Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15: «Ценообразование в условиях рыночной экономики».




Вопросы для изучения:

15.1. Основы ценообразования

15.2. Порядок формирования регулируемых, свободных цен и надбавок к ценам

15.3 Ценовая политика предприятия

15.4 Методы расчета цен

 

Основы ценообразования

Цена является одной из экономических категорий, которую не может отторгнуть ни одна общественная формация, имеющая денежное обращение.

Обоснованная методика установления цены, разумная ценовая политика и последовательная реализация её являются необходимым условием эффективного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Стоимость определяется общественно необходимыми затратами труда (ОНЗТ) – затратами труда на производство продукции данной потребительной стоимости при нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне интенсивности труда.

Определение ОНЗТ – сложный и трудоемкий процесс, поэтому в практике ценообразования пользуются не стоимостью как таковой, а стоимостными стратегиями (себестоимость, прибыль, налоги).

Базой цены является себестоимость, расчет которой делают через составление калькуляции себестоимости, под которой понимают ведомость, где отражены по статьям затраты на производство и реализацию единицы продукции.

Калькуляция себестоимости в условиях рынка связана с установлением нижнего предела цены, т.е. предела, до которого может быть снижена цена в случае падения спроса на продукцию предприятия или с целью определения сегмента рынка.

Кроме себестоимости, цена включает прибыль, которая необходима для обеспечения расширенного воспроизводства. В настоящее время нормативы прибыли (рентабельность) при определении цены в большинстве случаев не установлены.

С 1992 года в цену вместо налога с оборота и налога с продаж включаются налог на добавленную стоимость, а по отдельным товарам – акциз.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

Добавленная стоимость - разница между стоимостью реализуемых товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных услуг, отнесенных на себестоимость, и издержек обращения.

НДС устанавливается в процентах к свободным ценам (без НДС, включая акциз по подакцизным товарам); к регулируемым оптовым ценам (без НДС); регулируемым розничным ценам, включающим НДС. Основные ставки НДС – 10 и 20%.

В цену отдельных товаров имеется акциз. Это, как правило, товары уровень потребления которых малоэластичен, по отношению к изменению цен, либо специфические товары (алкогольные, табачные).

Перечень подакцизных товаров постоянно меняется. С 1 февраля 1996 года он был значительно сокращен. Исключение составляет пиво, которое решением августа 1998 года отнесено к алкогольной продукции, и соответственно, облагается акцизом.

В настоящее время акцизами облагаются товары, определяемые Правительством РФ:

· Спирт (этиловый из всех видов сырья)

· Водка

· Ликероводочные изделия

· Шампанские вина

· Вино натуральное и другие алкогольные напитки

· Табачные изделия

· Ювелирные изделия

· Бензин автомобильный

· Легковые автомобили.

 

Плательщиками акциза являются предприятия изготовители. По товарам, производимым из давальческого сырья (иностранным и российским) плательщиками являются собственники сырья.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены законом РФ «Об акцизах».

По отечественным товарам они дифференцированы в пределах от 5 до 90%.

Наиболее высокие ставки на этиловый спирт.

По отечественным товарам акцизы устанавливаются в % к свободным отпускным ценам (без НДС).

Имеются особенности исчисления акцизов по продукции собственного производства, используемой для другой, не подакцизной продукции:

- продукции из давальческого сырья и других.

Структурные элементы цены: себестоимость, прибыль, налоги, акциз.

В РФ используются следующие виды цен:

· Оптовые (отпускные);

· Закупочные,

· Розничные,

· На продукцию строительства,

· Тарифы (транспортные, коммунальные, бытовые и другие).

Оптовые цены устанавливаются на промышленную продукцию.

Закупочные цены – на сельхозпродукцию.

Розничные цены – на товары народного потребления и продукцию производственно- технического назначения, реализуемой населению.

Цены различаются в зависимости от возмещения транспортных расходов.

«Франко» означает, до какого пункта пути продвижения транспортные расходы включены в состав цены.

Наибольшее распространения получили 2 вида цен франко:

- франко – станции отправления,

- франко – станции назначения.

Франко- станции отправления показывает, что в оптовую (отпускную) цену включены расходы по транспортировке только до станции отправления.

