I. Самостоятельная работа с информационными источниками
1.1. Анализ и использование нормативных документов. Нормативно-правовые источники являются важнейшей эмпирической базой научной работы студентов и магистрантов. Использование нормативных документов является обязательным при выполнении любой письменной работы. При изучении курса и подготовке письменных работ необходимо ссылаться только на действующие нормативные документы. Утратившие силу источники могут рассматриваться как материал по истории. В процессе поиска правовых документов необходимо ориентироваться, прежде всего, на официальные источники их опубликования – «Российскую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Указанные издания находятся в фонде библиотеки РГЭУ (РИНХ). Кроме того, существует обширная электронная база нормативно-правовых актов Российской Федерации. Эта база ведется государственными органами (например, Министерством юстиции Российской Федерации), а также коммерческими организациями («КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.) При использовании текста нормативного документа не следует, злоупотреблять дословным воспроизведением правовых норм. Положения нормативных актов должны быть осмыслены в той мере, которая позволила бы автору изложить их в свободной форме, сопроводив собственным комментарием применительно к теме исследования. Вместе с тем, стремясь к самостоятельному изложению материала, важно избежать неточностей и искажения смысла статей законов. Анализ правовой нормы должен сопровождаться оценками практики ее реализации. При этом, относясь к закону как к должному, нельзя воспринимать его как догму, как нечто, застрахованное от недостатков, не подлежащее совершенствованию.
В связи с интенсивным обновлением законодательства необходимо следить за принятием новых законов и иных нормативных правовых актов, касающихся избранной темы, учитывать актуальную редакцию нормативных документов при выполнении письменных работ и подготовке к занятиям, а также перспективы развития законодательного регулирования определенных областей общественных отношений. 1.2. Работа с научной литературой. Работа с научной литературой начинается с изучения выходных данных монографии, научной статьи. Прежде всего, следует обратить внимание на название работы, фамилию автора, место и год издания. Необходимо прочитать аннотацию, в которой содержится краткое описание целей и задач работы, указывается, для кого она предназначена. При работе с книгами обязательно нужно обратиться к предисловию, отражающему основное содержание и границы исследования. Целесообразно делать выписки в отдельную рабочую тетрадь, с указанием страниц и исходных данных научного источника. При конспектировании текста следует тщательно отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, ориентируясь на намеченные в плане разделы будущей работы. Выписки необходимо делать оптимальным для себя способом, чтобы затем можно было легко ими воспользоваться. Изучение научного материала необходимо начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых выбранная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному, от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых имеют высокий научный авторитет в данной области. Читая материал научного источника, надо стараться извлечь из него только такую информацию, которая необходима для работы. Во время чтения уясняются все незнакомые слова и термины, для чего используются словари и справочники.
В процессе изучения литературы у студента должны возникнуть свои соображения, выводы, возражения против доводов того или иного автора, которые необходимо также записывать. Переписывание текстов учебников и иных источников, а также воспроизведение компьютерных «заготовок» не допускается. Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте работы прямо или косвенно. Косвенно – либо внутри авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и делать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. После ознакомления с первоначальным кругом источников студент составляет план письменной работы и согласовывает его с научным руководителем. Этот план, по мере накопления материала, может быть в дальнейшем уточнен, дополнен и даже изменен. Окончательный вариант плана составляется тогда, когда круг источников по теме определен наиболее полно. Возможно использование хронологического и тематического принципов построения плана. Хронологический принцип предполагает, что каждому историческому периоду, как правило, посвящается отдельный параграф. Тематический принцип предполагает, что параграфы письменной работы посвящены отдельным проблемам или вопросам темы. При изложении материала следует стремиться к ясности языка, четкости стиля, необходимо также избегать повторов. Завершая изложение материала в каждом параграфе необходимо сформулировать выводы и предложения, которые вытекают из содержания данного раздела.
