Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека 2 глава




* См.: Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды // Человек как предмет познания в 2-х томах. Том 1. М.. Т.1. С. 117.

 

Состояние "акме" можно соотнести с том, что в литературе называют "интенсивностью бытия"*.

* Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987. С. 103.

 

"Акме" в профессиональном развитии может не совпадать по времени с "акме", достигаемыми человеком как индивидом, как личностью (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев). "Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).

 

Виды профессионального "акме"

 

Каждый человек в течение жизни может достигать профессиональных "акме" разной степени общественной и личностной значимости.

Общественно и объективно значимые профессиональные "акме" – это высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, признанный профессиональным сообществом как социально приемлемый результат, заметно превышающий нормативный уровень. Такого рода результаты труда означают обычно уровень профессионального мастерства и переход от него к уровню профессионального творчества, когда человек выходит за пределы профессионального опыта, включая в профессиональную деятельность новые задачи, новые приемы и технологии, достигает принципиально новых профессиональных результатов, вносит свой индивидуальный творческий вклад в опыт профессии. Общественно значимые профессиональные "акме" могут представлять собой выдающиеся достижения (теоретические концепции и открытия) или включать отдельные творческие находки, передовой опыт новатора. У человека наряду с крупными достижениями могут иметь место и спады, паузы в творчестве, низкие результаты, слабые места в деятельности, но о профессионалах судят обычно по тем наивысшим результатам, которые они достигали.

Личностные, субъективно значимые профессиональные "акме"– это достаточно высокий уровень профессиональных достижений конкретного человека, заметно превышающий ранее достигаемые им результаты. Эти достижения порой незаметны для профессионального сообщества и не признаны им, но осознаются и оцениваются самим человеком как максимально возможный для него в данный отрезок времени уровень профессионализма.

Индивидуальные субъективно значимые профессиональные "акме" означают мобилизацию усилий человека, победу над собой, превышение человеком своих предыдущих профессиональных результатов, достижение нового для себя уровня профессионализма, способность человека придать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер. Хотя субъективно значимые профессиональные "акме" не всегда признаются профессиональным сообществом как важные для профессии достижения, тем не менее для конкретного человека небезразлично, как сообщество оценивает его возможности к новым успехам и подъемам в труде ("я уже прошел свой пик и рано или поздно об этом все узнают", – сказал о себе специалист).

Таким образом, показателями общественно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, заметно превышающие результаты высоких профессионалов в данной области. Показателями субъективно и личностно значимого профессионального "акме" являются профессиональные достижения, превышающие предыдущие результаты в труде данного человека. Эти виды профессиональных "акме" могут не совпадать. Наличие субъективно значимого "акме" не всегда признается социумом как объективно важные достижения. Признание успехов данного человека выдающимися, объективно значимыми не означает, что человек достиг своего субъективного максимума и "акме".

Профессиональные "акме" могут различаться по числу их вершин, пиков, подъемов.

Возможны:

- большое "акме" как главное достижение всей жизни человека, пик профессиональных результатов, как уровень, превышающий все ранее достигнутые конкретным человеком показатели успеха в профессии (это "акме" называют одновершинным);

- малые "акме" как неоднократные профессиональные достижения конкретного человека – предшествующие большому "акме", следующие за ним или заменяющие его (эти "акме" называют многовершинным).

Профессиональные "акме" могут отличаться друг от друга:

- по разной временной длительности и временным границам, охватывая дни, недели, месяцы, реже – годы;

- по масштабности, "калибру" (А.А. Бодалев), включая одну или несколько видов профессиональной и социальной деятельности человека.

Профессиональные "акме" различны по своему месту в общем ходе профессионального развития:

- профессиональные "акме" могут следовать за периодом спада, застоя (что может означать период скрытого развития) или за периодом стабилизации, плато в развитии;

- профессиональные "акме" могут сами приводить к спаду, опустошенности, истощенности, кризису в развитии;

– профессиональные "акме" могут стать основой новых "акме", подъемов, инноваций.

