Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека 5 глава
* См. обзор в кн. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности
"Индивидуальные стили деятельности" – четвертое направление, разработанное отечественными психологами Е.А. Климовым. В.С. Мерлиным, Е.П. Ильиным и др. Это направление отличается от зарубежных "деятельностным", а не "личностным" подходом к детерминации стиля. Его исходными теоретическими положениями стали идеи Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, П.Я. Гальперина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.С. Мерлина о социальной обусловленности развития психики, социальной равнозначности разных биологических задатков, операциональной структуре способностей и возможности их взаимной компенсации. Особенность нашего понимания феномена "стиль" (стиль профессиональной деятельности государственных служащих, стиль руководства) состоит в том, что "стили руководителя", например, рассматриваются прежде всего как психологические системы отдельного субъекта (его когнитивный, эмоциональный, поведенческий, индивидуальный стиль деятельности), включенные в совместную профессиональную деятельность многих субъектов. Один из специфических факторов среды, определяющих своеобразие проявления стиля субъекта – управленческая структура. Но если руководитель рассматривается не как отдельный субъект – носитель определенного индивидуального стиля деятельности, по определению Е.А. Климова, – "устойчивой системы способов (деятельности)" или – в широком смысле слова - как "индивидуально-своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей... индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности"*, но как активный участник более общих социально-психологических "единиц", например "триады" (вышестоящий руководитель – руководитель – подчиненный, нижестоящий руководитель), многие из прежних представлений о его стиле кардинально изменяются.
* Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. Казань, 1969. С. 49.
Совместная деятельность имеет общую для ее субъектов операциональную структуру (что дано по определению и по сущности совместной деятельности) и общую мотивационно-смысловую структуру. При этом общий фонд смысловых образований, формирующийся в совместной деятельности, выступает ее регулятором и может рассматриваться в качестве критерия ее совместности. Третьей важнейшей характеристикой совместной деятельности можно назвать общность интерперсонального пространства ее взаимодействующих субъектов. Под интерперсональным пространством (социально-психологическим пространством деятельности) подразумевается собственно социально-психологический аспект ее организации: распределение ее функций, ролей субъектов, представленность одного субъекта в другом, их взаимные воздействия и "ценностные вклады", их отношения сотрудничества-конкуренции, рабочие субъективные позиции ("психологические ниши") и т. п. Итак, в широком смысле, стиль как "стиль человека" есть постоянное, довольно устойчивое, универсальное, "сквозное", целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы пассивной и активной (преобразующей) адаптации человека к среде. Стиль своеобразно проявляется в зависимости от организации внутренней ("интегральная индивидуальность") и внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействий субъектов), допускает возможность развития отдельных стилей и их взаимопереходов. Стиль обеспечивает интеграцию психической сферы человека, его взаимодействий с внешней средой (выступая "опосредствующим" звеном и одним из его поведенческих механизмов). Стиль субъекта – одновременно причина и следствие его психического развития. Выделяя такую активность человека, как деятельность, и такие особенности внешней среды, как требования профессии, можно говорить о стилях профессиональной деятельности – интегральных иерархических биполярных динамичных системах психологических средств осуществления деятельности, детерминированных не только индивидуальностью субъектов, но, прежде всего, организацией среды (компонентов деятельности и интерперсонального пространства взаимодействующих субъектов), "снимающей" некоторые детерминации индивидуальных особенностей субъектов.
