Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет: 1.Приучать есть аккуратно. 2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем. 3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу 4.Держать ложку в правой руке 5.Пользоваться салфеткой 6.Полоскать рот по напоминанию взрослого 7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо». Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку[18]. Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья. К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся: § рационально организованная обстановка, § четкий режим дня, § руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры)[19].
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения[20]. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи[21]. Методы и приемы: § личный пример взрослых § непосредственно образовательная деятельность § показ § объяснение § пояснение § поощрение § беседы § упражнения в действиях § дидактические игры § потешки § стихотворения § пословицы, поговорки § игровые приемы § викторины, развлечения
§ прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки.)[22]
Критерии опрятности еды включают умения: § Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; § Не крошить хлеб; § Пережевывать пищу с закрытым ртом; § Не разговаривать с полным ртом; § Тихо выходить по окончании еды из-за стола; § Благодарить; § Пользоваться только своим прибором
Мытья рук и личной гигиены: § Мыть лицо, уши, руки § Закатать рукава; § Смочить руки; § Взять мыло, намыливать до появления пены; § Смыть мыло; § Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; § Пользоваться расческой[23].
Условия формирования культурно-гигиенических навыков: § организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); § разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов; § многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные; § индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками; § организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; § безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований[24].
Глава 2. Практика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|