Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль дидактической игры в развитии активной речи детей третьего года жизни




«Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

И вся история отдельного человека

как деятеля и работника может

быть представлена в развитии игры

и постепенном переходе ее в работу

...»

А.С.МАКАРЕНКО

В работе дошкольных учреждений большое место занимает игра. Игра – это основа деятельности детей, которая непременно участвует в процессе усвоения навыков, знаний и умений. Ребёнок в игре испытывает огромную радость, вдохновение, так как он может выплеснуть свои эмоции, удовлетворить потребности и быть тем, кем захочет.

Одним из основных видов игровой деятельности непременно является дидактическая игра. Она помогает детям глубже понять текущую, современную жизнь и в доступной им форме преподнести данные знания, основываясь, на нравственных, эстетических переживаниях и активной практической деятельности. Дидактическая игра, прежде всего познавательная игра, которая имеет своё основное направление на расширение углубления, представлений детей об окружающем мире, а также воспитывает и развивает у детей познавательные интересы[15, c. 3 - 5].

Она оказывает значимую роль не только в непосредственной образовательной деятельности, но и участвует в самостоятельной деятельности детей. Данная игра служит средством обучения и является источником познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре детям гораздо легче понять и усвоить изученный материал, в процессе данной игры дети приобретают такие знания, как правильно надо классифицировать, сравнивать, обобщать. Они значительно повышают интерес у детей, развивают внимание, мышление [1, c. 102].

Каждый воспитатель, отбирая игры в соответствии с поставленными целями, должен чётко знать, какую роль играют структурные элементы, и какого результата он хочет достичь. Дидактическая игра всегда должна создавать в своем содержании мотивацию и воспитателю необходимо помнить, что реализовать основные обучающие задачи можно только путем игрового замысла. Именно обучающая задача занимает основное место в дидактической игре и заключает всю суть игры [10, c. 124].

В народной педагогике существует разнообразное количество дидактических игр. Для детей третьего года жизни самыми желанными и интересными до сих пор остаются такие привлекательные дидактические игры, как «Чудесный мешочек» Ещё примеры игр привести (2 игр). Расписать в чем имеют ценность для детей 3 го года жизни (2-3 предложения)

Существует много литературы, которая раскрывает суть вопроса: «Роль дидактической игры в развитие речи». Так немецкий педагог Ф. Фребель излагает, что игра служит важнейшим источником воспитания и обучения ребёнка, однако разработанные им упражнения были не интересными, которые подавляли самостоятельность мысли ребёнка [14, c. 115].

Одна из точек зрения принадлежит А. С. Макаренко и заключается в том что, процесс игры и речи переплетается друг с другом, что игра влияет на речь, а речь в свою очередь организует игру. Главным предназначением игр, является развитие ребенка, потому что игра исправляет основные недостатки и выводит ребенка на новый уровень, на творческое поведение.

Непременно нужно отметить в создании более совершенной системы дидактических игр точку зрения Е. И Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Она тесно связывала развитие речи с сенсорным и умственным развитием. Е. И. Тихеева придавала большое значение в познании окружающей среды ощущению и восприятию, где развивается речь детей, так как её игры всегда сопровождались словом и, несомненно, были связанны с наблюдением жизни. Она высоко оценила дидактическую игру. Ею были разработаны такие специальные дидактические игры как (Пример игр: 2-3 игры), которые требовали……?????. Ценность этих игр Также дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, которые направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нём в слове. В данных играх отражались такие варианты и методы проведения: составление рассказов и фраз об игрушках, сравнение и описание предметов, называние предметов, качеств, действий. Опираясь, на принципы наглядности она предложила серию игровых занятий с дидактической куклой, которые применяемы больше всего для детей третьего года жизни «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Приготовим кукле вкусный обед», где отражены многие трудовые процессы которые способствуют накоплению опыта ребенка, развитию его речи [15, c. 11].

Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А.П. Усова утверждает что, дидактические игры обогащают учебную деятельность детей, а игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, вносят занимательность и интерес к постижению знаний. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, А.К. Бондаренко и другие. Все мнения педагогов сошлись в единой точке зрения, что существует взаимная связь развития речи с игрой, что имеется определенная структура игрового процесса, методы руководства дидактическими играми [15, c. 10].

Вообще третий год жизни считается самым благоприятным для интенсивного формирования речи и выработки навыков эффективного общения. В любом виде деятельности ребенка задействована речь, где она совершенствуется и обогащается.

В развитии речи выделяют такие основные задачи, как обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи, воспитание звуковой культуры. Эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, но в каждом возрасте имеются свои тонкости, которые заключаются в применении разных методов обучения и постепенного усложнения содержания в речевой работе [18, c. 98].

На основе выше изложенного текста можно считать, что дидактическая игра влияет на развитие речи в целом (мышление, сенсорная и моторная речь), развитие словаря, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, на развития связной речи.

Сейчас рассмотрим данные направления более подробно. В дошкольной методике развития речи словарная работа представлена, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, К.Д. Ушинский, В. И. Яшиной.