Окончив работу над всеми параграфами, необходимо перечитать всю работу целиком. Это позволит выявить повторы, противоречия, нарушения логики. На этом этапе в текст вносятся необходимые дополнения и изменения, восполняются пробелы, осуществляется редактирование, проверяются сноски и т.п. 1.3. Использование Интернет-ресурсов. Информация в электронном виде размещается на библиотечных серверах Интернета. Поиск необходимой информации ведется по ключевым словам, названиям произведений, фамилии авторов и другим параметрам, которые заложены в программе. Электронные каталоги, которые представляют собой машиночитаемые каталоги, работающие в реальном режиме времени, раскрывают состав и содержание библиотечных фондов печатных, электронных документов. Для успешного поиска необходимой информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных программ или официальными сайтами органов государственной власти и местного самоуправления. 1.4. Работа с материалами судебной практики. В ходе проведения самостоятельной работы студент должен уметь анализировать материалы судебной практики, составлять ее краткий обзор и представлять на обсуждение на семинарском занятии либо на заседании научного кружка или секции научной студенческой конференции Особое внимание следует уделять посещению студентами по заданию преподавателя или по собственному желанию судебных заседаний. Затем итоги такой самостоятельной работы студентов могут быть проанализированы и представлены на обсуждение на семинарском занятии или на заседании научного студенческого кружка.
1.5. Реферирование текста. Реферат (от лат. rеfеrо – «сообщаю») - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике. Реферирование представляет собой одну из форм самостоятельной работы, формирующую первичные навыки самостоятельного научного творчества, анализа, обобщения и краткого изложения информации. Работая над рефератом, студент должен показать, насколько он умеет критически проанализировать собранный материал, самостоятельно мыслить и аргументировано излагать свое понимание изучаемого материала. Как правило, студент самостоятельно выбирает тему реферата, согласовывая ее с преподавателем. Тема реферата должна быть не только актуальной, но также оригинальной и интересной по содержанию. Содержание работы должно отражать: · знание современного состояния проблемы; · обоснование выбранной темы; · использование известных результатов и фактов; · ссылки на работы ведущих ученых, занимающихся данной проблемой; · актуальность поставленной проблемы; · материал, подтверждающий научное либо практическое значение темы в настоящее время. Структура реферата представляет включает следующие элементы: Титульный лист; план - простой или развернутый (с указанием страниц реферата). Введение, имеющее целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Во введении должна быть четко сформулирована цель и задачи реферата. Объем введения – не более 1 страницы. Основная часть, которая должна иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Разделы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В основной части должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Заключение предполагает формулировку основных постулатов реферируемого научного источника. Библиографический список содержит указание на изученные при составлении реферата информационные источники. Материал, помещенный в реферате, должен быть научно аргументирован, лаконичен и логичен. Изложение и оформление текста реферата должно соответствовать требованиям, предъявляемым к таким работам. 1.6. Составление конспекта лекций. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не следует стремиться записать дословно всю лекцию, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Конспект лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Важную информацию, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» (NB) и т.п.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда следует использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
1.7. Рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям. Темы семинаров непосредственно связаны с соответствующими темами учебного курса, хотя не всегда совпадают с ними по формулировке. Это объясняется стремлением конкретизировать и углубить материал лекции, выделить особо сложные и важные проблемы. Для обсуждения таких вопросов потребуется дополнительная литература. Как правило, студенты готовятся по всем вопросам, предложенным по соответствующей теме. Это обеспечивает целостность проработки проблемы. При подготовке ответов на вопросы, вынесенные для обсуждения на семинарском занятии, особое внимание следует обращать на понятийный аппарат. Самостоятельную подготовку к семинарским занятиям необходимо начинать с прочтения лекционного материала, выделив положения, вызывающие наибольшее затруднение. Необходимо внимательно изучить соответствующие главы учебников из списка рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Пользуясь учебниками, учебными пособиями или дополнительной литературой, при обсуждении вопросов, нежелательно цитировать текст дословно. Важность данного требования заключается в том, что к концу изучения любого учебного курса у студентов, систематически