Профессиональные "акме" могут не совпадать по своей внутренней структуре и включать:

– высокий уровень стабильных профессиональных результатов (плато), равномерно длящиеся достижения;

– несколько фаз, "скачков" резкой активизации деятельности.

 

Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности

 

При оценке наличия и характера профессионального "акме" у конкретного человека важно учитывать психологические показатели профессионализма и компетентности, сложившиеся в данной профессии и в профессиональном сообществе, а также психологические знания о профессионализме. Выявление и оценивание профессионального "акме" зависит от того, как понимается профессионализм, каковы показатели профессионализма и профессиональной компетентности, сложившиеся в данной профессии и в конкретно-историческое время.

Профессионализм – это интегральная психологическая характеристика человека труда, отражающая уровень и характер овладения человеком профессией, означающая, что человек выполняет свою трудовую деятельность на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии к настоящему времени.

Профессионализм включает обеспечение человеком высокой результативности труда, эффективное выполнение профессиональной деятельности во взаимодействии с другими людьми, наличие профессионально важных качеств личности у человека труда. Поэтому понятие "профессионализма" охватывает три стороны труда: профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала.

Профессиональная деятельность – это активность человека, направленная на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего общественным и личным, материальным и духовным потребностям. Профессиональное общение – это активность человека, направленная на установление взаимодействия и сотрудничества с другими людьми в процессе преобразования предмета труда; профессиональное общение может быть рассмотрено как одно из средств повышения эффективности профессиональной деятельности. Личность профессионала – это совокупность психических качеств, свойств, состояний человека труда, создающих возможности выполнения им профессиональной деятельности и вместе с тем изменяющихся и совершенствующихся в ходе труда.

Психологическая сущность профессионализма может быть наиболее полно раскрыта на основе анализа соотношения уровней профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности профессионала. Личность профессионала определяет ценностные ориентации, внутренний смысл, профессиональный менталитет человека труда. Профессиональная деятельность отражает результат и процесс труда, значимость ее продукта для социума, использование современных технологий. Профессиональное общение характеризует климат, атмосферу труда, во многом определяющую ее эффективность. Профессионализм конкретного человека может быть достигнут за счет высокого уровня развития у человека профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности (или их всех вместе), что лежит в основе разных видов профессиональной компетентности.

Профессиональные "акме" могут состоять в овладении человеком высокими уровнями профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности. Поэтому показатели зрелости деятельности, общения и личности человека труда могут быть рассмотрены как критерии наличия видов и форм профессиональных "акме".

Показателями эффективности профессиональной деятельности являются:

1. Результативные показатели:

- эффективность, целесообразность, соответствие результата поставленным целям;

- результативность – наличие результатов в виде изменений в предмете труда, соответствующих ГОСТу в профессии, стабильность высоких результатов;

– экономичность, минимизация затрат ресурсов, времени и сил участников;

– производительность, количество продукции в единицу времени;

– оптимальность, достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и сил;

– получение результатов и владение приемами деятельности на уровне высоких образцов, эталонов профессии (профессиональное мастерство);

– постановка новых задач, нахождение нестандартных технологий, получение принципиально нового продукта, выход за пределы сложившегося профессионального опыта (профессиональное творчество).

2. Процессуальные показатели:

– разнообразие задач профессиональной деятельности;

– использование социально приемлемых и гибких технологий;

– сформированность субъекта профессиональной деятельности (способность человека ставить цели, осознавать, регулировать деятельность);

– отсутствие деформаций в профессиональной деятельности (пропусков целей, звеньев и операций);

– опора на прошлый опыт, накопленный в профессии и лично человеком;

– владение конкретными видами деятельности (специализация);

– владение несколькими смежными видами деятельности (универсализация);

– владение знаниями, умениями, навыками в профессии на уровне требований к уровням квалификации, разрядам и категориям, выработанным в профессии (квалификация).

