Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие активной речи детей третьего года жизни




ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

 

Докучаева Екатерина

Владимировна

 

Специальность 44.02.01

Дошкольное образование

 

Курс ВЗ-34

Форма обучения:

заочная

 

Руководитель:

Юдинцева Алевтина

Анатольевна

 

Допущен к защите в ГЭК

Председатель ПЦК:

Зам. директора по учебной работе:

 

 

Слободской

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр    
Введение ………………..………………………………………………………      
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………….      
1.1 Развитие активной речи детей третьего года жизни………………………………………………........................................      
1.2. Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни…………..………………………………………………….......      
1.3. Опыт работы педагогов по развитию активной речи детей третьего гола жизни………………………………………………………………………      
Выводы по Главе 1……………………………………………….…………      
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ………………………………………………………………………...      
2.1. Выявление уровня развития активной речи детей третьего года жизни……………………………………………………………………………      
2.2. Развитие активной речи детей третьего года жизни через использование дидактических игр……………………………………………      
2.3. Динамика развития активной речи детей третьего года жизни……..      
Выводы по Главе 2……………………………………………………………..      
Заключение……………………………………………………………………..      
Список литературы…………………………………………………………….      
Приложения…………………………………………………………………….      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи. Речь ребёнка – это показатель его развития, речь у детей развивается стремительными темпами, а хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

Третий год жизни является периодом интенсивного развития активной речи детей, так как происходит начало речевого общения детей друг с другом, формируется способность сопровождать свои действия речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребёнка третьего года жизни средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие инициативной речи. У ребёнка появляется потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Необходимо развивать у детей речь и многогранное влияние оказывает именно игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В процессе дидактической игры дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Дидактическая игра является средством обучения и поэтому дети не принуждённо осваивают правила общения друг другом и с взрослыми, учатся всему, сами того не замечая. Она оказывает большое влияние на процесс развития активной речи у детей третьего года жизни. Данная игра содержит обучающую, дидактическую задачу и играет огромную роль для обучения детей третьего года жизни, так как, в процессе игры, дети решают эту задачу в занимательной форме, с определёнными игровыми действиями. Все выше сказанное подтверждает необходимость проведения исследования по проблеме влияния дидактических игр на развитие активной речи для детей третьего года жизни.

Исследованием речевого развития и дидактическими играми занимались также такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как: А.К Бондаренко, Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, В. В. Гербова, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А. И. Сорокина, Ф.А. Сохин, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К.Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, В. И. Яшина.

Итак, актуальность данной темы заключается в том, что необходимо уделять внимание развитию активной речи детей третьего года жизни, а дидактическая игра является мощным средством развития активной речи, которое целесообразно использовать именно в этом возрасте.

Цель исследования: выявить эффективность влияния дидактической игры на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Объектом исследования является процесс развития активной речи детей, третьего года жизни.

Предметом исследования является дидактическая игра, как средство развития активной речи детей, третьего года жизни.

Гипотеза: присутствует предположение, что дидактическая игра может оказать положительное влияние на развитие активной речи детей третьего года жизни.

Задачи: 1)изучить теоретические основы развития активной речи детей третьего года жизни; 2)провести опытно - экспериментальную работу по развитию активной речи детей третьего года жизни.

Теоретические основы: исследованияпо использованию дидактических игр в развитии речи детей составили работы А. К. Бондаренко, Е. И. Радиной, А. И. Сорокиной, Е.И. Тихеевой, Е. И. Удальцовой, А А. П.Усовой.

Методы исследования: изучение методической литературы, диагностика речевого развития детей третьего года жизни, эксперимент, обработка экспериментальных данных

Теоретическая значимость заключается в обоснование проблемы использования дидактических игр в развитии активной речи детей третьего года жизни на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Практическая значимость: подобрать серию дидактических игр на развитие активной речи детей третьего года жизни и апробировать их на практике.

База опытно – экспериментальной работы: МКДОУ детский сад № 4, п.г.т. Нагорск.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Развитие активной речи детей интенсивно происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия. (К. Л. Печора, стр 5).

Детям для развития речи необходимо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершествовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержание его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей (Е. И Тихеева, стр 14).

В разработке методики, развития речи детей третьего года жизни, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники — педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, П. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и другие. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. (Сохин, стр 24) Продолжить мысль!!!!!!!!!!!!!!!!!!

