Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Те же слова, да не так молвить.




 

 


- Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озоглавить).

Папа разбил

Драгоценную вазу.

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашёлся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите!»-

Казалось бы,

Что в нём такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Н. Юсупов.

 
 
?


Ø Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая.)

Ø Почему нахмурилась мама и бабушка?

Ø Как вы понимаете слова «но папа нашёлся»?

Ø Что папа сказал? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал вежливые слова – очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)

Ø Каким же оказалось слово «простите»?

Ø Как мы озаглавим это стихотворение?

После того как дети придумают несколько названий, воспитатель должен сказать, что это стихотворение будет называться по – разному, так, как его придумали дети.

 

Заботливая подруга

Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придёт Катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.

Однажды пришла Лена в группу, подошла е Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».

Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходит тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я его передам Кате».

Н. Дурова

 
 
?


Ø Почему Лене нельзя было пойти к Кате?

Ø Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?

 

- Сегодня мы будем играть. Вот стол. Мальчик и девочка садятся обедать. Коля и Наташа, покажите, как вы это сделаете.

- Коля и Наташа проигрывают эту ситуацию, затем дети оценивают их поступки, указывают на ошибки, если таковые были.

Инсценировку можно повторить с другими детьми 2-3 раза.

 

 

       
 
 
   

 


- Послушайте отрывок из стихотворения, где рассказывается о мальчике, который не очень любил говорить вежливые слова.

 

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут …, а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуй», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день»!

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

- Ну, я пошёл… Пока! Всего!

В. Масс, М. Червинский.

 

 
 
?


Ø Назовите вежливые слова, о которых говорится в стихотворении.

Ø Какие ещё вежливые слова вы знаете?

Ø Почему люди говорят друг другу вежливые слова?

Послушайте, что сказал об этом поэт В. Солоухин.

 

Здравствуйте

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы:

- Здравствуйте!

Что особенного тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы

Ничего

Не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось

В мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

В. Солоухин

- Вы видите, дети, от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.

- Давайте поиграем и посмотрим, какие вежливые слова вы говорите.

Воспитатель вызывает двоих детей и даёт им задание:

 

Ø На занятии по рисованию у тебя сломался очень нужный тебе карандаш. Как ты попросишь карандаш у товарища.7

Дети проигрывают сценку; вся группа оценивает их действия. Затем воспитатель вызывает мальчика и девочку и предлагает им разыграть ещё одну сценку.

 

Ø Теперь поиграем так: мальчик и девочка входят в группу. Покажите, как они это сделают, что друг другу скажут.

Все дети обсуждают и оценивают их действия.

 

       
 
 
   

 


Добрые слова

 

Добрые слова не лень

Повторят мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, врачу, ткачу,

«С добрым утром» – я кричу.

«Добрый день» – кричу я вслед

всем идущим на обед.

«Добрый вечер» – так встречаю

всех домой спешащих к чаю.

О. Дриз.

?


Ø О каких добрых словах это стихотворение?

Ø Как вы думаете, какие ошибки допускала девочка, когда произносила эти слова?

 

 

Петя ловко ловит рыбу,

Может плотик смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Г. Ладонников

?


Ø Что можно сказать, какой это мальчик?

Ø Послушайте, что однажды произошло с мальчиками:

«Поссорились Вася и Серёжа. Серёжа ударил Васю и пошёл один играть в мяч. Но одному было играть скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…». Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились.

Ø Можно ли про мальчиков сказать словами русской пословицы:

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Ø Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

 

       
 
 
   

 

 


Трус

Жили – были два друга – Рома и Митя. Рома был трусом, а Митя – мальчиком храбрым. Как-то друзья услышали крик тонущей в реке девочки. Трусливый Рома так испугался за девочку, что бросился её спасать. А храбрый Митя, который ни за себя, ни за других не боялся, пошёл домой.

Возвращаясь из школы, Рома всегда пугался, что уставшей после работы маме придётся делать уборку. Поэтому он сам мыл посуду и подметал в комнате пол. А Митя, который не знал страха, никогда маме не помогал.

-И что ты трусишь всегда! – возмущался Митя. –Бери с меня пример. Вот я видел сегодня, как мальчики обижали девочку, но мне ни капельки не было страшно.

А вы, ребята, как думаете, кто трус, а кто храбрый?

