Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индустриализация. Стройки первых пятилеток.




Под индустриализацией понимается ускоренное развитие тяжёлой промышленности, превратившее СССР из аграрной страны в преимущественно промышленную. Это должно было обеспечить окончательный переход на стадию индустриального общества и ликвидировать отставание страны от стран Запада в условиях возможного крупномасштабного конфликта с капиталистическим окружением.

Ускоренная индустриализация была проведена в период первых пятилеток. Первая пятилетка (1928-1932) разрабатывалась с середины 1920-х гг. в структурах Госплана и ВСНХ. Специалисты Госплана предусматривали возможности разных темпов роста: отправной план и «оптимальный» (рассчитанный на благоприятные условия). В сентябре 1928 по инициативе Сталина и В. В. Куйбышева ВСНХ опубликовал контрольные цифры на грядущий хозяйственный год, которые уже исходили из «оптимального» подхода. Основные затраты должны были быть направлены на развитие тяжелой промышленности, на «производство средств производства». Этот подход подвергся критике со стороны Н. И. Бухарина, но после поражения «правого уклона» возобладал плановый максимализм — даже «оптимальные» цифры промышленного роста неоднократно поднимались. Среди важнейших строек пятилетки — Днепрогэс, Магнитогорский металлургический комбинат («Магнитка»), Туркестано-сибирская железная дорога (Турксиб), Сталинградский тракторный завод, производивший не только трактора, но и танки,, а также автомобилестроительные, авиастроительные, химические, электротехнические предприятия. Они строились самоотверженным трудом миллионов рабочих, большинство которых только вчера пришли из деревни, талантом как старых, так и только что выучившихся инженеров, организационной энергией партийных и хозяйственных руководителей, для которых успех их стройки был дверью для карьерного продвижения, более широких возможностей реализовать свои способности в стремительно разраставшейся экономической системе. Партийная пропаганда убеждала миллионы людей в том, что сегодняшние тяготы и трудности позволят создать счастливую жизнь уже через несколько лет, и это вдохновляло тружеников на самоотверженную работу в тяжелейших условиях. Благодаря созданию гигантских предприятий и транспортных артерий СССР стал страной с мощной промышленностью. В условиях новой разрухи Сталин решил объявить об окончании рывка в светлое будущее. Выступая на пленуме ЦК и ЦКК 7 января 1933, он заявил, что пятилетка выполнена досрочно за четыре года и четыре месяца.

Фактические итоги пятилетки были гораздо скромнее сталинских замыслов. Оптимальный план 1929 был выполнен по производству нефти и газа, торфа, паровозов, сельхозмашин. По производству электроэнергии, чугуна, стали, проката, добычи угля, железной руды не был выполнен даже отправной план 1929. Производство тракторов только-только дотянуло до него. К планам 1930 не удалось даже приблизиться. Производство нефти даже по опубликованным данным достигло 22,2 млн. т. при запланированных в 1930 40-42 млн. т., стали — 5,9 млн. т. при запланированных 12 млн. т., тракторов — 50 тыс. шт. при запланированных в ноябре 1929 201 тыс. шт., выработка электроэнергии 13,1 млрд. квт. ч. при запланированных в 1930 33-35 млрд. «Правые» и поддерживавшие их спецы оказались во многом правы.

