедшем до нас памятнике древнерусского права - "Русской правде". Таким образом, складывается ситуация, в которой князь, как бы принуждая население к заключению с ним договора, сам, в то же время, обязан неукоснительно соблюдать его условия

5. Норманская теория.

Норманская теория — один из важнейших дискус-сионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная несостоятельность даже в сугубо национальных вопросах. Обидно, что на протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси прочно была в исторической науке на правах совершенно точной и непогрешимой теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории, кроме зарубежных историков, этнографов, было множество и отечественных ученых. Этот обидный для России космополитизм вполне наглядно демонстрирует, что долгое время позиции норманнской теории в науке вообще были прочны и непоколебимы. Лишь со второй половины нашего века норманизм утратил свои позиции в науке. В данное время эталоном является утверждение, что норманская теория не имеет под собой почвы и в корне неправильна. Впрочем, и та и другая точка зрения должна быть подтверждена доказательствами. На протяжении всей борьбы норманистов и антинорманистов первые и занимались поиском этих самых доказательств, зачастую сфабриковывая их, а другие старались доказать беспочвенность догадок и теорий, выводящихся норманистами.

Согласно норманской теории, основанной не неправильном толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, подчинив восточно-славянские племена и составившими господствующий класс древнерусского общества, во главе с князьями-Рюриковичами. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги есть скандинавы и они практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе. К тому времени в норманистской историографии существовало четыре основных теории:

1)Теория завоевания: Древнерусское государство было, согласно этой теории, создано норманнами, завоевавшими восточнославянские земли и установившими свое господство над местным населением. Это самая старая и наиболее выгодная для норманистов точка зрения, так как именно она доказывает "второсортность" русской нации.

2)Теория норманнской колонизации, принадлежащая Т.Арне. Именно он доказывал существование в Древней Руси скандинавских колоний. Норманисты утверждают, что варяжские колонии были реальной основой для установления господства норманнов над восточными славянами.

3)Теория политической связи Шведского королевства с Русским государством. Из всех теорий эта теория стоит особняком из-за ее фантастичности, не подкрепленной никакими фактами. Эта теория принадлежит также Т.Арне и может претендовать лишь на роль не очень удачной шутки, так-как является просто выдуманной из головы.

4)Теория, признававшая классовую структуру Древней Руси IX-XI вв. и господствующий класс как созданные варягами. Согласно ей, высший класс на Руси был создан варягами и состоял из них. Создание норманнами господствующего класса большинством авторов рассматривается как прямой результат норманского завоевания Руси. Сторонником этой идеи был А.Стендер-Петерсен. Он утверждал, что появление норманнов на Руси дало толчок к развитию государственности. Норманны — необходимый внешний "импульс", без которого государство на Руси никогда бы не возникло.

6. Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.).Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права. Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.

7. Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и политического развития общества.

Различают несколько причин феодальной раздробленности.

Экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

Социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы. Эта новая Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было служить господину в обмен на земельное пожалование. В каждом центре за местными князьями стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.

Политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с великим киевским князем; кроме того, местному боярству нужна была сильная княжеская власть на местах.

Внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в. серьёзной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада государства зашёл уже слишком далеко.

Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства. Она явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель.

Положительные черты - вначале в русских землях наблюдался подъём земледелия, расцвет ремесла, рост городов, развитие торговли в отдельных землях.

Отрицательные последствия - с течением времени постоянные усобицы между князьями стали истощать силы русских земель, ослаблять их обороноспособность перед лицом внешней опасности.

Ру́сская Пра́вда — сборник правовых норм Древнерусского государства, датированный различными годами, начиная с 1016 года (см. ниже). Является основным письменным источником русского права. Связан с Ярославом Мудрым.

Первооткрывателем Русской Правды для исторической науки является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.

 

8. Великий Новгород

О названии города и времени его основания в исторической и археологической науке нет единого мнения. Дата рождения Новгорода -- 859 год -- условная, поскольку установлена она только по первому упоминанию города в русских летописях. Но, кроме русских летописей, есть богатая письменность Византии, и оказалось, что там Новгород упоминается гораздо раньше 859 года. По богатству своему и значению Новгород был вторым городом на Руси после Киева. Земля Новгородская представляла собой огромное государство, которое охватывало весь север нашей страны Однако обширные новгородские земли были скудны, огромные пространства покрывали леса и болота, но предприимчивые купцы и первопроходцы, заводили свои поселения по всему Северу. В знак своей силы и могущества город над Волховом воздвиг "дубовый храм о тринадцати верхах" -- Софию Новгородскую. Когда церковь в 1045 году сгорела, князь Владимир заложил в центре каменного кремля, Софию каменную. Этот собор тоже горел, но каждый раз поднимался вновь, становясь еще краше и величественней. В этом соборе русские князья служили молебны перед отправлением в боевые походы, его опекал и Иван Грозный, но когда город пытался перечить ему, он разорял "Святую Софию". Новгород находился в центре водных путей, связывавших русские земли с западными странами; через Новгород проходил "великий путь из варяг в греки", и город контролировал бескрайние просторы русского севера вплоть до Белого моря. Выгодное географическое местоположение и определило быстрый рост города. Не сельское хозяйство и даже не ремесла, а торговля была "внутренним и внешним жизненным нервом" Новгорода. В силу общего уклада своей жизни Новгород всегда проявлял стремление к самобытности и самостоятельности. В начале XII века, когда Киевская Русь распалась на отдельные княжества, Новгород стал самостоятельным городом и превратился в феодальную республику -Господин Великий Новгород. Правящими кругами в ней стали владевшие обширными землями бояре, богатое купечество и высшее духовенство. Князь в Новгороде не имел такой власти, как в других русских городах, так как его приглашали сюда княжить на определенных договорных условиях: договоры скреплялись целованием креста. Главная задача князя состояла в организации обороны города. Все вопросы городской жизни решались на Совете господ, во главе которого стоял епископ. Епископ владел кремлем и Софийским собором, где хранилась новгородская казна, ведал внешними сношениями Новгородской республики, имел право судить и наблюдать за торговлей. Решения Совета господ потом выносились на утверждение вече -- собрания свободного городского населения. Главой исполнительной власти являлся посадник, который председательствовал на вече. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопросы о войне и мире.

