Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и предложения для перехода к социально-ориентируемому рыночному хозяйству




 

Переход к социально ориентированной рыночной экономике предполагает необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики, то есть наличие регулируемого рынка во всех сферах общественного производства. Такое регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Их следует не противопоставлять, а органично сочетать, исходя из того, в какой мере административное регулирование отвечает требованиям объективного развития, нынешнего состояния экономики и др.

Как показывает мировой опыт, для адаптации социальной сферы в рыночные отношения необходимо решить несколько задач, носящих характер закономерных:

а) осуществление либерализации, т.е. снятие или сокращение государственного контроля в области экономики социальной сферы, отмена директивного планирования, обязательного государственного заказа, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением, отмена государственной монополии на внешнеэкономические отношения;

б) проведение приватизации, т.е. изменение характера собственности посредством продажи или передачи государственной собственности на различных условиях экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшей хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты;

в) формирование рыночной инфраструктуры, т.е. новых механизмов управления и установления хозяйственных связей;

г)  демонополизация социальной сферы и поощрение конкуренции;

д) перестройка внутренней структуры социальной сферы в направлении опережающего развития производства продукции и услуг, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках;

е)  переход к адресной системе социальной поддержки со стороны государства;

ж) макроэкономическая стабилизация системы финансового обеспечения социальной сферы в целом, переход к микроэкономическому регулированию ее отраслей.

Именно государство в решении многих социальных проблем играет особую роль.

Социальная политика с мощными государственными гарантиями, проводившаяся многие десятилетия и опиравшаяся на господствующую коммунистическую идеологию патернализма, снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их действенных стимулов в борьбе за существование и самореализацию. Такая политика, являясь подлинным спасением для тех, у кого отсутствуют возможности для удовлетворения своих жизненных потребностей, в чистом виде служит мощным инструментом уравнительности, социальной однородности и, как следствие, фактором снижения социальной энергии, ослабления общественного организма. В условиях переходного периода, когда необходимо достижение баланса между общественной интеграцией и социальной мобильностью, ориентация лишь на одну из моделей социальной политики привела бы к усилению кризиса. Разрушение системы пусть малоэффективных, но устойчивых и всеобщих социальных гарантий лишило население привычной уверенности в возможности решения своих повседневных проблем. При этом социально-экономическая система переходного общества не создала должного пространства для самореализации, проявления жизненных сил людей, не убедила их в реальности попыток опираться на собственные силы и способности. Это позволяет сделать вывод, что социальная политика переходного периода должна быть призвана создать достаточно сложный механизм, опирающийся на возможности существующих мировых моделей социальной сферы.

Выстраивание такого интегрального механизма возможно, для этого необходимо адресовать его отдельные элементы различным по своим социально-экономическим интересам и возможностям слоям и группам населения. Следует строить иерархическую систему, во многом аналогичную существующим на Западе. Либерализм - для адаптированных групп, а социальная защита - уязвимым и неприспособленным. Такой интегральный механизм реализации социальной политики должен учитывать специфику переходного периода и включать элементы государственных гарантий, социальной поддержки и либерализма.

На основании вышеизложенного, учитывая задачи, которые объективно необходимо решать при проведении политики адаптации социальной сферы к рынку, специфику государства и наработанный опыт реформации, на наш взгляд, можно выделить несколько приоритетов преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений:

Во-первых, либерализация экономики: внедрение рыночных регуляторов, сокращение государственного участия и патронажа в хозяйственной жизни, расширение форм внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций, стабилизация валютного режима;

Во-вторых, формирование основ многоукладной экономики: создание условий для функционирования частного сектора, внедрение рыночных моделей поведения хозяйствующих субъектов, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, расширение условий для развития полноценной рыночной конкуренции;

В-третьих, развитие институтов рыночной экономики и инфраструктуры: в соответствии с международными стандартами модернизируется двухуровневая банковская система, создаются инвестиционные и страховые компании, биржи и аудиторские фирмы;

В-четвертых, создание относительно равновесного потребительского рынка;

В-пятых, финансовая стабилизация и финансово-экономические преобразования в социальной сфере: снижение уровня и темпов инфляции, наращивание золотовалютных резервов, снижение дефицита бюджета, передача финансовой нагрузки с центрального на местные бюджеты, повышение качества оказываемых услуг, внедрение и развитие новых экономических конкурентных отношений в деятельности субъектов социальной сферы, расширение внебюджетных источников и объемов финансирования.

В-шестых, государственное регулирование процессов человеческого развития. Несмотря на эффективные с экономической точки зрения результаты жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, параметры человеческого измерения в переходный период ухудшаются. Актуализируется проблема обеспечения социальной безопасности.

В-седьмых, создание эффективной системы социальной защиты. Согласно классификации Всемирного Банка, ключевыми критериями эффективности реформ являются: объективно определяемый экономический рост и наличие эффективной системы социальной защиты. Жизнеспособность экономической стратегии государства, ее «легитимность» и поддержка ее обществом также зависят от ликвидации проблем бедности и стабильности такого экономического показателя, как уровень жизни населения, отражающего результативность государственной политики.

