Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Есть другой взгляд на проблему




Можно ничего вышеперечисленного не делать, а применять жесткие меры, например, начать громко кричать на не желающих спать детей или выставить их в коридор. Но такие методы, естественно, не приветствуются. Если ребёнок не хочет спать, можно с ним просто сесть и по-человечески поговорить, выяснить причины, объяснить, что он в своих поступках не прав. Дети часто ищут в своих вожатых тех, с кем можно поделиться своими переживаниями и нужно давать им возможность видеть в вожатых друзей, а не надзирателей.

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый - это старший товарищ, к которому можно прийти за советом или помощью и обязательно её получить.


О НАКАЗАНИИ ДЕТЕЙ

В конечном счёте, все методы наказания сводятся к одному: лишить ребёнка комфортного жизнеощущения, отказать ему в возможности делать то, что хочется.

Намного более сложны, неоднозначны и дискуссионны ответы на два других вопроса:

«За что следует наказывать?» и «Можно ли обойтись без наказаний вообще?»

Чтобы ответить на эти вопросы, надо учесть, по крайней мере, два условия. Одно из них - это степень порядочности педагога. Это фактор субъективный. И второе условие ‑ оно не зависит от убеждений воспитателя и поэтому является объективным фактором ‑ это тип государства, в котором растёт ребёнок. Поэтому перед ответом на поставленные вопросы определите для себя: являетесь ли вы человеком либеральных ценностей и является ли страна в нынешнем её облике демократическим государством. Если вы утвердительно кивнули на оба эти вопроса, тогда принимайте к исполнению всё, что будет сказано ниже.

Высшей ценностью в вашей работе должна быть личность ребёнка - не коллектив, не проведённое мероприятие, не собственное благополучие, а самобытный ребёнок со всеми его противоречивыми желаниями, со всеми его привычками, манерами и странностями.

Вы не имеете права наказывать ребёнка:

· за то, что он не похож на других;

· если он не желает делать то, что делают все;

· если он имеет свою, отличную от вашей, точку зрения.

На языке лагерной практики это означает, что наказывать ребёнка нельзя:

Ø если он не ест манную кашу;

Ø если он одевается в пять раз медленнее, чем другие дети;

Ø если он не понимает, зачем спать после обеда;

Ø если он мочится по ночам в кровать;

Ø если он не желает участвовать в подготовке вечернего мероприятия, и т. д.

Убеждать и разъяснять, помогать и учить можно, а наказывать нельзя!

Вы не имеете морального права на наказание, если сами не выполняете того, что требуется от ребёнка. Это просто нечестно - призывать к чистоте и порядку в корпусе, если в вашем личном жилище обстановка как в комнате революционера после обыска.

Вместе с тем ни одно, даже самое гуманистическое, учение полностью не отрицает наказания. В любой гуманистической педагогике кроме высшей ценности - личности ребёнка - есть ещё одна высшая ценность - личность другого ребёнка. А поскольку «сво­бода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», то все действия детей, унижающие других детей, несущие угрозу их здоровью и собственности, могут быть осуждены. По отношению к нарушителям могут применяться наказания. При этом необходимо учесть следующие «но!»:

Ø Не в первые пять минут после совершения «противоправных» действий!

Ø После попытки понять мотивы, стоящие за поступком!

Ø При условии разъяснения виновному причины его неправоты и только спокойным, нераздражённым, невозмущённым голосом!

Ø При этом наказание не применяется, если ребёнок понял, признал свою вину и покаялся в случившемся.

Что касается наказании за нарушение установленных вами запретов, то сначала посмотрите, насколько разумны эти правила и сколько их.

!Реально выполняются не более пяти запретов!

В их числе надо оставить все, что может угрожать здоровью и жизни ребёнка, а от остальных, пожалуй, стоит отказаться.

Как нельзя наказывать детей НИКОГДА.

  • Нельзя наказывать едой (лишение десерта, полдника и.т.д);
  • Рукоприкладство;

Как нежелательно наказывать детей.