Анализ проблемы стиля в целом позволяет выделить его общую иерархическую структурно-функциональную организацию: субъективно удобные условия деятельности - структуру – тип организации деятельности. Адаптация субъекта к деятельности начинается с ее неспецифических факторов (режимы работы, предпочитаемые партнеры и др.) и уже на второй ступени идет овладение ее предметными, "техническими" действиями (структурой), а наиболее тонкое и полное уравновешивание, согласование индивидуальности и внешних требований происходит на третьей ступени. Однако предметом отдельных исследований стиля субъекта обычно становятся лишь характеристики одного из трех иерархических уровней (например, "стиль принятия решений", "стиль общения" и т. п.), что и определяет ограниченность объяснения данного феномена. Анализ проблемы стиля в психологии в целом и разных стилевых подходов дает достаточные основания для их первоначальной классификации использовать аналогичные "координаты": а) "структурированность внешней среды" и б) "субъект-объектные"/"субъект–субъектные" отношения, или "деятельность/взаимодействия"*. При таком подходе все многообразие стилей можно распределить в системе двух вышеназванных координат. * Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности
Обычно интегральные схемы стилей строятся иерархически. Внутренним организующим условиям стиля внимания уделяется меньше. Изучение трех важных детерминант стиля - "индивидуально-психологической", "социально-психологической" и "профессионально-технологической" – позволяет выделить вероятную общность структурно-функциональной организации разных стилей (когнитивных, эмоциональных, руководства, поведения, индивидуальных стилей жизни) как их объединяющее основание. Таким образом, в исходном многообразии можно выделять четыре основные группы стилей: "адаптации" (организации психической деятельности в определенной сфере ее проявления – когнитивной, эмоциональной, моторной и др.) – локальные системы согласования индивидуальности со специфическими внешними условиями. К ним можно отнести когнитивные стили, эмоциональные, стили действия (моторики). Эта группа стилей отражает особенности адаптации человека к среде, проявления его индивидуальности, организации его моторной, эмоциональной и когнитивной сфер); "деятельности" (строятся с учетом объективного строения среды) – системы сопряжения индивидуальности с трудовыми, профессиональными, технологическими системами. К ним относятся традиционно изучаемые "индивидуальные стили деятельности". Эта группа стилей характеризует, как человек включается в профессионально-трудовые и технологические системы; "взаимодействия" – системы сопряжения индивидуальности субъекта с социальными структурами, процессами, другими субъектами. Эти стили характеризуют особенности соучастия, взаимодействия человека с другими в социальных и социотех-нических системах (стили руководства, педагогической деятельности и т. п.); "отношения" – системы сопряжения индивидуальности с социумом, совокупностью условий жизни (подразумеваются стили жизни, поведения). Они отражают особенности восприятия человеком мира, использования его продуктов, личностные смыслы, ценности и др. Проблема стиля субъекта может и должна рассматриваться в единстве с другими стилевыми проявлениями – когнитивным, эмоциональным и психомоторным стилем, индивидуальным стилем деятельности, поведения, стилем жизни в целом, т. е. как единый стилевой цикл. При таком подходе становятся более очевидными как факторы специфической детерминации стиля, так и его специфических проявлений в индивидуальной и совместной деятельности, что значительно облегчает задачи коррекции стилей субъектов и согласования их индивидуальностей в организационных структурах.
В целом, индивидуальный стиль можно рассматривать как психологическую систему, обеспечивающую встречу человека с самим собой (как индивидом, субъектом, личностью, индивидуальностью), как оптимальное согласование индивидуальности человека с условиями (требованиями учебной или профессиональной деятельности, индивидуальностью партнеров и многими другими), как психологическую систему активной индивидуальной адаптации человека к среде в ряду разных стилевых проявлений. Обратим внимание на качественную особенность феномена "стиль", отличающую его от других психологических образований. Стиль – не "черта", не "тип", не "характеристика". Стиль есть динамичная психологическая система активной адаптации субъекта к условиям среды. В качестве внешних условий могут выступать особенности профессиональной деятельности субъекта, корпоративной культуры организации, требования вышестоящего руководства, межличностные отношения в коллективе, равно как и методики обучения или тренировки, реализуемые данным преподавателем, и многое другое. Словом, все то, что может быть объективно- или субъективно значимыми факторами для жизнедеятельности данного человека. Вероятно, разные стили представляют собой результат интегрирования более частных стилей по принципу вложенных систем. Резюме Индивидуальность в системе качеств человека занимает одно из центральных мест, выступая как интегральный феномен, своеобразно проявляющийся на разных ступенях личностной зрелости человека. Продвижение человека к вершинам его личностного и профессионального развития сопряжено с постоянными процессами интеграции, с одной стороны, индивидуально-психологических особенностей человека – с другой, интеграции его индивидуальности с совокупностью условий среды, профессиональной деятельности в частности, и формирования его индивидуального стиля (деятельности, жизнедеятельности и др.). "Деятельностная" и "поведенческая" линии развития человека взаимосвязаны; "внешние" условия проявляются через "внутренние" (С.Л. Рубинштейн). Интегрируясь и синтезируясь в "стиль", психические качества субъекта сами выступают как его новые "внутренние" условия, как новая причина дальнейшего развития личности и субъекта деятельности.
