Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Франкл и логотерапия: направленность в будущее?

Позитивная философия Франкла в самом сжатом виде из­лагается в главе VII и составляет основу логотерапии. Согласно этой концепции, для человека важно не то, что случилось, го­раздо важнее его отношение к случившемуся. Логотерапия за­нимается поиском смысла жизни человека. Уже говорилось, как Франкл, будучи в концентрационном лагере, смог переоценить жизненную ситуацию, сумел найти позитивные моменты в океане негативных. В экстремальной ситуации он сумел решить экзистенциальную дилемму смысла жизни и выиграл.

Задача логотерапии — найти смысл и цель жизни. С точки зрения применяемых методов логотерапия — это баланс между методами выслушивания роджеровской терапии и методами воздействия Перлса. Вначале логотерапевт тщательно изучает то, как клиент конструирует свой мир. Но, поняв клиента, он готов в дальнейшем действовать активно. Для одного смысл жизни — помогать другим, целью существования другого является его хобби, а третьему нравится наблюдать заход солнца. Логотерапия ставит перед собой трудную задачу — подвигнуть клиента на поиски смысла жизни — чтобы он смог преодолеть сомнения и отчаяние, стать интенциальной личностью.

Путь к интенциальности и смыслу лежит через внимательно восприятие существующих конструкций и смысла. Затем, если необходимо, психолог активно вмешивается и способствует пе­ременам в конструкциях и системе ценностей клиента. Измене­ния происходят в мышлении или поступках Что касается вы­слушивания, логотерапия Франкла очень похожа на систему Роджерса, что касается воздействия — на систему Перлса. Ак­цент на мысли и действии характерен также для когнитивно-бихевиористского подхода (глава XI).

Теория и методы, разработанные Франклом, пользуются все большей популярностью. Интересно отметить, что три центральных техники, разработанных им — переключение, парадок­сальные намерения и смена отношений — широко применяются в исследованиях. В разной форме техники смены отношений и переключения можно обнаружить в когнитивно-бихевиорист­ской, рационально-эмоциональной терапии. Метод парадок­сальных намерений считается одним из “новых” методов, хотя он использовался Франклом еще в 1929 году.

Лукас (1984) отмечала четыре главных техники, которые те­рапевт может использовать для того, чтобы клиент мог расти, чтобы его жизнь была полна смысла.

Изменение отношения. У клиента бывает негативное отно­шение к себе и пессимистический взгляд на жизнь. На самом деле человек может быть весьма привлекательным для других, но не нравится самому себе. Либо у человека множество серьез­ных проблем, но он ничего не способен предпринять. В обоих случаях задача логотерапевта изменить то, что клиент думает о ситуации. Схожие цели ставит и когнитивный подход. Модифи­кация отношения достигается довольно прямым путем — делясь своим мнением, споря с клиентом. Все дело в том, чтобы клиент смог принять новую точку зрения.

Поиск позитивного из главы VII — одна из форм логотерапии. Вспомним, что Мэри Брэндфорд говорила клиенту после того, как она его внимательно выслушала:

19. М: (В ответ на страх и чувство вины за свои поступки) Все-таки, может быть вы найдете что-нибудь положительное и светлое в том, что происходило?

Прошлое уже ушло, но можно изменить отношение к нему. Думая отрицательно о прошлом, клиент “страдает за прошлое еще раз”. Занимаясь интерпретацией прошлого, клиент прини­мает решение на будущее.

Парадоксальные намерения. Метод впервые применялся Франклом в 1929 году и получил сейчас широкое распростране­ние в психотерапии. У Франкла был клиент с фобией инфаркта. Психоанализ и другие методы не помогли. Франкл предполо­жил, что клиент не боится упасть на улице от инфаркта, а наме­ренно хочет упасть, т. е. желает инфаркта. Франкл определяет технику парадоксального намерения как “подталкивание клиен­та сделать то, что он боится”. На следующей неделе пациент выздоровел. Он говорил: “Я просто следовал вашему совету, доктор. Я старался получить сердечный приступ, но чем больше я пытался, тем меньше это получалось — страх улетучился”. Так появилась эта техника.

Она стала важным орудием психотерапии. Ашер и Тернер (1979) впервые проверили экспериментально достоверность ее клинической эффективности по сравнению с другими методами бихевиоризма. Но Франкл предупреждал, что не следует путать понятие парадоксального намерения и так называемое предпи­сание симптома. Во втором случае клиенту советуют преувели­чить симптом, например, страх. При технике парадоксального намерения клиент должен пожелать того, чего он боится. Ины­ми словами, мы имеем дело не с самим страхом, а с объектом страха. В клинике д-ра Франкла была пациентка, которая сотни раз в день мыла руки. Один из докторов предложил ей не боять­ся бактерий и “желать” контакта с инфекцией. Ей советовали говорить самой себе: “У меня не хватает микробов, я хочу быть как можно грязнее. Нет ничего полезнее бактерий”. Пациентка последовала совету. Она попросила других пациентов одолжить ей своих микробов и высказала намерение “никогда не смывать этих бедных крошек”. Но никто из окружения д-ра Франкла не мог предположить, что пациентка перестанет мыть руки по сто раз в день, но (в соответствии с предписанным симптомом) начнет мыть их по тысяче раз в день.

