Цель управленческой деятельности в школе
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Актуальность темы. На современном этапе жизни общества и государства особое значение приобретает необходимость комплексного развития регионов на основе наиболее полного использования их потенциальных возможностей, в том числе и системы профессионального образования, в целях повышения вклада в социальное и экономическое развитие общества в целом. Вместе с тем различные программы регионализации, многочисленные декларации, законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат целенаправленных подходов к выработке и реализации региональной политики в области профессионального образования, не предусматривают какой-либо стройной системы мер по превращению профессионального образования, в том числе среднего профессионального, в один из основополагающих, активных факторов экономического и социального прогресса региональных сообществ. В то же время регионализация среднего профессионального образования является труднейшей по решению проблемой, поскольку в его деятельности наиболее характерно проявление черт централизованной экономики с преобладанием ранее существовавших вертикальных отраслевых систем организации и управления народным хозяйством. Этим условиям отвечали и принципы функционирования средней профессиональной школы. Активизирующиеся в настоящее время процессы ослабления вертикальных и существенное усиление горизонтальных связей и структур управления, формирование региональных рынков труда привели к перераспределению функций и результатов деятельности средней профессиональной школы. Несмотря на это в деятельности среднего профессионального образования, в ходе процессов его регионализации постоянно продолжают иметь место следующие противоречия:
между объективными требованиями усиления политической, социальной и экономической базы саморазвития регионов и недостаточной динамикой включения среднего профессионального образования в решение этих задач; между масштабами и структурой осуществляемых средним профессиональным образованием функций, в том числе по подготовке специалистов, и фактическими интересами и запросами населения и хозяйства регионов; между необходимостью усиления регионального аспекта управления средним профессиональным образованием и сохраняющимися, во многом, вертикальными управленческими связями; между необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги населения и хозяйства регионов и отсутствием соответствующей системы маркетинга; - между необходимостью финансового стимулирования деятельности среднего профессионального образования из бюджетных и внебюджетных средств региональных источников и сохраняющимся преимущественно региональным бюджетным финансированием. Рассмотрение путей преодоления этих противоречий проведено в данной работе с позиций усиления значимости развития социально-экономических комплексов. Вместе с тем общеметодологические позиции регионализации среднего профессионального образования, рассмотренные и сформулированные в курсовой работе, репрезентативны и для регионов другого ранга. Степень разработанности проблемы. Указанные проблемы нашли свое отражение и частичное решение в ряде научных трудов отечественных и зарубежных исследователей. Общеметодологические проблемы экономики профессионального образования в новых условиях рассмотрены в работах A.M. Бабича, А.А. Воронина, Е.П. Воронова, А.П. Панкрухина, О.В. Репиной, Т.В. Юрьевой. Экономические аспекты проблемы регионализации профессионального образования исследованы в работах Е.Н. Богачева, С. Джалалова, Е.В. Егорова, В.И. Ерошина, Е.Н. Жильцова, A.M. Озиной, A.M. Юркова. Обоснование подходов к формированию региональных систем профессионального образования проведено в исследованиях В.А. Антропова, А.И. Галагана, В.М. Зуева, Г.В. Мухаметзяновой, В.М. Петровичева, А.И. Сухарева, В.Е. Яценко. Определенным образом рассматриваемые вопросы исследованы в ряде трудов зарубежных авторов, но в них практически не нашла отражение специфика российского среднего профессионального образования. В связи с этим пока еще отсутствует целостное исследование проблем формирования государственной региональной политики в области среднего профессионального образования, путей и методов управления ее реализацией в целях системной ориентации деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования на задачи развития регионов. Цель и задачи исследования.
