Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Студентский Студент Студентович. Группа 6666




ЭССЕ ПО ИСТОРИИ

 

Методические указания

для студентов факультета экономики и менеджмента

очной формы обучения

 

Санкт-Петербург

2018


 

УДК 94(47)+94(100)+930.1+930.2

ББК 63.3

 

 

Гуркин, А.Б. Эссе по истории: Методические указания для студентов факультета экономики и менеджмента очной формы обучения / А.Б. Гуркин, К.Н. Скворцов. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2018. – 22 с.

 

Методические указания содержат рекомендации по написанию эссе и излагают основные требования, предъявляемые к данному жанру письменной работы.

Методические указания предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента очной формы обучения (направления подготовки 38.03.01, 38.03.02, 38.03.03, 38.03.05, 42.03.01), изучающих модуль «История». Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), соответствуют рабочей программе модуля и позволяют учащимся освоить элементы общекультурных компетенций ОК-2, ОК-5/ОК-6.

 

     

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наряду с контактными формами обучения – лекциями и практическими занятиями – все более значимое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа студентов с научной и учебной литературой. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, все больший удельный вес получает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях.

Одной из распространенных форм самостоятельной работы, позволяющей студентам продемонстрировать навыки работы со специальной литературой и глубже освоить необходимые компетенции, является эссе. Эссе – это небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем изучаемого модуля. Цель эссе состоит в развитии у студентов навыков творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Данный вид письменной работы способствует выработке и развитию общекультурных компетенций выпускника, предполагающих приобретение основ гуманитарных знаний и освоение базовых методов соответствующих наук.

Написание эссе сопряжено с целым рядом сложностей, с которыми неминуемо столкнется студент – это выбор и формулирование темы, поиск литературы по избранной теме, правильный отбор необходимого материала, его изучение и переработка, и, наконец, логическое его обобщение и изложение.

Данные методические указания, предназначенные для студентов факультета экономики и менеджмента очной формы обучения, изучающих модуль «История», призваны помочь учащимся в написании эссе по соответствующей тематике. Сам процесс подготовки и написания эссе можно разделить на несколько условных этапов, содержание которых изложено на нижеследующих страницах.


ВЫБОР ТЕМЫ ЭССЕ

Выбор темы является первым этапом в процессе подготовки к написанию эссе. В данных методических указаниях предлагается список из 130 тем. Все предлагаемые темы содержат в себе исследовательскую проблему или проблемы, что должно подтолкнуть студента к размышлениям и выражению собственного мнения. Некоторые из них носят пространный характер, поэтому студент вправе сузить тему, выбрав для рассмотрения какой-то один ее аспект. Например, при работе над темой «Самозванцы в истории России» возможно уточнение рассматриваемого периода (Смутное время или другая эпоха) и объекта исследования (Лжедмитрий I, Тушинский вор и т.д.). Уточнение темы следует отразить в подзаголовке эссе и оговорить во введении.

Выбор темы должен быть сделан самостоятельно, осознанно, с учетом познавательных интересов самого студента. В случае если интересующей студента темы в предлагаемых перечнях нет, он, по согласованию с преподавателем, может сформулировать собственную (помня о том, что она должна соответствовать проблематике изучаемого модуля).

ПОИСК И ОТБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Вторым этапом подготовки эссе является подбор соответствующей литературы. Привлекаемая для написания эссе литература может включать монографии, сборники научных трудов, диссертации, журнальные и газетные статьи, статистические сборники, специальные словари и энциклопедии. Приветствуется обращение к источниковому материалу: документам, мемуарам и т.д.

При всем разнообразии возможных источников информации, эссе, безусловно, должно опираться на оригинальную исследовательскую литературу (монографии и статьи), а научно-популярные издания, справочники и т.п. могут играть лишь вспомогательную роль. Наряду с классическими трудами, настоятельно рекомендуется привлекать новейшие публикации.

Для полноценного рассмотрения избранной темы в эссе необходимо использовать не менее 5 исследовательских работ (книг и статей). За литературой следует обращаться в Фундаментальную библиотеку СПбГТИ(ТУ) и другие библиотеки Санкт-Петербурга, в том числе Российскую национальную библиотеку (Московский проспект, д. 165), Центральную городскую публичную библиотеку им. В.В. Маяковского (набережная р. Фонтанки, д. 44), Президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина (Сенатская пл., д. 3), Ленинградскую областную универсальную научную библиотеку (ул. Кирилловская, д. 19). Также рекомендуется обратить внимание на нижеперечисленные Интернет-ресурсы:

cyberleninka.ru – научная электронная библиотека «Киберленинка»;

elibrary.ru – научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU»;

militera.lib.ru – электронная библиотека «Военная литература»;

www.hrono.ru – проект «Хронос: Всемирная история в Интернете»;

www.runivers.ru – электронная библиотека «Руниверс».

