Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники административного права.




Предмет и система административного права. Место административного права в системе права Российской Федерации. Метод административно-правового регулирования.

Административное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления (или в сфере деятельности ОИВ).

Сущность административного права:

– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

Предмет административного права –общественные отношения в сфере гос. управления:

– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

– управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

– управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований.

 

Система АП(как отрасли) – его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением АП на отдельные институты.

1) Общая часть – предмет, формы и методы, субъекты административного права, ответственность по административному праву, административный процесс.

2) Особенная часть – включает главы о системе государственного управления в трех важнейших сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической сферах.

Место АП – сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. АП охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Строгих границ правового воздействия не имеет.

Конституционное право: тесно взаимодействует, т.к. КП закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п.

Гражданское право: совместно нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера – в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования (в данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания). 

Уголовное право: границы действия норм УП и АП определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

 

Методы административного права:

1) Предписание – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) Запрет – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) Дозволение – юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Понятие и характерные черты исполнительной власти. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть».

Исполнительная власть – ветвь гос. власти, представляющая собой систему органов ИВ, осуществляющих полномочия по управлению государственными делами.

- один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве;

- основное назначение ИВ – организация практического исполнения КРФ и законов РФ в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения;

- имеет исполнительно-распорядительный характер;

- специальный профессиональный аппарат – государственные служащие.

 

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти: Министерства России; Федеральные службы; Федеральные агентства.

Региональные органы: министерства; комитеты.

 

Подходы к определению понимания государственного управления:

1) Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

В этом понимании государственное управление – более широкое понятие, чем ИВ.

2) Узкое понимание – это административная деятельность органов исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и т.д.

Административные правовые нормы, их особенности и виды. Структура норм административного права, действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Реализация норм административного права.

Административно-правовая норма – установленное государством правило поведения, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права, регулирующее отношение в сфере гос. управления.

Признаки норм административного права:

1) Предмет регулирования административных норм совпадает с предметом админ. права;

2) Строгая иерархия норм по юридической силе;

3) Императивный характер большинства норм;

4) Действие норм обеспечивается видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) Гипотеза: как правило, не имеет, либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные НПА.

 

Виды административно-правовых норм:

По предмету:

1.Материальные –закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

2. Процессуальные –определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

По содержанию:

1. Обязывающие – предписывающие совершать определенные активные действия;

2. Управомочивающие –предоставляющие право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

3. Запрещающие – закрепляющие обязанность воздержаться от опред. действий;

4. Рекомендательные –участникам предлагаетсяопред. поведение какрекомендуемое;

5. Поощрительные –содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия;

3) По юридической силе: законодательные; подзаконные;

4) По территориальному действию: федеральные; субъектов РФ; муниципальные.

 

Действие норм в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила (зависит от масштаба применения нормы – на уровне РФ, субъекта, МО и т.д.).

По кругу лиц распространяются на граждан + в пределах РФ также и на иностранных граждан.

Во времени не ограничены определенными сроками действия.

 

Реализация административно-правовых норм –практическое использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъявлений.Известны два основных варианта реализации: исполнение и применение.

Источники административного права.

1) КРФ, конституции и уставы субъектов –осн. источник, закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере гос. управления, формирование и деятельность органов ИВ, разграничение функций органов ИВ РФ и субъектов РФ.

2) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 КРФ.

3) ФЗ и кодексы, такие как «О гражданстве РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ», КоАП.

4) Законы субъектов РФ –напр., ЗС Красноярского края принят краевой закон «Об админ. правонарушениях в Красноярском крае», правовой основой которого являются КРФ, КоАП, Устав края.

5) Указы и распоряжения Президента РФ – напр., указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

6) Постановленияи распоряжения Правительства РФ и субъектов – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки).

7) Ведомственные нормативные акты – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.Напр., приказы министров, председателей гос. комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.

8) Акты субъектов РФ.

9)Ведомственные акты субъектов РФ.

10) Ведомственные акты местного самоуправления.

11) Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...