Целью настоящего исследования является выработка теоретико-методологического обоснования и разработка на этой основе системы методов управления процессами регионализации среднего профессионального образования. Для реализации указанной цели были определены следующие основные задачи: обосновать функции среднего профессионального образования как активного элемента социально-экономических региональных комплексов; - определить основные задачи и пути регионализации среднего профессионального образования в общем контексте государственной региональной политики, а также методы управления этим процессом; - исследовать основные функции региональных структур управления средним профессиональным образованием и обосновать принципы их построения; - обосновать систему маркетинга и мониторинга региональных систем среднего профессионального образования; - определить основные направления развития новых форм организации средних специальных учебных заведений в процессе регионализации их деятельности, формирования их финансового механизма. Объектом исследования является среднее профессиональное образование. Предметом исследования являются процессы регионализации среднего профессионального образования и методы управления ими. Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области современных проблем экономики, формирования и функционирования социально-экономических региональных структур, экономики социально-культурной сферы, профессионального образования и региональных аспектов его деятельности. Обоснованность и достоверность исследования определяется широким использованием нормативно-правовых материалов региональных органов управления, данных территориальной и ведомственной статистики; материалов обследований хода регионализации среднего профессионального образования по ряду регионов. Научная новизна курсовой работы и наиболее значимые результаты, полученные автором, заключаются в следующем:
обоснованы основные направления развития функций среднего профессионального образования по комплексному социально-экономическому развитию регионов, сформулирована целостная концепция государственной региональной политики в области среднего профессионального образования; обоснованы основные, отвечающие современным условиям, методы управления процессами реализации государственной политики регионализации среднего профессионального образования, трансформации сети средних специальных учебных заведений, функционирующих на территории регионов, в единые региональные образовательные системы; - обоснованы функции и структура региональных государственно-общественных систем управления средним профессиональным образованием в регионе; обоснованы содержание и механизм реализации маркетинга, информационно-нормативная база мониторинга региональных систем среднего профессионального образования; обоснованы принципы финансового обеспечения деятельности региональных систем среднего профессионального образования на основе использования централизованного и рыночного механизмов. Практическая значимость работы. Основные положения исследования реализованы:
при разработке нормативных документов и положений, определяющих развитие регионального аспекта деятельности средних специальных учебных заведений; при создании организационных структур управления средним профессиональным образованием в регионах; при формировании системы маркетинга и мониторинга региональных систем среднего профессионального образования; при создании региональных комплексов среднего профессионального образования и их финансового механизма. Цель управленческой деятельности в школе
Создание условий для образовательной деятельности профессионального образования. Основное направление работы при переходе школы в режим развития - работа над содержание профессионального образования. В наше время всем понятно, что надо учиться. Образование определяет сегодня многие параметры жизненного пути человека, общества, государства. Оно развивает знания и развивает природные задатки, способствует росту интеллектуального и научно-производственного потенциала общества, личности и страны. Оно воспитывает отношение подрастающего поколения к труду, обеспечивает профессию и повышение квалификации, повышает в перспективе эффективность и качество производства; расширяет свободу выбора профессии и деятельности. Оно подготавливает молодежь к жизни в обществе, участию в хозяйственных, управленческих и политических процессах. Обеспечивает освоение различных занятий, способствует повышению интереса к формам деятельности и к жизни в целом. Оно способствует социальной мобильности, решению задач социального равенства и многому другому. Американский конгрессмен, специалист и политик в области образования Дж. Брадемас так отмечает современную роль и значение образования: "Во-первых, образование необходимо для счастья, ибо как говорили греки, "посредством обучения у человека развиваются жизненные силы и расширяется его кругозор". Во-вторых, образование является как бы "лестницей" для социального и экономического успеха. Но помимо высокой способности образования к оформлению индивидуальных умений и ценностей, к повышению мобильности индивида в обществе, образование стало основой наших надежд на укрепление нации в экономическом и материальном отношении, на качественном уровне интеллектуальной и культурной жизни". Никому сегодня не надо доказывать, что ХХ век - век научно-технического прогресса, космических исследований и величайших исторических перемен - без сомнения, является и веком образования. Ведь без успехов последнего невозможны были бы никакие научно-технические и социальные достижения. А они появлялись и, в свою очередь, оказывали самое существенное влияние на изменение и развитие образования. Образование было непосредственным участником того, что мир в ХХ веке постигли колоссальные перемены. Увеличение объема мирового промышленного производства (с начала века почти в 20 раз), появление его новых отраслей, масштабы индустриализации, широкое внедрение достижений НТР, автоматизация и технологизация производственных процессов, освоение всех сфер окружающего пространства, расширение мировых коммуникаций, рост населения, развитие социальных процессов - все эти достижения человечества с необходимостью сопровождались повышением роли, ростом уровня и масштабов образования.