По мнению педагога Н. М Аксариной процесс развития речи на протяжении первых трех лет жизни, как показывают исследования является - сложнейшим периодом. Н. М. Аксарина совместно с Н. Ф. Ладыгиной изучили ход развития речи на протяжении первых трех лет и разработали основные ориентировочные показатели оптимального хода развития речи, которые приведены ниже (Хрестоматия, стр 374- 379).

Возраст Понимание Активная речь
Способность подражать звукам и словам Объем словаря Грамматический строй Пользование речью
К 1 году Понимает без помощи жестов названия несколько заученных имен окружающих, названия предметов и действий (мама, киса, дай лялю). Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым элементарным звукосочетаниям. Произносит несколько слов (около 10) осмысленно (ка – каша; ав – ав – собака) ---------------- Много эмоционально лепечет будучи в хорошем состоянии или выражая просьбу. Лепет эмоционально выразителен.
К 2 годам Понимает смысл целых предложений - высказываний о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте ребенка. Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы Запас употребляемых слов быстро растет – до 300 слов. Облегченные слова заменяются правильными и появляются прилагательные, местоимения. Начинает употреблять простые 4-5ти словные предложения. Появляются в словах грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание передаются словами, много говорит во время игры. Речь эмоционально выразительна.
К 3 годам Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка и средством познания. Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, сказки и песни. В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Словарь быстро увеличивается - к 3-м годам количество слов 1200 – 1500 и появляются вопросы: зачем? когда? Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматический строй ещё не всегда бывает правильным. Рассказывает о виденном несколькими предложениями, хотя и отрывистыми. По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам и без них).

 

Исходя, из данной таблицы можно сделать вывод, что третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения. Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению.

Согласно основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы в речевом развитии детей третьего года жизни перед педагогом выделяются следующие задачи. Формирование словаря:

- развивать понимание речи и активизировать словарь;

- учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

- развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы и имитировать действия людей и движения животных;

- обогащать словарь детей существительными, глаголами и т д;

- способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Звуковая культура речи:

- упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков и в правильном воспроизведении звукоподражаний;

- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Грамматический строй речи:

- учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами;

- употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени и изменять их по лицам, использовать в речи предлоги;

- упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов.

Связная речь:

- помогать детям отвечать на простые и более сложные вопросы;

- учить детей повторять несложные фразы во время игр - инсценировок;

- учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

У детей на третьем году жизни происходят самые заметные изменения за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малышей в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети третьего года жизни начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения (Волк больше зайчика, он может его съесть). В этом возрасте ребёнок задаёт взрослому массу вопросов: почему? где? зачем? когда? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи, появление вопросов и придаточных предложений в активной речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Дети третьего года жизни воспринимают предметы, явления окружающей действительности не изолированно, пытаются установить их свойства, сравнивают, сопоставляют и благодаря всему этому у них развивается речь и мышление. В данном возрасте хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, но дети ещё не владеют достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков для детей на третьем году жизни не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся смягченно (зяйка, пизяма). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом неправильно: «повзет» (ползёт). Не все дети выговаривают в этом возрасте звуки «р» и «л», шипящие: (балабан вместо барабан; Зеня вместо Женя). Встречается замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки у других детей. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков доступнее. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у ребенка правильного произношения. Детям третьего года жизни характерно овладение разнообразными представлениями и понятиями об окружающем его мире, потому что они знают свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолет летит высоко). Деятельность ребенка на третьем году становится сложной и разнообразной. Особое место в жизни детей третьего года жизни занимают сюжетные игры. Они становятся более сложными, дети третьего года жизни воспроизводят уже многие действия окружающих, отражая последовательность и взаимосвязь (ходит на работу, готовит обед), игры со строительным материалом, появляются элементы ролевой игры. Новым в развитии деятельности детей третьего года жизни является то, что они заранее определяют цель (я буду строить дом), у детей появляются элементы планирования. Все виды деятельности необходимы и очень важны для развития активной речи детей третьего года жизни, так как в процессе их происходит общение, взаимодействие. (Печора,; Сохин, стр 30 – 39).

Таким образом, с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Здесь надо будет доработать: 1) дополнить исследования (высказывание деятелей по развитию речи, что касается); 2) Недостаточно ссылок; 3) вывод доработать

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...