Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники демографической информации




Рязанский государственный педагогический университет

Имени С.А. Есенина

Социально-экономический факультет

 

СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Рязань, 2002 год

 

 

ПЛАН

Введение

Источники демографической информации

Демографическая ситуация в России

Демографическое прогнозирование

Заключение

 

Введение

Как это не удивительно, столь широко употребляемое слово как "наро-донаселение" сначала возникло как научное понятие. Произошло это около двух веков назад. Появление данного термина в русском языке начала девят-надцатого века вызвало к жизни специальную науку и родило ещё одно сло-во, ставшее повседневным уже в наше время, - "демография".

Вообще, демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.

Сегодня о демографических проблемах говорят и пишут ученые и жур-налисты, выходят серии популярных работ, курс демографии преподается в ряде вузов России. Демография сейчас - это наука со всеми присущими атрибутами (собственными методами, теориями, практическими задачами). Более того, демография становится актуальной наукой, порождающией пере-крёстные области знаний, новые их отрасли. К примеру, на перекрестке двух областей знаний (истории и демографии) постепенно сложилась новая науч-ная дисциплина - историческая демография (или демографическая история), предметом изучения которой является объективный процесс исторической эволюции воспроизводства населения. В последние десятилетия, когда мы стали свидетелями "демографического взрыва" в развивающихся странах и снижения показателей воспроизводства населения в экономически развитых, историческая демография привлекает к себе широкое внимание.

На протяжении всей истории существования России власти скрывали многие данные о демографической ситуации в стране. До "хрущевской отте-пели" демографическая статистика была под грифом "совершенно секретно" и только с конца пятидесятых годов начала появляться в документах с по-меткой "Для служебного пользования". С того времени и вплоть до 1985 года сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших при-водились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжи-тельности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публико-вались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жиз-ни и уровень смертности населения, детская рождаемость, младенческая смертность, число абортов, как ничто иное, отражают состояние государства.

В современной России, правопреемнице СССР, неизбежно сохраняют-ся те же демографические тенденции, что отличали ее непосредственного ис-торического предшественника. Иначе быть и не может: тот же народ, те же традиции.

В данной работе отдельный параграф будет отведен на тему демо-графии семьи. Необходимость дополнения традиционного демографического анализа (в центре которого индивид, лишенный каких-либо иных характе-ристик кроме пола и возраста) обращением к демографии семьи, необходи-мость включения именно семьи как объекта исследования и одновременно единицы наблюдения, обусловлено тем, что "индивидуалистическая" демо-графия близка к исчерпанию своего эвристического и прогностического по-тенциала. Демография семьи важна для изучения, ведь она является наукой, предметом которой являются закономерности формирования, функциониро-вания и распада семейно-родственных групп и домохозяйств.

Что касается обоснования своего выбора данной темы, то он аргумен-тирован актуальностью решения демографических проблем России на сегод-няшний день. Вопросы демографического кризиса в нашей стране, без сомне-ния, заслуживают особого внимания.

 

Источники демографической информации

Сложность и многообразие используемых ныне методов демографиче-ского анализа предъявляют повышенные требования к их информационному обеспечению. Демографическая информация должна быть, во-первых, много-сторонней и разнообразной, то есть позволять получать сведения не только об общем числе демографических событий, но и их детальные характерис-тики. Например, если речь идет об изучении рождаемости, то важно знать не просто общее число рождений, но и возраст матерей, состояние их в браке и ряд других характеристик. Если речь идет об изучении смертности, необхо-димо знать не только число умерших, но и их распределение по полу и воз-расту, по причинам смерти, по профессиям, а также ряд других характерис-тик. Если такой детальной информации нет, использование всех методов де-мографического анализа невозможно, а это значит, что при изучении демо-графических процессов можно прийти к неточным, а иногда и просто не-верным выводам.

Другим важным требованием к демографической информации является её достоверность. Иначе говоря, получаемые данные должны быть свободны как от преднамеренных искажений, так и от неточностей, связанных со спе-цификой сбора информации.

Источники демографической информации должны позволить получить необходимый объем сведений не только по стране в целом, но и по регионам, то есть в области, крае, автономной республике, а в некоторых случаях и в административном районе. Это очень важно для нашего многонационального государства, поскольку имеются существенные региональные различия не только в природно-климатических условиях, но и в характере процессов воспроизводства населения.

Наконец, источники данных о населении будут полностью отвечать требованиям практики лишь тогда, когда позволяют получить необходимые сведения за длительный период времени. Только в этом случае можно выявить генеральные тенденции изменения.

Все эти сложные требования к источникам демографической информа-ции обуславливают необходимость существования системы взаимодопол-няющих методов её сбора. Каждый из таких методов имеет свои достоинства и недостатки, а вместе они по сути представляют единую информационную систему.

В настоящее время в России используется три основных источника данных о демографических процессах: переписи населения, текущий учет в ЗАГСах, а также выборочные исследования.

Исторически первым источником данных о населении являлись пере-писи, научные принципы проведения которых были впервые сформулирова-ны известным русским географом и статистиком П.П. Семеновым-Тян-Шан-ским.

Текущий учет позволяет получить сведения о числе лиц, изменивших постоянное место жительства. Так, по существующим правилам при пропис-ке или выписке с места жительства (наряду с другими документами) каждый совершеннолетний заполняет так называемый отрывной талон, в котором в адресной печати указывается год рождения (т.е. по сути возраст), пол, нацио-нальность и место прибытия (выбытия) человека, а так же цель поездок. В этот же отрывной талон вписываются и несовершеннолетние дети. Суммируя общее число отрывных талонов (с учетом записанных в них детей), можно подсчитать число прибывших (выбывших) в тот или иной населенный пункт людей и получить некоторые другие добавочные сведения о мигрантах, со-держащиеся в отрывных талонах.

Таковы известные методы демографического анализа в самом общем виде. Описанные способы, конечно, далеко не исчерпывают весь его арсенал, поскольку в ряде случаев демографы используют в анализе динамики на-родонаселения графические методы, а также приемы, разработанные в совре-менной социологии и статистике, различные математические модели, в том числе такие перспективные, как имитационные экономико-демографические модели.

Важным является соответствие всех аналитических инструментов де-мографического нескольким основным принципам. Так, при анализе процес-сов воспроизводства населения необходимо помнить о том, что социально-экономические факторы, специфически проявляющиеся в каждой стране, определяют формирование того или иного типа воспроизводства населения. Следует учитывать методические возможности используемых показателей, помнить, что лишь комплексное применение различных приемов демографи-ческого анализа может дать достаточно точную картину происходящих про-цессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...