Главным итогом первой пятилетки можно признать создание военно-промышленного комплекса — военной промышленности и ее инфраструктуры, которая могла обслуживать также гражданское хозяйство. В 1930 было объявлено о ликвидации безработицы. Вторая пятилетка, принятая в феврале 1934 на Семнадцатом съезде ВКП(б), должна была обеспечить налаживание производства на предприятиях, возведенных в ходе первой пятилетки, преодоление возникших в 1930-1933 гг. диспропорций и экономического хаоса. Было несколько улучшено финансирование производства средств потребления, ослаблен нажим на сельское хозяйство. Планировалось удвоить промышленное производство. Стахановское движение вовлекло в свою орбиту множество энтузиастов, продемонстрировало огромные со­циальные резервы, имевшиеся в ра­бочем классе и в колхозном кресть­янстве. Миллионы советских людей искренне верили в торжество идеа­лов коммунизма и испытывали гор­дость за растущую с каждым годом мощь своей страны. Ведь помимо ре­прессий и ГУЛАГа, с которыми у мно­гих сегодня ассоциируются 30-е го­ды, это было время, когда в стране ежегодно вводилось в строй до 600 предприятий. Советские рабочие стремились всеми силами помочь Отечеству встать в один ряд с индустриально развитыми странами и до­казать, что советский рабочий ни в чем не уступает европейскому или американскому. Конечно, значитель­ное влияние на моральный подъем, охвативший общество, оказала со­ветская пропаганда, благодаря кото­рой готовность пожертвовать собой ради «светлого будущего» стала важ­нейшей добродетелью советского че­ловека. Труд в СССР был не просто обязанностью, а делом чести и по­двига. Советская пропаганда очень гордилась примерами трудового ге­роизма. Сводки газете конца 1920-х годов пестрели сообщениями о пере­выполнении планов, о производст­венных подвигах советских граждан, а также высокопарными лозунгами: «Пятилетка в четыре года», «Догоним Запад». Фильмы, песни, повести, га­зеты прославляли трудовой подвиг людей и создавали героический об­раз труженика-рекордсмена, с кото­рого брала пример советская моло­дежь.

Культурная революция в СССР. Борьба против неграмотности.
До революции 1917 г. 75% населения Рос­сии оставалось неграмотным. Рос­сия тратила на просвещение 43 ко­пейки на человека, в то время как Англия и Германия — примерно 4 рубля, а США — 7 рублей. Успехов удалось добиться только в вопросе начального образования. Прави­тельственной поддержкой пользо­вались церковно-приходские шко­лы, это был самый распространен­ный тип начальной школы. К 1914 году начальное образование в шко­лах Министерства народного про­свещения получало 6 миллионов детей. Но всеобщее начальное об­разование в самодержавной Рос­сии введено не было. Неграмотность населения стала се­рьезной помехой на пути распрост­ранения революционной идеоло­гии, а затем и развитию промышленности, и вообще подъёму промышленности. К концу 1927 года читать и писать научили 10 млн. человек, и СССР по уровню грамотности занял 19 место в Европе. Борьба с неграмотностью далеко не сразу дала ощутимые ре­зультаты. Только к 1939 году коли­чество грамотного населения среди лиц старше 9 лет достигло 81,2%. Образованные в 1919 года рабочие факультеты постепенно сделались основным типом общеобразова­тельной школы, готовившей моло­дежь к поступлению в высшие учеб­ные заведения. С 1921 года на предприятиях по­явились четырехгодичные школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), имевшие своей целью под­готовку квалифицированных рабо­чих для промышленности и транс­порта. В учебные планы ФЗУ наря­ду со специальными дисциплинами включались общеобразовательные предметы в объеме школы-семи­летки. С осени 1923 года в селах стали от­крываться школы крестьянской мо­лодежи (ШКМ). Они строились на ба­зе начальной школы, имели трехлет­ний срок обучения и предоставляли учащимся наряду с общим образо­ванием знания по агрономии, тех­нике и организации сельского хо­зяйства.

 

