Четвертый этап гражданской войны (весна - осень 1920 г)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 К весне 1920 г. Красная Армия разгромила основные антибольшевистские силы, что упрочило положение РСФСР. Верховный совет Антанты, учитывая сложившуюся обстановку, уже 16 января формально снял экономическую блокаду с Советской России. Ее правительство подписало мирные договоры с Грузинской, Армянской и Латвийской республиками. Экономическое положение страны продолжало оставаться тяжелым: не хватало продовольствия, транспорт был разрушен, большинство фабрик и заводов из-за недостатка топлива и сырья не работало, в стране свирепствовал тиф. В сложившейся ситуации на IX съезде РКП(б), состоявшемся 29 марта -- 5 апреля 1920 г., было принято решение о неуклонном проведении в жизнь единого хозяйственного плана. Однако его осуществление было сопряжено с немалыми трудностями, в том числе и внешними. Советско-польская война 1920 г. На западе страны активизировали свою деятельность польские войска. Пока Красная Армия вела борьбу с армиями генералов Деникина, Юденича и адмирала Колчака, польские войска ограничивались проведением операций небольшого масштаба. Претворению в жизнь плана Ю. Пилсудского препятствовали Украинская ССР и поддерживавшая ее РСФСР. Поэтому он 17 апреля отдал приказ провести наступательную операцию на Волынь и Подолию, чтобы разбить 12-ю и 14-ю армии Юго-Западного фронта. Наступление польских войск началось 25 апреля 1920 г. Во взаимодействии с украинскими частями они 6 мая овладели Киевом. Армии Юго-Западного фронта понесли большие потери и только к середине мая сумели остановить продвижение поляков. С целью предотвратить разгром Юго-Западного фронта войска Западного фронта под командованием М. Н. Тухачевского, не дожидаясь завершения переброски войск с других фронтов, перешли 14 мая в наступление. Однако наступление из-за недостатка сил и поспешности в подготовке завершилось неудачей. В то же время оно вынудило польское командование перебросить часть сил с Украины на территорию Белоруссии, где действовали войска Западного фронта.
23 мая ЦК РКП(б) опубликовал тезисы «Польский фронт и наши задачи», в которых война с Польшей рассматривалась как центральная задача партии и содержался призыв к польскому пролетариату превратить свою страну в социалистическую республику. Выход Красной Армии на этническую границу Польши создал угрозу вторжения на ее территорию. Английское правительство 12 июля направило правительству РСФСР ультиматум (ноту Керзона) с требованием приостановить наступление против Польши и установить одновременно перемирие с генералом Врангелем. Войска Западного и Юго-Западного фронтов продолжали продвижение на Варшаву и Львов. Но в связи с тем, что они наступали в расходящихся направлениях, между ними нарушилось взаимодействие. Этим воспользовалось польское командование, которое, опираясь на патриотический подъем в стране, сумело значительно укрепить свою армию. 14 августа она перешла в контрнаступление, нанесла поражение Западному фронту и к концу августа отбросила его войска на исходные перед наступлением позиции. Советское правительство, чтобы избежать поражения, было вынуждено пойти на переговоры о перемирии с Польшей, которое было подписано 12 октября 1920 г., а 18 марта 1921 г. оба государства заключили мирный договор. Разгром Русской армии Врангеля. Главное командование Красной Армии сосредоточило основные усилия на разгроме Русской армии генерала П. Н. Врангеля. Войска Южного фронта, созданного 21 сентября 1920 г., в конце октября перешли в контрнаступление в Северной Таврии и нанесли частичное поражение Русской армии.