И. Бутмин.

?


Ø Что можно сказать про Рому, какой он?

Ø Что можно сказать про Митю, какой он?

Ø С кем можно сравнивать трусливого человека? Как говорят о трусливых людях в русском народе?

(Трусливый, как заяц.)

Не смей!

Перед нашим домом, на куче песка, играют самые маленькие ребятишки. Ну, известно, какие у них игры: лепят куличики, строят что-то из еловых шишек. Ерунда, в общем.

Только у них карапузов тоже бывают заводилы, свои атаманы. И свои тихони безответные.

Атаманом на песчаной куче давно сделался Фёдор. Он ростом побольше. Молчаливы такой, насупленный. И всегда лохматый, будто его не стригут и не причёсывают. А может, он не позволяет себя причёсывать.

Когда Фёдор что – нибудь возводит на песчаной куче, то лучше к нему не приближаться.

А самая безответная, самая тихонькая девочка, конечно же, соседская Татьяна. Среди ребятишек она – как палец мизинчик. Меньше всех. Слабее всех. В добавок носит Татьяна очки, а в её возрасте это совестно. Вот прилепится Татьяна где – нибудь сбоку, с краешка, старается никому не мешать. И даже если обидят, не ревёт громко, стесняется…

Но сегодня Татьяна победила Фёдора.

Строил Фёдор город на вершине кучи. Глядь – бежит по песку паучок – сенокосец. Обыкновенный паучишко, мелочь. Фёдор поднял ногу с чёрной пяткой и собрался этого паука прихлопнуть.

- Не смей! – вдруг крикнула Татьяна. – Что он тебе сделал?

- Фёдор так и замер с поднятой ногой. Уж не знаю, что его ошеломило. Но паучишку он не тронул. И Татьяну не тронул.

Может, вправду задумался: что ему сделали те, которые меньше его и слабей?

Э. Шим

 

?


Ø Как можно сказать про девочку Таню, какая она? (добрая, смелая, терпеливая…).

Про такую, как Таня в русском народе говорят:

 

Мал золотник, да дорог.

Мал, да удал.

- Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины.

Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.

 

 

 

 


Не только взрослые заботятся о детях, но и дети должны заботиться о взрослых, особенно о старых людях.

 

Моя бабушка

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устаёт.

Храбрым лётчиком

Стану скоро я,

Посажу её в самолёт.

Не тряхну её.

Не качну её.

Отдохнёт она

Наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да лётчик мой,

Молодец!»

С. Капутикян.

 

Ø Что можно сказать про мальчика, какой он?

Ø Как по- другому можно заботиться о бабушке?

Ø Бабушка похвалила внука и сказала: «Молодец». Как ещё можно хвалить людей?

Ø Вошли в группу пожилая и молодая женщины: кому первой вы подадите стул?

Ø В группу вошли мужчина и женщина. Как вы им предложите сесть?

Ø Перед дверью в детский сад встретились мальчики из младшей и подготовительной групп. Покажите как они войдут в помещение.

Ø Перед дверью в детский сад встретились две девочки – большая и маленькая. Покажите, как они войдут в помещение.

 

       
 
 
   

 


Так или не так?

 

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петрик помогает своей маме развешивать бельё на верёвке, и говорит подруге:

- И я сегодня маме помогала.

- И я тоже, - ответила Люда. – А что ты делала?

- Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

- А я ботинки чистила.

- Мамины? – спросила Оля.

- Нет, свои.

- Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – Ты же их себе чистила!

- Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, сказала Люда.

Так или не так?

 

?


Ø Кто же из детей помогал маме?

Ø Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам, а по делам.

 

Внучка старой вишни

 

В саду растёт вишня. Олесь увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку:

- Откуда появилось деревце?

- Выросло из косточки.

- Так это дочка старой вишни будет?

- Будет, Олесик, - ответил дедушка – если ты выходишь маленькую вишенку, дождёшься плодов, посадишь косточку – из неё вырастет внучка старой вишни.

Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу.

- Я выращу внучку старой вишни, - сказал мальчик.

В. Сухомлинский.

 

Ø

?
Почему в глазах мальчика была нежность и тревога?

Ø Какое обещание дал Олесик дедушке?

Ø Тем, кто дал обещание, можно сказать:

 

Сказал, как узлом завязал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...