Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства. Киевская Русь.




Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов.

На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII — середина IX в.) происходило вызревание предпосылок. В первую очередь следует учесть изменения в хозяйстве восточных славян: развитие земледелия и промыслов приводило к появлению избыточного продукта, что создавало возможность для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного). Наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов из-за эволюции родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую, или соседскую (территориальную). Теперь пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в качестве арбитра при различного рода спорах. Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян. Так, по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу племени, оборонявшего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос престиж князя и одновременно происходило его отчуждение от жизни свободных общинников. Военные успехи, выполнение сложных управленческих функций отдаляли предводителя от привычного для общинников круга дел и забот. Эти процессы выливались в создание укрепленного межплеменного центра — резиденции князя и дружины. Личность князя наделялась сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени. Все это приводило к сакрализации (освящению) княжеской власти и создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

На втором этапе (вторая половина IX — середина X в.) процесс складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству внешних сил — хазар и норманнов (варягов). Набеги воинственных обитателей Северной Европы вынудили ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей. Стремление норманнов взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю. Взаимодействие с более развитыми цивилизациями — Хазарским каганатом и Византией — приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни.

7-8 век в Европе происходило великое переселение народов. Большую роль в этом играли представители нормандских племен. Нормандские племена совершали военные и торговые походы через городища, направляясь в Византию. По уровню культуры эти племена мало, чем отличались от нормандских племен, но имели лучшую военную организацию и часто приглашались славянами для разрешения споров. Древний источник «Повесть временных лет» рисует картину образования древнерусского государства следующим образом. Представители восточных племен (Новгород) пригласили представителей нормандских племен разрешить ряд спорных вопросов. Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик остался в Новгороде. Два других брата в городах Белоозеро и Изборск. От Рюрика начинается династия киевских князей. В Киеве сначала правили славяне, потом представители нормандских племен Асколь и Дир. Позже князь Олег (потомок Рюрика) объединяет Новгород и Киев в 882 г, убивает Асколя и Дира и с этого момента берет свое начало древнерусское государство и территория вокруг Киева и Новгорода.

В 907 г. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия — одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

В 912 г. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 г. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Третий этап — завершение объединения восточных славян и оформление государства — начался с реформ княгини Ольги (945—964). Она продолжила политику мужа. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну ("Иду на Вы"), воевал с печенегами и византийцами. В 969 — 971 гг. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 г., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

972—978 — княжение Ярополка, сына Святослава.

Владимир Святославович («Красное Солнышко») (978 - 1015) непосредственно крестил Русь. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь. Принятие христианства способствовало бурному, стремительному развитию страны. Приглашённые из Византии мастера строят храмы, украшают их фресками, мозаикой, иконами. Русские мастера учатся у них. Изменяется сельское хозяйство. Появляется огородничество. Прибывшие из Византии духовенство готовит кадры для церкви и как следствие распространяется знания и грамотность. Организуются школы. Молодых людей посылают на учёбу за рубежи страны. Вводится летописание. Русь начинает чеканить золотую монету. Древняя Русь постепенно становится государством новой, высокой культуры. Укрепляются торговые отношения с христианскими странами.

1015 — 1016 - Святополк Владимирович

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...