Влади́миро-Су́здальское кня́жество — древнерусское княжество. В разные периоды, в зависимости от меняющихся политических центров, именуется разными названиями. Первоначально Ростовское (не следует путать с более поздним удельным Ростовским княжеством), бывшее уделом в составе Древнерусского государства, позднее Ростово-Суздальское княжество. Столицы — Ростов, с 1125 года — Суздаль. С середины XII века великое княжество со столицей воВладимире-на-Клязьме. Опустошено монголо-татарами в 1238, после чего распалось на несколько удельных княжеств, которые соперничали друг с другом за сохраняющийся великокняжеский владимирский престол. Победителями в этой борьбе стали московские князья, которые ещё долго сохраняли в титуле упоминание владимирского престола перед московским. Территория Владимиро-Суздальского княжества была достаточно обширной. Она охватывала древние земли кривичей, частично — земли вятичей, а также те области, куда направлялась славянская колонизация Северо-Восточной Руси — земли таких угро-финнских племен как меря, весь, мурома. Таким образом, княжество располагалось в междуречье Волги и Оки и районе Белоозера. Постепенно его границы продвинулись на север и северо-восток — в сторону Северной Двины, Устюга иБелого моря, где соприкасались с Новгородскими владениями[1]. Характерной особенностью княжества было отсутствие одного самого крупного центра. Длительное время здесь существовали два центра — Ростов и Суздаль. В XII веке к ним добавился Владимир.

Га́лицко-Волы́нское кня́жество (1199—1392; укр. Галицько-Волинське князівство) — юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем. После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул.

Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода распада Древнерусского государства. В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие, полесские ихолмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, Закарпатья и Молдавии.

Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными соседями и конкурентами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века — также Золотая Орда и Великое Княжество Литовское. Для защиты от них Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом.

Галицко-Волынское княжество пришло в упадок под воздействием целого ряда факторов. Среди них были обострившиеся отношения с Золотой Ордой[3][4], в вассальных отношениях с которой княжество продолжало состоять, в период её объединения и последующего усиления в начале XIV века. После одновременной смерти Льва и АндреяЮрьевичей (1323) земли княжества начали захватываться его соседями — Польским королевством и Великим княжеством Литовским. Увеличилась зависимость правителей от боярской аристократии, пресеклась династия Рюриковичей. Княжество прекратило своё существование после полного раздела его территорий по итогам войны за галицко-волынское наследство (1392).

 

9.. XIII век в истории Руси — это время вооруженного противостояния натиску с востока (монго-ло-татары) и северо-запада (немцы, шведы, датчане). Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206 г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными. В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское княжество, разорил его и двинулся дальше на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на реке Сить был убит великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы могли идти на Новгород, но весенняя распутица и большие потери заставили их вернуться в половецкие степи. Это движение на юго-восток иногда называют «татарской облавой»: по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захватчиками. Особенно ожесточенным было сопротивление жителей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1238—1239 гг. монго-ло-татары завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества. Северо-Восточная Русь была разорена. Батый повернул на юг. Героическое сопротивление жителей Киева было сломлено в декабре 1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские полчища вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но, обессиленные отчаянным сопротивлением русских отрядов, лишенные подкреплений, отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Золотая Орда (столица Сарай-Бату), владычество которой были вынуждены признать разоренные русские земли. Установилась система, вошедшая в историю под названием монголо-татарского ига. Русь и Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих админ-ных органов власти. Русь сохранила свою гос-ность. В 1243 г. Ярослав Всеволодович был призван в ставку хана, признал вассальную зависимость от З. Орды и получил грамоту на великое княжение Владимирское и золотую дощечку, своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков – руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельность русских князей. Донос баскаков в Орду заканчивался либо вызовом князя в Сарай, либо карательным походом в непокорную землю. Некоторые русские князья, стремясь избавиться от зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Но сил свергнуть власть захватчиков было недостаточно. Это хорошо понимал А.Невский, с1252 по 1263 великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем эк-ки русских земель. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения. В города посылались купцы, которые собирали дань. Всего было 14 видов дани в пользу монголо-татар. Перепись населения в 50 – 60-х гг. 13 века отмечена многочисленными восстаниями русских против баскаков, послов, сборщиков дани и переписчиков. Это привело к тому, что сбор дани был передан в руки русских князей.