Ø Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого) Некоторые считают, что это только полезно для здоровья, другие приравнивают это к физическим наказаниям. Иногда наказания спортнагрузкой практикуются. Но надо иметь в виду: в лагерь часто едут физически ослабленные дети, имеющие медотвод от физкультуры. Некоторым из них, может быть, просто нельзя приседать или бегать. Не зная этого, вы можете подвергнуть опасности здоровье ребёнка, так что будьте осторожны! Да и стоит ли наказывать тем, к чему нужно приучить;

Ø Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами в ДОЛ). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот "подавать" труд как игру, как приятное и необходимое занятие, для малышей в таком случае лучшее наказание - вынужденное безделье;

Ø Сном (Т.е. лишать их сна, а дополнительно предоставлять им время для сна можно);

Ø Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других), как впрочем нежелательно наказывать детей и лишением любых других благ, которые положены им по режиму;

Ø Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Как можно (но не нужно - см. выше Вступление) наказывать детей:

ü Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если они не умеют тихо вести себя в Тихий Час.

ü Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю.

ü Лучший друг вожатого. Это довольно-таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый(ые) должен в течении всего дня стать "лучшим другом вожатого". Что это значит - он должен всегда и везде следовать за вожатым (как это водится у закадычных друзей) и ни на минуту не покидать его - если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью (например, дать этому товарищу стул и книжку). С одной стороны это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд - ребенок лишается коллектива (своего детского), наказуемый (это может самое главное) не может отойти покурить. В общем больше полдня никто не выдерживал, хотя сперва были полны энтузиазизма - просто, можно сказать, были рада что отделались таким пустяковым наказанием, но это наказание оказывалось очень действенным. Но стоит еще раз сказать, что это наказание требует значительных усилий от вожатого - вожатый должен быть уверен, в том, что он сможет удержать своего "лучшего друга" возле себя.

Общие правила.

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнения "наказывать или "не наказывать", не наказывайте. Никакой "профилактики" на всякий случай.

3. Наказание не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды, никогда не отнимайте подаренного Вами или кем бы то ни было - никогда.

4. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.

5. Наказание должно быть без унижения. Что бы ни было, какая ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил.

6. Ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону.

Важно:

Ø Проявлять терпение

Ø Объяснить причину

Ø Выслушать обе стороны

Ø Нельзя наказывать: за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от вашей точку зрения.

Ø В наказании и поощрении необходима своевременность. Наказывать мгновенно и справедливо.

Ø Если «сцепились» двое наказать следует обоих, т.к. не бывает одного виновного. Если «достанется» обоим – обиженных не будет, все останутся довольны.

Ø Маленьких детей вообще наказывать не имеет смысла, им необходимо только все объяснять.

Ø При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что накажут не только его, но еще и вожатого.

Ø Взрослым детям можно дать возможность выбрать наказание самим. Сказать, например: «Ну и чего вы заслуживаете после такого?» (предварительно «раздуть», преувеличить их поступок).

Ø Если ребенок жалуется родителям, то им необходимо объяснить мотив наказания, рассказать всю ситуацию и роль в ней «наказанного». («В целях воспитания и предупреждения подобного рода происшествий было необходимо поступить … и наказать…»).

Ø Необходимо в начале смены установит четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.

Ø Необходимо создать себе такой авторитет, чтобы обида вожатого была для ребенка худшим наказанием.

Ø Наказывать детей должен только вожатый (ни директор, ни старшие воспитатели), т.к. именно вожатый непосредственно работает с детьми, а не администрация.

Ø Правила, ограничения обязательно должны присутствовать в жизни ребенка. Но их не должно быть слишком много, они должны быть гибкими.

Ø Тон, которым сообщено требование или запрет, должен быть скорее дружески-разъяснительным, чем повелительным.

Ø Наказывая ребенка, правильнее лишать его приятного, чем делать плохое.

Наказание ребёнка — одна из самых сложных задач вожатской практики, ибо само по себе входит в конфликт с "идеей вожатства", как таковой. Вообще говоря, детей наказывать нельзя. Вожатый наказывает ребёнка, как правило, за свои собственные проступки. Например, если ребёнок ушёл за территорию лагеря, то вина вожатого может заключаться в том, что он либо не предупредил ребёнка о том, что за территорию выходить нельзя, либо не проконтролировал, чем занят ребёнок, либо не сумел занять ребёнка чем-то интересным, чтобы ребёнку не захотелось вообще куда-нибудь уходить. Особенно это относится к вожатому, который наказывает весь отряд или палату. Если дети не хотят спать и шумят после отбоя, значит, вожатый не проследил, что они играли перед сном в эмоциональные игры, не заметил, что у них в палате бегает ёжик или просто поленился почитать им на ночь интересную книгу.

