45. Весна любви
⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39
И, пробуждая жизнь, на все льет солнце свет; Цветы, плоды воскреснут в годовом круговороте, Природа дышит вновь гармонией, любовью. Шелли. Королева Маб
Когда Сергей вышел из дома, на дворе с довольной улыбкой стоял старый Онисим. — Теперь я всех их переженил, — с легким вздохом произнес Сергей. — А вы, молодой барин, берите в жены милостивую барышню, — посоветовал старик. — Вопрос в том, возьмет ли она меня. — Мне это лучше знать, — возразил Онисим. — Она сидит там, в саду, вы только поговорите с ней, и, если она скажет «нет», я повешусь на этом дереве. Тогда Сергей двинулся в сад, медленно, с учащенно бьющимся сердцем. Наталья издали увидала его и пошла навстречу. Они встретились посредине гравиевой дорожки. — Три свадьбы вдруг и одновременно! — молвила Наталья. Она стояла перед Сергеем во всей красе молодости, цветущая и довольная. — Я сдержал слово, — ответил он, — все в порядке, лад и согласие восстановлены, каждый умиротворен и счастлив. — Тысяча благодарностей. Она с чувством потрясла ему руки. Потом они рядышком пошли дальше, углубились в заросли, где зеленые двери из вьющихся побегов и усиков открывались перед ними и снова смыкались за их спинами. Здесь нужно было пробираться меж деревьев, кусты своими колючими ветками шаловливо хватали Наталью за платье, и со всех сторон на нее дождем сыпались цветочные лепестки. Наконец они добрались до маленькой скамьи возле самой садовой ограды, за которой начинались просторы полей и слышалось перепелиное щелканье. Здесь, под душистыми кустами, образовавшими над скамейкой шатер, они и присели. Они долго не произносили ни слова; казалось, им достаточно любоваться друг другом и ощущать взаимную близость.
Солнечные лучи золотили верхушки тополей, листва ближней осины отливала зеленоватым серебром. Солнце сплетало мерцающие нити между молодыми побегами, и стоило дохнуть легчайшему ветерку, как по саду прокатывалась волна зеленого пламени. — Вы останетесь сегодня у нас? — наконец заговорила Наталья. — Если вы пожелаете. — Я? Мне бы хотелось никогда больше не отпускать вас, у меня такое чувство, будто вы член нашей семьи. Возможно, это ребячество, но мне тревожно, когда вас нет рядом. — Но я же не могу неотлучно здесь находиться. — Почему не можете? Но я знаю, как мне поступить. Если вы не приедете к нам, я сама к вам приеду. Не волнуйтесь, я вас не побеспокою. Мне известно, что вы занятой человек. Я стану помогать вам. Многого я, конечно, не понимаю, но кое в чем все-таки разбираюсь. Мы вместе отправимся в поле, на пастбище, на гумно и в конюшню. Вместе будем в саду поливать цветы и, где необходимо, подрезать ветки, вместе — сажать овощи и собирать поспевшие фрукты. Кроме того, я хочу ловить с вами рыбу и ходить на охоту, хочу вместе выезжать верхом, преодолевать канавы и живые изгороди. А потом, когда мы, усталые, воротимся домой, я пойду на кухню, заварю и подам чай, и мы будем сидеть рядом — в летнюю пору перед домом в тени виноградной лозы, зимой у камина, — и вы будете рассказывать мне что-нибудь интересное, а если вам захочется, я сыграю какую-нибудь мелодию на пианино или спою песню. Сергей слушал и неотрывно смотрел на нее, в немом блаженстве. — Что с вами? — спросила она. — Почему вы так молчаливы? Или, может, вы не хотите, чтобы я приходила? — Разумеется, хочу, и хочу еще большего. — Большего? — Мне хотелось бы, Наталья, чтобы вы пришли и больше не уходили — никогда. — Такое невозможно. — Почему же невозможно? — Потому что… потому что… разве нам поверили бы, что мы только хорошие друзья?
