Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствие диссертации паспорту научной специальности




Содержание диссертационного исследования соответствует специальности 24.00.01 – теория и история культуры. Содержание различных глав и параграфов диссертационного исследования соответствует следующим пунктам 1.8. Генезис культуры и эволюция культурных форм. 1.20. Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных группнаселения в сфере культуры. 1.21. Традиционная, массовая и элитарная культура. 1.24. Культура и коммуникация. 1.28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира. 1.32. Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре. 1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре.

Положения выносимы на защиту

1. В современной культуре появилось множество культурных феноменов, которые в социологическом отношении можно отнести к (пост)субкультурных формациям, в то время как с культурологической точки зрения они представляют собой гибридные культурные формы, возникшие как результат межкультурного взаимодействия и трансляции культурных смыслов.

2. Хип хоп культура представляет собой гибридную форму культуры, отражающую сложные межкультурные взаимодействия, происходящие в современном глокализованном мире.

3. Хип хоп культура является, с одной стороны, субкультурой с элементами постсубкультуры, которая характеризуется определенной закрытостью, с другой стороны – культурной формой, открытой для динамических процессов формообразования. Участие в (пост)субкультурных сообществах способствует конструкции идентичности их членов, которая становится жизненной доминантой. Специфика хип хопа как культурной формы заключается в предельной открытости, что способствует культурной коммуникации и интеграции художественных практик хип хопа в мировую глобализованную культуру. Таким образом, хип хоп культура носит двойственный характер: открытой культурной формы и четко очерченного (пост)субкультурного сообщества.

4. Дискурсивные практики хип хоп культуры представляют собой сложные семантические пространства, в которых аутентичные смыслы текстов подвергаются переосмыслению в зависимости от контекста бытования различных художественных форм.

5. В художественных практиках хип хопа сочетаются музыкальные, визуальные и телесные элементы, которые в свою очередь являются результатом сложного взаимодействия различных аспектов многообразных этнических культур.Практики хип хопа способствуют процессу художественного творчества и обучения, помогая осуществлять процессы инкультурации и социализации у молодежи.

6. Хип хоп культура как и все молодежные субкультурные и пост-субкультурные формации подверглась влиянию массовой культуры и культурной индустрии, являясь частью общества потребления.

7. Российская хип хоп культура обладает своей отличительной спецификой, основанной на трансформации и преломлении изначальных художественных традиций, их смешивания с национальной российской культурой.

Апробация работы

Основные положения работы обсуждались на ряде научных конференций:

· Круглый стол для студентов и аспирантов в рамках V фестиваля науки в МГУКИ «Проблемы преемственности культуры современной молодежью» (2010)

· «Молодежная секция» в рамках III Российского культурологического конгресса (Санкт-Петербург, 2010)

· Гуманитарные чтения РГГУ (2010)

· Межвузовская конференция студентов и аспирантов «Социокультурные коммуникации и гуманитарное знание» (2011)

· Международная конференция «Художественная культура в контексте современного образования и процессов социализации», Институт художественного образования РАО (Москва, 2011)

· Международная научная конференция «Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций» (Москва, 2011)

· Международная конференция Interdisciplinary.net “Urban popcultures” («Городские субкультуры») (Прага, 2011)

· Круглый стол «Молодежная культура глазами молодых» в рамках Дней Российского института культурологии во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино (Москва, 2011)

· Международная научная конференция «Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты» МосГУ (Москва, 2012)

Структура работы

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка использованной литературы и глоссария.

Основное содержание диссертации

Во введении дается общая характеристика темы исследования, обосновывается ее актуальность, формулируются цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначаются методологические подходы к решению задач, излагаются основные положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая и практическая значимость работы, дается информация о ее апробации.

Первая глава исследования – «Хип хоп как (пост) субкультура»

посвящена рассмотрению хип хопа как субкультурной формации в контексте современной картины глобализационного культурного пространства. Проведен анализ понятий «субкультура» и «постсубкультура», которая характеризуется текучестью, плюрализмом и фрагментарностью, характерных для постмодернистской культуры в целом. В таком контексте хип хоп культура представляется в виде смешения разнородных культурных фрагментов, образующих гибридную культурную форму. В этой части исследования приводятся основные существующие современные концепции субкультур, постсубкультур и их концептуализация как западными, так и российскими исследователями. Глобализация рассматривается как фактор формирования и среда существования современных субкультурных формаций. В первой главе также представлен подробный анализ хип хоп культуры как социальной общности, которая задействована в процессе социализации и инкультурации.