Однако мы с вами понимаем, что идеальных людей не бывает, да и дети порой не всегда должным образом реагируют на замечания вожатого. Поэтому иногда детей всё-таки приходится наказывать.

Надо отметить, что наказать ребёнка без предупреждения можно только в случаях серьёзных провинностей, в остальных случаях ребёнка следует предупредить о том, что если он не прекратит своих действий, то будет наказан. Во многих случаях угроза наказания является более эффективной формой воздействия на ребёнка, чем само наказание, особенно, если ребёнку не сказать какое именно наказание последует за его действия.

Наказывая ребёнка или предупреждая о наказании надо соблюдать несколько правил:

Ø Мера наказания должна соответствовать совершенному проступку (бессмысленно выгонять ребёнка из лагеря за то, что он на две минуты опоздал на обед);

Ø Нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вы не сможете применить;

Ø Нельзя применять к ребёнку наказание, которое он не в состоянии выполнить;

Ø Если на предупреждение о наказании ребёнок не отреагировал, то его необходимо наказать обещанным образом и при этом проконтролировать выполнение наказания;

Ø Выбирая наказание ребёнку, можно учитывать его интересы и ценности (ребёнок очень любит ходить на дискотеки или с отрядом в лес, участвовать в различных представлениях, не любит рано ложится спать и так далее);

Ø За один проступок наказывают один раз. То есть наказывать должен один человек за конкретное нарушение, а не все по очереди (вожатый, напарник, начальник лагеря…)

Ø Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).

Ø Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало

Ø Ребенок должен бояться не наказания, а вашего огорчения

Ø Если провинился случайно или не знал, что поступает плохо, не наказывать

 

И все-таки, какие наказания можно применять к ребёнку? В зависимости от совершённого ребёнком проступка, его можно не пустить на дискотеку, не взять с отрядом на прогулку, не разрешить участвовать в интересной игре или представлении. Но в этих случаях надо всегда контролировать, чем же ребёнок будет заниматься, чтобы он от скуки не натворил глупостей.

Есть такое специфическое наказание, как лишение вожатской любви, т.е. можно обидеться на ребёнка, специально не уделять ему внимания, не разговаривать с ним, не обращаться к нему с просьбами и не поручать никаких дел (в особенности, если раньше ему оказывалось много доверия), показав тем самым, что ребёнок доверие вожатого потерял. Но в этом случае надо учитывать, что на детей не следует так обижаться в начале смены, когда дети к вожатому ещё не сильно привыкли, а также злоупотреблять этим видом наказания, то есть применять его слишком часто редко (ну, скажем, 1 раз за смену) и только если у вас есть соответствующий авторитет. Вы как бы начинаете относиться к нему прохладно, не замечать. Иногда это действует очень сильно. Естественно, такой «сеанс холода» должен закончиться прощением, когда ребёнок всё осознает. Это наказание можно применять и ко всему отряду.

Можно заставить ребёнка написать объяснительную записку на имя старшего вожатого или директора лагеря о совершённом им поступке. При этом ребенок описывает как само действие, так и причину, побудившую его к этому действию. Когда ребёнок будет описывать свой поступок на бумаге, он более глубоко задумается о своих действиях, тем более что он объясняется такому уважаемому человеку, как старший вожатый или администратор. Сам процесс иногда действует, как взгляд удава на кролика. Объяснительная имеет и воспитательный смысл: она заставляет ребёнка осознать, что же он сделал, и почему он неправ.

Можно также в качестве наказания пригласить ребёнка на индивидуальную беседу со старшим вожатым или администратором лагеря. Но это будет уже крайняя мера, так как таким образом вы расписываетесь в собственной беспомощности.

У вас уже записаны правила отряда и висят на видном месте? Отлично!

При первом же, желательно самом мелком конфликте, нарушении или недоразумении, дополните правила списком возможных наказаний за проступки, приемлемых в вашем отряде. Соберитесь вместе, выслушайте тонну бредовых предложений о наказаниях, объясните заодно почему те или иные способы вообще нельзя применять к людям потому что они задевают достоинство. А варианты приемлемые запишите. Какие могут быть?