35. Основные этапы Второй мировой войны:
Первый этап датируется 1 сентября 1939 г. - 21 июня 1941 г.
Второй этап войны (22 июня 1941 г. - ноябрь 1942 г.) характеризовался вступлением в войну СССР, отступлением Красной Армии и первой ее победой (битва за Москву), а также началом формирования антигитлеровской коалиции.
Третий этап - середина ноября 1942 г. - конец 1943 г. - коренной перелом в ходе войны, что означало потерю стратегической инициативы странами фашисткой коалиции на фронтах, превосходство антигитлеровской коалиции в экономическом и политическом аспектах. Советской Армией были одержаны крупнейшие победы под Сталинградом и Курском.
Четвёртый этап (с конца 1943 г. по 9 мая 1945 г.) - освобождение Советской Армией западных областей СССР, Польши, Румынии, Болгарии, Чехословакии и т.д. 6 июня 1944 г. был открыт Второй фронт, шло освобождение стран Западной Европы.
Пятый и заключительный этап Второй мировой войны связан с районом Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (с 9 мая по 2 сентября 1945 г.), разгром милитаристской Японии.
1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Это была самая кровопролитная и жестокая в истории человечества мировая война, которая стала общим бедствием для населения 61 страны - 80% жителей Земли, из них более 60 миллионов погибли.
Фашистская Германия планировала молниеносный исход войны (блицкриг), рассчитывала на применение новейшей военной техники и современной стратегии тотальной войны. Миллионная армия вторжения сломила польское сопротивление в течение трех недель.
До мая 1940 г. на Западном фронте военных действий практически не велось. Этот период назвали «странной» войной.
Фашистская Германия весной 1940 г. возобновила наступление: в апреле были захвачены Дания и Норвегия; в мае гитлеровские войска вторглись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, а затем и во Францию. Фашисты обошли линию Мажино и 14 июня вошли в Париж. 22 июня было подписано перемирие, Маршал Петен передал Германии большую часть страны, сам же удалился в городок Виши и стал главой марионеточного правительства на юго-западе Франции. На севере Франции в районе Дюнкерка англо-французские войска попали в окружение. Основная часть окруженной группировки эвакуировалась в Англию. Гитлеровская Германия готовила осуществление плана «Морской лев» (высадка на Британские острова). Однако длительные массированные бомбардировки Лондона и других городов не сломили Англию. Воздушную войну выиграли английские и канадские летчики, оборонявшие страну. Ущерб, причиненный германскими воздушными атаками, был огромен. Военный флот Англии сохранял господствующее положение на море. Высадку на Британские острова пришлось отменить. В Германии был принят план «Барбаросса» - нападение на Советский Союз.
Советско-германский фронт стал главным фронтом Второй мировой войны. Здесь решился исход войны, и человеческая цивилизация была спасена от фашизма. К декабрю 1941 г. советские войска остановили продвижение врага на всем советско-германском фронте.

 