В первом параграфе первой главы – «Субкультуры и постсубкультуры в теоретическом дискурсе» рассматриваются различные теоретические концепции субкультур применительно к рассмотрению современной хип хоп культуры. В этом параграфе производится сравнительный анализ теорий «культурных исследований», новейших постсубкультурных исследований и ряда российских теорий в области субкультур. Важным для понимания места субкультур в социокультурной картине наших дней являются проблемы определения аутентичности, поиска идентификации, тотальной коммерциализации, феминизма, пространственной ориентации, телесности, расовой дискриминации и политической активности. Опираясь на различные положения субкультурной теории, определяется статус хип хоп культуры как сообщества, несколько отличного от того, что принято понимать под субкультурой в магистральном академическом дискурсе, однако обладающей рядом свойств, присущих субкультуре. Дается общая сравнительная характеристика специфики изучения хип хоп культуры в России в сравнении с западными исследованиями, что основано на отличительных чертах практик российской хип хоп культуры.

Во втором параграфе первой главы – «Глобализационная среда как контекст функционирования субкультур» -рассматриваются вопросы глобализационного контекста существования хип хоп культуры, а также аспекты социокультурной жизни, связанные с индустриализаций, урбанизаций и переходу к корпоративному капитализму. Большое внимание уделяется тотальной информатизации как следствию внедрения новых технологий и новым способам культурного взаимодействия, которые возникли вследствие создания глобального информационного пространства. Особо актуальны для данной работы проблемы образования, миграции, адаптации к новым технологиям и экономическим системам. Отдельное внимание уделяется проблемам поиска новых видов этнокультурной идентичности в момент взаимодействия разнородных культур, не имеющих общих культурных оснований и общей истории. Хип хоп культура рассматривается в контексте глокализации как пространства ее существования. Особое внимание уделено концепции аутентичности, которая определяется парадигмой «поиска аутентичности», то есть актуализации «древнего», «первичного», «изначального» смыслового и нормативного содержания различных форм этнокультурных традиций. Хип хоп представляется сложным механизмом адаптации к новым глобализационным условиям, а в виде инструмента такой адаптации представляется хип хоп образование, которое не только призвано поддержать устоявшиеся образовательные механизмы, но и предоставить новые возможности социализации и инкультурации.

В третьем параграфе первой главы – «Хип хоп как (пост)субкультурное сообщество» раскрывается социокультурное поле функционирования хип хоп сообщества, приводятся основные понятия, раскрывающие внутреннюю сущность объединяющих мотивов, групповых норм и ценностей. Хип хоп культура представляется характеризуемой наличием признаков как субкультурной локализации, так и постсубкультурного плюрализма, противоречивостью «закрытости» и «открытости». Проводится оригинальная классификация членов хип хоп сообщества по степени включенности, осознания и осуществления художественных практик хип хопа. Дается характеристика субъектов, составляющих ядро этой культурной формации на микроуровне, а также рассматривается взаимодействие с большими социальными институтами на макроуровне. Культурные практики рассматриваются во взаимосвязи с экономическими и идеологическими аспектами современного массового общества. Хип хоп рассматривается как механизм, способствующий глубинной рефлексии индивида и связанный с процессом активной самоидентификации. Дается подробное описание устоявшихся механизмов хип хоп образования в России с точки зрения их социокультурных функций.

Во второй главе исследования – «Хип хоп как культурная форма» -хип хоп рассматривается как культурная форма, которая находит свое выражение в художественных практиках. Культурная форма рассматривается не только касательно материальных продуктов человеческой деятельности, но и продуктов духовного производства, которые находят свое отражение как в результатах художественных практик, так и в их концептуализации. Поскольку задачей работы является понимание как социальных, так и художественных аспектов хип хоп культуры, понятие культурной формы помогает выявить ее специфику с точки зрения художественных элементов, работающих в социокультурном контексте. Основные понятия и смыслы хип хопа анализируются как в контексте художественных практик, так и с точки зрения их места по отношению к доминантной культуре.

В первом параграфе второй главы – «Исторические аспекты возникновения хип хопа: генезис культурной формы» -приводится краткая история становления хип хоп культуры в США. Социо-культурные условия возникновения хип хопа связаны с совокупностью художественных практик, возникших в неблагополучных районах больших городов восточного побережья США. Хип хоп культура на этом этапе представляла собой протестное течение в молодежной среде преимущественно этнического меньшинства. Разнородность предвестников возникновения различных элементов творческого самовыражения привела к взаимопроникновению элементов таких художественных практик как рэп, ди-джеинг, граффити, би-боинг, которые на определенном этапе объединились в единую систему.

В СССР зарождение новой молодежной культуры происходило вначале в форме заимствования новой моды капиталистических стран. Пути проникновения информации о субкультурных веяниях на Западе в советское общество рассмотрены на примере личных историй ранних участников хип хоп сообщества. Развитие хип хопа в России идет затем своим путем, образуется российская «стилистическая школа» основных художественных практик хип хопа. Российская хип хоп культура рассматривается как локальная версия развития аутентичного жанра.