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

И СТРУКТУРА ЭССЕ

После ознакомления с литературой студент может приступить к третьему, очень важному и ответственному, этапу подготовки эссе – составлению плана.

План строится, исходя из общего представления об избранной теме. В нем формулируются основные вопросы, которые автор намеревается раскрыть в своей работе. План представляет собой своеобразный остов эссе. Если он хорошо продуман и имеет четкие очертания, то это будет способствовать логическому, последовательному изложению материала. Вместе с тем, первоначально составленный план вполне может корректироваться в процессе дальнейшей работы над текстом. Основные требования, предъявляемые к плану, можно охарактеризовать так: краткость, четкость, логичность и выразительность.

План неразрывно связан со смысловой структурой эссе. Структура включает в себя введение, основную часть и заключение.

Введение. В нем раскрывается актуальность выбранной темы и ее значимость в историко-культурном процессе. Во введении также выдвигаются цель работы и основные задачи, которые ставит перед собой автор. Кроме того, введение должно содержать обзор использованной при написании эссе научной литературы. Речь идет не о простом перечислении прочитанных книг и статей. Необходимо дать краткую характеристику привлеченных трудов и отметить, что нового внес тот или иной автор в решение рассматриваемой проблемы.

Основная часть состоит из нескольких разделов, в которых автор раскрывает центральные идеи темы. Число разделов не должно быть слишком большим. Это объясняется тем, что общий объем эссе ограничен, и при наличии многочисленных глав они будут очень короткими, что помешает качественному раскрытию поднятых в них вопросов. Разделы должны, помимо нумерации, иметь собственные заголовки. При необходимости внутри разделов могут быть выделены подразделы (параграфы).

Заключение сопряжено с исследовательской проблемой, целью и задачами эссе и отвечает на вопросы, сформулированные во введении. В заключении должны присутствовать обобщающие выводы, и оно не сводится к простой сумме итогов, подведенных в отдельных разделах. При этом выводы вовсе не обязательно должны носить однозначный характер, они могут оставлять поле для дальнейшей дискуссии.

После заключения помещается список использованной литературы. Правила оформления списка литературы приводятся в приложении А. В списке литературы следует помещать только те издания, которые действительно были использованы при написании работы.

НАПИСАНИЕ ЭССЕ

Целью написания эссе является развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Поэтому только работы, написанные в проблемном ключе, могут претендовать на статус полноценных. Не следует увлекаться простым перечислением фактов. Эссе должно содержать четкое и сжатое изложение сути рассматриваемой проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы, опирающийся на существующие научные концепции, и выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленным вопросам. В то же время, выдвигаемые суждения не должны оставаться голословными, их необходимо подкреплять конкретными аргументами.

Написание эссе дает учащемуся возможность продемонстрировать свой уровень владения следующими общекультурными компетенциями:

ОК-2 – способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

ОК-5/ОК-6[1] – способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Содержание этих компетенций следует учитывать при подготовке творческой работы. Тексты эссе должны соответствовать по смыслу данным компетенциям, во вводной и заключительной части эссе связь с компетенциями следует подчеркнуть особо.

Большую часть эссе должен составлять самостоятельный авторский текст, опирающийся на изученную студентом литературу и его собственное видение проблемы. В то же время, при написании эссе бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из используемых публикаций. Цитаты обычно применяются при необходимости подчеркнуть оценку той или иной проблемы определенным автором. Не следует злоупотреблять их количеством, а также использовать громоздкие цитаты – эссе не должно быть простой сводкой чужих мнений и мыслей.

Цитаты вносятся в текст эссе без искажения смысла и после них помещаются ссылки (образцы оформления ссылоксм. в приложении А ). Недопустимо чужие положения и выводы давать без ссылок, а тем более выдавать их за собственный авторский текст. Такая практика является плагиатом и наказывается неудовлетворительной оценкой. Также в эссе нельзя давать «глухих» ссылок – т. е. ссылаться на какие-то положения без указания автора и его труда. Например, недопустима конструкция: «Один из авторов, занимающихся этой проблемой, в своей работе сделал вывод о том, что…». Необходимо указывать конкретно, какой это автор, и в каком из своих трудов он сделал соответствующий вывод.