36. СССР во 2 мировой войне

Итак, мы можем сделать следующие выводы:
– после Второй мировой войны статус и влияние СССР выросло до такой степени, что международное сообщество не могло не считаться с ним. Обладание ядерной бомбой делало положение Советского Союза еще более прочным;
– СССР на оккупированных им территориях Восточной Европы навязал этим странам свою модель социалистической ориентации развития государства коммунистически-сталинского типа;
– конфронтация СССР с США, Англией и Францией привела к разделу Германии и формированию политических и военно-политических блоков – НАТО, АНЗЮС, Коминформбюро, организацию стран Варшавского договора;
– противостояние двух противоположных социально-экономических систем переросло в вооруженную конфронтацию и стало причиной начала «холодной войны»;
– демографические потери СССР в войне были чудовищны; они составили шестую часть активного населения;
– жизненный уровень населения стал ниже, чем в предвоенные годы вследствие значительного роста цен на продукты и бытовые промышленные товары, а уровень зарплат был поднят незначительно; катастрофически не хватало жилья; большинство инвестиций государства шли в тяжелую промышленность, оборону и интернациональную помощь;
– масштаб потерь в промышленности и сельском хозяйстве был чудовищным; практический на всей территории, бывшей в оккупации, была уничтожена вся промышленная база и разорены колхозы и совхозы; однако руководство страны взяло курс на ускоренное развитие военно-промышленной базы страны и это привело к очень медленным темпам восстановления в послевоенное время;
– принудительная коллективизация, ограничение на торговлю своей продукцией и уменьшение прав и свобод сельского населения привело к оттоку крестьян из сельской местности в города;
– приток неквалифицированной рабочей силы из сельской местности на предприятия привел к кризису, результатом которого стали очень ограниченный рост производительности труда, проблемы производственной дисциплины, брак в работе, большая текучесть кадров;
– насильственный возврат территорий стран Прибалтики и Западной Украины в состав СССР, политика, проводимая там, навсегда испортила отношения; возникшие в те времена ненависть, недовольство к России остались до сих пор, и в нынешнее время возникают большие сложности в отношениях с этими странами;
– депортация и репрессии против многих малых народов, живущих в СССР, привела к обострению межнациональных отношений, к проблеме, которую наша страна решает до сих пор;
– система концлагерей достигла своего апогея; благодаря неограниченным человеческим ресурсам ГУЛАГа были освоены новые труднодоступные районы, которые эксплуатируются и настоящее время;
– ужесточение в контроле за искусством, наукой, литературой привело к тому, что многие творческие деятели прекратили свою деятельность; запрет в науке на развитие новых перспективных направлений знаний привело в полному застою; зарубежная наука на много десятилетий обогнала Россию в изучении и применении научных достижений;
– в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью руководства страны осознать и осуществить эти изменения. Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны?
Во-первых, стоит отметить, что победа в ней была достигнута с опорой на собственные силы, за счет умелого использования внутренних возможностей страны. Именно такой подход к ведению войны предопределил нашу Победу.
Это вовсе не значит, что советское руководство намеренно отказывалось от помощи союзников. Наоборот, оно не раз ставило перед ними вопрос о выполнении неоднократно даваемых обещаний об открытии второго фронта. Такая позиция исходила не из слабости Советского Союза, а диктовалась стремлением ускорить окончание войны и сократить людские потери. Однако второй фронт, как уже говорилось выше, был открыт с трехлетним опозданием, лишь летом 1944 года. К тому времени Советский Союз собственными силами сумел осуществить коренной перелом в войне. По этому поводу в военные и послевоенные годы в нашей стране и за рубежом появились мнения, что Советский Союз и без второго фронта был способен нанести поражение фашистской Германии.
Этот урок - побеждать, опираясь прежде всего на собственные силы и ресурсы, - весьма актуален сейчас, когда перед Российской Федерацией стоит непростая задача выйти из тяжелейшего всестороннего экономического кризиса.
Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны учит, что успехи на фронте и в тылу стали возможны только благодаря сплоченности общества, единству народа и армии. Народ безоговорочно верил в правильность политики и практической деятельности руководства страны. Авторитет государственной власти в глазах населения был огромен. В результате народ до последней капли крови отстаивал свою власть, защищал сложившийся общественный и государственный строй, считая его справедливым и по-настоящему народным.
В-третьих, один из поучительных уроков войны состоит в том, что вопросы укрепления обороны страны, повышения боеготовности Вооруженных Сил должны находиться в центре постоянного внимания руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны - хорошая возможность напомнить о том, что для отражения любой возможной агрессии и надежного обеспечения безопасности страны всегда нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот.
Опыт Великой Отечественной войны требует внимательно и глубоко анализировать обстановку в мире и происходящие в ней изменения, правильно ее оценивать и делать из этого необходимые практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности Российских Вооруженных Сил.

37. СССР и новая расстановка сил в послевоенном мире. Начало "холоднойвойны "

Поражение Германии в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни. Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны". Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза. После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации. Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии. Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, создать военно-политический союз западных стран под эгидой США; разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада

38. "Оттепель": реформы Хрущева во второй половине 50х - начале 60хгодов. Разоблачение культа личности Сталина

