Понятие, структура и основные функции психики.
Тезисы лекции по учебной дисциплине «Психология и педагогика»
Тема 1. « Психология и педагогика: объект, предмет, категориальный аппарат, методологические принципы »
Учебные вопросы: 1. Понятие, объект, предмет и основные задачи дисциплины. Методы психологического исследования. 2. Понятие, структура и основные функции психики. 3. Педагогика как наука: объект, предмет и категориальный аппарат. 4. Психолого-педагогическое обеспечение ОВД. 5. Психолого-педагогическая характеристика профессионально-значимых качеств и профессионального мастерства сотрудников ОВД.
Литература: Основная: 1. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов: рек. УМС по базовому психологическому образованию / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 583 с. 2. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие: рек. УМС по базовому психологическому образованию / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 580 с. 3. Немов Р. С. Психология: учебник: рек. М-вом образ. РФ / Р. С. Немов. – Москва: Юрайт, 2013. - 639 с.
Дополнительная: 4. Столяренко Л. Д. Психология: учебник: рек. М-вом образ. и науки РФ / Л. Д. Столяренко. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 592 с. 1. Зачем сотруднику ОВД нужны психология и педагогика? В чем их практический смысл? Оправданы ли расходы на психологию и педагогику в МВД и вытекающие из них затраты учебного времени на преподавание этой дисциплины в нашей стране и, в значительно больших масштабах, за рубежом? Необходимость совершенствования деятельности сотрудников ОВД на основе данных психологии и педагогики диктуется, с одной стороны, новыми социально-психологическими явлениями в оперативной обстановке (от появления неформальных групп и объединений с их митинговой направленностью до организованной коррумпированной преступности), а с другой — теми демократическими тенденциями, которые имеют место в нашей стране и носят, надо полагать, необратимый характер, заставляя искать адекватные человеческой природе формы и методы служебной деятельности (так называемые социально-психологические формы и методы).
Психология в деятельности сотрудников ОВД — это отрасль психологии, образованная на пересечении социальной психологии, психологии управления и юридической психологии. В силу этого в ней представлены как собственно управленческие реальности, так и реальности правовой психологии, поскольку деятельность ОВД представляет собой один из наиболее насыщенных в правовом отношении видов человеческой деятельности. Педагогика в деятельности сотрудников ОВД призвана исследовать психологические закономерности и механизмы, проявляющиеся в процессе деятельности в ОВД. Между психологией и педагогикой в деятельности ОВД нет непроходимой стены, они теснейшим образом взаимосвязаны. Психология рассматривает процесс деятельности, скорее, с точки зрения тех психологических механизмов, которые в ней проявляются. Педагогика синтезирует в себе данные психологии и других наук, в том числе и педагогических (педагогику взрослых, например), превращая эти данные в конкретные требования и методические рекомендации по педагогически целесообразному осуществлению всех педагогических функций, по педагогически корректному решению стоящих перед сотрудником, руководителем ОВД воспитательных и дидактических задач. Как научная отрасль психологической и педагогической наук, психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД определила свой предмет, цель и круг стоящих перед ней задач. Предмет специальной дисциплины «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» весьма специфичен и требует для изучения специалистов — психологов и педагогов. Она изучает поведение и деятельность сотрудников ОВД (руководящего состава и подчиненных ему лиц). Таким образом, деятельность сотрудников ОВД обязательно включает в себя человеческий, а, следовательно, психолого-педагогический компонент.
Цель изучаемой дисциплины — вооружение слушателей системой психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения уровня их профессионального мастерства, эффективной деятельности ОВД в современных условиях, а также развитие профессионально-личностных качеств будущих специалистов ОВД. Достижение цели изучения курса реализуется в процессе решения следующих задач: - формирования у слушателей положительной мотивации на овладение системой психолого-педагогических знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе профессиональной деятельности сотрудников ОВД; - усвоения теоретических основ психологии и педагогики в деятельности сотрудников ОВД; - ознакомления с основными методиками изучения личности и межличностных отношений; - развития как внутренней (психической) стороны профессионально-личностных качеств сотрудников (внимания, памяти, наблюдательности, мышления, саморегуляции и др.), так и внешней (физической) ее стороны (мимики, жестов, пластики, речи и др.); - усовершенствования навыков профессионального общения; - ознакомления с психолого-педагогическими проблемами организации и деятельности службы полиции царской России и зарубежных стран. Логика и структура курса исходят из концепции гуманного руководства человеком, необходимости дальнейшей демократизации общества и направлены на активизацию психологического потенциала личности сотрудника ОВД. Логика построения курса обусловлена логикой самого процесса овладения основами профессионального мастерства сотрудниками ОВД: от познания сущности профессионального мастерства и педагогической культуры, профессионально-личностных качеств и свойств работников правоохранительных органов до путей и средств развития этих характеристик. В ходе изучения дисциплины слушатели познакомятся с психологическими особенностями коллектива сотрудников ОВД и преступных групп; психологией профессионального общения сотрудников ОВД; психолого-педагогическими аспектами деятельности сотрудников ОВД в конфликтных и экстремальных ситуациях; малоизвестным психолого-педагогическим опытом профессиональной подготовки кадров полиции дореволюционной России и ОВД зарубежных стран, рассматриваемым до недавнего времени исключительно как объект “принципиальной” критики.
Особенностью дисциплины является ее практическая направленность. Подготовка слушателей предусматривает проведение сквозных психолого-педагогических тренингов по изучению и развитию профессионально-личностных качеств и свойств сотрудников ОВД. Понятие, структура и основные функции психики. Традиционно дают определение понятию психики — как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, этот виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях иотношениях. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: е оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; в психическое отражение углубляется и совершенствуется; Рис. Основные функции психики • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; • преломляется через индивидуальность человека; • носит опережающий характер. Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания. Соотношение субъективной и объективной реальности. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|