Подготовленные эссе загружаются в проверочный модуль на сайте ФЭМ (gtifem.ru) для прочтения и рецензирования преподавателем.

ОФОРМЛЕНИЕ ЭССЕ

Объем эссе – от 8 до 10 страниц машинописного текста (формат бумаги А-4 (297/210), размер шрифта 12, междустрочный интервал 1,5).

При написании текста необходимо соблюдать поля 2,5 см. Текст выравнивается по ширине. Абзацный отступ – 1 см.

Титульный лист эссе формируется автоматически при загрузке в проверочный модуль, однако перед текстом работы все же следует указать фамилию, имя и отчество автора, номер учебной группы, а ниже – тему эссе.

Разделы основной части работы имеют арабскую нумерацию. Если автор считает это целесообразным, разделы могут делиться на подразделы (параграфы). Они нумеруются арабскими цифрами через точку (1.1, 1.2… 2.1 и т.д.). Введение, заключение, список использованной литературы не нумеруются. В списке литературы работы располагаются в алфавитном порядке, без нумерации.

Образец оформления списка использованной литературы и ссылок на неесм. в приложении А.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

Выставляемый за эссе балл зависит от уровня освоения учащимся указанных выше компетенций. Качество работы определяется с учетом следующих показателей:

1. Соответствие содержания эссе заявленной теме.

2. Глубина раскрытия выбранной проблемы, что неразрывно связано с полнотой охвата исследовательской литературы.

3. Четкость структуры эссе.

4. Логичность, ясность и связность повествования.

5. Самостоятельность выполнения работы (отсутствие плагиата, гиперцитирования).

6. Наличие в эссе собственных авторских обобщений, умозаключений, аргументированных высказываний.

7. Аккуратность оформления эссе в целом и библиографического аппарата в особенности.

8. Языковая грамотность.

9. Соблюдение сроков сдачи работы.

Пример работы приемлемого качества см. в приложении Б.

