В деловом общении действует правило героев А. Гайдара Чука и Гека: «Спросит мама про телеграмму — скажем. А не спросит...».
При собеседовании важно, чтобы сложился образ: профессионал, оптимист, энергичный, здоровый, коммуникабельный человек. Уходя, нужно обязательно поблагодарить за внимание и потраченное на вас время и спросить, когда и как узнать о результатах собеседования. Среди отрицательных факторов, мешающих успеху при приеме на работу, называют: нехватку знаний по специальности, отсутствие интереса к компании, выраженное нежелание учиться, неудовлетворительный внешний вид, неумение изъясняться, незнание этикета, отсутствие плана карьеры и др. (в том числе называют низкую успеваемость во время учебы). Разновидностью деловой беседы является телефонный разговор. Он занимает в жизни человека большое и важное место. На телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени. И если человек не владеет культурой телефонного общения, то это существенно влияет на его авторитет. Телефонный разговор - самый быстрый и простой способ установить контакт. Каждый разговор в среднем длится от 3 до 5 минут, т.е. требуется вести короткий разговор, мгновенно перестраиваться, помнить об отсутствии, визуального контакта, помнить, что анализируется голос и манера передачи информации, владение речевой культурой. Структура телефонного разговора такова: ¯ взаимные представления (10-20 сек.), ¯ введение собеседника в курс дела (40 сек.), ¯ обсуждение ситуации (100 сек.), ¯ заключительное слово (20 сек.) Говорить по телефону нужно вежливо, спокойным ровным голосом, без амбиций и эмоций, без излишних пауз и слов-паразитов. Речь должна быть точной, краткой, понятной. Если связь прервалась, то ее возобновляет звонивший. Важная информация обязательно записывается. По этикету разговор завершает его инициатор. Но если разговор затянулся, можно сказать фразу: «Думаю, мы выяснили основные детали...» или «Мне было приятно обсудить все детали нашего сотрудничества...».
Исследователи утверждают, что человек принимает решение о продолжении разговора в первые 4 секунды. Поэтому начало беседы по телефону – очень важный момент. Специалисты советуют: прежде чем начинать разговор по телефону, нужно настроиться доброжелательно, улыбнуться. В основной момент телефонной беседы, при попытке партнера завершить беседу, нужно указать на нечто, представляющее интерес для него. Надо не только заинтересовать собеседника, но и удачно завершить разговор, даже если цель не была достигнута: «До свиданья, был рад общению с вами. Надеюсь на дальнейшие встречи». Не рекомендуется звонить домой до 9 часов утра и после 22 часов, не принято звонить домой незнакомым людям. Если все же обстоятельства вынуждают сделать это, то в этом случае необходима рекомендация или обращение к авторитету. Кроме деловых бесед, широко распространены деловые совещания, т.е. общепринятая форма делового общения группы людей по обсуждению и решению коммерческих или производственных вопросов. Коммуникантами становятся лидер и участники совещания. Разновидности совещания – конференции, съезды, собрания, семинары. Все они требуют выработки и принятия каких-либо решений. Неудачное совещание может вызвать большие материальные потери. Поэтому совещание должно быть тщательно спланировано. Подготовка включает: { определение темы совещания, { формирование повестки дня, { выбор времени, места, { определение состава участников, { регламента, { подготовку руководителя, { подготовку доклада, отчета, проекта решения. Оптимальное число участников совещания – 6-7 человек. Длительность его не должна превышать 1,5-2 часов. Обсуждение вопросов на совещании находит свое отражение в протоколе.
Существуют два стиля ведения совещания: § авторитарный, § демократичный (дипломатический). Дипломатический предполагает учет мнения всех участников и принятие компромиссных решений. Выбор стиля зависит от конкретной ситуации, и любой из них может быть эффективен. Презентация (лат. представление, предъявление) в настоящее время – один из самых модных и часто встречающихся видов коммуникации. Презентации помогают привлечь внимание, приобрести известность, продемонстрировать инициативность, проявить себя, продвинуть товары или услуги на рынок. Они делятся на внешние и внутренние, бывают продвигающими и информационными, публичными и камерными. Презентация обычно проходит в течение 1,5-2 часов, наиболее удобное время – с 15 до 16 час. Во время презентации могут вручаться подарки, показываются фильмы. Для презентации характерны: ¯ строгая регламентированность, ¯ четкая организация, ¯ тщательная подготовленность, ¯ жесткое структурирование речей. В деловой коммуникации учитываются национальные стили. Например, на переговорах с американской делегацией нужно четко указать, кто вы, что делаете, почему им выгодно иметь с вами дело. Английский стиль характеризуется прагматизмом, умением избегать острых углов. Англичанам свойствен ритуал общения. Вначале, например, говорят о погоде, спорте. Они ценят нравственные качества, дружеские отношения. Ведя переговоры с немецкими партнерами, надо помнить, что они любят точность, регламентацию, прорабатывают все детали. Японская сторона старается избежать конфронтации. Чем серьезнее разбираемые вопросы, тем больше внимания уделяется второстепенным деталям. Они уделяют много внимания личным отношениям и всячески демонстрируют понимание, что можно принять за согласие. Китайский стиль ориентирован на людей с более высоким статусом. Они выделяют людей, которые выражают симпатии их стороне. Они, как правило, первыми открывают свои намерения. Итак, главным в деловой коммуникации является возможность добиться результата, учитывая взаимный интерес, используя различные приемы и методы. Очень важно учитывать речевые тактики и речевую культуру собеседников, учиться искусству ведения деловой коммуникации, также необходимо знать речевые формулы, используемые в беседе, переговорах и других видах общения.