Итоги гражданской войны и военной интервенции В ожесточенной вооруженной борьбе, длившейся пять лет, большевики сумели удержать власть в своих руках. Были ликвидированы все государственные формирования, возникшие после распада Российской империи, за исключением Польши, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии. Партия большевиков, провозгласив установление диктатуры пролетариата, в действительности установила свою диктатуру. Руководство большевистской партии решало все важнейшие вопросы государственной, экономической, военной и культурной жизни. Формально провозгласив демократию (пролетарскую), большевики вели непримиримую борьбу со своими идейными противниками, осуществляли радикальную национализацию промышленности и банков, запретили торговлю, ввели продразверстку и трудовую повинность. Все это сопровождалось грубым произволом и насилием на местах, что вызвало недовольство и сопротивление части населения, в том числе и вооруженное. На стороне противников. ВОПРОС 11 Нельзя не сказать и ещё об очень важном влиянии НЭПа — влиянии на культуру. Разбогатевшие нэпманы — частные торговцы, лавочники и ремесленники, не озабоченные романтическим революционным духом всеобщего счастья или конъюнктурными соображениями об удачном служении новой власти, оказались в этот период на первых ролях. Новых богачей мало интересовало "Классическое искусство" — для его понимания у них не хватало образования. Они устанавливали свою моду. Главным развлечением стали кабаре и рестораны — общеевропейская тенденция того времени (особенно были знамениты в 20-е годы кабаре "Берлин". В кабаре выступали артисты-куплетисты с нехитрыми песенными сюжетами и незамысловатыми рифмами и ритмами, исполнители весёлых фельетонов, скетчей, антреприз (одним из самых известных артистов-куплетистов времени был Савояров, Михаил Николаевич. Художественная ценность подобных представлений была весьма спорна, и многие из них уже давно забыты. Но, тем не менее, простые и непритязательные тексты и лёгкие музыкальные мотивы некоторых песенок вошли в историю культуры страны. И не только вошли, но стали передаваться из поколения в поколение, обрастая новыми рифмами, меняя какие-то слова, сливаясь с народным творчеством. Именно тогда родились такие популярные песни, как "Бублички (песня)" "Лимончики", "Мурка", "Фонарики", "Крутится-вертится шар голубой" (автором текстов к песням «Бублики» и "Лимончики" был опальный поэт Яков Ядов.
Эти песни многократно подвергались критике и осмеянию за аполитичность, безыдейность, мещанство, даже откровенную пошлость. Но долголетие этих куплетов доказало их самобытность и талантливость. Да и многие другие из этих песен несут в себе тот же почерк: одновременно ироничный, лиричный, щемящий, с простыми рифмами и ритмами — они похожи по стилистике на "Бублики" и "Лимончики". Но точное авторство установить пока не удалось. А о Ядове только и известно, что им сочинено огромное количество незамысловатых и очень талантливых песенок-куплетов того периода. Лёгкие жанры царствовали и в драматических театрах. И тут не всё удержалось в требуемых границах. Московская студия Вахтангова Евгения Багратионовича(будущий Театр им. Вахтангова) в 1922 году обратилась к постановке сказки Карло Гоцци Принцесса Турандот. Казалось бы, сказка — такой простой и незатейливый материал. Актёры смеялись и шутили, пока репетировали. Так, с шутками, порой весьма острыми, и появился спектакль, которому суждено было стать символом театра, спектакль-памфлет, таящий в себе за лёгкостью жанра мудрость и улыбку одновременно. С тех пор прошло три разных постановки этого спектакля. В чём-то схожая история произошла и с другим спектаклем того же театра — в 1926 году там была поставлена пьеса Булгакова Михаила Афанасьевича "Зойкина квартира". Театр сам обратился к писателю с просьбой о написании лёгкого водевиля на современную НЭПовскую тему. Водевильная весёлая, казалось бы, безыдейная пьеса скрывала за внешней лёгкостью серьёзную общественную сатиру, и спектакль был запрещён по решению Наркомата просвещения 17 марта с формулировкой: «За искажение советской действительности».
В 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. В 1922 году начинают издаваться сразу несколько сатирических юмористических журналов: "Крокодил", "Сатирикон", "Смехач" «Заноза», чуть позже, в 1923 году — «Прожектор» (при газете "Правда"; в сезоне 1921/22 года появился журнал «Экран», среди авторов которого — А. Сидоров, П. Якулов, Тугендхольд Яков Александрович, Кольцов Михаил Ефимович, Фореггер Николай Михайлович, Масс Владимир Захарович, Зозуля Ефим Давидович и многие другие. В 1925 году известный издатель Регинин Василий Александрович и поэт Нарбут Владимир Иванович основали ежемесячник "30 дней". Вся эта пресса, помимо новостей из рабочей жизни, постоянно публикует юморески, весёлые неприхотливые историйки, пародийные стихи, карикатуры. Но с концом НЭПа заканчивается их издание. "Крокодил" остался единственным общесоюзным сатирическим журналом [10]. Эпоха НЭПа трагически закончилась, но след этого разгульного времени навсегда сохранился. ВОПРОС 21 Хронология Великой Отечественной войны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|