Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность исследования.




Иванов Сергей Викторович

 

Феномен российского хип хопа: смыслообразование в контексте культурного взаимодействия

 

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

(культурология)

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

 

Москва – 2012

Работа выполнена в секторе культурологических проблем социализации Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Российский институт культурологии»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Шапинская Екатерина Николаевна

Официальные оппоненты:

Шибаева Михайлина Михайловна, доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт культуры и искусств», кафедра теории культуры, этики и эстетики, профессор

Кулаков Артем Михайлович - кандидат культурологии, доцент, ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма», кафедра культурологии, социокультурной антропологии и социальных коммуникаций, доцент

Ведущая организация:

ФГНИУ «Институт художественного образования» Российской академии образования

Защита состоится 19 ноября 2012 г. в 13 час. на заседании диссертационного совета Д 212.154.14 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 826а.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки в ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1

Автореферат разослан «18» октября 2012 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета

Горяинова Ольга Ивановна

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Современная культура представляет собой сложно-структурированное пространство, в котором соседствуют самые разные культурные формы, практики, дискурсы, что обусловлено процессами глобализации, информатизации, локализации и другими динамическими изменениями, особенно ярко проявившимися в конце ХХ – начале ХХ1 века. Одним из результатов таких процессов является появление сложных «гибридных» культурных форм, в частности хип хоп культуры, в которой сочетаются субкультурные формы социальности, активные межкультурные взаимодействия, специфические формы дискурса, различные художественные практики – визуальные, музыкальные, телесные. Такие новые формы культуры нуждаются и в новых теоретических подходах, в разработке концептов и терминов, адекватно отражающих плюрализм современной культуры.

В современных культурологических исследованиях хип хоп обычно рассматривается по преимуществу как субкультура, что, на наш взгляд, ограничивает многообразие его смыслов и проявлений влов и эффектов?ком дискурсе хип хоп обычно рассматривается как субкультура, что на наш взгляд ограничивает многообразие его смы культурной панораме наших дней. Эта амбивалентность связана как с изменением статуса субкультур в результате процессов деконструкции традиционных бинаризмов (в частности, «центр/ периферия»), так и с интенсивными процессами межкультурного взаимодействия, ведущих к образованию множественных гибридных форм культуры.

Термин «гибридность», весьма распространенный в современной исследовательской литературе, используется «для обозначения …и описания широкого диапазона социальных и культурных феноменов, включающих в себя смешение двух или более культур»[1]. Для понимания таких форм необходимо рассмотреть их функционирование в глобальных и локальных контекстах, что и сделано в данной работе в анализе конкретной культурной формы. Для хип хопа в целом свойственна трансформация фрагментов культур разных стран и народов. При этом сама хип хоп культура органично включает в себя совершенно разные проявления художественного стиля.

Художественные практики хип хопа, а значит, и многие связанные с ними общекультурные составляющие, постепенно вошли в современную российскую реальность. Во многом это связано со средствами массовой информации, которые активно рекламируют новые веяния, популярные в молодежной среде. Однако широкое распространение хип хопа и, как одного из его основных проявлений, рэп музыки, заслуживает внимания исследователей, направленного как на понимание причин этой популярности, так и на выявление места подобных феноменов в социокультурной картине наших дней. На вопрос «Почему именно хип хоп стал так популярен в России?» существует множество ответов. Один из них - потому что условия возникновения этой (суб)культуры в США очень близки по своему духу тем, что наблюдались в конце 80-х, начале 90-х гг. в России.

Крайне нестабильная социо-экономическая обстановка, наряду с идеологическим кризисом, породила потребность поиска новых форм самовыражения в молодежной среде. Сама хип хоп культура являлась мощным носителем той энергетики, которая столь необходима молодежи: дух соревновательности в сочетании с навыками художественного самовыражения в качестве яркой обертки явно заставляли обратить на себя внимание российскую молодежь. При переносе культурного феномена в инокультурную среду особо важно обратить внимание на смыслы, которые транслируются основными практиками художественной культуры: танцем, музыкой, изобразительным искусством и поэзией, и на изменение семантического поля этих практик. В том виде, в каком хип хоп стал известен в России, он уже был гибридной формой, а в российском контексте произошла «вторичная гибридизация», расширившая его семантическое поле. Основные идеологические принципы хип хопа: мир, любовь, единение, которые были сформированы еще в самом начале становления культуры, имеют тенденцию к повсеместному распространению во всех странах мира. Такие универсальные категории, безусловно, находят свое отражение и в российских реалиях, но основной вопрос состоит в том, какова специфика модификации и адаптации этих принципов в среде российской молодежи. Разнообразие культурных смыслов, созданных взаимодействием глобальных м локальных факторов, дополняется различиями базовых национальных культурных ценностей. Эта ситуация создает богатую смысловую наполненность различных форм хип хоп культуры, которые, в свою очередь, легко вписываются в локальный контекст. Появляется новая форма гибридности, открытая для процессов смыслообразования и диверсификации художественных практик. Именно это определяет исследовательский интерес к феномену российской хип хоп культуры

В данном исследовании мы употребляем термин «хип хоп культура», преодолевая узость рассмотрения данного феномена исключительно как субкультуры или набора художественных практик. С одной стороны, хип хоп представляет собой практически автономную социокультурную формацию. Это обуславливается тем, что конкретные отдельные носители этой культуры функционируют в четко очерченном сообществе людей, которые разделяют определенные культурные нормы и ценности. Они выражаются не только при помощи определенного языкового кода, форм поведения, но и в отношении этого сообщества к общепринятым в культуре мейнстрима нормам и ценностям. Это дает возможность говорить о хип хопе как о субкультуре, предполагающей определенный способ личностной и групповой идентификации. С другой стороны, не все культурные формы, возникшие в результате взаимодействия культур, стали субкультурами, и не все рисующие граффити или танцующие брейк молодые люди принадлежат к хип хоп сообществу. Как культурная форма хип хоп характеризуется предельной открытостью, способностью впитывать в себя элементы самых разных художественных форм и практик, начиная от уличных танцев и кончая таким жанром как «хип хоппера». Таким образом, с одной стороны хип хоп культура представляет собой открытую культурную форму, содержащую в себе потенциал дальнейшей гибридизации, с другой стороны на уровне образования сообществ она практикуется в четко очерченном субкультурном пространстве.

Интерес к хип хопу России связан с некоторыми особенностями национальной культуры, в особенности фольклорного творчества. В качестве примера можно отметить, что некоторые движения уличных танцоров брейка были позаимствованы из русских народных танцев. Так, труппа И. Моисеева, однажды приехав в США на гастроли, сама того не ведая, сделала свой вклад в развитие одного из элементов брейк-данса. В свою очередь, именно танцы стали первой художественной практикой, широко распространившейся в России в конце 80-х гг., что проложило путь и другим практикам хип хоп культуры.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что хип хоп представляет собой значимую культурную формацию, которая стала, с одной стороны, основой для многочисленных художественных практик современных россиян, а с другой, - ядром субкультурного сообщества, которое в последние годы приобретает черты постсубкультуры. Соответственно, возникает актуальная необходимость в ее подробном изучениис целью расширения научного знания не только об отдельных культурных практиках, но и о современном российском плюралистическом социокультурном пространстве в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...