Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психологического исследования.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или — при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является экспериментактивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически

достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

 

3. Слово «педагогика» происходит от слова «пейдагогос». В древ­ней Греции так назывался раб, приставленный к ученику, соп­ровождающий его в школу, слово «пейдагогос» («пейда» ребенок, «гогес» вести) можно перевести как «детоводитель».

Исходное понятие педагогики как науки о воспитании детей су­ществовало много столетий. Педагогические идеи содержались уже в философских и политических сочинениях Платона (427 347 до н.э.), Аристотеля (384 322 до н.э.), Плутарха (ок. 46 127), Квинтилиана (ок. 35—95), в трудах педагогов-гуманис­тов, социалистов-утопистов Томаса Мора (1478 1535), Т.Ком­панеллы (1568 1639). Значительный вклад в развитие и становле­ние педагогики как науки внес Джон Локк (1632 1704). В книге «Мысли о воспитании» им была предпринята попытка соединить идеал аристократического и прагматического воспитания. Большое место занимают проблемы педагогики в трудах французских просветителей Ж.Ж.Руссо (1712 1778), К.А.Гельвеция (1715 1771) и Д.Дидро (1713 1784).

Понятие педагогики было переосмыслено в период становления ка­питализма, когда в процессе развития промышленного производства потребовалось обучать различным профессиям и юношей, и взрослых людей. Возникла необходимость создания специальных учебных заве­дений. А педагогика расширила свои границы, занявшись воспитанием, образо­ванием и обучением не только подрастающего поколения, но и взрос­лых. Это обусловило определение педагогики как науки о закономер­ностях воспитания, образования и обучения человека.

Родоначальниками разработки основ русской педагогической школы были В.Г.Белинский (1811 1848), А.И.Герцен (1812 1870), К.Д.Ушинский (1824–1880), А.С.Макаренко (1888–1939).

Таким образом, начиная с философских систем древности проис­ходил процесс становления педагогики как науки.

Педагогическая наука тесно связана с философией, психологи­ей, анатомией и физиологией человека, другими науками, но не повторя­ет ни одну из них. Она имеет свой объект, предмет и понятийный аппарат.

Объектом педагогики является педагогический процесс, проте­кающий в определенных условиях, а также факты воспитания, обра­зования, обучения и развития различных категорий обучаемых.

Предметом педагогики является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, об­разования, воспитания или, более кратко, это воспитание чело­века как особая функция общества.

К числу основных понятий педагогики, называемых ее категори­ями, относятся развитие личности, образование, обучение и воспи­тание.

Развитием называется педагогическое явление, раскрывающее процессы психофизиологического созревания человека и происходящих в нем качественных изменений под влиянием педагогического процес­са и окружающей среды.

Образование — это процесс и результат овладения сотрудником ОВД системой как общих, так и специальных знаний, умений и навыков.

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия препода­вателя и сотрудника, в ходе которого осуществляется процесс обра­зования.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправлен­ный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой де­ятельности. Воспитание в узком смысле систематическое и целе­направленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью форми­рования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Педагогический процесс — это синтезирующее понятие, в кото­ром проявляют себя в органическом единстве все категории педаго­гики (развитие, образование, обучение и воспитание).

4. Психолого-педагогическое обеспечение (ППО) деятельности ОВД — это использование достижений и возможностей психологии и педагогики в практике деятельности ОВД.

Его основными направлениями являются:

- улучшение деятельности аппарата управления, психологический отбор, подготовка и расстановка управленческих кадров, обеспечение руководителей психологической информацией, совершенствование стиля руководства;

- работа с личным составом, формирование профессиональной направленности, повышение деловитости и уровня удовлетворенности сотрудников, психодиагностика кандидатов на службу в ОВД, оптими­зация психологического климата в коллективе и т.п.;

- совершенствование оперативно-служебной деятельности сотрудников на основе информации о закономерностях функционирования со­циальной среды, традициях и обычаях населения, механизмах проти­воправного поведения правонарушителей; изучение психологии форми­рования личности правонарушителя и преступных групп в целях их профилактики и выбора эффективных методов раскрытия и расследова­ния преступлений;

- исследование психологических условий повышения эффектив­ности деятельности ОВД, разработка ее социально-психологических критериев и т.п.