Все остальные транспортные расходы покупатель оплачивает сверх этой цены. Т.Е. покупатель заинтересован в минимизации транспортных расходов.

Франко – станция назначения показывает, что все транспортные расходы включены до станции назначения, вплоть до выгрузки товара с транспортного средства.

Имеются промежуточные виды цен франко:

- цена франко- склад поставщика,

- цена франко – вагон станции отправления,

- цена франко – вагон станции назначения.

В зависимости от порядка установления цены бывают:

- регулируемые

- свободные.

Ценообразование — это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

Установление цен включает следующие этапы:

• постановка задач ценообразования;

• определение спроса;

• определение издержек производства; анализ цен и товаров конкурентов;

выбор метода ценообразования;

установление цены.

Основными задачами ценообразования могут быть:

обеспечение выживаемости предприятия;

максимизация текущей прибыли;

завоевание лидерства на рынке;

завоевание лидерства по показателям качества.

Спрос — это количество товаров (работ, услуг), которое потребители готовы и желают приобрести по данной цене, в данный период и на определенном рынке.

Определение спроса на товар, работу или услугу зависит от его вида. Существует два вида спроса: конкурирующий (когда есть товар-заменитель) и совмещенный (когда один товар дополняет потребление другого). Во всех случаях влияют вкусы покупателей, их доходы, общее число покупателей, цена товара и инфляционные ожидания.

В связи с этим могут быть: отрицательный спрос, отсутствие спроса, нерегулярный спрос, скрытый спрос, падающий (растущий) спрос, полноценный, чрезмерный и нерациональный спрос.

Себестоимость + Прибыль = Цена изготовителя + Акциз + НДС = Цена отпускная (оптовая промышленности) с НДС

Цена отпускная (оптовая) без НДС + Посредническая надбавка (скидка) [Издержки обращения оптового посредника + Прибыль посредника] + НДС

+Издержки обращения + Прибыль торговли + НДС + Налог с продаж

 

Порядок формирования регулируемых, свободных цен и надбавок к ценам

Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство.

Методы регулирования цен:

· Установление фиксированной цены;

· Установление предельных цен,

· Установление предельного коэффициента изменения цен,

· Установление предельного уровня рентабельности,

· Декларирование цен.

Регулируемые цены устанавливаются на следующие виды товаров, продукции, услуг:

1. продукция и услуги естественных монополий.

К естественным монополиям относятся коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары/ услуги, удовлетворение спроса на которые в силу технологических особенностей производства эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами.

К продукции (услугам) естественных монополий относятся:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам,

- производство электро- и теплоэнергии и предоставление услуг по их передаче,

- железнодорожные перевозки,

- перевозки в труднодоступные регионы РФ,

- услуги транспортных терминалов морских, речных и аэропортов,

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи,

- газ природный, попутный, нефтяной,

- продукция ядерно-топливного цикла,

- продукция оборонного назначения,

- драгоценные металлы и сплавы,

- услуги ледокольного флота,

- ряд услуг для населения социальной значимости (жилые и коммунальные услуги, услуги систем водоснабжения и канализации, ритуальные услуги, перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта и т.д.).

Правительство определяет и утверждает перечень продукции и услуг, цены на которые подлежат регулированию, а также разграничивает право регулирования цен между Правительством РФ, федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъектов федерации.

Правительство РФ регулирует цены на газ, электро и теплоэнергию, драгоценные металлы и сплавы, тарифы на перевозку грузов и погрузочно- разгрузочные работы на ж/д транспорте, в портах и портовые сборы, тарифы на услуги почтовой связи и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ регулируют следующие виды цен:

· на продукцию и услуги для населения: жилье, топливо, коммунальные услуги систем водоснабжения, перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта (кроме ж/д, авиа) в городском и пригородном сообщении и другие.

· регулируют отдельные виды тарифов: ж/д транспорт в пригородном сообщении при согласовании с Министерством путей сообщения;

· тарифы на перевозки багажа и пассажиров автомобильным транспортом по внутриобластным, межобластным, республиканским маршрутам в пределах России и другие.

При нарушении государственного регулирования цен применяются санкции:

· суммы излишне полученной выручки изымаются в бюджет,

· в этом же размере берется дополнительно штраф,

· при повторном нарушении дисциплины цен штраф берется в двойном размере,

· за нарушение цен естественными монополиями штраф взымается в размере 15 тыс. МРОТ.