В период правления Хрущёва была начата подготовка «Косыгинских реформ» — попытки внедрения в плановую социалистическую экономику отдельных элементов рыночной экономики. 19 марта 1957 г., по инициативе Хрущёва, Президиум ЦК КПСС принял решение о прекращении выплат по всем выпускам облигаций внутреннего займа, то есть, в современной терминологии, СССР фактически оказался в состоянии дефолта. Это привело к значительным потерям в сбережениях для большинства жителей СССР, которых сами же власти до этого десятилетиями насильно заставляли эти облигации покупать. При этом надо отметить, что в среднем в год на принудительные подписки по займам у каждого гражданина Советского Союза уходило от одной до трёх месячных зарплат. В 1958 г. Хрущёв начал проводить политику, направленную против личных подсобных хозяйств — с 1959 года жителям городов и рабочих посёлков было запрещено держать скот, у колхозников личный скот выкупался государством. Начался массовый забой скота колхозниками. Эта политика привела к сокращению поголовья скота и птицы, ухудшила положение крестьянства. В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо». В 1960-х положение в сельском хозяйстве усугубилось разделением каждого обкома на промышленный и сельский, что повлекло за собой плохие урожаи. В 1965 году, после его ухода на пенсию, эта реформа была отменена. «Хрущёв был не тот человек, который позволил бы кому-либо формировать за него внешнюю политику. Внешнеполитические идеи и инициативы били из Хрущёва ключом. „Доводить до ума“, обрабатывать, обосновывать и оформлять должен был министр со своим аппаратом» (А. М. Александров-Агентов). Экономи́ческая рефо́рма 1965 года в СССР — реформа планирования и управления народным хозяйством Советского Союза, осуществлённая в 1965—1970 годы. В СССР известна как Косыгинская реформа (разг.), на Западе как реформа Либермана. Реформа характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Количественные результаты «хрущёвской индустриализации» выглядели солидно: к 1965 национальный доход СССР увеличился на 53 % по сравнению с 1958, производственные фонды выросли на 91 %, продукция промышленности на 84 %, сельского хозяйства на 15 % (вместо запланированных 70 %). Реальные доходы населения выросли на одну треть. Были введены зарплаты и пенсии колхозникам. Частично была решена жилищная проблема. После смерти Сталина (март 1953г.) были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секритариат ЦК партии возглавил Хрущев-известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества. Прекратилось следствие по делу врачей, были освобождены из заключения участники мингрельского дела. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. Основная роль в ней принадлежала Хрущеву, избранному в сентябре 1953г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности Сталина. Проводились реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и госбезопасности. Осуществлялась работа по реабилитации жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия. Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел 20 съезд КПСС (февраль 56г). На закрытом заседании съезда выступил Хрущев с докладом “О культе личности и его последствиях”. В докладе содержались сведения о массовых расстрелах людей и о депортации народов в 30-40гг. Причины массовых репрессий связывались с культом личности Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории. После окончания работы съезда проходило чтение доклада на собраниях партийных организаций. Публичное осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. Во второй половине 50гг. продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие гос-венные структуры СССР и республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий. Проводимая Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа личности Сталина вело к падению авторитета СССР и Комунистической партии на международной арене. Однако открытое сопротивление части партийных и гос-венных руководителей политике реформ завершилась провалом. После устранения оппозиции были проведены перемены в составе высших органов власти. Хрущев стал совмещать 2 должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой программы КПСС. Она нашла положительный отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудьшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла растущее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу.

39. Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. Но первое время руководство страны ещё тяготело к реформам.

Экономическая реформа 1965 г. Ещё в конце 50-х гг. советская экономика стала терять эффективность. Об этом свидетельствовало падение производительности труда, низкое качество продукции, убытки. Тогда же крупными учёными - экономистами началось обсуждение экономической реформы. К середине 60-х гг. необходимость экономической реформы стала очевидной. Спланировал экономическую реформу, активно способствовал проведению её в жизнь А.Н. Косыгин. Таким образом, реформа повышала роль экономических методов управления. Предложенную реформу А.Н. Косыгин предлагал рассматривать как начало процесса дальнейших реформ. Нарастание противоречий в экономике. С начала 70-х годов темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 годам показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП). Западные страны осуществляли продвижение в таких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства. В нашей стране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденции научно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизацию и производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможность преобразования материального производства, управления и повышения производительности труда.

Экономика 70-х и первой половины 80-х годов развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:

-в погоне за увеличением объемов. В 70-е годы нам удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;

-экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;

-экономика страны была монополизированной, в которой не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);

-наличие гигантомании, т.е. строительств огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых (например, БАМ);

-в сверхцентрализации экономики.

В 70-е годы активно развивался военно-промышленный комплекс (ВПК), где были заняты миллионы людей, использовались лучшие материалы. Экономика страны работала в основном на военно-промышленный комплекс. Военная нагрузка привела к небольшим диспропорциям. Из-за разницы издержек в разных отраслях экономики покупная возможность рубля была различной (в оборонной промышленности она составляла 4-6 долларов, в других отраслях гораздо ниже).

