Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия эпохи Возрождения и Нового времени (2 часа)




Российская Академия Правосудия

Центральный филиал

Ф И Л О С О Ф И Я

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности («юриспруденция»)

 

 

Воронеж - 2011

 

Содержание

Планы семинарских занятий

Вопросы для подготовки к экзамену

Тестовые задания по всем разделам курса

 

 

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации

В формировании высоких профессиональных качеств специалиста большое место отводится подготовке по курсу «Философия». Она призвана:

· вооружит ь студентов знаниями, обращенными к анализу изменений, происодящих как в российском обществе, так и в мире в целом;

· сформировать духовный мир и мировоззренческую культуру, состоящую в умении понять культурное многобразие, осмыслить его общечеловеческое гуманитстическое содержание, привить способность к критической рефлексии по вопросам смысла и ценностей жизни человека;

· выработать адекватную современным требованиям методологическую культуру, позволяющую современному специалисту быстро адаптироваться к радикальным изменениям в содержании и целях деятельности, способствовать его социальной и профессиональной мобильности;

· дать глубокие знания по историко-философскому разделу, ознакомить с классическими философскими текстами;

· сформировать навыки философского мышления, умение вести дискусии, убедительно и аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения.

Курс «Философия» изучают в течение одного семестра. Тематическим планом предусмотрено проведение различных видов занятий – лекций, семинаров. Основной формой овладения философскими знаниями является самостоятельная работа. В процессе изучения философии осуществляется текущий (на семинарах), рубежный и итоговой контроль знаний. Рубежный контроль предусматривает проведение тестирования, коллоквиума в конце изучения каждого раздела.

Изучение философии завершается сдачей экзамена.

При подготовке к семинарским занятиям студенты должны не только изучить материал, изложенный в лекциях, учебной и специальной литературе по проблемам, выносимым на обсуждение, но и ответить на вопросы для самоконтроля, которые предусмотрены к каждому семинарскому занятию. По желанию студенты могут выступить на семинаре с рефератами, тематика которых представлена в плане семинарского занятия. Реферативное выступление не должно превышать 10-15 минут.

 

Семинар №1. Философия Древнего мира (4 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Философия как наука и тип мировоззрения, ее отличие от мифологии и религии.

2. Причины появления философии.

3. Философия и культура.

4. Философские школы Древней Индии.

5. Отличительные черты философии Древнего Китая.

6. Особенности и основные школы античной философии: натурфилософия (космологический период), антропологический – (софисты и Сократ), систематический – (Платон, Аристотель), этический – (стоицизм и эпикурейство), неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямвлих и др.).

 

Вопросы для самоконтроля

1. Плюрализм в понимании философии.

2. Что объединяет философию и мифологию, а что разъединяет?

3. Какова структура философского знания?

4. В чем состоит роль философии в культуре?

5. Школы в древнеиндийской философии и периоды их становления.

6. Сущность конфуцианства, его современная версия.

7. Периодизация античной философии

8. Отличие антропологического периода от натурфилософского в развитии античной философии.

9. Каковы философские школы этического периода в развитии античной философии?

10. Кого и почему считают первым философом Запада?

11. В чем проявляется античная специфика материализима и идеализма древних греков?

Темы рефератов

1. Мировоззрение и его структура.

2. Софийное и эпистемное понимание философии.

3. Мифология и релиния как формы мировоззрения.

4. Ортодоксальная философия Древней Индии.

5. Философские основания буддизма.

6. Философские взгляды Конфуция.

7. Даосизм.

8. Античная философия: периодизация и основные школы.

9. Основная проблематика античной натурфилософии.

10. Философия Сократа.

11. Философские взгляды Платона.

12. Философия Аристотеля.

13. Этика Эпикура и стоиков: сравнительный анализ.

14. Философия позлней античности (неоплатонизм).

Рекомендуемая литература

1. Аристотель. Соч.: в 4-х тт.-М., 1978-1983.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001.

3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли., М., 1988.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древнеих философов. М., 1986.

5. Звиревич В.Т. Философия Древнего мира и средних веков. М., 2002.

6. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философи. М., 1991.

7. История китайской философии. М., 1999.

8. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 2001.

9. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 2000.

10. Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1985.

11. Легенды и скаазания Древней Греции и Древнего Рима. / Сост. А.А. Нейхард. М., 1988.

12. Розин В.М. Генезис философской и научной мысли. М., 2002.

13. Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени. М., 1999.

14. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли.). М., 2000.

15. Татаркевич В. История философии: античная и средневековая философия. Пермь, 2000.

16. Томпсон М. Восточная философия. М., 2001.

17. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 2003.

18. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1990.

19. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

20. Чанышев А.И. Философия Древнего мира. М., 2001.

 

Семинар № 2.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени (2 часа)

Вопросы для обсуждения.

1. Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Специфика гуманизма эпохи Возрождения.

2. Характерные черты натурфилософии эпохи Возрождения.

3. Реформация в духовной жизни европейского Возрождения.

4. Философия Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Индукция и дедукция как методы науного познания.

5. Философия Просвещения ХУ111 в.

6. Субъективный идеализм в философии ХУ11-ХУ111 вв. (Д. Беркли и Д. Юм).

7. Характерные черты и проблематика немецкой коассической философии.

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Раскрыть содержание понятий «гуманизм», «пантеизм», «антропоцентризм», «гилозоизм», характеризующие мировоззрение эпохи Возрождения.

2. Мировоззренческие различия Реформации и светского Возрождения.

3. В чем состоит сходство и различие между рационализмом и эмпиризмом?

4. Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени?

5. Каковы основные философские идеи французского Просвещения ХУ111 в.?

6. Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора ХУ11-ХУ111 вв.?

7. Что за «скандал» в философии устроили Беркли и Юм?

8. Как определялось понятие «субстанция» в учениях философов нового времени?

9. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

10. Как сочетается система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?

11. Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не суждо» выражает суть философии Фейербаха?

12. В чем состоит суть материалистического понимания истории?

13. Какие идеи Маркса получили развитие в ХХ и ХХ1 вв.?

14. Как русские философы относились к марксизму?

Темы рефератов

1. Философские воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно.

2. Гуманизм философии Возрождения.

3. Учение Ф. Бэкона о познании и методе.

4. Проблема метода в философии нового времени.

5. Проблема человека в философии Просвещения.

6. Субъективно-идеалистическая философия Нового времени.

7. Теория познания Канта.

8. Этика Канта.

9. Философская система Гегеля.

10. Учение о государстве Гегеля.

11. Философское учение Фихте.

12. Философия Шеллинга.

13. Особенности атеизма Фейербаха.

14. Проблема отчуждения в философии Маркса.

15. Работа «Диалектика природы» Ф. Энгельса.

Рекомендуемая литература

1. Бруно Дж. Диалоги. –М., 1949.

2. Бэкон Ф. Соч.: в 2-х тт. –М., 1977-1978.

3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М., 2001.

4. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма// Полн. Собр. Соч. – Т. 23.

5. Маркс К. к критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф.- Соч. – 2-е мзд. – Т.13.

6. Рассел Б. История западной философии: в 3-х кн. – М., 2001

7. Ревякина Н.В. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании лимчности (Х1У-ХУ11). –М., 1999.

8. Руссо Ж.-Ж. Трактаты.- М., 1969.

9. Соколов В.В. От философии античности к философии Нового времени.- М., 1999.

10. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли.) – М., 2000.

 

Семинар № 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...