Образование, оказав содействие современному прогрессу и став одной из его причин, ныне само стало его жертвой. Во второй половине нашего века все более заметным и значительным становилось его несоответствие изменившемуся характеру общественных запросов. Лавинообразно множились нерешаемые задачи, и на закате века оно запуталось в клубке неразрешимых проблем и противоречий. Явление это усугубило коллизии мирового общественного развития, приобрело, глобальные масштабы и имеет в регионах лишь детализирующую специфику. Оно стало одним из вопиющих противоречий развития человеческой цивилизации на пороге третьего тысячелетия. Современная школа на распутье. Она не знает, должна ли формировать у индивида научную картину мира или обеспечивать человеку профессиональную квалификацию, учить мыслить или "готовить к жизни". При этом еще надо отметить, что все это - цели, большей частью частичные по отношению к целостности человека, и к тому же исчерпываемые рамками простой социальной адаптации, индифферентной к творческому потенциалу современной личности. И здесь совсем неуместны все более информационно насыщаемые учебно-предметные программы, с избытком наполненные научными данными, применения в жизни которым нет, или освоение которых необходимо лишь на самых поверхностных,"пользовательских" уровнях. В сегодняшней образовательной практике трансляция на школьном уровне большей частью безнадежно устаревших и редуцированных до убогости "научных данных" нередко превращается в напрасное натаскивание, неприменимое в жизни и подлежащее существенной ломке в вузе. И чем глубже школа дает знание отдельных фрагментов отдельных наук, тем меньше она готовит к жизни, все дальше уходя от своих исконных задач. Противоречия по поводу понимания сути и значения образовательных процессов сопровождают нас в современной жизни буквально на каждом шагу и на всех уровнях. Так, один из лозунгов современного образования: "Нельзя сегодня быть хорошим специалистом без постоянного обновления знаний". Этим как бы обосновывается современная необходимость и несомненная важность образования, понимаемого как процесс формирования специалиста. В результате основные усилия образовательного сообщества сосредоточены сейчас на поисках усовершенствований в этом направлении. Но "выглянем в окно", без иллюзий и самообмана. Как свидетельствует анализ "современных условий" в нашей стране и за рубежом, за редким исключением, общественная жизнь - и это секрет полишинеля - вполне терпимо относится и благополучно принимает и неспециалиста, и фиктивного дипломированного специалиста, находя им "доходное место" отнюдь не по уровню и качеству образования. Между тем, важная роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предопределяет во всем развитом мире постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики. Общепринято понимание, что "будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия." Стремление государств к их основной цели - обеспечению политической и экономической конкурентоспособности - всегда способствует заинтересованному вниманию к процессам развития образования. Этот мотив лежал в основе реорганизации образования в Японии в 50-70-е гг., коренных социальных реформ де Голля во Франции в 50-е гг., испанской модернизации 60-70-х гг. В результате эти страны имеют развитую систему образования, обеспечивающую им развитие и мировую конкурентоспособность. Сегодня ясно, как день, что современная экономика поставлена в прямую связь с научно-техническим прогрессом. Это приводит к массовому порождению новых отраслей промышленности и техники. Следовательно, - к необходимости большей интеллектуализации производства. Эффективность промышленного производства ныне в целом существенно определяется развитием науки и уровнем высшего образования. А обеспечение его функционирования требует все более образованного и специально подготовленного персонала. Поэтому кризисными явлениями в образовании озабочены ныне широкие круги деловой общественности во всем мире. Решение этих задач становится прямым интересом практически любого современного государства, которому нужны гарантии собственной стабильности. Попытки обойтись здесь вненациональным образовательным ресурсом продемонстрировали ограниченность этого пути. Например, известно, что после второй мировой войны государство и корпорации в Японии, приступив к модернизации производства, из соображений экономии времени и ресурсов, сделали ставку на покупку иностранных технологий: в 1950-1978 гг. Япония получила от иностранных фирм 21 тыс. лицензий на использование технологий. Затраты на их приобретение составили тогда 8,5 млрд. олл. Однако уже в 60-70-е гг. Япония начала испытывать сильную зависимость от иностранных партнеров: ужесточились условия продажи лицензий, ухудшились условия доступа к новым технологиям, ограничивалась сфера экспорта производимой по лицензиям продукции и др. Поэтому уже в конце 60-х годов наряду с массовым импортом зарубежной технологии государством и монополиями был принят курс