Да вот из того же «нежелательного списка», только с подачи детей:

ü - бардак в комнате равен уборке территории и выносу мусора

ü - «словесные баталии» с явно нецензурными эпитетами равны разучиванию детских песенок и выступлению перед отрядом с художественной программой

ü - мелкая порча имущества равна починке испорченного + еще всегда найдется какое-нибудь творческое задание на пользу отряда.

Запишите все эти мелкие проступки со слов ваших детей (они подскажут, у них опыт) и пусть сами придумают равные по уровню действия - «оправдания»

А что касается крупных, серьезных нарушений, ссылайтесь на правила лагеря и сразу дайте понять, что во-первых, это очень серьезно и вообще неприемлемо для вашего прекрасного отряда, а во-вторых, отвечать будете лично вы: материально и морально. Дети обычно жалеют любимых вожатых и не дают им «умереть с голоду на рудниках», отрабатывая детские провинности.

Общее правило звучит где-то так: «Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя», но также есть и правило «Отсутствие наказания за осознанный проступок порождает вседозволенность». В любом случае, перед вожатым ставится задача, чтоб провинившийся согласился со справедливостью наказания, лучше если сам себе его и придумает. Еще хорошо придумывать интересные и полезные наказания. Вот, например, если от ребенка вы услышали нецензурную брань, вы ему объясняете, что в русском языке полно красивых слов, даете бумажечку, он садится в беседочку, обычно привлекает друзей-помощников, и пишет сочинение. Обратите внимание, что все слова в нем должны начинаться на ту букву, на которое это нецензурное слово начиналось. Если какой-нибудь мальчик говорил девочке обидные слова, то вечером того же дня он должен прочитать стих о любви (или просто красивый стих, если это принципиально) ей при всем отряде.

Можно попробовать, если это допустимо в конкретной ситуации, заместить наказание на другое воздействие, адекватное возрасту, полу, “преступлению” и интересам ребенка. Например:)

· Нудная лекция об устройстве двигателя внутреннего сгорания девочке 15 лет в течение 20 минут.

· Отбой на час раньше (Но тогда должно быть не только наказание. но и поощрение, например отбой на час позже и т.п.)

· Изучение мировой фантастики от братьев Стругацких детям 9-10 лет.

· Нарушителя заставить сделать змейку из обёрток от конфет или любое другое занятие, требующее внимания ребенка достаточно продолжительное время. Данное нехитрое мероприятие даёт время ребёнку обдумать своё поведение и раскаяться в своих поступках. Нераскаявшемуся ребёнку предлагается вторая попытка.

· Занимательное чтение. Это наказание развивает культурную сферу ребёнка. Как приятно иногда по вечерам послушать, например, чтение классики вслух. Например, дети могут познакомиться с "Анной Карениной". Они узнают не только трагедию жизни Анны, но и поймут, как опасно переходить железнодорожные пути в неподходящем месте. Этот приём можно использовать также для укладывания детей спать. Как оказалось, чтение университетских лекций в течение 20 минут оказывает потрясающее усыпляющее влияние на всю аудит... э, то есть детскую палату.

· Написать сочинение, например, на тему "Почему для оформления пола использовались плитки коричневого цвета"

· Доброе дело. Для данного наказания лучше всего использовать группу провинившихся детей. Им предлагается разучить песню или отрепетировать какую-нибудь сценку. В общем, подготовить развлекательную программу и отправиться в гости к соседнему отряду.

· Написать письмо маме, папе, бабушке, дедушке о своём поведении. Да еще и сидеть с ним рядом, подсказывать, чего он там забыл и язвительно комментировать!

· Грамотно и культурно общаться - одно из правил лагеря. Ребёнку, употребляющему нецензурную лексику, предлагается написать письмо своей маме. Его задачей является описать жизнь лагеря и своего отряда, используя всю ту нецензурщину, что вы слышали от него.

· Помывка рук. Отличное наказание для столовой. Оказывается, мытье рук в течение 20 минут, успокаивающе действует на ребенка.

 

Важно также разделять мелкие «несущественные» проступки и серьезные нарушения режима пребывания в лагере, которые могут приводить к прекращению участия в программе.

