Модели социально-ориентированной экономики
Стр 1 из 4Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
"Исследование социальной экономики"
"Социально-ориентируемое рыночное хозяйство, сущность, основные признаки"
г. Введение
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики, модели социально-ориентированной экономики, задачи и предложения для перехода к социально-ориентированному рыночному хозяйству.
Теоретические основы социально-ориентированной экономики
Сущность и основные признаки социально-ориентированной экономики
Вторая половина ХХ столетия ознаменовалась появлением концепций социального государства, суть которых сводится в общем виде к пониманию государства как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.
Гуманизация производства, технократическая революция второй половины ХХ века, социальные реформы привели в итоге к утверждению новой концепции, в соответствии с которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан. Теоретические основы социального рыночного хозяйства были заложены в рамках концепции ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бемом, Л. Эрхардом. Принципиально отличие теории социального рыночного хозяйства от иных направлений экономической мысли заключается в том, что предмет деятельности экономических субъектов, в том числе и государства целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социального рыночного хозяйства, созданная в рамках ордолиберализма, основывается, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества всеобъемлющая конкуренция и система договорных отношений. Позднейшая модификация ордолиберальной модели социального рыночного хозяйства А. Мюллером Армаком ориентирована на более активную роль государства в экономической жизни общества. Социально ориентированная экономика - эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем. Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира. Опыт зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции, Японии и др.) доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства.
В целом для социально-ориентированной экономики характерно: а) достаточно большой объем перераспределения ВВП через бюджет (около 50%); б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей; в) стремление к развитию социального партнерства; г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного населения. К общим чертам социального рыночного хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие: а) социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству; б) и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие; в) государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ; г) концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
д) создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость; е) социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся. К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся: а) экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства; б) доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции; в) ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции; г) обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения; д) государственная и общественная помощь менее трудоспособным; е) участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью; ж) осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства; з) социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан; и) проведение государственной политики справедливого распределения доходов; к) утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан. Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость. Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.
Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост. Для социального рыночного хозяйства характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др.
Модели социально-ориентированной экономики
Выделяют ряд моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Прежде всего, это континентальная или германская (Германия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, отчасти Франция). Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через госбюджет (около 50 процентов), развитая система социального партнерства, высокая занятость. Англосаксонская (Великобритания, Ирландия, Канада) отличается 40 процентным уровнем перераспределения ВВП и проведением пассивной политики занятости. Средиземноморская модель (Греция, Испания, Италия) характеризуется уровнем перераспределяемого ВВП от 40 процентов в Испании до 60 процентов в Греции. Социальная политика в основном охватывает социально уязвленные слои населения и не носит всеобъемлющего характера. Скандинавскую модель (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) можно считать наиболее продвинутой. Здесь проводится активная социальная политика. Благосостояние народа провозглашено целью экономической деятельности государства. Доля перераспределяемого ВВП достигает 50-60 процентов. Наиболее интересными являются германская и шведская модели. Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом: . Достижение максимально высокого благосостояния а) благодаря установлению порядка конкуренции; б) благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу; в) благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать; г) благодаря обеспечению свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики. . Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен. а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка; б) благодаря стабильности государственного бюджета; в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле. . Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества а) за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности; б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу; в) за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п. Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики. Обязательной правовой основой жизни любой страны является ее конституция. Этой конституцией для Германии является Основной закон, который содержит ряд норм, которым экономический порядок должен соответствовать. Этот закон определяет следующие основные рамки для формирования экономики: а) Гарантирует право на свободное развитие личности и обеспечивает свободу потребления, свободу предпринимательства, свободу производства и торговли, свободу конкуренции; б) Защищает от дискриминации по половым, расовым, религиозным и другим признакам; в) Гарантирует свободу образования профсоюзов и объединений работодателей; г) Гарантирует свободу перемещения личности, и не только на территории своей страны, но и гарантирует право на свободную эмиграцию; д) Гарантирует свободу выбора профессии и рабочего места, а так же личную свободу передвижения; е) Гарантирует частную собственность, в том числе и на средства производства, но так же и обязывает собственника к социальному пользованию собственностью; ж) Делает возможной в определенных условиях передачу земельной собственности, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность; з) Распределяет финансово-политические полномочия между федерациями, землями и общинами; и) Представляет собой основу глобального управления, предусматриваемого законом о содействии стабильности и росту в экономике. Кредитное дело Германии можно представить следующим образом: доминирующее положение занимают сберегательные кассы и кредитные банки. Лишь на шесть ведущих крупных банков приходится 9% суммы активов. Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей. Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Социальная политика Швеции переживала свой расцвет в течение продолжительного периода времени. Возникновение ее относится к концу XIX - началу XX века. За прошедшее более чем столетие она претерпела значительные изменения, но приобрела и сохранила основную черту - универсальность, охватив каждого жителя страны независимо от рода занятий. Такое положение дел именуется в Швеции «всеобщей социальной политикой», а мировому сообществу известно как «шведский социализм» - понятие, одним из главных значений которого является большой диапазон и размер социальных выплат. Политика Швеции в этой сфере привлекала и привлекает пристальное внимание многих стран, в том числе и России. Россиянам импонирует то, что социал-демократы Швеции построили систему всеобщего благосостояния, в рамках которой общество отвечает за оказание качественных государственных услуг всем гражданам в самых важных областях жизни. По доле социальных расходов в ВВП страна вышла на первое место в мире. Основным элементом шведской социальной политики благосостояния является социальное страхование, развитие которого было достаточно длительным. Сначала оно представляло собой систему обществ взаимопомощи, получавших государственную финансовую поддержку при выполнении определенных условий. В случае их несоблюдения обществам приходилось опираться только на членские взносы, а членство было необязательным. К началу тридцатых годов треть населения все еще оставалась незастрахованной. И только в 1946 году риксдаг принял закон об обязательном страховании, которое в полной мере действует с 1955 года, когда общества взаимопомощи были преобразованы в государственные учреждения. На первом этапе социальной политики (с 1880-х годов) главное внимание уделялось социальной помощи по месту работы: страхованию по болезни, мерам по охране труда и страхованию от несчастных случаев на производстве. Цель этих мер состояла в снижении для предпринимателей издержек на рабочую силу. Почти не оказывалось помощи безработным, проводились лишь некоторые реформы для детей и содействие бедным. С 1913 года началось осуществление первой национальной программы социального обеспечения (система народных пенсий). Второй этап стартовал с начала 30-х годов с приходом к власти социал-демократов. Стали осуществляться политика на рынке труда, оказание помощи семьям, укрепление здравоохранения. Третий этап начался со вступлением в силу в 1982 году Закона о социальных услугах, охватившего все сферы социальной деятельности государства. Система страхования служит достижению большего социально-экономического равенства и функционирует как инструмент финансового и государственного управления. Как говорится в официальных документах, цель ее - обеспечить человека экономической защитой при рождении ребенка, в старости и в случае болезни (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и заболеваниями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице). Полной гарантией, независимо от причины обращения за содействием, считается пособие наличными, известное как общественная помощь. До конца 1990-х годов в Швеции действовали две взаимосвязанные схемы пенсионного