— Ну а если бы мне этого показалось мало, Наталья, если бы я потребовал большего, всего? Она смотрела в землю. Легкая дрожь пробежала по ее девичьему телу. — Вы молчите? Наталья склонила красивую голову еще ниже, но ее мягкая ладонь нежно коснулась его руки. — Это можно считать ответом? Она согласно кивнула. — Наталья, скажите же мне хоть слово, одно-единственное! Она взглянула на него, и ее большие преданные глаза наполнились слезами. — Наталья, я не могу иначе, смейтесь, если угодно, но я должен сказать: я вас люблю, вы первая, кого я полюбил, и я всегда любил только вас, вас одну. Наталья вскочила на ноги и закрыла лицо руками. — Не хотите же вы сказать, что не любите меня? — продолжал Сергей. Он был бледен, однако спокоен. — Вы правы, лучше так… — Он поднялся и с болью смотрел на нее. — Что ж, позвольте мне нынче уйти, и если я когда-нибудь приду снова… — Сергей! Это был крик, исторгшийся из глубины большой, счастливой души; и в тот же миг Наталья заключила Сергея в объятия, приникла к его груди. — Наталья… — Я люблю вас, и как же сильно я вас люблю! — прошептала она. Он приподнял ее голову — светло-русые волосы были точно солнечный свет, — и горячими губами приник к устам. Поцелуй длился бесконечно. Природа, казалось, затаила дыхание и в блаженном ожидании вслушивалась в тишину, как когда-то в первый миг сотворения мира; затем вдруг по кронам и стеблям пробежал шелест, пение и щебетанье разных птиц слилось в ликующую мелодию, закружились в свадебном хороводе эльфы, стали видны покачивающиеся на облаках маленькие ангелы. — Так вы меня любите? — переспросил Сергей. — Это правда? Как это может быть правдой? — А вы простили меня? — спросила она в свою очередь. — Простили дурочку, которая слишком поздно узнала вам цену? Которая любила вас, но испугалась своего сердца и говорила гордые слова, хотя на самом деле ее душили слезы? Но я была наказана, Сергей. О, сколько же я за эти месяцы выстрадала! Она снова спрятала голову у него на груди, а он гладил ее по волосам, как обожаемого ребенка. — Однако теперь вы мой, я навсегда полонила вас! — сказала она спустя некоторое время. — Кончились сомнения и тревоги, я больше никогда не буду такой безрассудной и не поддамся высокомерию.
Она снова опустилась на скамейку, а он подсел к ней и обнял ее одной рукой. Перед ними высилось дуплистое вишневое дерево, на котором начала строить гнездо пара малиновок. Доверчивые пичуги летали туда-сюда и приносили в клювах маленькие былинки. Время от времени одна из них усаживалась на качающуюся ветку возле влюбленных и с умным видом разглядывала их маленькими черными глазками. Вдруг со стороны поля прискакали два зайца. Они играли между собой и с шаловливой нежностью били друг дружку лапками. Тысячи цветочных глаз изумленно взирали на Наталью, и даже разноцветные мотыльки, порхающие в голубом воздухе, казались цветами, обретшими крылья. Девушка молчала, порой заветные, прекрасные мысли сердца добирались до ее свежих губ, но и тогда губы лишь едва заметно шевелились, ничего не произнося. Место, где они сидели, тоже было укромным и тихим. Неподалеку от них из земли бил пенистый источник, там образовался небольшой пруд с поросшими камышом берегами. Над его поверхностью парили стрекозы, тела и крылья которых превращались на солнце в драгоценные камни. Кусты и многолетние травы были здесь гораздо выше, чем в других местах сада. Они перехватывали солнечные лучи, и потому в этом уголке всегда царил полумрак. Вот издалека донеслась песня. Можно было даже разобрать слова:
Коль счастлив ты, учись молчанью, Смотри, как солнце свет свой льет, Луна ответит упованью, Здесь водят звезды хоровод. [94]
Сергей привлек Наталью к себе и поцеловал ее руку: нежное запястье, обрамленное темным мехом; потом — лоб и губы; девушка, закрыв глаза, с искренней страстью ответила на его поцелуй. Но затем неожиданно вырвалась из объятий и принялась собирать цветы. — Что вы делаете? — спросил Сергей. — Не спрашивайте, а помогите мне. Он охотно выполнил ее просьбу, и вскоре они наполнили подол ее платья, слегка приподнятый ею, самыми пестрыми цветами; правда, Сергей иногда останавливался, чтобы полюбоваться гибкой фигурой возлюбленной и грацией ее движений.