Существуют различные формы и методы ППО в деятельности ОВД:

- введение должности психолога в штат ОВД;

- повышение психолого-педагогической подготовленности сот­рудников ОВД с тем, чтобы они самостоятельно решали психологичес­кие и педагогические проблемы своей деятельности;

- психологический отбор на службу в ОВД;

- использование конкретных рекомендаций психологов в практи­ческой деятельности;

- проведение занятий с личным составом по психологии и педа­гогике и т.д.

5. Профессионально-значимые качества сотрудника ОВД  — это совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять необходимые правоохранительные функции.

Образованию профессионально-значимых качеств способствуют активные формы и методы обучения, т.е. способы организации про­цесса обучения, а также взаимодействия преподавателя и обучающих­ся, направленные на реализацию модели профессиональной деятель­ности.

Процесс обучения (усвоения социального опыта) определяется как внешними, объективными условиями (т.е. способами организации процесса обучения, способами взаимодействия преподавателя и обу­чающихся, содержанием образования и др.), так и внутренней пози­цией обучающегося, совокупностью мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооцен­ка. Поэтому внешние условия должны быть нацелены прежде всего на развитие собственной активности личности самого учащегося, на включение его в самостоятельную поисковую деятельность, развитие творческого мышления и умения приобретать знания.

В основе активных форм и методов обучения лежит личност­но-деятельностный подход, суть которого состоит в следующем: эффективное усвоение знаний, умений и навыков возможно лишь в ре­зультате включения личности в активную самостоятельную деятель­ность, которая соответствует возможностям и склонностям личности и осознается ею как значимая для ее профессионального и личност­ного развития. Важнейшим условием реализации этого подхода явля­ется профессионализация обучения. Она предполагает воссоздание предметного и социального контекста будущей профессиональной де­ятельности, на канву которого могут быть наложены процессы позна­ния, усвоения абстрактных знаний.

Повышение активности и творческой самодеятельности слушате­лей в усвоении знаний, формировании умений, навыков и примене­ния их на практике обеспечивается такими активными формами обуче­ния, как: деловые, ролевые, интеллектуальные игры; моделирование, анализ и проигрывание ситуаций; видеотренинги и обратная связь с помощью видеоустановок; опыт межличностного общения; эксперимен­тальные учебные упражнения; самообучение и самоконтроль; взаимо­действие с другими членами аудитории; проблемные лекции и семина­ры.

Среди активных форм обучения особое внимание следует уделять деловой игре. В деловой игре воспроизводится профессиональная обс­тановка, сходная по своим основным характеристикам с той, которая присуща реальной деятельности сотрудника ОВД. При этом воспроизво­дятся лишь наиболее типичные ситуации в сжатом масштабе времени. Сочетание опыта и знаний, требуемое деловой игрой и ею формируе­мое, позволяет яснее увидеть целостность процесса будущей про­фессиональной деятельности, лучше понять смысл обучения, увидеть свои ошибки и оценить приобретения. Наглядность, осязаемость про­цесса поиска и получения результатов приводят к глубокому понима­нию учебного материала.

В кругу активных методов обучения наибольшее распространение получил проблемный метод, который обеспечивает максимальную акти­визацию поисковой деятельности слушателей в процессе решения поз­навательных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знания в «готовом виде», а формирует проблемные зада­чи, ставя слушателя в позицию первооткрывателя и побуждая искать способы их нестандартного решения. Вузовская подготовка должна сформировать специалиста, обладающего важнейшими творческими спо­собностями, т.е. умеющего самостоятельно увидеть проблему, сфор­мулировать ее, выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки, собрать данные, предложить методику их обработки, проанализировать их, сделать выводы, увидеть возможность приложения полученных результатов и т.д.

Таким образом, профессионально-значимые качества возникают и развиваются в совместной деятельности и общении, через другого человека, во взаимодействии и диалоге с ним. Их становление про­исходит на уровне мотивационно-потребностной сферы личности, ми­ровоззрения и предполагает, в первую очередь, формирование лич­ностного смысла выбранной профессии.

Профессиональное мастерство — это комплекс свойств лич­ности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и професси­ональной деятельности.

Профессиональное мастерство сотрудника ОВД представляет со­бой сложное психическое образование, в основе которого лежат про­фессионально-значимые знания, умения, навыки и морально-психоло­гические качества, обеспечивающие в совокупности успешное выполне­ние служебных задач в любых условиях. Мастерство связано с та­кой профессиональной подготовленностью, которая позволяет наилуч­шим образом использовать способы, приемы, средства и психологи­ческий потенциал личности для достижения целей деятельности.

