Методы психологического исследования.
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); 3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы. В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или — при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц. Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.
Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
3. Слово «педагогика» происходит от слова «пейдагогос». В древней Греции так назывался раб, приставленный к ученику, сопровождающий его в школу, слово «пейдагогос» («пейда» — ребенок, «гогес» — вести) можно перевести как «детоводитель». Исходное понятие педагогики как науки о воспитании детей существовало много столетий. Педагогические идеи содержались уже в философских и политических сочинениях Платона (427 — 347 до н.э.), Аристотеля (384 — 322 до н.э.), Плутарха (ок. 46 — 127), Квинтилиана (ок. 35—95), в трудах педагогов-гуманистов, социалистов-утопистов Томаса Мора (1478 — 1535), Т.Компанеллы (1568 — 1639). Значительный вклад в развитие и становление педагогики как науки внес Джон Локк (1632 — 1704). В книге «Мысли о воспитании» им была предпринята попытка соединить идеал аристократического и прагматического воспитания. Большое место занимают проблемы педагогики в трудах французских просветителей Ж.Ж.Руссо (1712 – 1778), К.А.Гельвеция (1715 – 1771) и Д.Дидро (1713 – 1784). Понятие педагогики было переосмыслено в период становления капитализма, когда в процессе развития промышленного производства потребовалось обучать различным профессиям и юношей, и взрослых людей. Возникла необходимость создания специальных учебных заведений. А педагогика расширила свои границы, занявшись воспитанием, образованием и обучением не только подрастающего поколения, но и взрослых. Это обусловило определение педагогики как науки о закономерностях воспитания, образования и обучения человека.
Родоначальниками разработки основ русской педагогической школы были В.Г.Белинский (1811 – 1848), А.И.Герцен (1812 – 1870), К.Д.Ушинский (1824–1880), А.С.Макаренко (1888–1939). Таким образом, начиная с философских систем древности происходил процесс становления педагогики как науки. Педагогическая наука тесно связана с философией, психологией, анатомией и физиологией человека, другими науками, но не повторяет ни одну из них. Она имеет свой объект, предмет и понятийный аппарат. Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в определенных условиях, а также факты воспитания, образования, обучения и развития различных категорий обучаемых. Предметом педагогики является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания или, более кратко, — это воспитание человека как особая функция общества. К числу основных понятий педагогики, называемых ее категориями, относятся развитие личности, образование, обучение и воспитание. Развитием называется педагогическое явление, раскрывающее процессы психофизиологического созревания человека и происходящих в нем качественных изменений под влиянием педагогического процесса и окружающей среды. Образование — это процесс и результат овладения сотрудником ОВД системой как общих, так и специальных знаний, умений и навыков. Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и сотрудника, в ходе которого осуществляется процесс образования. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Педагогический процесс — это синтезирующее понятие, в котором проявляют себя в органическом единстве все категории педагогики (развитие, образование, обучение и воспитание). 4. Психолого-педагогическое обеспечение (ППО) деятельности ОВД — это использование достижений и возможностей психологии и педагогики в практике деятельности ОВД. Его основными направлениями являются: - улучшение деятельности аппарата управления, психологический отбор, подготовка и расстановка управленческих кадров, обеспечение руководителей психологической информацией, совершенствование стиля руководства; - работа с личным составом, формирование профессиональной направленности, повышение деловитости и уровня удовлетворенности сотрудников, психодиагностика кандидатов на службу в ОВД, оптимизация психологического климата в коллективе и т.п.; - совершенствование оперативно-служебной деятельности сотрудников на основе информации о закономерностях функционирования социальной среды, традициях и обычаях населения, механизмах противоправного поведения правонарушителей; изучение психологии формирования личности правонарушителя и преступных групп в целях их профилактики и выбора эффективных методов раскрытия и расследования преступлений; - исследование психологических условий повышения эффективности деятельности ОВД, разработка ее социально-психологических критериев и т.п. Существуют различные формы и методы ППО в деятельности ОВД: - введение должности психолога в штат ОВД; - повышение психолого-педагогической подготовленности сотрудников ОВД с тем, чтобы они самостоятельно решали психологические и педагогические проблемы своей деятельности; - психологический отбор на службу в ОВД; - использование конкретных рекомендаций психологов в практической деятельности; - проведение занятий с личным составом по психологии и педагогике и т.д. 5. Профессионально-значимые качества сотрудника ОВД — это совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять необходимые правоохранительные функции. Образованию профессионально-значимых качеств способствуют активные формы и методы обучения, т.е. способы организации процесса обучения, а также взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленные на реализацию модели профессиональной деятельности.
