Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Западный тип цивилизации. Античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима. Эллинизм.




Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человека. Античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Древняя Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. В социально—политическом плане она существовала в рамках особой государственной системы – городов—полисов, чаще всего определенных природными границами.

Но, несмотря на указанные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности.

Каковы же характерные особенности древнегреческой культуры?

Прежде всего, эта культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по—гречески – это не только окружающий мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Греки воспринимали окружающий мир прекрасным, гармоничным и это мироощущение пронизывает всю античную культуру, ведущей категорией которой становится мера.

Большое значение греки придавали гармонии космоса, природы, человека.

Античная культура рациональна. Греки, воспринимая многие явления умозрительно и на веру, подвергали эти воззрения доказательству.

В центре античной картины мира стоял человек, поэтому античная культура антропоцентрична. В греческой культуре был велик культ тела. Человеческое тело стало мерилом всех форм культуры – архитектуры, скульптуры, философии, физики, математики, астрономии и др.

Однако тело было лишь одной из составных частей гармоничной личности. Каждый гражданин греческого полиса должен был стремиться к идеалу калокагатии (от греч слов kalos – «прекрасный и agathos – «хороший», «добрый»). Идеал калокагатии означал соединение в человеке красоты безупречного тела и нравственного внутреннего совершенства. Это достигалось упражнениями, образованием и воспитанием, предполагавшим развитие физических и умственных способностей в равной степени.

Античной культуре была свойственна состязательность. Эта черта нашла свое воплощение в художественных и спортивных состязаниях (Олимпийских играх, Пифийских играх в Дельфах, посвященных Аполлону и др.). Греческий агон (состязание, борьба) олицетворял способность свободноо грека принимать участие в жизни своего полиса.

Греческая культура празднична. Обычно праздники сопровождались песнями, танцами, драматическими представлениями.

С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура.

«Стартовав» почти одновременно с Грецией, Рим как политическая реальность пережил ее на семь веков. Сведения о начальном (царском) периоде истории Рима довольно туманны и касаются главным образом религиозных обрядов, праздников, бытовых традиций. Почитание традиций было свойственно римской культуре, которое перетекало в культ предков и просто старших. Это нашло отражение в структуре имен, ритуале погребения, в увековечивании «деяний предков» (триумфальные арки, колонны, форумы, возведенные в их честь).

Рим вел постоянные завоевательные войны. Это в значительной степени определяло организацию, строй жизни, да и саму историю Рима.

Война, железная воинская дисциплина требовала воинских же добродетелей – мужества, верности, стойкости, суровой непреклонности, гордого достоинства, несовместимого с проявлением веселья, допускавшегося в виде исключения лишь на некоторых праздниках. Такие добродетели требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга гражданина.

Римский плебс с большим трудом, чем афинский демос, добивался побед в борьбе с патрициями. В ходе ее первостепенное значение приобрела борьба за различные законы, что обусловило особую роль права в жизни общества. Римляне были равны в своей ответственности перед законом, но равенства в политической и социальной сфере не было. Народное собрание было высшим органом власти, но простые люди не могли рассчитывать на высокие должности (в отличие от греков).

Важную роль в политическом процессе играли государственные деятели, отличающиеся ораторским мастерством. Римское красноречие достигло своего апогея в трудах Цицерона.

Римляне были не только народом солдат, но и народом строителей – архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима народам Европы приходил порядок акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римского права.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие.

В конце I в. Римское государство превратилось в империю. Античные историки характеризуют этот период как «золотой век» римской истории. С ним связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. В этот период было создано самое зрелищное сооружение Рима – Колизей.

Римская культура завершила период античности. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Но традиции римской культуры продолжали существовать.

Цивилизация эллинизма

Междоусобные войны, разложение древнегреческих полисов позволили Персии к концу IV в. до н. э. стать главным арбитром в греческом мире. Национальное объединение стало необходимостью. Однако своими силами греки объединиться не могли. Эту задачу выполнила соседняя балканская держава Македония во главе со своим царем Филиппом. Его сын Александр вошел в историю едва ли не как крупнейший завоеватель всех времен.

Древний мир не знал такого государственного образования как империя Александра, простиравшаяся от Балкан до Нижнего Египта и от Дуная до Инда. Греки занимали в ней первое место. Империя существовала не долго, она распалась, но греческая культура осталась на всех завоеванных территориях. Особенно активно распространилась греческая скульптура. Но – это было только тиражирование оригиналов классического периода. Вновь создаваемые образы были далеки от прежней гармоничности и отличались излишней пышностью.

В этот период изменилось мироощущение человека: гражданин вольного полиса уступил место «гражданину мира», вынужденному сочетать свое высокое предназначение с участью бесправного подданного новоявленных правителей. Утрата полисами внешнеполитической самодеятельности компенсировалась безопасностью их существования, большей социальной устойчивостью.

Несмотря на многочисленные военные походы в державе Македонского росли города, прокладывались торговые пути, процветали науки, внедрялись изобретения.

Кругозор эллинов расширился значительно – это определялось во многом военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое ранее «чувство мировых просторов». Мир этот был новый, его необходимо было познать и выразить в художественных формах.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве городов. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда. В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились библиотеки, мусейон, служивший научным центром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...