Основными элементами профессионального мастерства являются:

- профессиональные знания о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности: особенностях правоприменительного процес­са, законах, причинах и условиях, определяющих этот процесс, кри­миналистической и иной техники, психологии людей, приемов и спо­собов воздействия на них, организации собственного труда и т.д. В современных условиях необходимы знания научные, комплексные, тео­ретические и практически-значимые. Основу прогрессивного развития личности образуют рефлексивные знания, являющиеся результатом самостоятельного осмысления действительности, своих промахов и ошибок, своего «Я» в системе социальных и профессиональных отно­шений, своей оригинальной интерпретации событий. Они составляют основу формирования индивидуальной концепции личности, которая выступает в каждом конкретном случае как реальное руководство к действиям и поведению в определенных ситуациях;

- профессиональные умения —  залог успешного решения за­дач на основе приобретаемых знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. Умения формируются на основе широкого круга профессиональных знаний при наличии положительной мотивации, направленности на осуществление профессиональной деятельности. К числу основных относятся: умения сосредоточить вни­мание, сопереживать и оказывать помощь, связанные с осознанием потребностей граждан, управлять конфликтами; умения межличност­ного взаимодействия, познавательные; умение правильно оценить се­бя;

- профессиональные навыки, т.е. действия, характеризующиеся высокой мерой освоения. На этой ступени действие становится авто­матизированным, актуально не контролируемым сознанием. Для навы­ка характерна стереотипность, возникшая в результате многократных умственных, двигательных упражнений и тренировок. Большинство навыков приобретается на практике. Навыки ускоряют процесс мышле­ния, экономят время и физические силы, позволяют сосредоточиться на главном в работе. Умения и навыки развиваются в неразрывной связи;

- морально-психологические качества, формируемые на базе развития психических свойств, их определенного соотношения с тре­бованиями деятельности.

По степени обобщенности их можно сгруппировать следующим об­разом:

- социальная активность (ее уровень, направленность в тече­ние длительных отрезков времени);

- сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция);

- мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нуж­ды, интереса, влечения, стремления, привычек, установок;

- интеллектуальные свойства (особенности восприятия, мышле­ния, памяти, воображения);

- эмоционально-волевые свойства;

- коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность, интровертированность экстравертированность);

- психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стресс-факторы и др).

Перечисленные психические свойства при определенных условиях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные способности безотносительно к конкретному виду деятельности. Сотрудник, обладающий общими способностями (высоким уровнем развития психических свойств), может успешно овладевать профессиональным мастерством при работе в разных службах.

Педагогическая культура — это сложное социально-психоло­гическое образование, представляющее собой высокую степень овла­дения педагогической теорией и практикой воспитания и обучения сотрудников ОВД, развития личности сотрудника как педагога.

Синтезируя в себе различные элементы сознания и деятельности, педагогическая культура содержит в своей основе мировоззренчес­кую, эмоциональную, профессиональную, интеллектуальную, эстети­ческую, правовую и физическую стороны культуры.

Основными компонентами педагогической культуры сотрудника ОВД являются: педагогическая направленность, профессионально-пе­дагогические качества, педагогическое мастерство, педагогичес­ки-направленное общение, педагогический такт и этикет.

Повышенная требовательность к себе, развитая потребность в самосовершенствовании, умение ориентироваться в научной и другой информации, последовательно расширять и углублять свой кругозор, профессиональную подготовленность, сохранять и укреплять свое здоровье важнейшие компоненты и показатели педагогической куль­туры, залог успеха в педагогической деятельности сотрудника ОВД.

Между основными компонентами педагогической культуры сущест­вуют сложные связи и зависимости, обусловленные психическими свойствами личности сотрудника-педагога и условиями, в которых он работает. Вот почему при общности основных компонентов педагоги­ческая культура сотрудника всегда неповторима. Овладение педаго­гической культурой процесс сложный и длительный.

Процесс формирования педагогической культуры сотрудника ОВД базируется на системе методов самовоспитания, основой которых яв­ляются методы, связанные с самосознанием: самонаблюдение, сравне­ние себя с другими сотрудниками, анализ своих поведения и деятель­ности, методы самоубеждения, реализующиеся с помощью ряда приемов (самодоказательство, самоприказ и т.д.); самоуправления, самости­мулирования (самопоощрение и самонаказание); самоконтроля (самоп­роверка, самоотчет, самоучёт).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...