Процесс обучения (усвоения социального опыта) определяется как внешними, объективными условиями (т.е. способами организации процесса обучения, способами взаимодействия преподавателя и обучающихся, содержанием образования и др.), так и внутренней позицией обучающегося, совокупностью мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооценка. Поэтому внешние условия должны быть нацелены прежде всего на развитие собственной активности личности самого учащегося, на включение его в самостоятельную поисковую деятельность, развитие творческого мышления и умения приобретать знания. В основе активных форм и методов обучения лежит личностно-деятельностный подход, суть которого состоит в следующем: эффективное усвоение знаний, умений и навыков возможно лишь в результате включения личности в активную самостоятельную деятельность, которая соответствует возможностям и склонностям личности и осознается ею как значимая для ее профессионального и личностного развития. Важнейшим условием реализации этого подхода является профессионализация обучения. Она предполагает воссоздание предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности, на канву которого могут быть наложены процессы познания, усвоения абстрактных знаний. Повышение активности и творческой самодеятельности слушателей в усвоении знаний, формировании умений, навыков и применения их на практике обеспечивается такими активными формами обучения, как: деловые, ролевые, интеллектуальные игры; моделирование, анализ и проигрывание ситуаций; видеотренинги и обратная связь с помощью видеоустановок; опыт межличностного общения; экспериментальные учебные упражнения; самообучение и самоконтроль; взаимодействие с другими членами аудитории; проблемные лекции и семинары. Среди активных форм обучения особое внимание следует уделять деловой игре. В деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по своим основным характеристикам с той, которая присуща реальной деятельности сотрудника ОВД. При этом воспроизводятся лишь наиболее типичные ситуации в сжатом масштабе времени. Сочетание опыта и знаний, требуемое деловой игрой и ею формируемое, позволяет яснее увидеть целостность процесса будущей профессиональной деятельности, лучше понять смысл обучения, увидеть свои ошибки и оценить приобретения. Наглядность, осязаемость процесса поиска и получения результатов приводят к глубокому пониманию учебного материала. В кругу активных методов обучения наибольшее распространение получил проблемный метод, который обеспечивает максимальную активизацию поисковой деятельности слушателей в процессе решения познавательных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знания в «готовом виде», а формирует проблемные задачи, ставя слушателя в позицию первооткрывателя и побуждая искать способы их нестандартного решения. Вузовская подготовка должна сформировать специалиста, обладающего важнейшими творческими способностями, т.е. умеющего самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки, собрать данные, предложить методику их обработки, проанализировать их, сделать выводы, увидеть возможность приложения полученных результатов и т.д. Таким образом, профессионально-значимые качества возникают и развиваются в совместной деятельности и общении, через другого человека, во взаимодействии и диалоге с ним. Их становление происходит на уровне мотивационно-потребностной сферы личности, мировоззрения и предполагает, в первую очередь, формирование личностного смысла выбранной профессии. Профессиональное мастерство — это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство сотрудника ОВД представляет собой сложное психическое образование, в основе которого лежат профессионально-значимые знания, умения, навыки и морально-психологические качества, обеспечивающие в совокупности успешное выполнение служебных задач в любых условиях. Мастерство связано с такой профессиональной подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал личности для достижения целей деятельности. Основными элементами профессионального мастерства являются: - профессиональные знания о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности: особенностях правоприменительного процесса, законах, причинах и условиях, определяющих этот процесс, криминалистической и иной техники, психологии людей, приемов и способов воздействия на них, организации собственного труда и т.