Список литературы Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1990. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М.: РАГС, 2000 Кн. 2. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000 © Толочек В.А., 2002
6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека План 1. Понятие индивидуальности. 2. Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития акме в контексте индивидуальности. 3. Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности. 4. Типологии личности и характера. 5. Виды психологических защит. 6. Типология стилей мышления. Ключевые слова: индивидуальность, аутопсихологическая компетентность, аутопсихологическая деятельность, интропсихическое (внутриличностное) пространство, индивидуально-личностный стиль, внутриличностная защита, стиль мышления. - индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость; - аутопсихологическая компетентность – готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик; - аутопсихологическая деятельность – внутриличностная деятельность, предметом которой является человек, его развитие, самосовершенствование; - интрапсихическое (внутриличностное) пространство – взаимосвязанная совокупность индивидуально-личностных характеристик человека (особенностей характера, стиля мышления, типа эмоционального реагирования, структур индивидуального бессознательного и т. д.); - индивидуально-личностный стиль – ставший привычным способ переживания и поведения, цепочка последовательно возникающих реакций на стимулы окружающей среды; - внутриличностная защита – способ разрешения конкурирующих или конфликтных взаимодействий подструктур личности за счет сохранения позитивного образа Я при любых угрожающих ему изменениях во внешнем и внутреннем мире; - стиль мышления – индивидуальные психологические особенности сбора и обработки информации.
Понятие индивидуальности
Индивидуальность человека проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей человека и определяется как своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Предпосылкой формирования индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, социального воздействия, саморазвития, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Особое место в формировании и развитии индивидуальности занимает аутопсихологическая компетентность личности, обеспечивающая не только осведомленность о собственных сильных и слабых сторонах, особенностях характера, мышления, эмоциональных реакций, но и позволяющая индивиду компенсировать негативные проявления и слабые стороны (например, людям холерического типа темперамента развить эмоциональную саморегуляцию), усовершенствовать имеющиеся способности (руководителю развить лидерский потенциал), сформировать в себе новые качества и умения. Аутопсихологическая компетентность позволяет актуализировать имеющийся у человека внутренний психологический потенциал, что способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, развитию креативности, формированию эффективных стратегий карьерного и жизненного развития.
Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала человека является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности. Изучение аутопсихологической компетентности предполагает получение ответов на ряд вопросов. Каков алгоритм познания себя, что необходимо знать о себе и в каком объеме? Определяет ли тип профессии уровень необходимой аутопсихологической компетентности? Какие существуют барьеры на пути самосовершенствования? С точки зрения достоверности и объема информации о себе можно выделить зоны "Я": открытое "Я" (я - знаю, другие -знают), скрытое "Я" (я – знаю, другие – не знают), слепое "Я" (я - не знаю, другие – знают), неизвестное "Я" (никто не знает). Аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов. Аутопсихологическая компетентность является результатом особого рода психологической деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию. Данный вид деятельности относится к классу внутриличностной деятельности. Предметом этой деятельности является человек, его развитие, самосовершенствование. Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. Непроизвольный характер проявляется в спонтанных, неконтролируемых аутопсихологических действиях, часто имеющих неосознанный и спонтанный характер. Произвольность аутопсихологических действий характеризуется осознанностью, контролируемостью, мотивируемостью. Постпроизвольная стадия в развитии аутопсихологической деятельности характеризуется наличием сформированных аутопсихологических умений и навыков, их отработанностью, внутренним контролем, т. е. внутренним интериоризированным планом деятельности. Анализ аутопсихологической компетентности в парадигме данного подхода позволит технологизировать процесс ее формирования, сделать его контролируемым и управляемым. Исходя из этого аутопсихологическая компетентность рассматривается как способность ориентироваться в интропсихическом (внутриличностном) пространстве. Обобщение полученных в ходе психолого-акмеологических исследований данных и систематизация научных акмеологических разработок позволили определить структуру самопреобразующей акмеологическолй деятельности, включающей субъекта данной деятельности – '^"-развивающееся, реализующего потребность в саморазвитии и обладающего необходимыми психологическими средствами самопомощи. В качестве объекта внутренней акмеологической самопреобразующей деятельности выступает какое-либо внутриличностное образование: часть Я-концепции (например, управленческое "Я"), индивидуальная особенность или свойство характера (управленческие, личностные качества, характеристика памяти, мышления), объективно и субъективно препятствующее эффективному протеканию жизнедеятельности человека, в том числе и в профессиональной сфере. На субъективном уровне объект акмеологической деятельности осознается как наличие внутренней проблемы, желание что-то изменить, несистематизированные попытки реализовать это желание. В качестве предмета внутренней акмеологической деятельности выступает конкретное психологическое образование, на которое направлено действие самопомощи (акмеологическое самовоздействие). Например, если это релаксирующие действия, то предметом выступает мышечная система (при аутотренинге и медитативных упражнениях).
Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
Внутренняя акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие личности, самостроительство, самопреобразование и самосозидание. Собственные подструктуры личности, психические процессы и качества становятся объектом психологической работы, что требует выполнения ряда принципиальных условий, выделенных как акмеологические компоненты деятельности: – способность видеть, чувствовать, понимать и самокритично относиться к внутренним психологическим структурам и образованиям, что возможно при развитой внутренней ролевой позиции наблюдателя – субъекта самопреобразующей деятельности – рефлексивный компонент деятельности; – способность осуществлять планирование внутренней самопреобразующей деятельности – проективный компонент; - способность осуществлять внутренний самопреобразующий диалог – интрокоммуникативный компонент; - способность осуществлять внутренние перестройки и изменения внутри личности – нейтрализовать негативные психологические образования и активизировать позитивные – конструктивный компонент; - способность наращивать арсенал внутренних психологических действий и осуществлять акмеологические самовоздействия – организаторский компонент; - способность не только корректировать, но и предотвращать неблагоприятное внутреннее психологическое развитие - прогностический компонент. Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности происходит в интропсихическом пространстве, включающем ряд интегративных параметров. Данные параметры охватывают, прежде всего, индивидуально-психологические различия – особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. Данные различия характеризуют как частные психические свойства и отдельные психические процессы (время реакции, особенности восприятия памяти, внимания, мышления, эмоциональной реакции и т. п.), так и целостные личностные образования (интересы, способности, характер). При этом аутопсихологическая компетентность включает понимание типических черт, их классификации. Например, знание типологии характера или видов мышления, памяти позволяет человеку идентифицировать (сравнить и опознать) свой индивидуальный тип характера или преобладающий стиль мышления. В данном параграфе затронем три основных класса типологических особенностей, влияющих на уровень аутопсихологической компетентности: типологии личности, классификацию защитных механизмов личности – как индивидуальных структур бессознательного и стили мышления.
Типологии личности и характера
Теоретические разработки проблемы развития характера, выделения личностных черт и тенденций связаны с целостным подходом к исследованию личности и охватывают три ее уровня. Первый из них отражает врожденные особенности, которые определяют темп психической активности, силу и подвижность психических процессов, преобладающие константные характеристики эмоциональной сферы и другие параметры, имеющие отношение к темпераменту. Второй уровень выявляет совокупность, устойчивость признаков, сформировавшихся в процессе накопления индивидуального социального опыта, которые проявляются как в виде автоматизированных компенсаторных и адаптивных механизмов, так и в сознательной деятельности индивида, в преобладающем типе социального поведения. Этот уровень ближе к тому, что называют характером человека. Третий уровень касается социальной направленности личности, иерархии ценностей индивида, его отношения к морали, вопросам совести, долга, общественно полезной деятельности. Данные уровни пересекаются и представлены в поведении личности в виде эмоционально-динамического паттерна, объединяющего одну или несколько ведущих тенденций. Ведущая тенденция представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, уходящее корнями в тип нервной деятельности, в конституционально заданные свойства нервной системы. Эта тенденция придает индивидуальную окраску стилю переживания, мышления, межличностного поведения, мотивации, типу реакции на стресс, особенностей адаптационных механизмов. Устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности – социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально-нравственных ориентиров. Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология базируется на сопоставлении контрастных свойств: интроверсия-экстраверсия, тревожность – агрессивность, лабильность – ригидность, сензитивность – спонтанность. Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы: активированность–инактивированность, лабильность – инертность, динамичность возбуждения – динамичность торможения и с типами нервной деятельности - слабым и сильным. Индивидуально-личностный стиль, ставший привычным способ переживания и поведения, цепочка последовательно возникающих реакций на стимулы окружающей среды. Стиль формирует некий личностный портрет, определяет отношение индивида к окружающему его миру. Тип реагирования в значительной степени определяется типом ВНД (высшей нервной деятельности). Отсюда деление на гипертипов (людей с высокой внешней реактивностью, но значительно меньшей рефлексивностью, т.