ТЕМЫ ЭССЕ

  1. Место истории в жизни человека и общества.
  2. Проблема исторического прогресса: эволюция или цикличность?
  3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
  4. Культура и цивилизация в концепции О. Шпенглера.
  5. Факторы исторического развития: что влияет на ход истории?
  6. Роль личности в истории.
  7. Особенности исторического развития России: между Востоком и Западом.
  8. Влияние географических факторов на историческое развитие России.
  9. Фальсификации в отечественной истории.
  10. Проблема славянской прародины в современной науке.
  11. «Повесть временных лет» как исторический источник.
  12. Рюрик – легенда или реальность?
  13. Норманнская проблема в отечественной исторической науке.
  14. Взаимоотношения Руси со Степью (IX – первая треть XIII вв.).
  15. «Путь из варяг в греки» и его значение для ранней истории Руси.
  16. Киевская Русь и Византия.
  17. Крещение Руси и альтернативы религиозного развития русских земель в IX–X вв.
  18. Влияние крещения Руси на русское общество и культуру.
  19. Место и роль Киевской Руси в отечественной и мировой истории.
  20. Политический и социальный строй Киевской Руси в оценках историков.
  21. Существовала ли древнерусская народность?
  22. Люди и нравы Древней Руси.
  23. Новгородская республика: особенности социально-политического развития и историческая судьба.
  24. Северные крестовые походы и их влияние на судьбы Руси.
  25. «Злее зла честь татарская»: русские люди в Орде.
  26. Тверь и Москва в борьбе за политическое лидерство.
  27. Великое княжество Литовское – альтернатива исторического развития Руси?
  28. Иван III – недооцененный правитель?
  29. «Служилое государство»: политический и социальный строй России в XV–XVI вв.
  30. Русская церковь и Флорентийская уния 1439 г.
  31. Иосифляне и нестяжатели.
  32. Еретические течения на Руси.
  33. Становление России как многонационального государства.
  34. Касимовское ханство в составе Русского государства.
  35. Россия и европейский Ренессанс.
  36. Иван Грозный в российской исторической памяти.
  37. Сословно-представительная монархия в истории России.
  38. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность, последствия.
  39. Расширение границ Русского государства в XVI в. – причины и последствия.
  40. Борис Годунов: политический портрет.
  41. Смерть царевича Дмитрия 15 мая 1591 г.: версии и оценки.
  42. Смутное время как исторический период.
  43. Самозванцы в истории России.
  44. Иностранные претенденты на русский трон в период Смутного времени.
  45. «Бунташный век»: народные восстания в России при первых Романовых – причины, формы, результаты.
  46. Крепостное право в России – неизбежное зло?
  47. Россия и Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.).
  48. Россия и Украина в середине XVII в.: воссоединение и противоречия.
  49. Раскол русской церкви и его культурно-исторические последствия.
  50. Служилые иноземцы в России XVI–XVII вв.
  51. Русские первопроходцы и коренные народы Сибири в конце XVI – начале XVIII вв.
  52. Петр I в оценках современников и потомков.
  53. Петровские реформы и их влияние на русское общество.
  54. Особенности русского абсолютизма.
  55. Эпоха дворцовых переворотов: общая характеристика.
  56. Иностранцы в общественно-политической жизни России XVIII в.: А.И. Остерман, Б.Х. Миних, Э.И. Бирон и др. (один персонаж по выбору студента).
  57. Екатерина II: исторический портрет.
  58. Емельян Пугачев и пугачевщина.
  59. Павел I: личность и судьба.
  60. Религиозные секты в России конца XVII–XIX вв.
  61. Александр I – «сфинкс, не разгаданный до гроба».
  62. Причины неудач преобразовательной деятельности Александра I.
  63. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на рост национального самосознания в русском обществе.
  64. Выдающиеся государственные деятели первой половины XIX в.: М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, А.Х. Бенкендорф и др. (один деятель по выбору студента).
  65. Россия глазами иностранцев (XVI–XIX вв.): С. Герберштейн, А. Олеарий, Ю. Крижанич, Л.Ф. Сегюр, А. де Кюстин и др. (один автор по выбору студента).
  66. Восстание декабристов в оценках современников и потомков.
  67. Николай I: исторический портрет.
  68. Бюрократизация российского общества во второй четверти XIX в. и ее влияние.
  69. Консервативная мысль России в XIX в.
  70. П.Я. Чаадаев и его взгляды на судьбы России.
  71. Славянофилы и западники: вечный спор.
  72. А.И. Герцен и «русский социализм».
  73. Крестьянская реформа 1861 г. и ее историческое значение.
  74. Продажа Аляски: необходимость или просчет?
  75. Нечаев и «нечаевщина» в русском революционном движении.
  76. Российская империя и народы Закавказья.
  77. Кавказская война.
  78. Польский вопрос в Российской империи.
  79. Еврейский вопрос в Российской империи.
  80. Мусульмане в Российской империи.
  81. Была ли Российская империя «тюрьмой народов»?
  82. Меценатство и благотворительность в Российской империи.
  83. Российское экономическое чудо? Особенности социально-экономического развития России на рубеже XIX–XX вв.
  84. Политика контрреформ Александра III и ее последствия для России.
  85. Выдающиеся государственные деятели конца XIX – начала XX вв.: С.Ю. Витте, П.А. Столыпин и др. (один деятель по выбору студента).
  86. Была ли дореволюционная Россия отсталой страной?
  87. Николай II – последний русский император.
  88. Русская интеллигенция и революция.
  89. «Зубатовский социализм» и причины его краха.
  90. «Кровавое воскресенье»: причины трагедии.
  91. Начало становления российского парламентаризма – первые Государственные Думы.
  92. Манифест 17 октября 1905 г. и свобода совести в России.
  93. Национальный вопрос в русских революциях начала XX в.
  94. Россия в годы Первой Мировой войны.
  95. Лидеры русской революции: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, В.М. Чернов, А.Ф. Керенский и др. (один персонаж по выбору студента).
  96. Идея созыва Учредительного собрания в истории России.
  97. Октябрь 1917 г. – закономерность или случайность?
  98. Политика «военного коммунизма»: цели, методы, результаты.
  99. Гражданская война в России: причины, характер, последствия.

100. Иностранцы в Гражданской войне 1918–1922 гг.

101. Политика большевиков по национальному вопросу.

102. Образование СССР: проекты и их реализация.

103. Советская власть и церковь.

104. Новая экономическая политика: успехи и противоречия.

105. Индустриализация и коллективизация в СССР в оценках историков.

106. Советская Россия в изображении иностранцев: Л. Фейхтвангер, Р. Роллан, А. Жид и др. (один автор по выбору студента).

107. Евразийство и евразийцы.