2. Гарантированные закупочные цены на с/х продукцию.

Такие цены ежегодно устанавливаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями объединения товаропроизводителей и покупателей.

Уровень гарантированных закупочных цен должен обеспечить возмещение затрат, получение дохода товаропроизводителем, достаточного для расширенного воспроизводства.

Кроме того, устанавливается нормативное соотношение между стоимостью закупки сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции.

 

Свободные цены подразделяются на:

- на свободные (рыночные) закупочные,

- свободные оптовые (на товары производственно – технического назначения),

- свободные отпускные (на товары народного потребления).

Отдельно порядок формирования свободных цен надо рассмотреть на отечественную и импортную продукцию.

На отечественную продукцию, реализуемую в пределах России,

Свободные цены (закупочные, оптовые и отпускные цены) устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитывается качество продукции, потребительские свойства товара, конъюнктура рынка.

Цены фиксируются в протоколах согласования цен.

Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов.

Свободные цены включают в себя себестоимость, прибыль, НДС, а по отдельным товарам – акциз.

Частично регулируются свободные цены на продукцию предприятий монополистов. Случаи государственного вмешательства в ценообразование предприятий монополистов:

1)Если предприятие безусловный монополист, т.е. контролирует на рынке 65% и более товарного рынка;

2)Имеющие доминирующее положение на рынке от35-65%, но это надо доказать еще антимонопольному органу после изучения конкретной ситуации.

Контролю подлежат монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольные цены могут быть как со стороны производителя, так и покупателя.

Монопольно высокая цена устанавливается с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием или неэффективным использованием производственных мощностей, а также получения дополнительной прибыли при снижении качестве товара (услуги).

Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, цель ее установления получение дополнительной прибыли за счет продавца, а также с целью вытеснения с рынка конкурентов.

Порядок формирования цен на импортные товары.

Импортные закупки производят или за счет централизованных валютных средств, или за счет собственных валютных средств предприятия.

Централизованные валютные средства - это наличная иностранная валюта, выделяемая Минфином РФ. Источниками централизованных валютных средств являются:

- валютная выручка от экспорта,

- кредиты, предоставляемые другим государством под закупки товаров,

- средства от погашения кредитов других иностранных государств.

При определении цен на импортные товары необходимо знать таможенную стоимость товара. В России применяется шесть методов определения таможенной стоимости товара:

- по цене сделки с ввозимыми товарами

- по цене сделки с идентичными товарами

- по цене сделки с однородными товарами

- оценки на основе вычитания стоимости

- оценки на основе сложения стоимости

- резервный.

Эти методы используются согласно очередности. Если неприменим первый, то применим второй и т.д. Четвертый и пятый метод можно использовать в обратной последовательности. Эти методы Вы изучали при прохождении спец. Курса по теме “Таможенное законодательство”. Суть данных методов:

1) Метод по цене сделки с ввозимыми товарами, который является основным и охватывает 93% деклараций таможенной стоимости. Используется в случаях, когда между контрагентами имеется акт купли-продажи, то есть сделка имеет стоимостную основу.

Применим метод во всех случаях товарообменных операциях (бартерных сделках), компенсационных и гарантийных поставках, безвозмездных поставках в виде дара, при условии, что в документах (контракте, договоре и т.д.) имеется стоимостная оценка товара.

Под ценой сделки понимается фактически уплаченная цена, или цена, подлежащая уплате за ввозимый товар. В таможенную стоимость кроме цены сделки включают и дополнительные расходы:

- по доставке товара на таможенную территорию (транспортные расходы, страховые платежи, расходы на погрузку, перегрузку, перевалку товаров);

- комиссионные, брокерские вознаграждения, кроме тех, которые предназначены для закупки товаров;

- стоимость упаковка, многооборотной тары, если они расцениваются вместе с товаром;

- часть стоимости товаров, которые предоставлены импортером для производств товаров и поставки на экспорт.

Метод не может быть использован:

- если существуют ограничения в отношении прав импортера на оцениваемый товар;

- если данные декларанта не подтверждены документами;

- если участники сделки взаимозависимые лица (совладельцы, связаны отношениями по контролю за третьими лицами и др.).