на активное развитие и укрепление собственного научно-технического потенциала за счет подготовки технических и научных кадров. Вследствие реорганизации в начале 50-х годов высшего образования значительно возросло количество университетов и колледжей, было увеличено количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений (с 1052 в 1975г., до 1187 - в 1981 г.). Это дало толчок росту собственного научно-технического потенциала Японии. В результате обеспеченного этим шагом интенсивного научно-технического развития Япония вышла на передовые позиции во многих областях науки и техники, экспорте технологий и торговле высокотехнологичными изделиями, превратившись в одну из самых мощных индустриальных держав мира. Да и само стремление к образованию, к знаниям во всем развитом мире признано сегодня одним из важнейших элементов национального богатства. Университеты, например, расцениваются как "скрытое оружие" в обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Современные индустриально развитые страны получают от достижений НТР рост производительности труда вдвое. Многие исследователи, политики и бизнесмены приходят к выводу, что конкурентную борьбу на мировых рынках новейших технологий и продукции выигрывает уже не столько промышленная, сколько научная база. В современной дидактике схема способов и уровней усвоения компонентов содержания образования в школе обработана детально. В основе формирования знаний, способов деятельности, в том числе творческой, опыта эмоционально-ценностного отношения к учению лежит знаниевая доминанта. Предполагается, что в процессе усвоения знаний школьниками происходит изменение их личности, формируются соответствующие психофизиологические структуры, стереотипы поведения, актуальные в конкретной жизненной ситуации. Реально же мы имеем не состыковку между технологичностью содержания образования и готовностью ученика к жизни, так как развитие личности идет гораздо медленнее, чем разработка технологии обучения. Роль связующего звена, посредника между содержанием учебного материала и учеником должна взять на себя своеобразная инфраструктура, а именно: рефлексивная деятельность ученика, учителя, системы «ученик-учитель» (самоанализ, самостимулирование, учет индивидуального стиля учебной деятельности учителя и учащегося); самообразовательные методики и технологии, в первую очередь, в основе которых лежит работа с информацией; деятельностный подход в обучении, так как усвоение знаний требует действия, которое пробуждает эмоционально-чувственную сферу личности и обучаемого и обучающего. Взаимосвязь и взаимозависимость структур содержания образования, инфраструктуры и развития ученика в такой схеме сильна и вызывает эффект синергии. Уменьшается стрессогенность учебного процесса, противостояние между учителем и учеником. Учитель в этой системе выступает как координатор образовательного процесса, он создаёт для активности обучаемых необходимые условия, на него же возлагается ответственность диагностики и коррекции развития учащихся. Компонентами деятельности ученика являются осознание целей и задач обучения, развитие и углубление потребностей и мотивов познавательной деятельности, восприятие, осмысление, запоминание и применение учебного материала, самоконтроль и самооценка. Таким образом, проблема фрагментарности, изолированности знаний решается смещением акцента потребительского подхода к учению на потребностный подход. Содержание профессионального образования на деле становится конечным результатом, уровнем и достижением в знаниях, умениях и навыках, личностных качествах обучающихся, ориентировочной основой конкретной деятельности. Итак, резервом в реальном учебном процессе являются: знание учителем способов и уровней усвоения знаний и умений, знание достоверных и простых основ построения оптимальных вариантов учебного процесса; вариативное, концентрическое повторение учебного материала на основе индивидуально-личностного подхода к обучению; формирование ценностного отношения к знаниям, учет потребностей и интересов школьников, мотивационная насыщенность дидактических средств; модифицирование проблем в конкретные учебные задачи, моделирование учебных ситуаций, требующих активной мыслительной и творческой деятельности. Особое место в системе содержания образования следует уделить атмосфере, духу школы. Уклад школы есть скрытое содержание учебно-воспитательного процесса. От стиля руководства учительским и ученическим коллективами, организации и регламентирования всех сторон школьной жизни зависит успешность решения многих проблем профессионального образования, в первую очередь, проблемы сохранения и укрепления нравственного, интеллектуального и физического здоровья учащихся. Следует добавить, что вышеобозначенные способы организации процесса обучения и воспитания могут решить педагогические коллективы, в которых доминируют компетентность, профессионализм и дисциплинированность, коллективы единомышленников и энтузиастов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|