Как видно из приведенной истории, “существенным момен­том парадоксального намерения является намеренное воскресе­ние юмора”. (Лазарус, 1971) Ведь именно чувство юмора— та черта, которую логотерапия считает свойственной только чело­веку.

Некоторые авторитеты утверждают, что клиент не должен догадываться, что к нему применен метод парадоксального на­мерения. Однако, клинические исследования показывают, что часто клиент достигает лучших результатов, зная об этом. Мож­но даже объяснить клиенту теорию и то, почему этот метод ра­ботает.

Переключение. Переключение, как один из методов доктора Франкла, позволяет нам забыть себя и перестроить свое внима­ние таким образом, чтобы мысли были заняты другими, более позитивными аспектами. Многие из нас “зацикливаются” на своих проблемах, негативном опыте и чувствах. Цель переклю­чения (дирефлексии) — перефокусировать наше внимание. Говоря проще, задача терапевта — помочь клиенту думать о чем-то другом, а не о проблеме.

Техника переключения очень проста: в одном случае психо­лог внушает клиенту, потерявшему конечность, мысли о воз­можности новой карьеры, в другом помогает больному раком заняться помощью другим, а не думать исключительно о себе, в третьем — рекомендует человеку, вышедшему на пенсию, найти прекрасное хобби. В каждом случае факты и обстоятельства не меняются да и трудно как-то по-новому взглянуть на проблему болезни, возраста и одиночества. Но можно найти и что-то сверх того, что могло бы привлечь внимание клиента. Такая перефокусировка внимания меняет само “смысловое ядро” жиз­ни человека. В результате вместо депрессии индивид может ста­вить перед собой новые цели, безнадежно больной начинает думать о других, а старик может обрести новых друзей и новое хобби. У этой концепции есть множество особенностей, хорошо описанных Франклом (1952) в главе, посвященной переключе­нию. Там же есть и раздел по сексуальным проблемам. Большую работу по развитию теории переключения проделала Лукас.

Особенно полезным переключение может оказаться при те­рапии сексуальных расстройств. Случаи импотенции часто вы­званы тем, что мужчина придает слишком большое значение тому, сможет ли он провести половой акт. Такое избыточное внимание оборачивается углублением импотенции. Логотерапия рекомендует в таком случае переключиться и думать о жене, о тех сексуальных стимулах, которые исходят от нее. Думая о другом человеке, он уже не может думать о себе и его природ­ные функции начинают работать нормально.           

Похожие проблемы возникают у человека, страдающего от бессонницы. Вместо того, чтобы “постараться” уснуть, человек решает направить свои усилия в другое русло. Вскоре многие клиенты устают и легко засыпают.

Это простая техника, рожденная логикой и здравым смыслом. Новизна состоит в том, что здесь подчеркивается, что почти каждый клиент испытывает потребность преодолеть “зацикливание” на проблеме. Более того, смена паттерна внимания требует иногда других методов — уже описанной смены отношения или парадоксального намерения. 

Логотерапия — это пример интенциального подхода. Здесь существуют теоретические и другие причины применения какой-то техники, но если она не сработала, логотерапия советует “смешивать и видоизменять” их для достижения нужного ре­зультата.

Метод убеждения (призыва). Лукас отмечает, что описанные выше техники требуют, чтобы вы в процессе работы с клиентом выслушали его, выяснили его мировоззрение, а затем попыта­лись выяснить объективный смысл ситуации. Метод убеждения в чем-то напоминает концепцию, лежащую в основе функцио­нирования групп Анонимных Алкоголиков. Психолог считает, что ситуация, в которой находится клиент, совсем небезнадеж­ная и хочет добиться того, чтобы клиент это осознал. Клиенту, например, предлагается громко говорить фразы типа: “Я не та­кой безнадежный, я могу контролировать свои поступки и на­правлять свою судьбу”.

В некоторых случаях такая методика срабатывает. Она очень отличается от “заумных” методов психоанализа и бихевиоризма. Многих психологов эта техника смущает — она не имеет под собой теоретической основы. Но если вы как психолог верите в нее, то может оказаться, что она будет работать. Свидетельством (этого является эффективность программы Анонимных Алкоголиков (АА).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...