готовящихся к занятиям, вырабатывается навык свободного пересказа ранее прочитанного материала, который сопровождается собственным анализом и оценками соответствующих правовых явлений, что необходимо для будущего специалиста. С помощью семинарских занятий организуется систематическая самостоятельная работа, проходящая в два этапа: подготовка к занятию и работа на занятии. На первом этапе подготовки к семинарскому занятию студенту необходимо: - изучить соответствующий теоретический материал, используя конспекты лекций и учебную литературу; - осуществить самоконтроль и самооценку проделанной работы, выполнить практические задания, данные для самостоятельного решения. Важная роль при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям, отводится работе студентов с первоисточниками, перечень которых обычно указывается в списке нормативных правовых актов к каждой теме. Для удобства работы с нормативными правовыми актами можно составлять конспекты; характеризуя каждый последующий нормативный правовой акт, следует указывать только изменения и нововведения, которые нашли в нем отражение. Можно составлять таблицу для сравнительного анализа. Изучив материал какой-либо темы, важно уяснить, как связаны между собой все ее понятия (для этого можно построить схему), а также установить взаимосвязь изученного материала с предшествующим ему. Второй этап – работа на практическом занятии, как правило, включает: - проверку подготовленности студентов к занятию, которая может осуществляться в различных формах: устный или письменный опрос, работа группами или парами и т.д. - решение типовых задач из задачника-практикума или предложенных преподавателем; - выполнение самостоятельной проверочной работы (15-20 мин.), с помощью которой осуществляется оценка уровня усвоения студентами изучаемого материала. После проведения всех запланированных семинарских занятий подводятся итоги изучения материала всей темы с помощью аудиторной контрольной работы. 1.8. Работа с библиотечными фондами. Общественные книжные фонды, которыми могут пользоваться студенты, находятся в библиотеке Вуза, в государственных публичных библиотеках. Можно заказать и получить нужную литературу через центральную библиотеку с помощью поисковых серверов Интернет. Книжный фонд библиотеки является универсальным и включает, по возможности, полный подбор литературы по различной тематике, методические пособия, специальную литературу, а также периодические издания. В библиотеке имеется абонемент, где можно получить книги на дом на определенный срок, и читальный зал. Для работы в читальном зале библиотеки выдаются книги, имеющиеся в ограниченном количестве, а также редкие и ценные издания. В читальном зале можно изучить справочную литературу и материалы периодической печати. Содержание книжного фонда в различных разрезах раскрывают составленные по определенному принципу библиотечные каталоги и картотеки. На каждую библиотечную книгу составляется каталожная карточка, по которой можно получить предварительное представление о книге. В каталожную карточку вносятся следующие сведения: фамилия, имя, отчество автора, заглавие книги, подзаголовочные данные, количественная характеристика (страницы, иллюстрации, чертежи, схемы). Большое значение имеет индекс (шифр книги), он всегда написан в левом верхнем углу каталожной карточки и обозначает место книги на полке библиотеки. К числу основных каталогов относятся: алфавитный каталог (АК), систематический каталог (СК), предметный каталог (ПК). Алфавитный каталог помогает установить, есть ли в библиотеке та или иная книга, какая именно литература определенного автора или какие издания того или иного произведения имеются в библиотеке. Карточки в нем расположены строго по алфавиту фамилий авторов и заглавий книг, независимо от их содержания и времени издания. К систематическому каталогу следует обращаться, если необходимо найти литературу по определенной теме, отрасли знания или установить автора и название книги, если точно известно ее тематическое содержание. В данном каталоге материал группируется по отраслям знаний и, таким образом, раскрывается тематический состав книжного фонда. Карточки в систематическом каталоге располагаются на основании определенной системы библиотечной классификации и чаще всего без соблюдения хронологии, т.е. более новые издания стоят на первом месте. Предметный каталог создается в библиотеках с большим книжным фондом и обращаются к нему, когда нужно найти литературу по очень узким частным темам. В дополнение к каталогам создаются картотеки, которые расширяют поисковые возможности читателей, позволяют выделить литературу по наиболее актуальным темам. Тематическая картотека отражает материалы по определенным темам. Она содержит указание на все виды печатной продукции – книги, статьи из периодических изданий, разделы книг, главы из них, а также сборники. Материал в тематической картотеке располагается по алфавиту названий тем. Универсальной по содержанию и общей по назначению является систематическая картотека статей. В ней находят отражения материалы периодических изданий, расположенных в систематическом порядке и обратном хронологическом порядке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|