Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, структура и основные функции психики.

Тезисы лекции

по учебной дисциплине «Психология и педагогика»

 

Тема 1. « Психология и педагогика: объект, предмет, категориальный аппарат, методологические принципы »

 

Учебные вопросы:

1. Понятие, объект, предмет и основные задачи дисциплины. Методы психологического исследования.

2. Понятие, структура и основные функции психики.

3. Педагогика как наука: объект, предмет и категориальный аппарат.

4.  Психолого-педагогическое обеспечение ОВД.

5. Психолого-педагогическая характеристика профессионально-значимых качеств и профессионального мастерства сотрудников ОВД.

 

Литература:

Основная:

1. Маклаков  А. Г. Общая психология: учебник для вузов: рек. УМС  по базовому психологическому образованию / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 583 с.

2.  Маклаков  А. Г. Общая психология: учебное пособие: рек. УМС  по базовому психологическому образованию / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 580 с.

3. Немов  Р. С. Психология: учебник: рек. М-вом образ. РФ / Р. С. Немов. – Москва: Юрайт, 2013. - 639 с.

 

Дополнительная:

4. Столяренко Л. Д. Психология: учебник: рек. М-вом образ. и науки РФ / Л. Д. Столяренко. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 592 с.


1. Зачем сотруднику ОВД нужны психология и педагогика? В чем их практический смысл? Оправданы ли расходы на психологию и педа­гогику в МВД и вытекающие из них затраты учебного времени на пре­подавание этой дисциплины в нашей стране и, в значительно больших масштабах, за рубежом?

Необходимость совершенствования деятельности сотрудников ОВД на основе данных психологии и педагогики диктуется, с одной сто­роны, новыми социально-психологическими явлениями в оперативной обстановке (от появления неформальных групп и объединений с их митинговой направленностью до организованной коррумпированной прес­тупности), а с другой теми демократическими тенденциями, кото­рые имеют место в нашей стране и носят, надо полагать, необрати­мый характер, заставляя искать адекватные человеческой природе формы и методы служебной деятельности (так называемые социаль­но-психологические формы и методы).

Психология в деятельности сотрудников ОВД — это отрасль пси­хологии, образованная на пересечении социальной психологии, пси­хологии управления и юридической психологии. В силу этого в ней представлены как собственно управленческие реальности, так и ре­альности правовой психологии, поскольку деятельность ОВД предста­вляет собой один из наиболее насыщенных в правовом отношении ви­дов человеческой деятельности.

Педагогика в деятельности сотрудников ОВД призвана исследовать психологические закономерности и механизмы, проявляющиеся в процессе деятельности в ОВД.

Между психологией и педагогикой в деятельности ОВД нет неп­роходимой стены, они теснейшим образом взаимосвязаны. Психология рассматривает процесс деятельности, скорее, с точки зрения тех пси­хологических механизмов, которые в ней проявляются. Педагогика синтезирует в себе данные психологии и других наук, в том числе и педагогических (педагогику взрослых, например), превращая эти данные в конкретные требования и методические рекомендации по педагогически целесообразному осуществлению всех педагогических функций, по педагогически корректному решению стоящих перед сот­рудником, руководителем ОВД воспитательных и дидактических задач.

Как научная отрасль психологической и педагогической наук, психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД определила свой предмет, цель и круг стоящих перед ней задач.

Предмет специальной дисциплины «Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД» весьма специфичен и требует для изучения специалистов психологов и педагогов. Она изучает пове­дение и деятельность сотрудников ОВД (руководящего состава и под­чиненных ему лиц). Таким образом, деятельность сотрудников ОВД обязательно включает в себя человеческий, а, следовательно, пси­холого-педагогический компонент.

Цель изучаемой дисциплины вооружение слушателей системой психолого-педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для повышения уровня их профессионального мастерства, эффективной дея­тельности ОВД в современных условиях, а также развитие профессио­нально-личностных качеств будущих специалистов ОВД.

Достижение цели изучения курса реализуется в процессе реше­ния следующих задач:

- формирования у слушателей положительной мотивации на овла­дение системой психолого-педагогических знаний, умений и навыков, реализуемых в процессе профессиональной деятельности сотрудников ОВД;

- усвоения теоретических основ психологии и педагогики в де­ятельности сотрудников ОВД;

- ознакомления с основными методиками изучения личности и межличностных отношений;

- развития как внутренней (психической) стороны профес­сионально-личностных качеств сотрудников (внимания, памяти, наб­людательности, мышления, саморегуляции и др.), так и внешней (физической) ее стороны (мимики, жестов, пластики, речи и др.);

- усовершенствования навыков профессионального общения;

- ознакомления с психолого-педагогическими проблемами орга­низации и деятельности службы полиции царской России и зарубежных стран.

Логика и структура курса исходят из концепции гуманного руко­водства человеком, необходимости дальнейшей демократизации общест­ва и направлены на активизацию психологического потенциала личнос­ти сотрудника ОВД. Логика построения курса обусловлена логикой са­мого процесса овладения основами профессионального мастерства сот­рудниками ОВД: от познания сущности профессионального мастерства и педагогической культуры, профессионально-личностных качеств и свойств работников правоохранительных органов до путей и средств развития этих характеристик. В ходе изучения дисциплины слушатели познакомятся с психологическими особенностями коллектива сотрудни­ков ОВД и преступных групп; психологией профессионального общения сотрудников ОВД; психолого-педагогическими аспектами деятельности сотрудников ОВД в конфликтных и экстремальных ситуациях; малоиз­вестным психолого-педагогическим опытом профессиональной подготов­ки кадров полиции дореволюционной России и ОВД зарубежных стран, рассматриваемым до недавнего времени исключительно как объект “принципиальной” критики.

Особенностью дисциплины является ее практическая направлен­ность. Подготовка слушателей предусматривает проведение сквозных психолого-педагогических тренингов по изучению и развитию профес­сионально-личностных качеств и свойств сотрудников ОВД.

Понятие, структура и основные функции психики.

Традиционно дают определение понятию психикикак свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Этимологически слово «психика» (по-гречески «душа») имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи.

Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, этот виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях иотношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражениеэто активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

е оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; • сам психический образ формируется в процессе активной

деятельности человека; в психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Рис. Основные функции психики

• обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

• преломляется через индивидуальность человека;

• носит опережающий характер.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Соотношение субъективной и объективной реальности.

Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...