е. внутрипсихической активностью – экстраверты, оптимисты, неконформные и стремящиеся к лидированию, эмоционально яркие личности) и гипотимов (людей внешне более пассивных и сдержанных в эмоциональных проявлениях, с напряженной интропсихической активностью – интроверты, пессимисты, зависимые и конформные личности). Дальнейшая градация предусматривает следующую типологию. Высокотревожные, неагрессивные, склонные к страхам, ориентированные на общепринятые нормы поведения, значительно зависящие от воздействия среды, мотивированные внешним влиянием – гетерономные личности. Низкотревожные, агрессивные, спонтанные, независимые от внешнего воздействия, ориентированные на собственное мнение субъективно-мотивированные личности. Промежуточные типы реагирования – смешанные: 1) лабильные (эмоционально неустойчивые общительные личности - результат смешения тревожности с экстравертированностью); 2) ригидные малообщительные – смешение эмоциональной устойчивости с интровертированностью. Установлено, что каждый тип реагирования представляет собой продолжение той индивидуально-личностной ведущей тенденции, которая базируется на типе высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. В свою очередь, сам тип реагирования представляет собой основу для формирования того или иного личностного свойства, проявляющегося как определенная черта характера и индивидуальная склонность, но в рамках все той же тенденции.
Виды психологических защит
Внутриличностная защита является вторым не менее важным внутренним параметром и предполагает диагностику и понимание личностью преобладающего типа внутриличностной защиты как способа разрешения конкурирующих или конфликтных взаимодействий подструктур личности. Главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа "Я" при любых угрожающих ему изменениях во внешнем и внутреннем мире. Функциональное назначение интропсихологической защиты и ее цель заключаются в ослаблении интропсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризованными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Выделено 16 защитных механизмов. Наиболее распространенные из них следующие. Двигательная активность – понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины. Компенсация – интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности. Отрицание – отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания. Замещение – высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции. Фантазия – бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов. Идентификация – бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой. Интеллектуализация – бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий. Проекция – бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям. Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Регрессия – возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения. Подавление -исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций или опыта и связанных с ним эмоций и др. Личности с сильно выраженными чертами характера имеют тенденцию пользоваться определенными механизмами защиты как средствами совладания с различными жизненными проблемами. Например, личность с сильным самоконтролем будет, возможно, использовать интеллектуализацию, как главный механизм совладания.
Типология стилей мышления
Стиль мышления определяется тем, каким образом человек собирает информацию и как он ее обрабатывает. Стилевые особенности мышления принадлежат к индивидуальным особенностям человека. Знание существующих типологий стилей мышления позволит определить свои особенности мышления и тем самым повысить свою аутопсихологическую компетентность. Выделяются два основных типа восприятия информации: сенсорный и интуитивный, а также два типа ее анализа и принятия решений: аналитический и нормативный. Если человек относится к сенсорному типу, то он воспринимает информацию через факты и совокупность своих ощущений, если к интуитивному – то восприятие осуществляется через идеи и образы. Люди аналитического типа обрабатывают информацию и принимают решения, основываясь на логике, а люди нормативного типа – на моральных нормах и принципах. Знание перечисленных индивидуальных особенностей, характеризующих личность, характер, особенности когнитивной сферы, а также знание внутренних неосознаваемых механизмов позволит человеку лучше понять, чем он отличается от других людей, каковы его сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности. Это приведет к совершенствованию самоуправления, развитию аутопсихологической компетентности профессионала. Резюме Итак, аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|