2) Метод по цене сделки с идентичными товарами. Под идентичными товарами понимаются товары одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми (по назначению, характеристике, качеству, стране происхождения, производителю и т.д.). Незначительные различия не служат основанием не использования этого метода.

3) Метод по цене с однородными товарами. Под однородными товарами понимают товары, которые на являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики, состоят из схожих компонентов и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Декларант при использовании 2 и 3 методов должен подтвердить ее обоснованность. Кроме того цена сделки должна быть скорректирована с учетом расходов покупателя, в том числе по доставке товара.

4) Метод оценки на основе вычитания стоимости. Используют, если отсутствует информация на идентичный и однородный товар, но известна цена, по которой товары продаются максимальной партией в РФ в срок максимально приближенный к сделке (не позднее 90 дней с даты ввоза товара).

В этом случае из цены товара взятого за базу, вычитаются все расходы по реализации, транспортированные, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, комиссионные вознаграждения, импортные таможенные пошлины, налоги и сборы.

5) Метод на основе сложения стоимости. Т.е. когда суммируются все расходы по составляющим стоимости товара.

6) Резервный метод, применяется когда декларант не может воспользоваться другими 5 методами. Декларанту таможенная служба представляет ценовую информацию, которую можно использовать как ориентир для сравнения с заявленной ценой.

При расчете цены на импортный товар учитываются и некоторые налоги (таможенная пошлина, акциз, НДС, таможенные сборы). Таможенной пошлиной облагаются большинство товаров народного потребления (кроме льгот на отдельные виды), не облагаются товары из стран СНГ. Таможенная пошлина устанавливается в размере от 5 до 30% для стран наибольшего благоприятствования. Для стран, которым Россия не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, ставки увеличиваются в два раза. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, пользователей преференций России, ставка таможенной пошлины уменьшается в два раза. Из наименее развитых стран таможенная пошлина не взимается.

Таможенные пошлины бывают:

- сезонные (срок не более 6 месяцев в году)

- особые.

Особые делятся на:

- специальные

- антидемпинговые

- компенсационные.

Специальные пошлины применяются временно в целях защиты экономических интересов России, т.е. в случае нанесения угрозы экономическим интересам производителям подобных или конкурирующих товаров.

Антидемпинговые – в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза.

Компенсационные – на товары, которые производили с использованием субсидий, либо ввоз может нанести ущерб производителям подобных товаров в РФ, или препятствует организации и расширению производства.

Ставки таможенных пошлин бывают:

- адвалорные

- специфические

- комбинированные.

Адвалорные начисляют в % к таможенной стоимости товара.

Специфические установлены в стоимостном выражении с единицы объема, массы или штук товара.

Комбинированные сочетают два предыдущих вида ставок.

Кроме таможенных пошлин в цену включают акцизы. Перечень импортных подакцизных товаров аналогичен перечню отечественных, однако максимальная ставка акциза значительно выше. Акциз устанавливается в % к таможенной стоимости.

Большинство импортных товаров облагаются НДС по ставке 10 и 20%. Перечень товаров без НДС очень незначителен, в частности на товары из стран СНГ.

При установлении цены кроме перечисленных (ТП, акциз, НДС) включаются различные таможенные сборы (за таможенное оформление, хранение товара и т.д.). При реализации импортных товаров населению к расчетной прибавляется торговая надбавка. При реализации товара другому предприятию определяется расчетная цена (без НДС) или по свободной отпускной цене (с НДС). Разница между расчетной и свободной отпускной ценой облагается налогом на прибыль. Имеются подбавки к расчетной цене: снабженческо-сбытовая, оптовая надбавки. Они устанавливаются к цене (без НДС) по согласованию сторон.

На практике цены оптовых предприятий называются ценой закупки.

Торговая надбавка (к цене закупки включают издержки обращения, прибыль, НДС). Раньше, торговые надбавки, если не регулировались, местные органы исполнительной власти устанавливались на 25% для регионов Крайнего Севера – 45%.

Сейчас регулируются на лекарства и изделия медицинского назначения, продукты массового питания в общеобразовательных школах, ПТУ и ВУЗах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...