— Ну вот, пока достаточно, — сказала она и уселась, чтобы плести из цветов кольца, а из них — цепь. — Что это вы задумали, милая Наталья? — Вы же видите, я делаю цепь. — С какой целью? — Чтобы приковать ею вас. — Ребенок! — Да, большой ребенок, — сказала Наталья, — играющий живой куклой. Сергей рассмеялся. — Глядите, так будет всегда, — продолжала она. — Я намерена привязывать вас только цветочными цепями. Она накинула первую ему на шею. — Как вам идет! А теперь давайте-ка руки. Сергей опустился перед ней на колено и протянул ей обе руки. Наталья ловко связала их второй цветочной цепью: — Теперь вы мой пленник. — Позвольте мне оставаться в плену всегда. — Даже не надейтесь, что я вас когда-нибудь отпущу! — с очаровательной шаловливостью воскликнула Наталья. — Если эти цепи завянут или порвутся, у меня всегда найдется пара других, которые скуют вас навеки. — Каких? — А вот таких. — Она быстро обхватила его за шею и поцеловала. Потом сама разорвала цветочные узы и бросила их в траву. — Теперь вы свободны. Бегите, еще есть время. Вы не желаете? Ну, погодите, вы за это поплатитесь! Я накину на вас новые цепи. — Она опять обвила его шею теплыми, живыми змеями. — Кто еще позволит так быстро поймать себя, да к тому же — такой глупой девчонке, как я? Снова донеслась песня о влюбленных. Наталья подняла голову и прислушалась.
Коль счастлив ты, учись молчанью…
— В этих словах заключена вся мудрость земного мира, — проговорил Сергей, — ибо счастье пугливо и застенчиво, как любовь. — Потому я и должна быть всегда только с вами, — сказала Наталья, — вдали от большого света. Зачем нам люди? Разве нам не хватает друг друга? Мне не нужно иных удовольствий, кроме тех, какими я могу наслаждаться лишь с вами. Предоставим же другим справлять праздники, а сами будем тихо жить в нашем укромном уголке. Хотите? — Конечно, Наталья: мы построим для себя свой маленький мир, скрытый от посторонних глаз, — покойный рай. — Именно потому я не хочу справлять шумную свадьбу, — продолжала она. — Прошу вас! И давайте обойдемся без свадебного путешествия. Не оскверним прекрасных дней начала нашего брака почтовыми каретами, железнодорожными купе и гостиницами. — Вы совершенно правы, Наталья. — Мы обвенчаемся в нашей старой деревенской церкви, — продолжала она, — без свидетелей, без блеска, в тишине, а потом вы введете меня в свой дом. Там я буду сидеть в кресле, в котором когда-то сиживала ваша матушка. Сверчок будет радовать меня своей песней, старая мебель и картины расскажут мне о седых временах, а вы, преклонив колено, будете говорить о том, что любите меня. И поэтому обещайте мне ничего не менять в старом доме. Все должно оставаться так, как в ту пору, когда жили ваши матушка и отец, а у вас были белокурые локоны.