Использованная литература 1. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 90 – 111). 2. Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи: конспект лекций / М.Ю.Сидорова, В.С.Савельев. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007 - 208 с. (стр. 162-170).
ВОПРОСЫ для самопроверки. ? Каковы условия успешной деловой коммуникации? ? Существуют ли национальные особенности делового общения? ? Какие требования выдвигаются к устной речи делового человека? ? Как создать благоприятный психологический климат при деловом общении? ? Какие виды делового общения представляют для вас наибольшую трудность? ? Что нового вы узнали из предложенного материала? ? Каким практическим советам вы собираетесь следовать?
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Представьте себе, что Вы - председатель благотворительного фонда. Напишите правила делового общения для своих подчиненных. Задание 2. Узнайте у своих родных, друзей, какую геометрическую фигуру они предпочитают. Опишите типологию личности каждого из опрошенных, опираясь на данные американского психолога С. Деллингера. Задание 3. Составьте развернутый план презентации новой книги. Сформулируйте различные виды вопросов к автору книги. Задание 4. Сформулируйте различного вида вопросы. Какие вопросы труднее формулировать? Почему?
ТЕСТЫ
a) автобиографии b) резюме c) доверенности d) заявлению
a) доверенности
b) заявлению c) автобиографии d) резюме
a) о своей трудоспособности b) о наличии научного руководителя c) об образовании d) о наличии публикаций
a) Просим Вас принять участие в … b) Милости просим на нашу конференцию … c) Приглашаем Вас принять участие в … d) Рады пригласить Вас на …
a) Довожу до вашего сведения, что… b) Докладываю вам, что… c) Сообщаю вам, что… d) Извещаю вас о том, что…
a) В целях увеличения товарооборота b) В связи с завершением работ по c) В соответствии с письмом заказчика d) Приказываю создать комиссию в составе
a) По причине задержки оплаты b) В целях обмена опытом направляем в ваш адрес c) Обращаемся к Вам с просьбой d) Напоминаем Вам, что срок соглашения истекает
a) Согласно постановлению правительства b) В связи с проведением совместных работ c) В целях согласования спорных вопросов d) Организация уведомляет Вас о том, что
a) Об оказании материальной помощи студентам из малоимущих семей b) О продлении срока сессии c) Создание кафедры в составе Гуманитарного института d) О внедрении в учебный процесс новых информационных технологий
a) обращение и вводную часть b) основную часть c) заключение d) наименование вида документа
a) наименование организации b) почтовый адрес c) номера факсов d) заголовок к тексту
a) передача информации b) провокация c) аргументирование d) принятие решения
a) Нам необходимо обсудить следующие вопросы. b) Я разделяю вашу точку зрения. c) Ваши условия нас устраивают. d) Вы будете довольны принятым решением.
a) Вы будете довольны принятым решением. b) Нам необходимо обсудить следующие вопросы. c) Нам не совсем понятны ваши претензии. d) Ваши условия нас устраивают.
a) Ничего страшного b) Всё в порядке c) Надеюсь, мы поняли друг друга d) Ну что с тобой поделаешь!
a) Прошу предоставить творческий отпуск для завершения работы. b) Прошу предоставить отчет по результатам проверки работы кафедр до 1 июня. c) Согласно графика учебного процесса производственную практику студенты будут проходить с 10 октября по 10 ноября. d) Программа конференции и информация по срокам ее проведения будет выслана дополнительно.
a) Ректору университета…. b) Замдекана факультета… c) Завкафедры физики… d) Главному бухгалтеру….
a) Приветствую Вас… b) Здравствуйте! c) Доброе утро! d) Добрый день!
a) Уважаемый Иван Иванович! Выражаю Вам искреннюю благодарность за оказанную мне поддержку. b) Дорогой Вы мой Иван Иванович! Большое спасибо Вам за неоценимую помощь, которую Вы мне оказали при написании моей научной работы. c) Разрешите выразить Вам искреннюю благодарность! d) Самые добрые слова благодарности я хочу сказать моему научному руководителю.
a) Господа банкиры! b) Господа предприниматели! c) Господа безработные! d) Господин губернатор! Темы 9-10.Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля. Публичная речь. Законы построения публичного выступления
Читайте также: Аллеи Героев в городе Волгоград. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|