Источники административного права.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования. Административное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (или в сфере деятельности ОИВ). Сущность административного права: – является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами; – нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.; Предмет административного права –общественные отношения в сфере гос. управления: – управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления; – управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры; – управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований.
Система АП(как отрасли) – его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением АП на отдельные институты. 1) Общая часть – предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс. 2) Особенная часть – включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической сферах.
Место АП – сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. АП охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Строгих границ правового воздействия не имеет. Конституционное право: тесно взаимодействует, т.к. КП закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. Гражданское право: совместно нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера – в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования (в данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания). Уголовное право: границы действия норм УП и АП определяются характером и направленностью соответствующих запретов.
Методы административного права: 1) Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой; 2) Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия; 3) Дозволение – юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. Понятие и характерные черты исполнительной власти. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть». Исполнительная власть – ветвь гос. власти, представляющая собой систему органов ИВ, осуществляющих полномочия по управлению государственными делами. - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве; - основное назначение ИВ – организация практического исполнения КРФ и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения;
- имеет исполнительно-распорядительный характер; - специальный профессиональный аппарат – государственные служащие.
В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти: Министерства России; Федеральные службы; Федеральные агентства. Региональные органы: министерства; комитеты.
Подходы к определению понимания государственного управления: 1) Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры. В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем ИВ. 2) Узкое понимание – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д. Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация норм административного права. Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права, регулирующее отношение в сфере гос. управления. Признаки норм административного права: 1) Предмет регулирования административных норм совпадает с предметом админ. права; 2) Строгая иерархия норм по юридической силе; 3) Императивный характер большинства норм; 4) Действие норм обеспечивается видами ответственности: административной и дисциплинарной; 5) Гипотеза: как правило, не имеет, либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные НПА.
Виды административно-правовых норм: По предмету: 1.Материальные –закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;
2. Процессуальные –определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права; По содержанию: 1. Обязывающие – предписывающие совершать определенные активные действия; 2. Управомочивающие –предоставляющие право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них; 3. Запрещающие – закрепляющие обязанность воздержаться от опред. действий; 4. Рекомендательные –участникам предлагаетсяопред. поведение какрекомендуемое; 5. Поощрительные –содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия; 3) По юридической силе: законодательные; подзаконные; 4) По территориальному действию: федеральные; субъектов РФ; муниципальные.
Действие норм в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила (зависит от масштаба применения нормы – на уровне РФ, субъекта, МО и т.д.). По кругу лиц распространяются на граждан + в пределах РФ также и на иностранных граждан. Во времени не ограничены определенными сроками действия.
Реализация административно-правовых норм –практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений.Известны два основных варианта реализации: исполнение и применение. Источники административного права. 1) КРФ, конституции и уставы субъектов –осн. источник, закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере гос. управления, формирование и деятельность органов ИВ, разграничение функций органов ИВ РФ и субъектов РФ. 2) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 КРФ. 3) ФЗ и кодексы, такие как «О гражданстве РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ», КоАП. 4) Законы субъектов РФ –напр., ЗС Красноярского края принят краевой закон «Об админ. правонарушениях в Красноярском крае», правовой основой которого являются КРФ, КоАП, Устав края.
5) Указы и распоряжения Президента РФ – напр., указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». 6) Постановленияи распоряжения Правительства РФ и субъектов – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки). 7) Ведомственные нормативные акты – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.Напр., приказы министров, председателей гос. комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д. 8) Акты субъектов РФ. 9)Ведомственные акты субъектов РФ. 10) Ведомственные акты местного самоуправления. 11) Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между и т. д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|