— Вы будете счастливой, Наталья. — Такой же счастливой, какими были ваши родители, — ответила она. — Но мы никому не станем об этом рассказывать, ибо тот, кто нашел свое счастье, должен беречь его как зеницу ока, потому что существуют злые слова и недобрые взгляды, которые могут все разрушить. — Но не станет ли для вас одиночество слишком однообразным и монотонным, дорогая Наталья, вы ведь еще не знаете жизни, не захочется ли вам иногда выезжать в большой свет? — Моя жизнь это любовь, — спокойно проговорила она, — и как мне может быть одиноко с вами? Потом, я такая невежественная. Я ничего не знаю, кроме того, что люблю вас. Этот чудесный мир с его звездами, растениями, камнями и животными лежит передо мной, как книга на неведомом языке, которого я не понимаю. Я лишь изредка слышала рассказы о чужих странах и народах, о минувших эпохах, о великих полководцах и героях, да и прекрасные творения поэтов и художников остались неизвестными мне. Теперь вы станете моим учителем, мы будем вместе читать, размышлять и фантазировать, и вы познакомите меня с каждым растением, с каждым камнем, не правда ли? — Я сделаю все, Наталья, все, что вы пожелаете… — Вот видите, значит, нам никогда не будет одиноко и скучно. Она встала, прошла до калитки в заборе и отворила ее. Сергей последовал за ней. — Куда вы собрались? — Туда, на простор, сердце у меня переполнено. Она быстро зашагала меж хлебных полей к ближайшему холму. Всходы перекатывались волнами под весенним ветром. На одном из ближних наделов крестьянин пахал землю: в плуг была запряжена пара низкорослых худых лошаденок. У колодца несколько девушек набирали воду, их алые косынки светились издалека, а радостный смех звонко разносился над лугом, на котором паслись лошади. Дальше был лес, а на горизонте виднелась в дымке синяя гряда гор. Теперь они поднялись на небольшую возвышенность. Наталья стояла там тихая и красивая, устремив блуждающий взор вдаль. В саду пели птицы, с полей доносилось перепелиное щелканье, а вскоре во всех окрестных деревнях начали чисто и мирно звонить колокола. Крестьянин оставил плуг и в благочестивой задумчивости снял шапку. Наступил полдень. Вся земля далеко вокруг была залита солнечным сиянием. Внезапно Наталья обняла любимого и, обливаясь горячими слезами, поцеловала его, потом раскинула руки и воскликнула: — Боже, как все-таки прекрасен мир!
[1] Франческо Далль'Онгаро (1818–1873) — итальянский писатель, некоторое время из-за политических убеждений прожил в изгнании (Швейцария, Бельгия); профессор итальянской литературы во Флоренции и в Неаполе, автор пьес, комедий, рассказов и стихотворений, часть из которых написана на венецианском диалекте. (Здесь и далее, если не указано иное, примеч. переводчика. )
[2] Малоросский танец.
[3] Слова, данные курсивом, написаны в оригинале по-русски.
[4] Сам автор в новелле «Коломейский Дон Жуан» дает следующий комментарий к этому термину: «Каждый большой дом имеет своих еврейских агентов, свой факторум — своих семейных евреев, называемых факторами».
[5] Певчая птица (Lanius cristatus L. ) семейства сорокопутов, называемая также девятисмертом.
[6] Венгерка (фр. ) — род гусарской куртки, обильно украшенной поперечными шнурами и позументом.
[7] Галантной Саксонии (фр. ). Имеется в виду один из живописных мотивов саксонского (мейсенского) фарфора.
[8] Имеется в виду император Священной Римской империи (до 1806) Франц II Йозеф-Карл, он же император Австрии (с 1804) Франц I (1768–1835).
[9] Из многочисленного рода польских магнатов Понятовских здесь, скорее всего, имеется в виду князь Юзеф Понятовский (1763–1813), польский военный министр, союзник Франции.
[10] «Мир в картинках» (лат. ).
[11] Роман немецкого писателя Христиана Августа Вульпиуса (1797).
[12] Клод Лоррен (1600–1682) — французский художник-пейзажист.
[13] Порода охотничьих собак, натасканных на уток.
[14] Уильям Хогарт (1697–1764) — английский художник, известный жанровыми и сатирическими сюжетами своих произведений; считается основоположником английской карикатуры.
