Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука и научное познание (2 часа)




Вопросы для обсуждения

1. Сущность теории познания. Концепции познания.

2. Философское учение об истине и ее критериях.

3. Специфика научного познания, его уровни (эмпирический и теоретический) и формы.

4. Роль интуиции в научном познании.

5. Проблема метода в философии. Метод и методология.

6. Гносеологические проблемы гуманитарных наук.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает гносеология?

2. Что такое субъект и объект познания?

3. Какие виды знания выделяются в философии?

4. Какие концепции познания Вам известны?

5. Соотношение абсолютной и относительной истины.

6. Что такое заблуждение и ложь?

7. Что выступает критерием истины?

8. Каковы критерии научного знания?

9. Как развивается наука. Постпозитивистские модели развития научного знания.

10. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?

11. Каковы особенности субъекта и объекта в гуманитарных науках?

12. В чем проблема объективности гуманитарного знания?

13. Существует ли истина в гуманитарных науках?

 

Темы рефератов

1. Философские концепции познания.

2. Проблема истины в философии.

3. Диалектика абсолютной и относительной истины и ее значение в деятельности юриста.

4. Роль интуиции в познавательной деятельности.

5. Наука как социокультурный феномен.

6. Возникновение науки и основные стадии ее развития.

7. Структура научного познания.

8. Методология научного исследования.

9. Научные традиции и научные революции.

10. Особенности современного этапа развития науки.

11. Социально-гуманитарные науки: специфика методологии.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика - М.,1991.

2. Белов В.А. Ценностное измерение науки.- М., 2001.

3. Витгенштейн Л. Избранные философские произведения. – М., 1992.

4. Гадамер Г.Г. Истина и метод.- М., 1988.

5. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект.- М., 1991.

6. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания.- М., 1990.

7. Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании.- М., 1979.

8. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М., 2000.

9. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике.- М., 1999.

10. Когнитивная эвоолюция и творчество.- М., 1996.

11. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/ Д, 2006.

12. Познание в социальном контексте.-М., 1994.

13. Поппер К. Логика и рост научного знания.- М., 1993.

14. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы.- Киев, 2000.

15. Рузавин Г.И. Методология научного познания.- М., 1999.

16. Уайтхед А. Избранные работы по философии.- М., 1990.

17. Философия и методология науки / под ред. Купцова В.А. - М., 1998.

18. Хайек Ф. Познание, конкуренция и свобода.- М., 1999.

 

Семинар №7 (2 ч.)

Общество как объект философского анализа

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «общество», разнообразие подходов. Типы обществ.

2. Проблема детерминизма в общественном развитии. Концепции детерминизма.

3. Источники и движущие силы общственного развития.

4. Прогресс и регресс в историческом развитии. Критерии общетвенного прогресса.

5. Проблема периодизации исторического процесса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие сушествуют подходы в социальной философии к определению понятия «общество»?

2. Общество как система, взаимосвязь его элементов.

3. В чем отличие законов природы от законов общества?

4. В чем состоят источники саморазвития общества?

5. Каковы движущие силы исторического процесса?

6. Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса?

7. В чем особенности цивилизационного подхода?

8. Есть ли прогресс в истории и каковы его критерии?

9. Существует ли смысл и цель в истории?

10. Что входит в понятия исторического прогресса и регресса?

 

Темы рефератов

1. Понятие общества и его структура

2. Понятие общества в теории структурации Э. Гидденса.

3. Общество как система.

4. Проблема детерминизма в общественном развитии.

5. Диалектика прогресса и регресса в развитии общества.

6. Формационный подход к периодизации исторического процесса.

7. Цивилизационный подход к периодизации истории.

8. Культура и цивилизация.

9. Источники и движущие силы общественного развития.

 

Рекомендуемая литература

1. Алексеев А.П. Социальная философия. – М., 2006.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. –М., 2002.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. Философия свободы. – М., 1990.

4. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну.- М., 2000.

5. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации.- М., 2003.

6. Гидденс Э. Ускользающтй мир: как глобализация меняет нашу жизнь.-М., 2004.

7. Гобозов Н.А. Введение в философию истории – М., 2001.

8. Маритен Ж. Человек и государство. – М., 2000.

9. Маркс К. К критике политической экономии/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2- изд.- Т. 13.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 2000.

