Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспрессивные стили в СРЛЯ.




Они классифицируются по тем или иным проявлениям экспрессии в речевой деятельности.

Экспрессия – значит выразительность. Выражаются в речи обычно чувства, эмоции. По выражению того или иного типа эмоций в языке выделяют следующие экспрессивные стили: торжественный (высокий, риторический), официальный, фамильярный (сниженный), интимно-ласковый, шутливый (иронический), насмешливый (сатирический). Этим стилям противопоставлен эмоционально-нейтральный, то есть лишенный экспрессии.

Достигается та или иная экспрессивная окраска благодаря использованию так называемой оценочной лексики. Выделяют три разновидности такой лексики.

1. слова с ярким оценочным значением

2. многозначные слова, получающие яркую эмоциональную окраску при метафорическом употреблении (о человеке: шляпа, тряпка, тюфяк)

3. слова, передающие оттенки чувства (бабуля, солнышко, аккуратненько).

Эмоционально-экспрессивная лексика не существует обособленно от функциональных стилей языка. Оценочно окрашенные слова распределяются по тем или иным стилям, придавая им дополнительную стилистическую окраску.

В экспрессивных стилях важную роль играет не только эмоционально окрашенная лексика, но и синтаксические средства (односоставные и неполные предложения, порядок слов, вставные и вводные конструкции, обращения). Яркую эмоциональную окраску несут восклицательные и вопросительные предложения, а также риторические вопросы (содержащие утверждение или отрицание). Очень выразительна речь, насыщенная паузами, передающими душевное волнение, искание слова для выражения мысли или чувства (актерский прием «держать паузу»).

Стилистические оттенки экспрессивных слов обычно фиксируются в толковых словарях. Эмоционально окрашенная лексика требует умелого использования (соблюдаются не только соответствующие оттенки значений, но и учитывается ситуация).

Лекция 8. Речевое общение

1. Понятия «общение» и «коммуникация».

2. Единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.

3. Принципы и условия речевого общения.

4. Слушание. Виды слушания.

Понятия «общение» и «коммуникация».

Понятие «общение» многогранно. Его изучают философы, психологи, социологи, культурологи, лингвистические дисциплины (когнитивная лингвистика, теория речевого взаимодействия, теория речевых актов, прагматика, психолингвистика).

Есть специфика и в понимании общения с позиций культуры речи.

Общение – обмен мнениями, идеями, речевое взаимодействие в самом широком смысле. Коммуникация = теории связи = теории передачи информации по каналам связи.

Человеческое общение на две трети состоит из речевого. Речевая деятельность – самая распространенная и самая сложная деятельность человека.

Единицы речевого общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие.

Речевое событие подразумевает разворачивание дискурса в контексте речевой ситуации (речевое событие = дискурс + речевая ситуация).

Речевая ситуация – это взаимодействие всех контекстов высказывания. Речевая ситуация во многом влияет на сам дискурс, помогая понять не только основной, но и дополнительные смыслы сообщения, правильно истолковать цель высказывания (угроза, просьба, совет, рекомендация). Речевая ситуация является во многом условием, предопределяющим выбор того или иного дискурса.

Благодаря речевой ситуации у почти любого высказывания появляется не только семантическое значение (собственно языковое), но и прагматическое. Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическими, называют косвенными (делают речь выразительной, сжатой, позволяют сообщать ей экспрессивные оттенки).

При организации речевых ситуаций следует помнить о двух важных законах коммуникации. 1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель. 2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель.

Обычно неправильное толкование связано с разным пониманием смысла слов говорящим и слушающим (неточное словоупотребление, неправильное использование многозначных слов, синонимов, омонимов, паронимов).

Нередко в разговоре возникает ситуация, которую определяют как «иллюзию понятности». Ее суть – в уверенности, что наше понимание слова соответствует его действительному смыслу, хотя это на самом деле не так.

Речевая ситуация обычно создается с целью обеспечить речевое взаимодействие (взаимодействие адресанта (говорящего) и адресата (слушающего) с помощью речевого высказывания).

Принципы и условия речевого общения.

Принцип последовательности ( смысловое соответствие ответной речевой реакции.

Принцип кооперации (готовность партнеров к сотрудничеству). Этот принцип включает четыре постулата: количества, качества, отношения, способа.

Принцип вежливости (максимум такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии).

Принцип равной безопасности (запрещает оскорбительные выпады в адрес партнера, унижение чувства собственного достоинства).

Принцип децентрической направленности (позволяет искать оптимальное решение без ущерба делу).

Принцип адекватности (избегание намеренного искажения смысла).

Применение данных принципов повышает эффективность общениядостижение адекватного смыслового восприятия и адекватной интерпретации передаваемого сообщения.

Основные факторы, способствующие благоприятному климату общения: признание не на словах, а на деле, плюрализм мнений, предоставление равных возможностей высказать свою точку зрения, равный доступ к необходимой информации, выстраивание конструктивного диалога, нацеленного не на победу над партнером, а на решение проблемы, умение найти то, что объединяет, а не разъединяет.

Главная причина затруднений в речевом общении – стереотипно-догматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению. Как правило, эта трудность связана с личностными особенностями (культура личности, о которой говорилось на предыдущих лекциях): эгоизмом, амбициозностью, уверенностью в собственной непогрешимости, категоричностью в суждениях, неспособностью идти на компромисс, отсутствием здравого смысла, непониманием реальных процессов.

Слушание. Виды слушания.

Слушание – процесс восприятия, осмысления и понимание речи говорящего. Умение слушать предполагает: сосредоточение на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысль, эмоции, отношение говорящего. В целом это психологическая готовность к контакту с другим человеком. Способность слушать зависит от личности собеседника, характера и интересов, пола, возраста, служебного положения.

Различают два вида слушания: рефлексивное и нерефлексивное.

Нерефлексивное состоит в умении слушать молча и внимательно, не вмешиваясь в речь собеседника своими вопросами и замечаниями. Рефлексивный вид слушания предполагает активное вмешательство в речь собеседника с целью оказать ему помощь в выражении мыслей и чувств. Этот вид слушания позволяет достигать наилучшего понимания, но и может преследовать цель запутать собеседника, сбить его с мысли

В процессе слушания важны формы невербальных контактов: зрительный контакт, поза собеседников, межличностное пространство (расстояние между беседующими).

 

Рекомендуемые учебники и учебные пособия:

1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. М., 2003;

2. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.

3. Русский язык и культура речи (под ред. В.Д. Черняк). М., 2003;

 

Дополнительная литература:

1. Введенская Л.А. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Дону, 2004;

2. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи. М., 2004;

3. Русский язык и культура речи (под ред. В.И. Максимова). М., 2002.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...