[15] Касательно этого средства передвижения известный финский археолог и этнограф Ялмар Аппельгрен-Кивало, в 1887 г. странствовавший по бескрайним просторам Юго-Восточной Сибири, вносит в свои дневники следующую примечательную запись: «В Томске делались последние приготовления к путешествию, к которым относилось и приобретение нами так называемого тарантаса, исключительно целесообразного в поездках по бездорожным, но плоским степям Сибири, поскольку такая повозка не только вмещает в себя множество дорожной поклажи, но при случае может использоваться в качестве гостиной и спальни». (Примеч. автора. )
[16] Эрнст Конрад Фридрих Шульце (1789–1817) — немецкий поэт. Под впечатлением ранней смерти своей невесты создал романтический цикл из 20 стихотворений «Цецилия» (1813), а также книгу стихов «Заколдованная роза» (1818).
[17] Длиннополый сюртук, легкая шинель.
[18] Теодор Кернер (1791–1813) — немецкий поэт и драматург, автор патетических драм и трагедий.
[19] Франц Моор — главный герой драмы Фридриха Шиллера «Разбойники» (1783).
[20] «Господь да пребудет с вами» (лат. ).
[21] Старое название Львова.
[22] Ян Матейко (1838–1893) — польский художник.
[23] Никса — водяная фея, или русалка.
[24] Графиня Ида фон Хан-Хан (1805–1880) — немецкая писательница и поэтесса, автор пользовавшихся успехом романов («Графиня Фаустина», 1841; «Цецилия», 1844; «Две женщины», 1845 и других), главными героинями которых были аристократичные женщины, желавшие жить свободно и наравне с мужчинами пользоваться благами бытия, что подразумевало также свободную любовь.
[25] Меринос — ткань из шерсти овцы одноименной испанской породы.
[26] Между прочим (фр. ).
[27] Фотэ (fauteuil) — кресло особой формы с подлокотниками.
[28] Велисарий (ок. 505–565) — византийский полководец; один из сподвижников императора Юстиниана в его политике усиления централизованной власти.
[29] Джордж П. Джеймс (1799–1860) — английский писатель, автор многочисленных исторических романов, в которых он, впрочем, никогда не поднимался до уровня своего кумира, В. Скотта.
[30] Вареная гречневая крупа. (Примеч. автора. )
[31] Теодор Г. фон Хиппель (1741–1796) — немецкий писатель эпохи Просвещения, друг И. Канта.
[32] «Будем веселиться, пока мы молоды» (лат. ) — старинная студенческая песня.
[33] Сулейман I Великолепный (1494–1566), называемый также Законодатель, — десятый султан Османской империи. Его первая жена была родом из Галиции.
[34] Омфала — в древнегреческой мифологии царица Лидии, которой был продан в рабство Геракл. Омфала заставляла его заниматься женской работой. В их любовном союзе Омфала главенствовала, а Геракл был у нее «под каблуком». Омфала носила львиную шкуру Геракла, обрядив его самого в женскую одежду. Этот обмен ролями указывает на следы материнского права. Имя Омфалы со временем стало нарицательным.
[35] По круговой (искаж. польск. ).
[36] Иоганн Петер Хебель (1760–1826) — немецкий писатель.
[37] «Занимательная газета» (фр. ).
[38] Скандальная хроника (фр. ).
[39] Фридрих Готлиб Клопшток (1724–1803) — известный немецкий поэт.
[40] Пикет — карточная игра.
[41] Маркерами в Австро-Венгрии называли также кельнеров и официантов.
[42] Пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник.
[43] Польская хлебная водка. (Примеч. автора. )
[44] Здесь: высокая шапка.
[45] Бертольд Ауэрбах (1812–1882) — немецкий писатель.
[46] Ганс Сакс (1494–1576) — знаменитый немецкий мейстерзингер.
[47] Пер. К. Бальмонта.
[48] Замиэль — злой дух, черт в германском фольклоре.
[49] Мазурек — род ватрушки, украшенной сверху продольными и поперечными полосками из теста.
[50] «Бойня» (фр. ).
[51] Легкое столовое вино из винограда, выращенного в окрестностях австрийского города Руст на берегу Нойзидлерского озера.
[52] Крепкое вино, производимое на винодельнях венгерского города Эрлау (ныне Эгер).
