II. Психологическая поддержка и помощь пациентам с COVID-19 и их родственникам
II. Психологическая поддержка и помощь пациентам с COVID-19 и их родственникам
Цель - снятие состояния неопределенности, стресса и тревоги, связанных с инфицированием и последствиями COVID-19. Эпидемиологическая обстановка с COVID-19 оказывает и еще может оказать большое влияние на людей, вне зависимости от гражданства и местожительства. Поэтому при обращении к людям с COVID-19 не следует связывать появление заболевания с принадлежностью к какой-либо национальности и этносу. Все, кто пострадал от COVID-19, не сделали ничего плохого, они заслуживают поддержки, сострадания, доброго отношения и чуткости, где бы они ни находились. Пациентам и их родственникам, а также родственникам врачей необходимо объяснить, что не следует относиться к инфицированным COVID-19 людям как " случаю заболевания COVID-19", " жертвам", " семье, в которой есть зараженный с COVID-19" или как " больным". Лучше пользоваться терминами " люди с COVID-19", " люди, получающие лечение от COVID-19" или " выздоравливающие от COVID-19", поскольку и после выздоровления от COVID-19 их жизнь будет продолжаться, сохранятся их работа, семьи, родственники и близкие. Важно отделить самого человека от стигмы, которую ему придает инфицирование COVID-19. Психологическое сопровождение пациентов может осуществляться психологической службой медицинского учреждения как дистанционно, так и в кабинетах психологической помощи медицинского учреждения. Психологическое сопровождение родственников пациентов и родственников врачей может осуществляться, в том числе дистанционно, через колл-центр медицинского учреждения.
Организация и оказание профессиональной психологической помощи пациентам - детям
Психолог, работающий с ребенком, должен быть абсолютно нейтрален по отношению к тому, что он узнал о ребенке от родителей или медицинского персонала. Когда ребенок вступает в контакт с кем-то, кто готов принять его таким, каков он в этот момент, не опираясь на предвзятые суждения, он может быть более расположенным к взаимодействию и искреннему общению. Помните, что ребенок может испытывать не меньше, а иногда и больше переживаний, чем взрослый человек. То, что для ребенка наполнено смыслом и может помочь его лечению, иногда может казаться незначительным в восприятии взрослого. Воображение является для ребенка как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и неразрешенных проблем. Позвольте ребенку выразить свои переживания в удобной и привычной для него форме. 1. Постарайтесь оставаться спокойным. Установите зрительный контакт при разговоре с ребенком. 2. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте ребенка, проявив понимание и сочувствие. В случае, если ребенок не идет на контакт, не требуйте от него сиюминутного ответа на Ваши вопросы, постарайтесь начать разговор с нейтральных тем, не вызывающих тревогу и страх у ребенка (например, о любимых мультфильмах, фильмах, книгах, школьных предметах и т. д. ) 3. Не снижайте значимости его переживаний. Не говорите, что ничего страшного не случилось. Старайтесь быть без оценочным в интерпретации его переживаний и эмоций. 4. Важно позволить ребенку эмоционально расслабиться, высказаться, нужно проявить к ребенку заботу, показать его значимость и только потом принять решение по поводу дальнейших действий. 5. Помогите детям найти позитивные способы выражения испытываемых ими негативных эмоций, прежде всего - страха и грусти. При этом помните, что у каждого ребенка есть свой собственный способ выражения эмоций, например, участие в творческой, игровой и иной совместной деятельности. Поэтому игра или рисование могут облегчить переживания, связанные с эпидемией COVID-19 (изоляция или карантин, практически круглосуточное совместное пребывание в условиях, часто ограниченных по площади и возможности удовлетворения самых актуальных потребностей: в повышенной активности и движении, широких межличностных контактах, прогулках и играх на улице и т. п. ). Дети чувствуют облегчение, если у них есть возможность общаться и выражать свои чувства в безопасной и благоприятной среде.
6. Если все-таки по каким-то основаниям ребенка нужно разлучить со своими родителями и (или) основным опекуном, следует своевременно информировать ребенка, объяснить на доступном ему уровне необходимость в этом, условия, при которых ребенок будет воссоединен со своими родителями, приложить все усилия для предотвращения психотравмирующих последствий подобного разлучения. Убедитесь, что в периоды такого разделения был обеспечен регулярный контакт ребенка со своими родителями и опекунами, например, два раза в день по телефону, по видеосвязи по популярным телефонным/компьютерным программаммессенджерам или посредством социальных сетей. Важно, чтоб в этот период, у ребенка было сохранено чувство базовой безопасности, уделялось внимание организации поддерживающей, комфортной атмосферы. 7. По возможности, позволяйте детям виртуально играть и общаться с другими, особенно сверстниками. При этом, важно, чтоб при желании и необходимости (особенно для детей подросткового возраста) взрослые помогли удовлетворить потребность детей в уединении, поддержании границ личного физического и психологического пространства в условиях длительной изоляции. 8. Постарайтесь обсудить связанные с пандемией COVID-19 вопросы с детьми откровенно, учитывая их связанный с возрастом уровень понимания проблемы. Помните, если у детей актуализировались имевшиеся ранее собственные проблемы, их совместное решение может ослабить испытываемые ими беспокойство, тревогу и страхи. Дети могут наблюдать за эмоциями, поведением и взаимоотношениями взрослых, чтобы понять, как управлять своими эмоциями в трудные для всех и их лично времена.