обслуживания. Первая, вступившая в силу еще в 1913 году, гарантирует каждому жителю так называемую базовую (народную или основную) пенсию. Право на базовую пенсию имеет каждый житель Швеции в возрасте от 16 до 65 лет. Каждый год постоянного проживания в стране приносит ему 2,5 от полной базовой пенсии. Если прожито менее 3 лет, то права на нее не возникает. Число учитываемых лет не превышает 40. Полная базовая пенсия для лица, не состоящего в браке составляет 96% от базовой суммы, а для семейной пары - 157 на двоих. Проживающим за пределами страны лицам этот вид пенсии по закону выплачивается лишь в том случае, если они являются шведскими гражданами и имели в прошлом оплачиваемую работу в соответствии с существующими требованиями. В 1959 году после ожесточенной политической борьбы, включавшей всенародный референдум и новые выборы, социал-демократы при поддержке коммунистов провели в риксдаге Закон о всеобщих дополнительных пенсиях (АТП), вступивший в силу с 1960 года и действующий «на полную мощность» с начала 80-х годов. АТП дает возможность получать более высокие пенсии в зависимости от уровня предпенсионных доходов. Со временем роль дополнительной пенсии возросла. Она полагается всем жителям Швеции так же, как и базовая, в возрасте от 16 до 65 лет. Для ее получения: надо проработать 30 лет (для неполной - минимум 3 года). При этом учитывается только доход, размер которого находится в пределах от 1 до 7,5 объема базовой суммы. Все социальные выплаты либо привязаны к базовой сумме, которая изменяется в связи с динамикой цен, либо определяются ежегодными решениями риксдага, в основе которых лежит тот же фактор. Поэтому реальная покупательная способность получателей пособий в целом не меняется. Размер пенсии устанавливается на основе максимальных доходов за 15 лет и выплачивается из расчета 2 от среднего дохода за самые прибыльные годы, помноженного на число лет, за которые эта сумма была заработана, при условии, что оно не превышает 30. Для лица, проработавшего 30 и более лет, такая пенсия составляет 60% от среднего дохода. В 1997 году величина максимальной годовой дополнительной пенсии равнялась 138 739 крон. Эта сумма выплачивается независимо от того, в какой стране проживает пенсионер. Лицам, не имеющим прав на дополнительную пенсию и получающим лишь пенсию по старости, или по случаю потери кормильца, или по инвалидности (величина которых низка по сравнению с максимально возможной), в дополнение к базовой пенсии выплачивается надбавка, что обеспечивает гарантированную минимальную пенсию. В 1998 году холостые люди, отработавшие полное число положенных лет и обратившиеся за пенсией в возрасте 65 лет, получали как минимум 54 043 кроны в год. Лица, имеющие низкие пенсии, могут претендовать также на пособие, компенсирующее плату за жилье. Оба вида пенсий - базовая и дополнительная - рассматриваются как доход, подлежащий налогообложению. Дополнительные пенсии финансируются из фондов социального страхования, создаваемых работодателями и лицами, работающими не по найму. Размер взноса в такой фонд равен 13 от получаемого дохода, верхняя граница которого не устанавливается. Затем средства соцстраха передаются во Всеобщий пенсионный фонд, аккумулирующий деньги, которых теоретически должно хватить на выплату пенсий в течение пяти лет. В настоящее время на дополнительные пенсии приходится 60» всех пенсионных выплат, а на базовые - около 40%. С 1999 года в Швеции началась пенсионная реформа, а выплата пенсий по новой системе - с 2001 года. Новая пенсионная система учитывает доходы, полученные в течение всей жизни, обеспечивает гарантированную пенсию для тех, кто вообще не получал никаких доходов, и включает систему обязательных взносов в частные пенсионные фонды с индивидуальными счетами. Предстоит постепенный переход на новую систему для лиц, родившихся с 1938 по 1953 годы. Родившиеся позднее будут получать свои пенсии исключительно по новой системе, родившиеся раньше будут продолжать получать ее по-старому. У всех, кто имел старую основную пенсию, будет новая гарантированная пенсия. Однако ее размер несколько меньше. Она включает доходы, полученные пенсионером за всю жизнь, но учитывает лишь те годы, где доход составлял более 24 базовой суммы. В новой системе досрочный выход на отдых возможен при достижении 61 года. Пенсия рассчитывается по весьма сложной формуле. Вместе с тем ожидается, что новая система приведет к увеличению различий в размерах пенсий и усилению неравенства. Обобщенное представление о сегодняшнем благосостоянии граждан дают такие цифры: средняя заработная плата шведов составляет около 20 000 крон, а среднестатистическая пенсия - свыше 17 000 крон в месяц. Все жители Швеции, чей годовой доход находится в пределах от минимально возможного (не менее 6000 крон) до 7,5 базовой суммы, охвачены национальной системой медицинского страхования, гарантирующей им оплату периода временной нетрудоспособности. Первый день заболевания, как правило, не оплачивается. Размер выплат составляет 80 от суммы потерянного дохода. Обычно со второго по четырнадцатый день болезни работники получают компенсацию от своих работодателей, а затем - пособие от государства. Количество оплачиваемых по болезни дней не ограничено, но величина пособия не может превышать 598 крон в день. Оно облагается налогом и включается в доход при расчете будущей пенсии. Медицинское