[53] Слезы Христовы (лат. ).
[54] Агустин Морето-и-Каванья (1618–1669) — знаменитый испанский драматург XVII века. Пьеса «За презрение — презренье» была написана им в 1654 г.
[55] В данном случае имеется в виду Аспазия из Милета, одна из выдающихся женщин Древней Греции, вторая жена Перикла.
[56] Готлиб Конрад Пфеффель (1736–1809) — немецкий поэт, баснописец.
[57] Имеется в виду увеселительный замок принца Евгения Савойского в Вене, построенный И. Л. фон Хильдебрандтом в период 1714–1723 гг.
[58] Шандор Петёфи (настоящее имя Александр Петрович, 1823–1849) — выдающийся венгерский поэт.
[59] Растение семейства тыквенных, горькие плоды которого используются в медицине.
[60] Рвотного ореха (лат. ).
[61] Имеется в виду венгерский князь Ференц (Франц) Ракоши (1678–1735), предводитель мятежа против центральной власти; в 1704 г. во главе своего войска он вторгся из Польши в восточные пределы империи, был провозглашен князем Семигорья, а затем королем Венгрии; в 1708 г. потерпел сокрушительное поражение под Тренчином, бежал в Польшу, потом жил в Париже, откуда переехал в Константинополь.
[62] Готфрид Август Бюргер (1747–1794) — немецкий поэт, близко примыкавший к литературному объединению «Геттингенекая роща», известен своими балладами, написанными по мотивам народных сказаний; выступал и как переводчик.
[63] На острове Кифера существовал в античную эпоху центр культа Афродиты со знаменитым святилищем этой богини. От названия этого острова и происходит эпитет Афродиты «Киферийская».
[64] Барич. (Примеч. автора. )
[65] Имеется в виду продавший свою тень герой «Удивительной истории Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо (1781–1838).
[66] Фридрих Рюккерт (1788–1866) — немецкий поэт, представитель позднего романтизма.
[67] Изабо (настоящее имя Изабелла Баварская, 1371–1435) — королева Франции, с 1385 г. супруга Карла VI Французского.
[68] Альдона — дочь литовского князя, героиня поэмы Адама Мицкевича «Конрад Валленрод» (1828).
[69] Среда на первой неделе Великого поста.
[70] Пер. Н. Вольпин.
[71] Торговка модными товарами (фр. ).
[72] «Тройка» — русская народная песня. (Примеч. автора. )
[73] Адальберт Штифтер (1805–1868) — австрийский писатель.
[74] Либуше — легендарная правительница и прародительница чешских королей, жившая предположительно в VIII в.
[75] Светотень (фр. ).
[76] Тит Флавий Веспасиан (39–81) — римский император.
[77] «Польская» (фр. ).
[78] Пер. А. Глобы.
[79] Vivat! Kochajme sie — польский тост. (Примеч. автора. )
[80] Имеется в виду кабак на дороге из Петербурга в Ораниенбаум.
[81] Одноствольный или двуствольный карманный пистолет.
[82] Иначе: праздник Крещения, или Богоявления, приходится на 6 (19) января.
[83] Свьенчонэ. Называется так, потому что съестное прежде освящается в церкви. (Примеч. автора. )
[84] И то и другое — выпечка. (Примеч. автора. )
[85] Разбойник. (Примеч. автора. )
[86] Кристоф Мартин Виланд (1733–1813) — немецкий писатель.
[87] Своего рода шницель из рубленого мяса, под острым соусом, и пюре из гречневой крупы. (Примеч. автора. )
[88] Перев. Н. Любимова. «Дон Кихот», глава XXXIII.
[89] Пер. Б. Пастернака.
[90] Настольная игра с девятью шашками.
[91] Станислав Август II (С. А. Понятовский, 1732–1798) — польский король с 1764 по 1795 г.
[92] Август Фридрих Эрнст Лангбайн (1757–1835) — немецкий писатель.
[93] Мимоходом (фр. ).
[94] Малороссийская народная песня. (Примеч. автора. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|