Профилактика суицидального поведения.
Определение риска возможного суицида - задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях военнослужащий может быть включен в «группу риска", не имеют однозначного решения, поскольку само понятие «суицидального риска» подразумевает несколько значений. Сложившийся в превентивной суицидологии подход, в это понятие включает: во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск; во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. риск суицидальных действий - покушений на самоубийство; в-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т.е. риск повторных суицидов. Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска. К числу групповых факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся: а) социально-психологические: тяжелая морально-психологическая обстановка в воинском коллективе, обусловленная в частности, неуставными взаимоотношениями между военнослужащими, нарушением дисциплинарной практики командирами и начальниками. б) служебные: начальный период прохождения воинской службы; несение караульной службы и боевого дежурства (с оружием); в) возрастные особенности военнослужащих срочной службы; г) хронологические признаки: время года, дни недели, время суток. На индивидуально-личностном уровне факторами, определяющий общий суицидальный риск, являются (до призыва в армию):
- условия семейного воспитания: а) отсутствие отца в раннем детстве; б) «матриархальный» стиль отношений в семье; в) эмоциональная депривация, отверженность в детстве; г) воспитание в семье, где есть алкоголики ("алкогольный климат"), психически больные, а также родственники с асоциальны ми формами поведения (отбывавшими или отбывающими уголовное наказание); д) воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких; - частая смена места жительства, учебы, работы; - активное употребление алкоголя и других наркотических средств; - совершение суицидальных попыток; Исследование показало, что на основе различных поведенческих проявлений можно своевременно выявить военнослужащих с высокой вероятностью реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. с риском суицидальных действий. К числу таких признаков относятся: - открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам по службе, командирам, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам); - косвенные намеки на возможность суицидальных действий (например, появление в кругу сослуживцев с петлей на шее из брючного ремня, веревки, телефонного провода и т.п.; публичная демонстрация петли из каких-либо гибких предметов; игра с оружием с имитацией самоубийств и т.д.) - активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск, средств покончить с собой (собирание таблеток, оставление и утайка патронов после выполнения учебных стрельб, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т.д.); - фиксация на примерах самоубийства (частые разговоры о самоубийствах вообще); - чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам (зачастую военнослужащие обращаются к родственникам и знакомым с просьбой направить в воинскую часть «фиктивную» телеграмму о тяжелом семейном положении);
- нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в воинском коллективе, стремление к уединению; - изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных ("зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых; - внезапное проявление несвойственных ранее военнослужащему черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприемников, значков, обмундирования и т.п.); - утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности); - размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы и т.п.). При оценке суицидоопасности психологу в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопоставлять как про-, так и антисуицидальные предпосылки. Hа индивидуальном уровне - это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное - к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о позорности и греховности суицида; представления о неиспользованных жизненных возможностях и т.д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному военнослужащему, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот. Серьезность угрозы суицидальных действий может быть оценена по 4-балльной системе: 0 баллов - отсутствие угрозы суицидальной попытки: · в ходе беседы не выявлены суицидальные тенденции;
· военнослужащий не имеет индивидуально-личностных факторов риска, более того, обнаруживает активные и прочные антисуицидальные установки; · уверенно предлагает варианты разрешения конфликта, планирует будущее; 1 балл - возможность суицидальной попытки: · имеются суицидальные представления неглубокой степени, выступающие в пассивной форме; · острые переживания трудноразрешимой конфликтной ситуации хотя и без оформленных суицидальных тенденций; · пессимистическая оценка будущего; · (Иными словами, военнослужащий думает о попытке, но не представляет себе ее способ). 2 балла - опасность суицидальной попытки: · имеются суицидальные тенденции, в структуре которых выражены суицидальные представления и переживания; · выбран способ суицида; 3 балла - суицидальная попытка совершена, при этом наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений. Безусловно, эффективность превенции зависит прежде всего от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения военнослужащих не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К этим мерам следует отнести: · правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизни, учебы и службы военнослужащих, их быта и досуга; · организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих; · обеспечение социальной защищенности военнослужащих, соблюдение их конституционных прав; · предупреждение неуставных взаимоотношений в воинских коллективах; · выявление групп высокого суицидального риска среди военнослужащих; · умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц (ранние признаки суицидального поведения должны знать командиры, начальники, должностные лица структур по воспитательной работе и т.д.);
· адекватную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса; Эти предпосылки к настоящему времени созданы далеко не в полной мере, отсюда и ограниченность реальных профилактических возможностей. Направлениями деятельности психолога части, связанными с суицидологической превенцией являются: · изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных категорий военнослужащих в ходе боевой, и морально-психологической подготовки, несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы; · активное содействие командованию в определении наиболее целесообразных путей воздействия на психику воинов, формирование морально-психологических качеств, отвечающих требованиям служебной деятельности; · выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений командованию о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению; · активное участие в создании в воинских коллективах атмосферы дружбы, товарищества. взаимопомощи, уважения личного достоинства каждого военнослужащего, недопущении случаев неуставных взаимоотношений, глумления и издевательства; · своевременная разработка рекомендаций по работе с военнослужащими срочной службы, имеющими признаки затруднений адаптации; · проведение экспериментально-психологических обследований с целью выявления военнослужащих с повышенным суицидальным риском. На основе полученной информации составлять и вести суицидологическую картотеку; · активное выявление и обследование военнослужащих с суицидоопасными состояниями и тенденциями, а также совершивших суицидальные попытки. В случаях зкстренной необходимости обеспечивать их направление в госпиталь (кризисный стационар) или в ближайшее лечебное учреждение; · проведения психологического анализа каждого случая суицида, и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством военнослужащих; · участие совместно с врачом части в амбулаторном приеме военнослужащих; · проведение реабилитационных мероприятий с военнослужащими совершившими суицидальную попытку, но признанных годными для дальнейшего прохождения службы; · проведение занятий с офицерами подразделений по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами окаэания первой психологической помощи подчиненным, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка; · организация и проведение систематической работы среди военнослужащих по пропаганде психогигиенических знаний и навыков. Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|