10. Важной предпосылкой объединения русских земель являлось восстановление и дальнейшее развитие в них хозяйства, являвшегося экономической базой борьбы за объединение и независимость. Крестьянами заново осваиваются запустевшие земли, от лесов расчищаются места под новые пашни. Источни­ки свидетельствуют о появлении новых деревень. Кроме подсечной и переложной постепенно распространяется трехпольная система земледелия, благодаря которой возросли урожаи. Увеличивалось по­головье домашнего скота и соответственно количество вносимых в пашню органических удобрений. Постепенно восстанавливались и развивались старин­ные города, росли новые. В городах развивались ремесла. В кожевен­ном производстве, например, наряду с сапожниками по­являются в качестве отдельных профессиональных групп ременники, сумники и т. д. Возобновилось литейное де­ло, и уже при обороне Москвы от Тохтамыша (1382) применялись пушки, изготовленные русскими мастерами. Но в целом горожане по-прежнему составляли ничтож­ный процент населения страны, и подавляющая его часть продолжала жить в условиях натурального хозяйства. Этим объясняется и слабое развитие внутреннего торго­вого рынка. Что же касается внешней торговли, то она велась по Волге с Золотой Ордой, по Дону через Азов­ское море — с Крымом и далее по Черному морю с Ви­зантией. Через Новгород шла торговля с Ганзейским союзом. Таким образом, для XIV — первой половины XV в. характерно почти полное отсутствие устойчивых, обусловленных всем ходом хозяйственного развития эко­номических связей между частями страны. В России на процесс централизации страны оказывали влияние другие мощные факторы, первосте­пенным среди которых являлась необходимость сверже­ния ордынского ига. Осуществить эту задачу было воз­можно, лишь объединив силы раздробленных частей страны. Имела значение и заинтересованность населения в прекращении княжеских междоусобиц: с 1310 по 1390 г. произошло 19 междоусобных войн, в 10 из кото­рых дело доходило до взятия городов. Важной предпо­сылкой объединения были также общее, православное вероисповедание населения Руси и единая церковная ор­ганизация во главе с митрополитом всея Руси, общность языка и норм права, восходивших к Русской Правде.

В XIV — первой половине XV в. основная масса сель­ского населения была свободна от каких-либо форм личной зависимости. Эти крестьяне назывались «черными крестьянами». Они проживали общинами (волостями), в рамках которых регулировались все стороны их хозяй­ственной и социальной жизни. Черные крестьяне платили налоги непосредственно князю, а их села не являлись собственностью отдельных феодалов. Великое княжество Литовское (полное название: Вели́кое кня́жество Лито́вское, Ру́сское, Жемо́йтское[1])—восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современныхБелоруссии и Литвы, а также частично Украины, России, Латвии, Польши, Эстонии и Молдавии.

С 1385 года находилось в личной унии с Королевством Польским, а с 1569 года — в сеймовой Люблинской унии в составе федеративной Речи Посполитой. В XV—XVI веках Великое княжество Литовское — соперник Великого княжества Московского в борьбе за господство на русских землях. Было ликвидировано Конституцией 3 мая 1791 года. Окончательно прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.

11. Возвышение Москвы. Объединительная политика московских князей.

Постепенно на Руси выделяются самые крупные и сильные княжества: Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское княжество. Причины возвышения Москвы: Владимиро-Суздальское княжество - центр пашенного земледелия и ремесла, торговли; Выгодное географическое положение: безопасность, контроль над речными и торговыми путями, развитые экономические связи с др. княжествами.; Постоянный приток населения, рост деревень, селений, вотчин; Резиденция митрополита; Активная политика московских князей; Покровительство Орды. Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром.

Централизованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало. Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи. Образование Московского царства: причины возвышения Москвы.Собирание Русской земли (1236-1462) совершалось медленно, и даже 200 лет спустя, ко времени вступления на престол Ивана 3, территория Московского княжества по размерам была довольно скромной: превосходя Тверь и Рязань, Москва всё же значительно уступала княжеству Литовскому и Новгородской области.. За 60 лет при Иване 3 и Василии 3 территория московская выросла почти в 4 раза. В княжение Василия 3 падают последние остатки независимости в Северо-восточной Руси: Псков и Рязань. С 1523 года на всём протяжении её существовала одна только власть – великого князя московского.

 

12. На процесс формирования единого государства не могли не оказать влияния феодальные распри, вспыхнувшие на Руси в середине 14 столетия между правнуками Ивана Калиты, правившими в расположенных в непосредственной близости от Москвы княжествах. Основной причиной вражды братьев между собой стал вопрос об изменении порядка престолонаследования. Иной смысл феодальных войн 14 века кроется в борьбе противников и сторонников создания единого государства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...