Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV . 1. Итальянский костюм XV — XVI вв.




..Джиневра всегда одевалась в простые ткани, но сквозь вырез на груди виднелась в мелких сборках рубашка тонкого ренского полотна и вокруг ее прелестной шеи, как у всех флорен­тийских девушек, обвивалась жемчужная нить, на которой висела древняя камея из хризолита с изображением кентавра, светлые бледно-золо­тистые волосы были покрыты прозрачной кисе­ей, такой прозрачной, что была видна красивая прическа.

Д. С. Мережковский

Стиль ренессанс зародился в Италии. Сама эпоха с ее гуманистической на­правленностью, с «воспоминаниями» об античности, со стремлением ко всему возвышенному, идеальному и одновременно земному, реальному, естественно­му диктовала новые правила красоты в манере одеваться — умеренность, гармо­ничность, естественность форм, линий, пропорций. Законодательницей моды в XV в. была Флоренция, в первой половине XVI в. — Венеция. Позже итальянская мода стала испытывать влияние моды Испании и Франции.

Идеал красоты. Эстетика эпохи Возрождения отвергала аскетизм и надуман­ность форм и пропорций Средневековья, предлагая гармонию духовной и фи­зической красоты и естественность. Красивой считалась женщина, обладавшая большим и «прочным» телом, белой «атласной» кожей розоватого оттенка и имевшая яркие красные губы — признак здоровья и хорошего кровообраще­ния. Картину дополняли красивая, плавно поднимающаяся грудь и мягкие шел­ковистые волосы золотистого или медного оттенка (образы с картин Ботти­челли, Тициана, Рафаэля, Веронезе). Округлые мягкие линии тела гармонич­но сочетались с одеждой естественных пропорций и форм.

Красивым считался мужчина крепкий, сильный, с глубоким внутренним содержанием и значительностью в манерах и поступках (образ герцога Гонзаго в работах А.Мантеньи и др.).

Виды и формы одежды. Текстиль. Итальянцы носили одежду всех видов: на­кладную, распашную, драпирующуюся. В это время появились белье, в том числе чулки, а также перчатки и носовые платки.

В экономически развитой Италии вырабатывали различные виды модного текстиля. В Генуе, Милане, во Флоренции, в Венеции, Неаполе и Риме было развито шелковое ткачество, а также производство набивных тканей, узоры которых довольно часто являлись копией узоров с дорогих шелков. Набойки часто выполняли на тафте (рис. IV. 1, а, б).

 

 Продолжается производство тонкого высококачественного сукна и белого тончайшего льна, идущего на изготовление роскошного белья, которому ста­ло придаваться большое значение. Белые ткани всегда были дорогими и пре­стижными, поэтому нежнейшее белье выглядывало из выреза лифа, прогля­дывало сквозь модные щели-прорези в одежде и вытягивалось пышной «пе­ной» в промежутках между рукавом и проймой. Ассортимент шелковых тканей был разнообразен: парча с золотым или серебряным фоном, покрытым узора­ми из бархата или шелка; алтабас — цельнозолотная или цельносеребряная ткань, на которой контуры узора подчеркивались атласным или бархатным кантом; аксамит, на золотом или серебряном фоне которого ткался сложный, рельефный, петельчатый, с разновысоким уровнем петель узор, эффектно «иг­равший» светотеневыми бликами, и другие ткани. Роскошные растительные узоры (рис. IV. 1, в, г), фигуры животных и птиц, «павлинье око», гранат, лоза — все это в изысканном, вычурном плетении орнамента еще более обога­щало и без того роскошные ткани.

Модными были цвета: холодные оттенки красного, синего, зеленого, блед­ный пурпур, золотисто-охристый, золотой и серебряный, винно-красный, изум­рудный

Из Германии и Нидерландов в Италию привозили узорчатый, вышитый и тисненый бархат. Вышивка по бархату или тяжелому шелку (рис. IV. 1, д) в сочетании с отделкой жемчугом или драгоценными камнями делала одежду красивой, но очень тяжелой (рис. ГУЛ, е). Масса костюма достигала 20 — 40 кг, а масса 1 м текстиля — 3 кг.