11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1991.

12. Тойнби А. Постижение истории.- М., 1991.

 

Семинар №8 (2 ч.)

Человек, личность и общесто.

Вопросы для обсуждения

1. Антропосоциогенез.

2. Соотношение биологического и социального в человеке.

3. Человек и космос.

4. Понятие личности в философии.

5. Свобода и ответственность личности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы взгляды философов Древнего мира на человека?

2. Что такое антропосоциогенез?

3. Назовите биологизаторские и социологизаторские концепции человека.

4. Русские мыслители (Н.Федоров, К.Циолковский, В. Вернадский) о космическом измерении человека.

5. Как соотносятся понятия: «человек – личность – индивид – индивидуальность»?

6. Что такое личность?

7. Чем определяются ценностные ориентации личности?

8. В чем ценность свободы?

9. Свободна ли человеческая воля?

Темы рефератов

1. Сущность и содержание антропосоциогенеза.

2. Проблема человека в философии.

3. Смысл жизни человека.

4. Проблема смерти и бессмертия человека.

5. Пробема сотношения личности и общества в различных философских учениях.

6. Личность и ее ценности.

7. Свобода и ответственность личности.

Рекомендуемая литература

1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности.- М., 2000.

2. Арьес. Человек перед лицом смерти.- М., 1998.

3. Губин В., Некрасов Е. Философская антропология. – М., 2000.

4. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализпция человека: введение в человекознание.- Спб., 2001.

5. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М., 1986.

6. Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни.-М., 2001.

7. Мунье Э. Манифкст персонализма.-М., 1999.

8. Ницше Ф. Соч. в 2-х тт.- М., 1990.

9. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. Произв.- М., 1956.-Т.2.

10. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира.- М., 2000.

11. Тейяр де Шарден. Феномен человека // Избранные философские произведения.- М., 1992.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М., 1990.

13. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии.- М., 1988.

14. Хейзинга И. Хомо луденс (Человек играющий).- М., 1992.

15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн. 1-2.- М., 1991-1995.

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Мировоззрение и его структура

2. Предмет философии. Функции философии.

3. Мифология и религия как формы мировоззрения.

4. Философия как форма мировоззрения

5. Философия Древней Индии (основные школы и течения).

6. Древнекитайская философия

7. Атомизм античных философов

8. Философия софистов и Сократа.

9. Философия Платона

10. Философия Аристотеля

11. Основные этапы развития средневековой философии

12. Философия Августина и Ф. Аквинского

13. Характеристика основных школ философии Возрождения.

14. Реформация и ее влияние на становление нового философского мышления

15. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм

16. Субъективно-идеалистические воззрения Дж. Беркли и Д. Юма

17. Философские идеалы эпохи Просвещения

18. Теория познания И.Канта

19. «Категорический императив» И.Канта

20. Соотношение системы и метода в философии в философии Гегеля

21. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха

22. Возникновение и развитие марксистской философии

23. Классический позитивизм

24. Основные школы неопозитивизма

25. Постпозитивизм

26. Философия жизни

27. Фрейдизм

28. Экзистенциализм, основная проблематика

29. Философская герменевтика

30. Постмодернизм

31. Особенности развития русской философии и ее периодизация

32. Философия русского Просвещения (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев) Западники и славянофилы

33. Философская система Вл. Соловьева

34. Русский марксизм (Г.В. Плеханов, в.И. Ленин)

35. Русский космизм

36. Категория бытия в философии

37. Материя, движение, пространство и время

38. Закон, закономерность, детерминизм, индетерминизм

39. Категории, законы и принципы диалектики

40. Диалектика чувственного и рационального в познании

41. Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания

42. Научная и философская картины мира

43. Общество как развивающаяся система

44. Специфика социального детерминизма

45. Источники и движущие силы общественного развития

46. Материально-производственная сфера общественной жизни

47. Социальная сфера общественной жизни

48. Политическая сфера общественной жизни

49. Духовная жизнь общества

50. Формационный и цивилизацонный подходы к периодизации исторического процесса

51. Культура и цивилизация, определение понятий

52. Человек как объект философского анализа

53. Смысл человеческого бытия

54. Биосоциальная природа человека

55. Личность и общество

56. Свобода и ответственность личности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...