обслуживание - бесплатное или с оплатой лишь части суммы за лечение - гарантировано в Швеции организациями, не входящими в рамки системы медобслуживания. Каждый региональный орган - ландстинг - отвечает за то, чтобы жители данного лэна (области) имели свободный доступ к хорошему медицинскому обслуживанию. Примерно 80% собранных подоходных налогов выделяется на социальные цели. Государством оплачивается от 30 до 100% расходов на медицинское обслуживание. В последние годы шведское правительство уделяет здравоохранению, а также образованию и заботе о детях особое внимание, направляет увеличенные средства в местные органы власти - коммуны и лэны, изыскивая для этого разные возможности. В рамках социальной политики, кроме пенсионного и медицинского (здравоохранение), существует и ряд других видов страхования, менее масштабных, но не менее значимых. В их числе, в частности: страхование от несчастных случаев на производстве. Оно появилось вначале XX в. и долгое время было наиболее развитой областью социального страхования. Его финансирование шло за счет взносов предпринимателей. В 1976 году этот вид страхования был усовершенствован: потерянные людьми доходы стали компенсироваться полностью. В 1977 году это положение было распространено и на самостоятельных работников. Ныне страхование от несчастных случаев на производстве осуществляется из одноименного фонда, создаваемого за счет взносов, составляющих 1,38% от доходов всех работающих лиц. При заболевании или инвалидности, вызванных производственной травмой, работнику сначала выдается общее пособие, а затем в качестве дополнения может выплачиваться специальная страховка. Она распространяется на всех лиц, работающих в Швеции по найму. Те, кто работает не по найму, должны иметь статус постоянного жителя Швеции. Если полученная травма ведет к полной нетрудоспособности, пострадавшему выплачивается пособие вплоть до достижения пенсионного возраста, равное 100 потерянного дохода, но в пределах, лишь до 7,5 раз превышающих базовую сумму. Оплачиваются также затраты пострадавшего на лечение, если они не покрываются средствами из фонда медицинского страхования. Пособия по безработице реализуются через две системы выплат. Первая, добровольная и действующая давно, называется страхованием на случай потери работы и финансируется специальными страховыми фондами, связанными с профсоюзами в которых состоят почти 90% трудящихся. Эта система открыта и для тех, кто не состоит в профсоюзе. С 1 января 1998 года начал действовать новый государственный страховой фонд при потере работы, где любой человек независимо от своей профессии может получать пособие, которое составляет не менее 240 крон в день. Вторая система именуется материальной поддержкой рынка труда и включает тех, кого не охватывает деятельность страхового фонда при потере работы. Размер пособия - 80% предыдущего дохода. Условия, позволяющие получать пособия, - членство в страховом фонде минимум в течение года для работающих по найму и в течение двух лет для тех, кто работает не по найму, и 6 месяцев работы за прошедшие 12 месяцев. Переподготовка на рынке труда для безработных считается занятостью. Пособия родителям (две разновидности). Одна из них - по случаю рождения ребенка. Выплачивается, как правило, в течение 450 дней. Если мать и отец берут на себя совместный уход за ребенком, то 30 из 450 дней резервируются за матерью и 30 - за отцом. Пособие на оставшиеся дни может быть востребовано любым из родителей. Большинство родителей получает его в связи с рождением или усыновлением ребенка. В течение первых 360 дней выплачиваемая сумма равна пособию по болезни, то есть 80% от потерянного дохода. Другая разновидность - кратковременные пособия: а) семье по случаю ухода за больным ребенком в возрасте до 12 лет, как правило, продолжительностью не более 60 дней, и б) отцу в связи с рождением ребенка на срок до 10 дней. Пособие родителям облагается налогом и финансируется из фондов социального страхования заработной платы, выплачиваемой работодателем. Пособие на детей. Оно предоставлялось вначале в форме вычетов из налогов для лиц, имевших детей, но с 1947 года стало финансироваться из государственных источников и выплачивается всем родителям независимо от того, работают они или нет. Пособие предусмотрено для всех детей в возрасте до 16 лет, проживающих в Швеции. Его величина определяется решением риксдага. На детей старше 16 лет, продолжающих учиться в школе, выплата производится более длительное время, ее размер равен общему пособию на детей. Семьи, в которых более трех детей, получают дополнительные средства. Другим видом финансовой поддержки семей с детьми является компенсация коммунальных платежей, величина которой зависит от числа детей в семье, дохода и платы за коммунальные услуги. Реализация принципа всеобщего благосостояния, избранного Швецией, стала возможной благодаря созданию государственного сектора экономики такого размера, что сделало страну уникальной: занятость в нем достигла 1/3 самодеятельного населения, а доля социальных расходов в ВВП - более 30%. Финансирование системы социального страхования осуществляется в целом из государственных и местных налогов, поступлений от предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала различных фондов. Главный источник (свыше 40%:) - деньги предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|