С конца XV в. в Италии начали производить кружева. Венецианские кружева сначала были шитые из хлопка (белые и кремовые), а затем плетеные (чер­ные, золотые, серебряные) со сложными узорами. Издавались даже каталоги с рисунками узоров для кружев. В XVI в. кружевами стали отделывать края носо­вых платков, появившихся в обиходе, а также низ рукавов сорочек. Появился гипюр. Набойку на текстиле часто выполняли в виде кружева.

Мужская одежда. В XV в., как и в эпоху готики, мужской костюм состоял из нижней и верхней одежды. К нижней относились сорочка, штаны-чулки и плечевая одежды с рукавами или без них типа средневекового жипона. К ниж­ней плечевой одежде крепились штаны-чулки.

Наиболее распространенной верхней одеждой было джорне — разновид­ность укороченного до колена европейского упелянда различной формы, но с откидными рукавами. Рукава были различной ширины, формы и отделывались разными способами, в том числе экривиссами, мехом и др. (рис. IV.2). Джорне опоясывалось по талии. Вертикальные складки, заложенные по всей высоте лифа, от талии расходились вниз веерообразно. Знатная молодежь наряду с Джорне носила претину — одежду типа нарамника, иногда скрепленную в боках. Ее надевали поверх плечевой одежды с рукавами (рис. ГУ.З). Выходя на улицу, мужчины всех возрастов надевали широкие плащи разной длины, при­чем молодежь предпочитала короткие плащи (рис. ГУ.4). Верхней одеждой счита­лись также симара (рис. IV.5) и табар. Довольно часто боковые части табара забрасывались на плечи. При этом освобождались руки. Драпированные таким образом табары красиво выглядели на высоких крепких мужчинах (рис. IV.6).

Мода XV в. несла в себе некоторые черты готики. Как и в предыдущую эпоху, молодежь предпочитала укороченные варианты костюма (см. рис. IV.2 — IV.4), а степенные граждане — длинные одежды, наиболее подходящие к их осанке, возрасту, манерам, например соправесте накладные или распашные (рис. IV.7).

Чулки-штаны теперь имели гульфик, прикреплявшийся с помощью пуго­виц или шнуровки. В манере ношения чулок-штанов видны отголоски моды «мипарти» (см. рис. IV.3). Мужчины стали носить удобную широкую обувь «мед­вежья лапа».

В XVI в. появилась джуббоне — верхняя одежда типа куртки, напоминающая средневековый жакет, или пурпуэн. Сначала джуббоне была широкой, боль­шого объема, довольно часто с квадратным вырезом на груди, из-под которо­го выглядывала сорочка (влияние германской моды). Затем под воздействием испанского костюма она стала напоминать испанский хубон.

Общеевропейское название курток джуббоне и хубона — колет. Свое назва­ние колет получил от воротника-стойки (col по-французски).

Во второй половине XVI в. мужская одежда подверглась сильному влиянию испанской моды как в силуэте, так и в цветовом решении. Костюм теперь приобрел каркас, которому придавали определенную форму, подбивая отдель­ные части ватой, конским волосом и др. Одежда аристократов Флоренции XVI в. отвечала требованиям испанской моды (цв. вкл., рис. 31, 32). Носил ее и Фран-ческо Медичи, отец будущей королевы Франции Марии Медичи.

Венецианский мужской костюм отличался от флорентийского гораздо боль­шими объемами. Он испытал значительно меньшее влияние испанской моды, чем флорентийский, особенно в цветовом решении. Во второй половине XVI в. в венецианском костюме появились разрезы, отделанные кантом по краям и с подкладкой другого цвета. Обилие разрезов придавало костюму особую наряд­ность.

Женская одежда. Женская одежда в XV в. имела мягкие, округлые формы, подчеркивающие естественные пропорции женского тела, со слегка выступа­ющим вперед животом (отголоски готики), что достигалось несколько завы­шенной линией талии.