К существенным нарушениям относятся:

· Курение

· Употребление и хранение спиртных напитков, наркотических средств

· Использование пиротехнической продукции

· Оскорбление, унижение чести и достоинства участников смены

· Иные действия, представляющие угрозу жизни и здоровью как участников программы и персонала, так и самого ребенка.

 

Не берите на себя ответственность за определения тяжести нарушения. Ведь иногда последствия могут быть гораздо серьезнее, чем сам проступок. О любые проблемах, конфликтных или предконфликтных ситуациях в отряде, нарушении условий пребывания конкретного ребенка обязательно следует сообщить старшему воспитателю или администратору заезда.

 


КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ

Увы, но поводом для разговора с родителями чаще всего бывают претензии - или ваши или их:

· У моего сына пропали резиновые сапоги, а он их поставил в сушилку по вашему совету.

· Ваша девочка в последние дни ничего не ест, зато постоянно ходит с конфетами, которые вы привозите в таком количестве.

· Моего мальчика в палате обижают. Он мне ничего не говорит, но я это чувствую.

· Вчера ваш внук опять ушёл без разрешения в лес, а когда я сделал ему замечание, он стал кричать, что уедет из этого «дурацкого лагеря».

· Дочка сказала, что вы не разрешаете смотреть «Дом-2», а она ведь за все эти годы ни одной передачи не пропустила.

· У вашего сына непонятная склонность заглядывать в чужие тумбочки и таскать оттуда всякие сладости...

Вести разговор, за которым стоит одна из этих или сотен других претензий, очень непросто. Это своего рода дипломатическое искусство. И уж если такой разговор вам предстоит - азы этого дипломатического искусства вам надо знать:

Ø Не ведите разговор стоя - это очень неудобно. Предложите присесть или пройтись по территории лагеря. Во время разговора не держите руки в карманах, а также не чешите и не ковыряйте в носу.

Ø Постарайтесь говорить с родителями «на равных». Не допускайте как снисходительно-покровительственного тона, так и заискивающего, подобострастного. Скажите себе: «Я - взрослый человек. Я уважаю себя сам и прошу уважения к себе со стороны других».

Ø Не занимайте «оборонительную позицию». Не пытайтесь защищаться и оправдываться - это будет свидетельством вашей вины, а её на самом деле может и не быть.

Ø Не занимайте «наступательную позицию». Не пытайтесь навязать свою точку зрения и убеждать родителей, что они не правы. Это ещё никому не удавалось.

Ø В первые же секунды беседы выясните имя и отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя - чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора, придерживаясь русской традиции, обращайтесь к нему именно так.

Ø Найдите во внешнем облике родителей какую-то «красивую деталь»: благородная седина, мужественные морщины, красивые зубы, умелая косметика, изящные серы и в ушах, - и постарайтесь на этой понравившейся детали сосредоточить своё внимание.

Ø Если вам надо сделать замечание по поводу ребёнка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета...», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится...», или: «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь...»

Ø Если разговор начали родители и сразу же начали высказывать вам замечания, то выслушайте их внимательно и терпеливо, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и без лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный...)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в домашней жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема уже исчезла.

Ø Если нет возможности свести разговор к шутке или переключить внимание на иные темы, то попытайтесь решить проблему совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над ситуацией родителей:

«Как вы думаете, может быть, лучше...»

«Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете...»

«А как вы относитесь, если мы поступим так...»

Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать своё мнение - выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

ü Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще и не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.

ü Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?...», или «Если честно, мне ваша дочь очень симпатична...», или «У вас такой хороший ребёнок, я бы хотел иметь такого сына...». Комплименты родителям по поводу их детей говорят редко, между тем, слышать их всегда приятно.

Доставьте родителям напоследок несколько приятных секунд.

Эти советы предполагают тот случай, когда родители настроены на скандал или, по крайней мере, на «выяснение позиций». Если же они подошли к вам или встретили вас с доброжелательной улыбкой и ожиданием конструктивного решения проблемы, то ответь­те им тем же. У вас может получиться глубокий, приятный разговор интеллигентных лю­дей, после которого вы расстанетесь с чувством глубокого уважения друг к другу. Не стесняйтесь об этом так и сказать: Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо вам!»

Говорить «спасибо» родителям желательно после каждого разговора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...