Во втором параграфе второй главы – «Происхождение, взаимосвязь и этимология элементов в хип хопе» -подробно описываются основные художественные практики хип хоп культуры как способы творческой самореализации. К таким практикам относятся визуальные (граффити), музыкальные (рэп) и телесные (брейк-данс). Основные смыслы и ценностные ориентации присутствуют как в каждом элементе отдельно, так и в их взаимосвязи. Указывается роль и значимость стилистических направлений в общей картине художественных репрезентаций хип хоп культуры. В данном параграфе показываются особенности эволюционного развития различных художественных стилей в хип хопе, их интерпретации и взаимосвязи с идеологической составляющей. Наряду с исторической картиной развития практик отображаются их основные характеристики: соревновательный характер, импровизационная свобода, развлекательно-социальная направленность.

Подчеркивается связь указанных практик с постмодернистскими тенденциями в современной культуре. При анализе трансляции основных смыслов хип хопа на новую культурную почву показан процесс изменения смысловых паттернов при переходе аутентичного «американского» хип хопа в российский вариант. В этой части исследования описываются процессы смысловой деконструкции и сохранения канонических текстов хип хоп культуры.

В третьем параграфе второй главы – «Дискурсивные практики хип хоп культуры» -проводится культурологическое исследование текста хип хопа. В качестве примера берется рэп- композиция авторитетной рэп- группы «Bad Balance» «Городская тоска». В этом параграфе исследуется не только денотативное значение текста, но и его коннотации, выявляемые только в хип хоп сообществе. Рассматривается глубинная взаимосвязь текстовой составляющей с музыкальной основой, проводится сравнительный анализ схем построения композиций в российском варианте и в западных аналогах. В данном параграфе второй главы рассматривается также музыкальный видеоклип (видоеоряд) снятый по мотивам указанной композиции: его образная интерпретация, символическая значимость, смысловая направленность и характерные акценты восприятия.

В четвертом параграфе второй главы – «Понятия, артефакты, ценности и ритуалы хип хопа» -рассматриваются основные понятия, артефакты, ритуалы и ценности хип хоп культуры, играющие ключевую роль для понимания внутренней специфики этой культурной формации. Хип хоп рассматривается как уникальный механизм трансляции ценностных ориентаций, что помогает формировать зрелую личность. Основные понятия, ритуалы и артефакты являются ключевым моментом в понимании смысловых составляющих, которые претерпевают определенные трансформации при переходе культурной формы на новую почву.

В Заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы и обобщения.

Отмечается, что российская хип хоп культура принадлежит к феноменам современной культуры, возникших в результате социокультурных процессов, характерных для конца ХХ – начала ХХ1 века –глокализации, интенсивным межкультурным коммуникациям, гибридизации и расширению сферы массовой культуры. Для понимания такого рода культурных явлений важно рассматривать их как с социологической точки зрения, выявляя особенности функционирования той или иной общности (в данном случае субкультуры хип хопа) в социокультурном пространстве, так и с культурологической, анализируя особенности гибридных культурных форм, впитавших в себя фрагменты различных этнокультурных формаций и разнородных художественных практик.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Иванов С.В. "Хип хоп в контексте современных постсубкультур" // «Полигнозис» - 2011 № 3-4. – С. 169 – 174 (1,1 п.л.)

2. Иванов С.В. Постсубкультуры в контексте глобализирующегося общества // "Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики" 2012 С. 79-82. (0,8 п.л.)

3. Иванов С.В. "Хип хоп граффити в контексте современного городского ландшафта" // Дом Бурганова. Пространство культуры. №1, 2012 С. 104-112 (0,9 п.л.)

4. Иванов С.В. Феномен Российского хип хопа (Russian hip hop culture phenomena) // Inter-disciplinary.net. – 2011 p.118-123 (0,7 п.л.)

5. Иванов С.В. "Хип хоп культура как универсальный образовательный механизм" // Образовательное и культурологическое пространство современной художественной культуры. М.: Институт художественного образования РАО, 2012 С. 142-142. (1,1 п.л.)

6. Иванов С.В. "Молодежные субкультуры современной России в контексте культурных индустрий" // Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты, МосГУ 2012 С. 14-22. (0,8 п.л.)

7. Иванов С.В. "Феномен российской хип хоп культуры: теоретическая рефлексия и художественные практики" // Культура и искусство № 4, 2012. – С. 7-11 (0,9 п.л.)

8. Иванов С.В. "Основы понимания художественных практик хип хоп культуры" // Молодежная секция III Российского культурологического конгресса, тезисы 2010 С. 18. (0,1 п.л.)


[1] Соловьева А.Н. Этничность и культура, Архангельск, Поморский государственный университет, 2009. - С. 54

[2] Williams R. Television. Technology and Cultural Form. L.. 1974. P.13

[3] Флиер А.Я. Культурология для культурологов М., Академический проект, 2000. С. 256

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...