108. Сталин против Троцкого: внутрипартийная борьба в ВКП(б).

109. СССР и Коминтерн.

110. Большой террор 1937–1938 гг.: причины, цели, результаты.

111. Пакт Молотова-Риббентропа: перекресток мнений.

112. Советско-финская война 1939–1940 гг.

113. Причины неудач Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.

114. Против кого воевал СССР в Великой Отечественной войне?

115. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.

116. Коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны.

117. «Большая тройка» в 1941–1945 гг.: динамика взаимоотношений.

118. Ленд-лиз и его значение для СССР в годы Великой Отечественной войны.

119. Советский Союз и Япония накануне и в годы Второй Мировой войны.

120. Афганская война (1979–1989 гг.).

121. Диссиденты в СССР: патриоты или предатели?

122. Проблемы межнациональных отношений в СССР.

123. Перестройка в СССР.

124. Распад СССР: причины и последствия.

125. Конституционный кризис 1993 г. в Российской Федерации: характер и оценки.

126. Проблема русскоязычного населения в странах Балтии в постсоветский период.

127. Россия и страны СНГ: партнерство и конфликты.

128. Национальные отношения в Российской Федерации.

129. Проблема толерантности в современном российском обществе.

130. Политика мультикультурализма в Западной Европе: идеи и реализация.


Приложение А

(обязательное)

Образец оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы

Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси / Ю.Г. Алексеев. – Новосибирск: Наука, 1991. (Пример описания монографии)

Земцов, Б.Н. Судебник Ивана III: цели законодателя / Б.Н. Земцов // Ленинградский юридический журнал. – 2016. – №1. – С.24–32 (Пример описания статьи из периодического издания)

Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский // Библиотека Гумер. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Kluchevsk/_Index.php (Пример описания электронного ресурса)

Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ: Т.XXV / Под ред. А.Н. Тихомирова. – М.–Л.: АН СССР, 1949 (Пример описания исторического источника в научном издании)

Чернов, О.А. Иван III в трудах Н.В. Чарыкова / О.А. Чернов // Культурно-исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийского научно-методологического семинара. – Самара: СГАКИ, 2013. – С. 222–226 (Пример описания статьи из сборника научных трудов)

Образец оформления ссылок

Библиографическая ссылка – это библиографическое описание произведения, цитируемого или упоминаемого автором работы. В эссе рекомендуется использовать постраничные ссылки, поскольку они дают возможность наряду с общим текстом увидеть «исследовательскую кухню» автора, позволяют оперативно оценить оснащенность и основательность сочинения. В ссылках приводится краткое библиографическое описание источника информации. Оформляются ссылки в виде подстрочных, т.е. находящихся внизу страницы, сносок. С текстом сноска связывается порядковым номером, который обозначается арабской цифрой.

 

На примере конкретного текста ссылки будут выглядеть так:

В тексте: Как отмечал В.О. Ключевский, сообщения иностранцев о духовной жизни русского общества этого периода отрывочны и бедны, и в них «дано слишком много места личным, произвольным мнениям и взглядам самих писателей»1.

В сноске: 1 Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 8.

 

Если какое-либо издание, документ и т.п. цитируется не по первоисточнику, то в ссылке необходимо указать источник заимствования, предваряя его словами «Цитируется по» (в сокращенном варианте – «Цит. по»). Например:

В тексте: Как отмечал австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посещавший Москву в начале XVI в., никто из бояр, «как бы велико не было его значение, не смеет ни в чем противоречить государю»1.

В сноске: 1 Цит. по: Ключевский, В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В.О. Ключевский. – М., 1991. – С. 93.

 

При ссылке на электронные информационные ресурсы, как и в случае с печатными изданиями, указываются автор и название работы, затем название сайта (или раздела сайта), адрес URL той страницы, на которую дается ссылка, и дата обращения. В записи обязательно должно быть указано «[Электронный ресурс]»:

Ключевский, В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский // Библиотека Гумер. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
History/Kluchevsk/_39.php (дата обращения: 29.02.2017).

 

Ссылки на издания и документы, с которыми автор эссе не работал, недопустимы.


Приложение Б

(рекомендуемое)

ПРИМЕР ТЕКСТА ЭССЕ

Приведенный ниже текст не является оптимальным во всех отношениях. Он лишь призван сориентировать учащихся в структуре эссе, наполнении тематических разделов и оформлении текста.

Студентский Студент Студентович. Группа 6666

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...