О. И. Соловьева и А. М. Бородич [5] в методике развития речи обращают основное внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними, что характерно для детей третьего года жизни. При рассматривании игрушек непосредственно применяются игровые приемы, игровые действия, но строгих правил здесь не имеется, в сравнении с дидактической игрой, которая имеет другую структуру, содержащая игровую задачу, игровые правила, игровые действия, в которой четко прослеживается дидактическая (обучающая) задача. Однако часто эти два метода в практике объединяются, переплетаются друг с другом, причём из первого вытекает второй. В словарной работе достаточно широко используются дидактические игры. Словарные дидактические игры осуществляются как в словесной форме, так и при рассматривании игрушек, предметов, картинок. Чтобы как можно больше обогатить и активизировать словарь детей в словарных играх необходимо применять разнообразные игровые действия. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. (3, с 71)

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря огромное значение имеют дидактические игры с использованием картинок. На роль дидактической игры с картинками в развитии словаря обращал внимание ещеК.Д. Ушинский. Он писал, что если учить ребенка нескольким незнакомым словам без наглядного материала (картинки), то будет обеспечен провал, ребенок будет долго разбираться, но стоит лишь только связать данные слова с реальным показом (картинки), то ребенок усвоит в десять раз больше слов. По мнению К.Д. Ушинского показ картин в дидактической игре с малознакомым содержанием обогащает словарь. Он считал, что дидактическая игра с картинками имеет огромное значение в процессе формирования дара слова: «она приводит в порядок несвязную фразу, указывает на пропуск какой-нибудь части [19, c. 267].

В детском саду особенно популярны для детей третьего года жизни такие серии дидактических игр, как «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года». (указать ценность данных игр)!!!!!! Особенно большое значение в организованных играх и занятиях для закрепления и активизации бытового словаря имеет также дидактически оборудованная кукла, которая была предложена Е.И.Тихеевой. Роль куклы особенно значительна для развития активной речи детей третьего года жизни, так как она приспособлена в целях обучения детей, благодаря ей совершаются множество действий (знакомство с одеждой, ее назначение, название, предметы домашнего обихода). Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла для детей третьего года жизни – человек, член коллектива, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь в игре. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью для них наиболее близкой и понятной. Все навыки, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. [17].

В занятиях с детьми третьего года жизни преобладает речь взрослого. Это тоже игра и цель ее – ознакомление детей с названиями предметов, их качеств, действий. Это так называемые показы: каждая новая ситуация, выдвигаемая занятием, претворяется в действие - кукла сидит, стоит, бежит, упала, встала. Педагог последовательно проделывает на столе перед детьми означенные действия, сопровождая их речью. Такие занятия увлекают детей, они внимательно следят за действиями игрушек и данное представление вызывает радость, что благоприятно влияет на активную речь детей третьего года жизни. (Тихеева, стр 62).

Несомненно, дидактическая игра влияет и на грамматический строй речи. Грамматика – это целая наука, которая изучает строй языка, его законы и в ней объединены три стороны – морфология, синтаксис, словообразование. Грамматика дает для окружающих такое понятие, как сделать речь более совершенной, чтобы правильно ставить падеж, определять число, род, помогает переносить мысли в практическую оболочку. Многие правила грамматики переходят из одного поколения в другое. Работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, и других психологов имеют огромное значение для освоения и понимания грамматического строя дошкольниками [3, с. 100].

Большой вклад в закономерности усвоения грамматической стороны речи внес А. Н. Гвоздев. Его исследования были направлены на наблюдения за процессами синтаксического и морфологического оформления детской речи. В его изречении было сказано, что нужно формировать привычку говорить понятной, правильной, речью с самого раннего детства [6].

Для детей третьего года жизни к методам и приемам формирования грамматически правильной речи, несомненно, относятся дидактические игры. Которые по своему содержанию разнообразны, эмоциональны, активны и являются самым лучшим помощником в закреплении грамматических навыков, у детей при их использовании значительно повышается интерес. В игре «Кто ушел, и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей, а также падеж и число(3, c. 110].

Также дидактическая игра используется и в связной речи. Основная функция связной речи – коммуникативная, которая состоит из двух главных форм: диалога и монолога. Каждая форма имеет свои особенности, которые, несмотря, на сходства, имеют и существенные различия [3, c. 159].

А. В. Запорожец считал что, для ребёнка игра является приобретением значительного опыта. В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Также, полезно использовать и подвижные игры, в которых, присутствует диалог. Это такие игры: «Гуси-лебеди», «Краски». Именно в таких народных играх задействованы многие направления речи, закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное и выражать ясно свою точку зрения, [3, c. 172].

Таким образом, из всего сказанного следует, что дидактическая игра имеет колоссальное влияние на развитие речи детей раннего возраста. Роль дидактических игр в развитии речи детей заключается в том, что они служат средством обучения и являются огромным источником познавательной деятельности, помогают закреплять знания. С помощью данных игр дети учатся сравнивать, обобщать, рассказывать, благодаря чему у них развивается связная речь, обогащается словарь, формируется четкое звукопроизношение, повышается грамматический строй речи, все действия сопровождаются словом, беседой. В дидактических играх детям предоставляется наглядность, эти игры повышают интерес к занятиям, развивают внимание, сообразительность, улучшается восприимчивость к материалу, очень просты, доступны.

Доработать 1) Методика проведения дид. Игр для раннего возраста 2) Роль дид. Игр: А) значение (исследования), виды игр (в первую очередь с куклами). Продумать и написать последовательно!!!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...