Философия эпохи Возрождения и Нового времени (2 часа)
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Российская Академия Правосудия Центральный филиал Ф И Л О С О Ф И Я Учебно-методический комплекс Для студентов специальности («юриспруденция»)
Воронеж - 2011
Содержание Планы семинарских занятий Вопросы для подготовки к экзамену Тестовые задания по всем разделам курса
Планы семинарских занятий Методические рекомендации В формировании высоких профессиональных качеств специалиста большое место отводится подготовке по курсу «Философия». Она призвана: · вооружит ь студентов знаниями, обращенными к анализу изменений, происодящих как в российском обществе, так и в мире в целом; · сформировать духовный мир и мировоззренческую культуру, состоящую в умении понять культурное многобразие, осмыслить его общечеловеческое гуманитстическое содержание, привить способность к критической рефлексии по вопросам смысла и ценностей жизни человека; · выработать адекватную современным требованиям методологическую культуру, позволяющую современному специалисту быстро адаптироваться к радикальным изменениям в содержании и целях деятельности, способствовать его социальной и профессиональной мобильности; · дать глубокие знания по историко-философскому разделу, ознакомить с классическими философскими текстами; · сформировать навыки философского мышления, умение вести дискусии, убедительно и аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения. Курс «Философия» изучают в течение одного семестра. Тематическим планом предусмотрено проведение различных видов занятий – лекций, семинаров. Основной формой овладения философскими знаниями является самостоятельная работа. В процессе изучения философии осуществляется текущий (на семинарах), рубежный и итоговой контроль знаний. Рубежный контроль предусматривает проведение тестирования, коллоквиума в конце изучения каждого раздела.
Изучение философии завершается сдачей экзамена. При подготовке к семинарским занятиям студенты должны не только изучить материал, изложенный в лекциях, учебной и специальной литературе по проблемам, выносимым на обсуждение, но и ответить на вопросы для самоконтроля, которые предусмотрены к каждому семинарскому занятию. По желанию студенты могут выступить на семинаре с рефератами, тематика которых представлена в плане семинарского занятия. Реферативное выступление не должно превышать 10-15 минут.
Семинар №1. Философия Древнего мира (4 часа) Вопросы для обсуждения 1. Философия как наука и тип мировоззрения, ее отличие от мифологии и религии. 2. Причины появления философии. 3. Философия и культура. 4. Философские школы Древней Индии. 5. Отличительные черты философии Древнего Китая. 6. Особенности и основные школы античной философии: натурфилософия (космологический период), антропологический – (софисты и Сократ), систематический – (Платон, Аристотель), этический – (стоицизм и эпикурейство), неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих и др.).
Вопросы для самоконтроля 1. Плюрализм в понимании философии. 2. Что объединяет философию и мифологию, а что разъединяет? 3. Какова структура философского знания? 4. В чем состоит роль философии в культуре? 5. Школы в древнеиндийской философии и периоды их становления. 6. Сущность конфуцианства, его современная версия. 7. Периодизация античной философии 8. Отличие антропологического периода от натурфилософского в развитии античной философии. 9. Каковы философские школы этического периода в развитии античной философии?
10. Кого и почему считают первым философом Запада? 11. В чем проявляется античная специфика материализима и идеализма древних греков? Темы рефератов 1. Мировоззрение и его структура. 2. Софийное и эпистемное понимание философии. 3. Мифология и релиния как формы мировоззрения. 4. Ортодоксальная философия Древней Индии. 5. Философские основания буддизма. 6. Философские взгляды Конфуция. 7. Даосизм. 8. Античная философия: периодизация и основные школы. 9. Основная проблематика античной натурфилософии. 10. Философия Сократа. 11. Философские взгляды Платона. 12. Философия Аристотеля. 13. Этика Эпикура и стоиков: сравнительный анализ. 14. Философия позлней античности (неоплатонизм). Рекомендуемая литература 1. Аристотель. Соч.: в 4-х тт.-М., 1978-1983. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. 3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли., М., 1988. 4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древнеих философов. М., 1986. 5. Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и средних веков. М., 2002. 6. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философи. М., 1991. 7. История китайской философии. М., 1999. 8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 2001. 9. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 2000. 10. Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1985. 11. Легенды и скаазания Древней Греции и Древнего Рима. / Сост. А.А. Нейхард. М., 1988. 12. Розин В.М. Генезис философской и научной мысли. М., 2002. 13. Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени. М., 1999. 14. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли.). М., 2000. 15. Татаркевич В. История философии: античная и средневековая философия. Пермь, 2000. 16. Томпсон М. Восточная философия. М., 2001. 17. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003. 18. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1990. 19. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. 20. Чанышев А.И. Философия Древнего мира. М., 2001.
Семинар № 2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени (2 часа) Вопросы для обсуждения. 1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Специфика гуманизма эпохи Возрождения. 2. Характерные черты натурфилософии эпохи Возрождения. 3. Реформация в духовной жизни европейского Возрождения. 4. Философия Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Индукция и дедукция как методы науного познания.
5. Философия Просвещения ХУ111 в. 6. Субъективный идеализм в философии ХУ11-ХУ111 вв. (Д. Беркли и Д. Юм). 7. Характерные черты и проблематика немецкой коассической философии. Вопросы для самоконтроля.
1. Раскрыть содержание понятий «гуманизм», «пантеизм», «антропоцентризм», «гилозоизм», характеризующие мировоззрение эпохи Возрождения. 2. Мировоззренческие различия Реформации и светского Возрождения. 3. В чем состоит сходство и различие между рационализмом и эмпиризмом? 4. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени? 5. Каковы основные философские идеи французского Просвещения ХУ111 в.? 6. Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора ХУ11-ХУ111 вв.? 7. Что за «скандал» в философии устроили Беркли и Юм? 8. Как определялось понятие «субстанция» в учениях философов нового времени? 9. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии? 10. Как сочетается система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля? 11. Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не суждо» выражает суть философии Фейербаха? 12. В чем состоит суть материалистического понимания истории? 13. Какие идеи Маркса получили развитие в ХХ и ХХ1 вв.? 14. Как русские философы относились к марксизму? Темы рефератов 1. Философские воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно. 2. Гуманизм философии Возрождения. 3. Учение Ф. Бэкона о познании и методе. 4. Проблема метода в философии нового времени. 5. Проблема человека в философии Просвещения. 6. Субъективно-идеалистическая философия Нового времени. 7. Теория познания Канта. 8. Этика Канта. 9. Философская система Гегеля. 10. Учение о государстве Гегеля. 11. Философское учение Фихте. 12. Философия Шеллинга. 13. Особенности атеизма Фейербаха. 14. Проблема отчуждения в философии Маркса. 15. Работа «Диалектика природы» Ф. Энгельса. Рекомендуемая литература 1. Бруно Дж. Диалоги. –М., 1949. 2. Бэкон Ф. Соч.: в 2-х тт. –М., 1977-1978.
3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М., 2001. 4. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма// Полн. Собр. Соч. – Т. 23. 5. Маркс К. к критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. – 2-е мзд. – Т.13. 6. Рассел Б. История западной философии: в 3-х кн. – М., 2001 7. Ревякина Н.В. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании лимчности (Х1У-ХУ11). –М., 1999. 8. Руссо Ж.-Ж. Трактаты.- М., 1969. 9. Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени.- М., 1999. 10. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли.) – М., 2000.
Семинар № 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|