Критериями наличия общественно значимого "акме" в профессиональной деятельности является достижение результатов в профессии, обративших на себя внимание коллег-профессионалов. Критериями субъективно значимого "акме" в профессиональной деятельности являются индивидуальные успехи человека, обозначающие для него лично превышение своих предыдущих результатов и достижение максимально возможного для данного момента результата.

У одной группы работников профессиональные "акме" складываются в деятельности и проявляются в результативности, целесообразности, технологичности труда, в соответствии результата социальному заказу, что обеспечивает деятельностную профессиональную компетентность человека.

У другой группы работников профессиональные достижения и соответственно профессиональные "акме" более заметны в сфере социальных отношений в профессиональной сфере, в умении получать высокие результаты в труде на основе высоких уровней профессионального общения, что определяет общенческую компетентность этих специалистов.

Показателями развитости профессионального общения являются:

- возрастание результативности профессиональной деятельности при ее совместном, коллективном выполнении;

- наличие высокопродуктивной профессиональной деятельности в профессиональном сообществе, владение приемами работы "в команде";

- проектирование новой профессиональной среды, создание новых форм делового и творческого общения;

- обеспечение взаимопознания, взаимопонимания, взаимокоррекции в совместной трудовой деятельности;

- создание условий для мобилизации резервов психического развития участников совместной деятельности;

- рациональное распределение функций и ролей в совместной трудовой деятельности;

- использование широкого спектра коммуникативных техник, исключающих манипулирование другими лицами;

- бесконфликтное сотрудничество с коллегами;

- изучение в ходе труда другого человека, сопереживание ему;

- анализ накопленных в профессиональном опыте других людей способов эффективного получения результата;

- учет интересов потребителей, результатов профессиональной деятельности и формирование новых потребностей потребителя в результатах труда (маркетинг);

- обеспечение положительного психологического климата в профессиональной деятельности, создание психологического благополучия, взаимоудовлетворенности участников совместной деятельности;

- конкурентоспособность как умение выделить лучшие эталоны трудовой деятельности и стремление превзойти их, представливание результатов своей деятельности (или результатов деятельности организации) на рынке труда;

– соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде.

"Акме" в профессиональном общении может состоять в описанных способностях, а также в умениях объединять коллег-профессионалов для решения нового круга задач профессиональной деятельности, в создании разного рода эффективных профессиональных сообществ.

Показателями зрелости личности профессионала могут выступать:

– понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;

– способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;

– проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и следовать ему;

– максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсация;

– выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетания профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека;

– адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению;

– способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия;

– умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки;

– способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу;

– использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;

– способность к выработке индивидуального профессионального оптимума;

- осведомленность о мире профессий и необходимых качествах личности;

- осознание многовершинности своего профессионального развития, возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности и общения;

- близость к профессиональному типу личности и сочетанию профессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности;

- отсутствие личностных деформаций;

- владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма, составления акмеограммы.

Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые акме в развитии личности профессионала является умение человека обеспечить наличие прогрессивного, восходящего вектора в своем развитии, преобладание его над регрессивным вектором.

Высокие уровни сформированности у человека труда профессиональной деятельности, профессионального общения, личности профессионала создают основу для развития разных сфер и видов профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность – это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью (Ю.Скжипчак)*.

* См.: Профессиональные компетенции учителей взрослых людей: Материалы конференции. М., 2000

 

Могут быть выделены группы профессиональной компетентности (компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.

Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды:

- специальная (знание своего дела);

– технологическая;

– субъектная;

– профессиологическая (осведомленность в мире профессий);

– правовая;

– экономическая и т. д.

Компетентность в профессиональном общении и ее виды:

– коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству);

– социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека);

– дифференциально-психологическая;

– диагностическая (способность к изучению другого человека);

– этическая;

– эмпатийная;

– межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам);

– конфликтная и др.

Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды:

– психологическая (умение изучать другого человека);

– индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя);

– культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности),

– рефлексивная и др.

