Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ внутренней среды




Внутренняя среда организации - это та часть общей среды организации, которая находится в ее пределах. При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду организации, но и ситуацию внутри предприятия. Встает необходимость определения внутренних переменных, которые могут рассматриваться как сильные или слабые стороны предприятия, оценить их важность, их вклад в формирование потенциала предприятия, значимость для сферы бизнеса, в которой задействовано предприятие, определение будущей базы конкурентных преимуществ предприятия.

Анализ внутренней среды называют управленческим анализом. Управленческий анализ- это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

С одной стороны управленческий анализ- это анализ внутренних аспектов деятельности. Вместе с тем, в процессе этого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ, задачам удовлетворения потребностей рынка. Несмотря на то, что управленческий анализ по объекту имеет внутреннюю направленность, тем не менее ориентирован на требования внешней среды. Чем сможет ответить фирма на требования внешней среды.

Сложнейшей задачей выступает определение круга параметров. С одной стороны, развитие информационных технологий расширили возможности менеджеров в части учета и анализа большого числа взаимосвязанных факторов. С другой стороны, выявлены и проблемы ограниченности человеческих возможностей в восприятии многообразной информации. «Люди анализируют то, что легче всего поддается анализу, при этом тратят на это основное время и более или менее игнорируют все остальное». Саймон отмечает, что число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной организации велико. Причем набор конкретных показателей состояния ресурсов и сфер деятельности, которые должны быть подвергнуты анализу, меняются по мере изменения условий функционирования предприятия.

Герчикова: показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы, и показатели, характеризующие хозяйственную деятельность.

Журнал «Экономист» рекомендует оценивать по 10 бальной системе: качество управления, качество произведенных товаров и услуг, финансовое состояние компании, качество маркетинга, умение привлекать талантливых людей и закреплять за фирмой, долгосрочные инвестиции, способность к инновациям, ответственность перед обществом и природой.

Компания «МакКинзи»: технология (патенты, разработки), проектирование, производство, маркетинг, сбыт, обслуживание. Охвачены все сферы, начиная с разработки и до сервисного обслуживания, но не касаются вопроса финансового обеспечения и трудовыми ресурсами.

Управленческий анализ:

1. Ресурсный анализ (ресурсы – это факторы производства, такие как оборудование, навыки отдельных работников, патенты, финансовые активы,…)

2. Проверка и анализ компетенций,

3. Анализ внутренней деятельности по модели цепочки ценностей Портера,

4. Бенчмаркетинг- сопоставление характеристик компании с характеристиками передовых компаний в отрасли и за ее пределами,

5. Аудит человеческих ресурсов и культуры,

6. Анализ финансовых ресурсов и результатов финансовой деятельности,

7. Продукты и их позиция на рынке.

Другая методика исследования внутренней среды организации разработана А.А. Томпсоном и А.Дж. Стриклендом, в которой четко прослеживается ориентация обследования внутренней среды во внешнюю и сводится к определению положения компании. Авторы определяют процесс анализа положения компании по пяти параметрам:

1. Эффективность действующей стратегии компании.

2. Сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы.

3. Конкурентоспособность компании по ценам и издержкам.

4. Устойчивость конкурентной позиции компании по сравнению с основными соперниками.

5. Стратегические проблемы компании.

Методик множество, но основные проблемы:

1. Исследование внутренних параметров,

2. Определение стратегических ресурсов.

3. Определение сильных и слабых сторон,

4. Определение ключевых компетенций и их соответствие КФУ,

1.1 Исследование внутренней среды

Можно рассмотреть внутреннюю организацию по функциональным срезам, которые определят тот потенциал, которым располагает фирма.

Кадровый срез: взаимодействие рабочих и менеджеров; порядок найма, обучения, продвижения кадров; оценка результатов и стимулирования, …

Организационный срез: нормы, правила, процедуры; система формального взаимодействия; оргструктура.

Производственный срез: обеспечение необходимыми ресурсами; состояние ОФ; материальный и моральный износ оборудования; возможности наращивания производства, свободные производственные мощности, разработки,…

Маркетинговый срез: стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения и реализации.

Финансовый срез: обеспечение необходимого финансирования, возможности привлечения капитала, должного уровня ликвидности, создание инвестиционных программ, отыскание источников финансирования,…

Организационная культура: система неформальных правил поведения, ритуалы поведения, разделяемые всеми верования,…организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчивой, выживающей в конкурентной войне структурой. Организационная культура может ослаблять фирму. Сложность - может не иметь яркого проявления, сложно изучать, может вызывать сильное сопротивление изменениям в организации.

Культура - это убеждения, обычаи, опыт и образ мышления, приобретенные и разделяемые людьми, которые работают вместе и проводят вместе большое количество времени. Это комплекс допущений, которые люди принимают безоговорочно в процессе общения. На видимом уровне культура принимает форму ритуалов, символов, мифов, легенд, языка.

Содержание организационной культуры:

1. Осознание себя и своего места в организации;

2. Коммуникационная система и язык общения;

3. Внешний вид, одежда;

4. Что и как едят люди, привычки и традиции;

5. Осознание времени, отношение к нему и его использование;

6. Взаимоотношения между людьми;

7. Ценности и нормы;

8. Вера во что-то и отношение/расположение к чему-то;

9. Процесс развития и научения работника; трудовая этика и мотивация.

Признанное толкование понятия «культура» касается внутренней жизни организации: это образ жизни, мышле­ния, действия и существования. Речь может идти, на­пример, о порядке принятия решений или о том, как поощряются или наказываются служащие. Это понятие включает и связи внутри организации, и терпимость к оппозиции. Оно даже может касаться многих побоч­ных явлений, таких как организация досуга, отношение к представителям противоположного пола или отношение к приобретению символов благополучия — скажем, автомобилей, оборудованных радиотелефонами и пер­сональными компьютерами.

В последние годы интерес к культуре организаций резко усилился. Отчасти это связано с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры ока­зывает на успехи и эффективность организации. Много­численные исследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, кото­рый формируется в результате продуманных усилий, на­правленных на развитие духа корпорации во благо всех заинтересованных сторон.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...