Женщины носили котт — платье, отрезное по линии завышенной спереди талии, с облегающим лифом, имевшим квадратное спереди и округлое сзади декольте, с широкой, заложенной мягкими складками юбкой (рис. IV.8). Котт богатых женщин — платье из бархата или парчи. Его узкие длинные рукава прикреплялись в нескольких точках к пройме, а в промежутки вытягивалась тонкая ткань нижнего белья (цв. вкл., рис. 33). Поверх котт надевалась симара. Спинка женской симары, заложенная от горловины складками, была длиннее переда и напоминала шлейф. Имеющий пояс перед состоял из одного или двух полотнищ. Довольно часто симара не сшивалась по бокам, что позволяло дра­пировать ее разными способами. Это была очень красивая, изысканная, эле­гантная одежда. «Летящая» в виде шлейфа спинка, особенно при быстрой ходьбе, Делала флорентийку нежной, легкой, хрупкой (рис. IV.9). Если женщина сто-

яла или двигалась медленно, то симара придавала ей величавость, женствен­ность, значительность.

Во второй половине XV в. в женском костюме появляются разрезы (рис. IV. 10, см. рис. ГУ.8), в основном на рукаве, локте, предплечье, в пройме. Иногда рукав был разрезан по вертикали полностью и скреплен в четырех и более точках по всей длине разреза. Сквозь овальные вырезы такого рукава была видна ткань белья. Позже в эти места стали подкладывать декоративную ткань другого цвета.

В XV в. рукава стали короче и уже не закрывали кисти рук, как в эпоху готики.

Венеция всегда конкурировала с Флоренцией, в том числе и в искусстве одеваться. Имевшая тесные связи с Византией, Венеция несла в своей одежде черты восточной пышности: тюрбаны, чалмы, фески, напоминающие турец­кие, тяжелые шелка, перья птиц. В одежде венецианок наблюдались особые пышность и объемность, часто за счет больших наплечных валиков (см. рис. IV. 10). Нередко на нижнее платье котт с узкими длинными рукавами надевали верхнее, более объемное, с короткими широкими в виде буфов ру­кавами до локтя, из-под которых выглядывали длинные, иногда присборен­ные поперечными складочками рукава нижнего платья котт.

Из-за дороговизны одежды иногда на платье съемные рукава заменяли дру­гими, даже другого цвета (см. цв. вкл., рис. 33).

Венецианские куртизанки носили длинное пышное платье котт и прическу «серп Венеры» или с «рожками» (рис. IV.11, а), очень высокие цокколи, шта­ны под колено (рис. IV.11, б).

В XVI в. итальянки начали носить на улице полумаски и маски. Возможно, это вошло в моду из-за множества карнавалов, празднеств, гуляний, фейер­верков, где хотелось присутствовать инкогнито. Маска способствовала также сохранению белизны кожи лица.

Во второй половине XVI в. итальянская мода подверглась сильному влия­нию испанской моды как в силуэтах, так и в цветовом решении одежды.

Обувь. Венецианская мода ввела в обиход цокколи («коровьи копытца»), очень высокую обувь на платформе, напоминавшую котурны древнегреческих актеров (рис. IV. 12). Это было необходимо, чтобы вытянуть по вертикали фигу­ру в одеждах больших объемов. Многие модницы из желания казаться выше носили туфли на такой высокой толстой подошве, что не могли передвигаться без поддержки (толщина подошвы могла доходить до 30 см).

В эпоху Возрождения обувь постепенно приобрела естественные формы, стала удобной, повторяла форму ноги (рис. IV. 13).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. В эпоху Возрождения женщи­ны перестали скрывать волосы, поэтому роль головных уборов изменилась: они стали дополнять не только костюм, но и прическу.

Мужчины носили шапочки типа фески (см. рис. IV.5), шляпы типа берета из бархата, велюра, парчи, фетра, войлока, плоские маленькие шапочки, как у герцога Гонзаго (см. рис. IV.7), мягкие шапероны (см. рис. IV.4, IV.6), шаперо-ны с длинным «кэ» и корнетом с зубчиками, тюрбаны и чалмы с брошами и перьями экзотических птиц.

У горожан оставались популярными старомодные капюшоны и колпаки из фетра и войлока, пришедшие из Средневековья.

Прически мужчин делались из полудлинных и завитых волос — «пейзан­ская» стрижка (см. рис. ГУ.З), «колба» (см. рис. IV.5) и др. Короткие прически также были популярны.

Со второй половины XVI в. появились высокие гофрированные воротники, из-за чего прически укоротились. Особенно характерно это было для Испании и Франции.