На рубеже 70-80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Производство военной техники достигло 60% всей выпускаемой продукции. В период10-й пятилетки (1976-1980 года) была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники труда выполнены не были. Кроме того, наметилось дальнейшее отставание во всех индустриальных отраслях.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство со времён И.В. Сталина находилось в глубоком провале. Руководство решило предпринять срочные меры по поднятию сельского хозяйства.

В 70-е гг. стали создаваться интегрированные хозяйства - агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы, совхозы, предприятия по переработке сырья, организация транспорта и торговли. К середине 80-х гг. в стране было создано около 4, 8 тыс. межхозяйственных предприятий, но они не давали эффекта. Для улучшения управления сельским хозяйством был создан Государственный агропромышленный комитет, на местах - районные агропромышленные объединения.

 

40. 1.Причины перестройки

К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система

полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-

экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям

качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской,

обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не

только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся

государств. Даже по официальным данным, производительность труда в

промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в

сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более

тяжелым.

Для сравнения, один работник в США на тот момент производил: 54,7 т. зерна,

4570 кг. Мяса, 11,8 т. молока в год. В СССР же соответственно: 4,5 т., 320

кг., и 2.8 т..

Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие

компьютеризации в СССР. Количество компьютеров в США на тот момент- 800

тыс.,

СССР- 50 тыс. Отсталая, неэффективная советская экономика захлебывалась под

бременем гигантских военных расходов. Они пожирали 1/5 часть валового

национального продукта.

Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая

армия в мире).

При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни.

10 марта 1985 года в возрасте 72 лет скончался генсек ЦК КПСС К.У.

Черненко.

После его смерти, 11 марта, на внеочередном пленуме ЦК Генсеком был избран

М.С. Горбачев.

Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье,

окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С.

Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от

секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента

СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С.

Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать

социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких

сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В

это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма,

которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их

самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых

коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества

выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы

руководителей предприятий.

2.Антиалкогольная реформа

Изначальная задумка реформы была весьма положительной- уменьшить количество

потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с

пьянством. Но в результате слишком радикальных действий этом направлении

антиалкогольная кампания привела к таким результатам:

. Антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от

государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов

ушла в теневой сектор. В 90-е годы немало стартовых капиталов было

сколочено частниками на "пьяных" деньгах. Казна же стремительно

пустела.

. Вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых

секторов промышленности в некоторых республиках СССР (Грузия и т.д.)

. Рост наркомании, токсикомании, самогоноварения

. Много миллиардные убытки бюджета

3. Кадровые реформы в правительстве

В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н.И.

Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета

партии стал Б.Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал

Э.А. Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись: А.Н. Яковлев,

А.И. Лукьянов. Фактически 90% старого брежневского аппарата было заменено

новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета

Министров СССР.

4.Общественные и социальные реформы

В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились

политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок

возвращались такие видные люди, как: Сахаров, Марченко и т.д.. Политика

гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную

жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению.

Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых

читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы

слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения

коммунистического режима.

5.Реформы во внешней политике

В ходе встречи М.С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в

ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-

американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом.

Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М.С.

Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:

. Полная ликвидация ядерного и химического оружия к 2000 году.

. Строгий контроль при хранении ядерного оружия и уничтожении его на

местах ликвидаций

Во время визита Михаила Сергеевича в Индию была подписана Делийская

декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и

ненасильственного мира.

6.Реформы политической системы СССР

Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на

XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени

актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете

ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из

ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”,

направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к

Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов

переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к

чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об

изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных

депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится

Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание

должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет

СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР.

Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом

вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26

марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989

года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

В него вошли:

V Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев,

Попов, Старовойтова)

V Депутатская группа “Союз”(Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)

V Депутатская группа “Жизнь”

И другие.

Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно

назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был

избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в

Конституцию (отменена 6-я статья).

7.Экономическая реформа

К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении

частной собственности на средства производства. Начался демон<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...