Профессиональные "акме" возникают вначале в границах профессионализма и компетентности, сложившихся в профессии в данное историческое время. Позднее могут достигаться более высокие уровни профессионального акме, означающие профессиональное творчество, выход за пределы опыта профессии, обогащение ее новыми задачами, способами и результатами.

В ходе профессионализации человек может достигать разнообразных профессиональных "акме". Важным средством оценивания и стимулирования профессиональных акме являются профессиограмма и акмеограмма. При этом профессиональные достижения, проявляющиеся в профессиональном мастерстве и творчестве, удобно анализировать и оценивать с помощью профессиограммы, а профессиональные достижения, означающие творчество человека по отношению к самому себе - с помощью акмеограммы.

Профессиограмма – это документ, в котором зафиксированы требования к профессиональной деятельности и к личности специалиста, необходимые для достижения человеком общественно заданного результата, социально приемлемого качества продукта труда. В профессиограмме раскрываются необходимые профессиональные задачи, средства, приемы и технологии, результат труда, а также желательные качества личности работника.

Акмеограмма – это документ, в котором отражены требования к деятельности и к личности успешного специалиста. В ней отмечаются виды профессиональной деятельности и качества личности, приводящие не просто к получению человеком социально требуемого результата, но и обеспечивающие поступательное развитие и профессиональное совершенствование самого специалиста, его продвижение к высоким уровням профессионализма.

Акмеограмма может включать: цели (конечные и промежуточные); выбор модели развития; определение акмеологических технологий; возможные индивидуальные показатели профессионализма, планируемые как результаты развития.

 

Условия достижения профессионального "акме"

 

Внутренними условиями достижения профессионального акме являются: мотивация достижения; активность человека, соответствующая наибольшей продуктивности его трудового поведения; "сильное" профессиональное целеполагание и построение своего профессионального пути по восходящей его траектории; стремление человека к достижению своего максимального уровня; высокий уровень притязаний, мотивация самореализации; способность мобилизовать имеющиеся в данный момент профессиональные возможности, сконцентрироваться на цели, способность к восстановлению после больших психологических затрат, стремление к сохранению и приумножению своих достижений.

Внешними условиями появления "акме" в профессиональном развитии является благоприятная и акмеологически насыщенная профессиональная среда, побуждающая человека к раскрытию его подлинных профессиональных возможностей, а также наличие "акме" – событий, могущих стать толчком к кульминациям, "пикам" в профессиональном развитии.

Резюме

"Акме" в профессиональном развитии – это наивысшие уровни профессиональных достижений, возможные для человека на данной ступени его профессионального развития. "Акме" в профессиональном развитии выражаются в сформированности человека как субъекта профессиональной деятельности, профессионального общения, в зрелости его как личности профессионала, что, в свою очередь, означает возрастание разных видов профессиональной компетентности. Разные варианты профессиональных "акме" проявляются в заметном развитии различных видов профессиональной компетентности.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды. М.: Педагогика. Т.1.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М., Логос, 1996.

© Маркова А.К., 2002

 

3. "Акме" в контексте жизненного пути человека

План

1. Подходы к изучению жизненного пути человека.

2. Структура жизненного пути.

3. Личность как субъект жизненного пути.

4. Высшие достижения ("акме") в жизненном пути личности.

Ключевые слова: жизненный путь, жизненная позиция, жизненная линия, жизненная перспектива, смысл жизни, личность как субъект жизненного пути, стратегия жизни, "акме".

- жизненный путь – понятие, научно впервые представленное и разработанное концептуально немецким психологом Ш. Бюлер, в отечественной психологии – в философско-психологическом ключе – С.Л. Рубинштейном, в контексте человекознания – Б.Г. Ананьевым;

- необратимое время и пространство жизни человека (от рождения до смерти), в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующим своему типу личности стратегии;

- жизненная позиция – интеграл основных жизненных отношений, ценностей, достижений и обеспеченных последними жизненных и личностных возможностей;

- жизненная линия – способы связи во времени этапов (континуальный, дискретный) и направлений жизни (дивергентный, "веерный" и восходящий), характеризующие жизненное движение субъекта;