д. В современных условиях необходимы знания научные, комплексные, теоретические и практически-значимые. Основу прогрессивного развития личности образуют рефлексивные знания, являющиеся результатом самостоятельного осмысления действительности, своих промахов и ошибок, своего «Я» в системе социальных и профессиональных отношений, своей оригинальной интерпретации событий. Они составляют основу формирования индивидуальной концепции личности, которая выступает в каждом конкретном случае как реальное руководство к действиям и поведению в определенных ситуациях; - профессиональные умения — залог успешного решения задач на основе приобретаемых знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. Умения формируются на основе широкого круга профессиональных знаний при наличии положительной мотивации, направленности на осуществление профессиональной деятельности. К числу основных относятся: умения сосредоточить внимание, сопереживать и оказывать помощь, связанные с осознанием потребностей граждан, управлять конфликтами; умения межличностного взаимодействия, познавательные; умение правильно оценить себя; - профессиональные навыки, т.е. действия, характеризующиеся высокой мерой освоения. На этой ступени действие становится автоматизированным, актуально не контролируемым сознанием. Для навыка характерна стереотипность, возникшая в результате многократных умственных, двигательных упражнений и тренировок. Большинство навыков приобретается на практике. Навыки ускоряют процесс мышления, экономят время и физические силы, позволяют сосредоточиться на главном в работе. Умения и навыки развиваются в неразрывной связи; - морально-психологические качества, формируемые на базе развития психических свойств, их определенного соотношения с требованиями деятельности. По степени обобщенности их можно сгруппировать следующим образом: - социальная активность (ее уровень, направленность в течение длительных отрезков времени); - сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция); - мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установок; - интеллектуальные свойства (особенности восприятия, мышления, памяти, воображения); - эмоционально-волевые свойства; - коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность, интровертированность — экстравертированность); - психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стресс-факторы и др). Перечисленные психические свойства при определенных условиях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные способности безотносительно к конкретному виду деятельности. Сотрудник, обладающий общими способностями (высоким уровнем развития психических свойств), может успешно овладевать профессиональным мастерством при работе в разных службах. Педагогическая культура — это сложное социально-психологическое образование, представляющее собой высокую степень овладения педагогической теорией и практикой воспитания и обучения сотрудников ОВД, развития личности сотрудника как педагога. Синтезируя в себе различные элементы сознания и деятельности, педагогическая культура содержит в своей основе мировоззренческую, эмоциональную, профессиональную, интеллектуальную, эстетическую, правовую и физическую стороны культуры. Основными компонентами педагогической культуры сотрудника ОВД являются: педагогическая направленность, профессионально-педагогические качества, педагогическое мастерство, педагогически-направленное общение, педагогический такт и этикет. Повышенная требовательность к себе, развитая потребность в самосовершенствовании, умение ориентироваться в научной и другой информации, последовательно расширять и углублять свой кругозор, профессиональную подготовленность, сохранять и укреплять свое здоровье — важнейшие компоненты и показатели педагогической культуры, залог успеха в педагогической деятельности сотрудника ОВД. Между основными компонентами педагогической культуры существуют сложные связи и зависимости, обусловленные психическими свойствами личности сотрудника-педагога и условиями, в которых он работает. Вот почему при общности основных компонентов педагогическая культура сотрудника всегда неповторима. Овладение педагогической культурой — процесс сложный и длительный. Процесс формирования педагогической культуры сотрудника ОВД базируется на системе методов самовоспитания, основой которых являются методы, связанные с самосознанием: самонаблюдение, сравнение себя с другими сотрудниками, анализ своих поведения и деятельности, методы самоубеждения, реализующиеся с помощью ряда приемов (самодоказательство, самоприказ и т.д.); самоуправления, самостимулирования (самопоощрение и самонаказание); самоконтроля (самопроверка, самоотчет, самоучёт).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|