 

Прически итальянок поражали многообразием и изысканностью. Это раз­личные комбинации из прядей волос, как в прическе Венеры на картине Бот­тичелли (цв. вкл., рис. 34), различные пучки, узлы на затылке в сочетании с локонами у щек (цв. вкл., рис. 35; рис. ГУ. 14), в чем видно влияние античности. Очень популярна была «флорентийская коса» (рис. ГУ. 15). Модны также сложные комбинации из кос различного плетения в сочетании с перевитыми жемчугом прядями (рис. IV. 16). Часто рядом с нитями жемчуга в прическе закрепляли крупные жемчужины, как, например, в прическах Симонетты Веспуччи

 (рис. IV. 17; см. рис. IV. 14).

Итальянки любили носить сеточку эскафьон (рис. IV. 18) из серебряных или золотых нитей, унизанных жемчугом, которую, как и ленту во «флорентий­ской косе», «прижимали» к голове ферроньеркой — налобным украшением (см. рис. IV. 15, IV. 18). Однако ферроньерку носили и без этих дополнений. По­ражает популярность жемчуга в украшении причесок.

Прически куртизанок — это поднятые вверх волосы, уложенные на темени Двумя баранками в сочетании с локонами в виде «рамки», обрамляющими

щеки и лоб (рис. ГУ. 19). Венецианские куртизанки, как уже было сказано выше, носили прическу «серп Венеры» (рис. ГУ.20; см. рис. ГУ. 12).

Очень модны были вуали, сеточки, драпировки из тончайшего шелка (см. рис. IV. 14). В качестве головных уборов итальянки предпочитали фески, тюрба­ны (см. рис. ГУ. 10), шляпы с высокой тульей (рис. IV.21).

Перчатки тоже считались необходимым условием приличия. Их шили из ткани, украшали вышивками и драгоценными камнями. Носовые платки тоже украшали вышивкой и кружевами.

Деньги итальянские дамы хранили в небольших сумочках из дорогой ткани, подвешенных к поясу. Веера имели вид прямоугольного флажка и представля­ли собой проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью. Со второй поло­вины XVI в. появляются складные веера, а иногда вместо веера дамы держали в руках пучок страусиных перьев.

Украшения выполнялись искусными ювелирами по эскизам известных ху­дожников; одним из них был Бенвенуто Челлини. Популярными были шпиль­ки, гребни, броши, кольца, цепочки, блестки, ферроньерки.

Косметикой увлекались все знатные итальянки. Лица белили, щеки румя­нили, а губы красили краской. Куртизанкам было запрещено пользоваться кос­метикой. Красивым считался высокий чистый лоб, поэтому волосы в верхней части лба удаляли, а брови полностью или частично выщипывали. Чтобы до­биться золотистого цвета волос, женщины подолгу сидели на крыше в специ­альной будочке, надев шляпу солана без донышка и разложив на ее полях волосы, смоченные специальным составом.

Связь костюма с архитектурой. Жесткие и трудные для шитья ткани дикто­вали новые покрой, силуэт, форму одежды. Женское платье XV в. в широких симметричных фалдах напоминало своим спокойным ритмом творения архи­тектуры. В костюме исчезли дробность и преобладание вертикальных линий. Телесность, объемность, устойчивость, благородство естественных изгибов и очертаний предметов одежды, пропорциональное соотношение длины лифа и юбки (1:3,5), роста человека и ширины юбки (2:1), размера головы и роста (1:8) соответствуют идеалу равновесия той эпохи, ассоциируются с итальянской архитектурой, тенденцией которой являлась масштабность по отношению к росту человека, так же как и в античные времена. Архитектура как бы сшита по мерке человека. Во многие времена архитектуру считали «проекцией человека на внешний вид зданий». Стиль ренессанс подтвердил это (рис. IV.22).

Контрольные вопросы и задания

1. Каким был идеал красоты в Италии XV—XVI вв.?

2. Каковы характерные черты женской одежды XV в.?

3. Каковы особенности женской и мужской одежды XVI в.?

4. Каковы характерные черты мужской одежды в Италии XV в.?

5. Перечислите элементы женского костюма в Италии XV—XVI вв.

6. Перечислите элементы мужского костюма в Италии XV—XVI вв.

7. Каким был текстиль в XV—XVI вв.?

8. Перечислите наиболее популярные женские прически XV—XVI вв.

9. Назовите наиболее популярные мужские прически XV—XVI вв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...