Безусловно, для решения всех этих задач важное значение имеет опыт различных моделей социально-ориентированной рыночной экономики. Но слепо перенимать тот или иной образец социально-экономического развития, неправомерно хотя бы потому, что экономики других стран находятся, образно выражаясь, в различных «весовых» категориях. Поэтому изучение опыта позволяет осуществить политический выбор того или иного экономического подхода для стратегического решения проблемы преобразования социальной сферы в субъект рыночных отношений, тех или иных инструментов и методов в решении отдельных задач и целей. Так, например, в германской модели привлекателен опыт формирования страховых фондов в основном за счет работодателей, развитой системы социального партнерства. В англосаксонской модели - высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. В средиземноморской модели - адресность социальной политики. В скандинавской - приоритетность социальной политики в общественном развитии.

В целом социальные модели являются моделями социальной сферы как целостной системы. В то же время в мировой практике социально-экономического развития помимо социальных моделей, дающих целостное представление о развитости общества в целом и его социальной сферы, выделяют различные социальные модели системных элементов (отраслей) этой сферы. Это связано с тем, что, являясь сложной системой, она не имеет единого обобщенного показателя, выражающего ее состояние. Развитость и устойчивость ее определяют по состоянию системных элементов, к которым относятся образование, здравоохранение, культура, такие системообразующие процессы, как социальная защита, пенсионное обеспечение, распределение доходов и др.

Социальная защита населения - важнейшее направление социальной политики государства, т. к. при переходе к рыночной экономике в государстве происходят значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности.

Во многом ее реализуют за счет политики распределения доходов. Здесь действует закономерность, что трудовая мотивация во многом зависит от соотношения в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

В рассмотренных ранее экономических моделях социальной сферы проявляются определенные различия в распределении доходов, что целесообразно учесть в практике:

для континентальной модели характерно формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости;

английская модель предусматривает преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний, организаций в оказании социальных услуг;

скандинавская модель известна как образец социально-ориентированной экономики, социальное благосостояние является целью экономической деятельности государства, которое ведет активную социальную политику и играет основную роль в финансировании соответствующих расходов;

в японской модели особое значение в государственном регулировании имеет равенство. Механизм отлаженной компенсации предусматривает резкий рост размеров выходного пособия после достижения пятидесятилетнего возраста и увеличение выигрыша на налогах после достижения двадцатилетнего возраста;

американская модель всемерно поощряет предпринимательскую инициативу, а для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Формируются две независимые ветви социального обеспечения: государственная и частная.

 


Заключение

 

Социальное рыночное хозяйство - это форма организации экономики, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка, государственного регулирования экономики, а также общественных институтов и гарантирующая социально-экономическую стабильность в обществе.

Концепция социального рыночного хозяйства разработана в Германии такими учеными, как Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. В практику концепцию социального рыночного хозяйства внедрил Л. Эрхард.

Авторы социального рыночного хозяйства предполагают, что данная модель - это так называемый «третий путь». Он проходит между диким, лишенным экономического порядка, рынком и командно-административной экономикой. Такая форма организации экономики должна обеспечить свободное, эффективное, стабильное положение в обществе и экономике.

Социальное рыночное хозяйство, с одной стороны, гарантирует хозяйственную свободу, рыночные методы хозяйствования, конкуренцию, а с другой - предоставляет социальную защищенность и социальную справедливость.

Социальную ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.

Социальное рыночное хозяйство ориентировано на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

 


Список литературы

 

1. Алексеев Ю. «Ностальгия по будущему» // «Мысль», 2010.

. Кондрашова Т.К. «Государство на различных этапах трансформации командно-административной системы в социальное рыночное хозяйство» // «Вестник московского Университета», №2, 2009.

. Мюрдаль Г. «Мировая экономика. Проблемы и перспективы». - Москва. -1958.

. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». В 2 т.: Перевод с английского 11-го изд. Том I. - М.: Республика, 1992. - 399 с.: табл., граф.

. Менкью Н.Г. Макроэкономика. М.: Издательство МГУ, 1994.

6. Политическая экономия / Под ред. В.В. Радаева - М.: Издательство МГУ, 2009. -414 с.

. Политическая экономия.: Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. А.В. Сидоровича, Ф.М. Волкова. М.: Издательство МГУ, 2008. - 407 с.

. «Рыночная экономика: 200 терминов». - Москва: издательство «Политиздат», 1991.

. Сожкина И.А., Чибриков Г.Г. «Основы экономической теории».-Москва: издательство «Экономика», 1995.

. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории».-Киров: издательство «АСА», 2007.

. Эрхард Л. «Благосостояние для всех». - Москва: издательство «Прогресс», 1989.

. Эрхард Л. «Полвека размышлений. Речи и статьи».-Москва: издательство «Прогресс», 2010.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...