- жизненная перспектива – будущее (временная перспектива личности); различаются 3 типа в.п.: когнитивная (преимущественно сознательное планирование и структурирование будущего), мотивационная (будущее гарантируется высокой мотивацией достижения), собственно жизненная (будущее "обеспечено" различными личностными, профессиональными и другими ресурсами);

смысл жизни – субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинности-неподлинности и полноты самовыражения личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему;

личность как субъект жизни – личность достигает качества субъекта жизни, выступая ее организатором, определяя ее направление, оптимально разрешая ее противоречия и благодаря этому достигая максимальной самореализации и человеческого совершенства;

стратегия жизни – разрешение человеком жизненных противоречий и определение кардинального направления и способа жизни, соответствующего своему типу;

"акме"– (дословно) "вершина" как высший уровень развития самой личности, так и достижение высших уровней жизни.

 

Подходы к изучению жизненного пути человека

 

Первый (и наиболее ранний) идиографический подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал неповторимость личности.

Второй – (биографический), близкий к первому по своему феноменологическому описательному характеру также выявлял неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.

Третий (онтогенетический) – сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для всех людей.

Четвертый – акцентировал определяющую роль детства (и сексуальных отношений с родителями) (З. Фрейд и др.) или роль врожденной потребности самоактуализации (Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.), детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс – "индивидуальную историю" и выделяет в качестве его единиц внешние и внутренние события. Но, минуя личность, ей не удалось их связать.

Пятый – наиболее ярко представленный эпигенетической концепцией Э. Эриксона, – раскрыл особенности развития и новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение связанных с ним восьми кризисов. Однако Эриксон признает и роль психосоциальных, культурно-исторических и социальных условий, а развитие личности определяет через способы интеракции со все более расширяющимся кругом людей и контекстом жизни.

Шестой подход связан с разработкой Б.П. Ананьевым, категории "жизненного цикла", ценен стремлением соединить возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни личности. Включив последнюю в исторический контекст и события, способы воспитания и т. д., Б.ПАнаньев исследовал закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассматривал личность как систему, вписанную в социальную систему и системы социальных групп. Его подход отличается своим эмпирическим характером и введением в поле зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности имели своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни – акме, раскрытием индивидуальности как высшего уровня развития и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека, требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало). Он выделил интересные в личностном плане стадии юношеского "старта" и "финиша", достигаемого в старости.

Идеи Б.Г. Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об акме как высших ее жизненных достижениях открыли перспективу возникновения современной комплексной научной дисциплины - акмеологии. Она интегрирует все понятия индивидуального уровня бытия человека – "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект", – ставя своей задачей оптимизацию развития человека во всех качествах. Существенную роль в дальнейшем сыграло выделение им как специальных форм активности человека, понятий "субъекта деятельности", "субъекта познания", "субъекта жизненного пути". Уделив внимание развитию человека в качестве индивида, он провел принципиальное различие между биологией человека и животных, закономерности высшей нервной деятельности которых были перенесены И.П. Павловым и его последователями прямо на человека (например, вторая сигнальная система).

Седьмой подход качественно отличается от предыдущих, поскольку, во-первых, сама личность определяется не как обособленная, наличная, данная субстанционально, а континуально, т. е. в пространстве-времени жизненного пути, его противоречий и способов их решения; самовыражение и самоактуализация – две важнейшие характеристики личностной сущности. Это способ объективации личности в формах и обстоятельствах, противоречиях жизни. Иначе говоря личность есть то, что она сумела сделать из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием, вопреки жизненным обстоятельствам. Личности как развивающейся системе присущи два способа детерминации и организации – объективный, независящий от нее и субъективный, присущий ей как субъекту.

Сам жизненный путь рассматривается небезлично (согласно той или иной теоретической модели того или иного психолога), а в зависимости от личности, уровня ее активности, сознания, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать решения и организовывать время. Личность выбирает направление (сферу) жизненного пути, изменяет его направление, организует и координирует его события и ситуации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...