9. Необходимо учитывать возрастно-психологические особенности детей, которые определяют их восприятие взрослых как авторитетов и источников развития. В младшем возрасте дети охотно следуют рекомендациям взрослых (врачей, медицинского персонала и тд), однако к подростковому возрасту авторитет взрослого может снижаться и тогда необходимо подобрать адекватные способы взаимодействия с подростком с целью обеспечения условий для соблюдения предписаний и графика жизни в условиях медицинского учреждения. Чаще всего подростки охотнее идут на контакт в ситуации доверия и правильно установленного межличностного контакта. Ваша задача - аргументировать и объяснить значимость врача и предписаний для жизни подростка на эмоциональном и когнитивном уровне, повысить мотивацию к комплаенсу посредством значимых для подростка феноменов, таких как возможность самореализации и самопрезентации, проявление собственной уникальности и потребность в аффиляции. Помните, что излишняя авторитарность при взаимодействии с подростком может привести к негативным последствиям как для него самого, так и для общей социальной атмосферы медицинского учреждения. 10. Дети, оказавшиеся оторванными от родителей, могут проявлять сопротивление в установлении контакта с другими взрослыми и скрывать истинные эмоции от окружающих. Для снижения социальных и коммуникативных барьеров психологу необходимо ненавязчиво, но уверенно и компетентно установить доверительные отношения с ребенком прежде, чем приступать к диагностике и коррекции его психологического состояния. 11. Ребенок и его родители (замещающие взрослые) - единое целое. Некоторые психологические особенности, реакции и проявления ребенка в стрессовых ситуациях могут быть связаны с семейным опытом. При необходимости психолог может привлечь к работе с ребенком членов его семьи в доступных формам для выявления наиболее эффективных и приемлемых методов взаимодействия с пациентом детского и подросткового возраста.
12. При осуществлении психологической работы с ребенком лучше всего использовать проективные методы, такие как игра, творчество, рисуночные практики и другие, которые позволяют психологу распознать неосознаваемые процессы и состояния, испытываемые ребенком. Также вовлечение ребенка в привычную и привлекательную для него деятельность позволит установить доверительные отношения и снизить тревожность самого ребенка. 13. Психологическая работа с детьми включает и просветительский компонент - дети младшего возраста могут не знать названия чувств, которые они испытывают, и тогда задача психолога - объяснить, какие бывают эмоции, зачем они нужны, чем отличаются друг от друга, как их проявлять, распознавать и контролировать.
1. Пожилые люди, особенно пребывающие в условиях изоляции, самоизоляции, интернатного содержания и в учреждениях закрытого типа, особенно пожилые лица с когнитивным снижением/деменцией, могут стать более тревожными, агрессивными, более подверженными стрессу, взволнованными и замкнутыми на весь период эпидемии или пребывания в условиях ограничения, лишены эмоциональной поддержки. Одним из способов снижения такого рода напряжения является обеспечение практической и эмоциональной поддержки посредством членов семьи таких лиц (в случае сохранения семейных связей), через неформальные (в т. ч. социальные) сети и специалистов-профессионалов в области общественного здравоохранения. В данной ситуации дополнительную помощь могут оказать волонтерские организации и НКО, занимающиеся помощью пожилым людям (например, " Старость в радость" и другие). Привлекайте их к решению различных вопросов и делегируйте им часть тех вопросов, которые они могут решить. Обеспечение такого рода " межведомственного" взаимодействия, особенно в критических ситуациях, также может быть задачей психолога и психологической службы. 2. При общении с пожилыми людьми следует делиться самыми простыми фактами о том, что сейчас происходит в ситуации с COVID-19 (учитывая их связанный с возрастом и актуальным психическим состоянием уровень понимания проблемы, в терминах, которые могут понять пожилые люди с когнитивными нарушениями или без них). Повторяйте такую информацию в тех случаях и столько раз, когда и сколько это необходимо. Инструкции должны быть изложены в четкой, краткой форме, доводиться уважительно и терпеливо. Также может быть полезно, чтобы информация отображалась в письменном виде или виде картинки. Следует привлекать членов семьи и другие варианты поддержки к предоставлению такой информации и оказанию такой помощи людям. Особое значение приобретает обучение навыкам ухода за собой, соблюдению профилактических мер (например, мытье рук и т. д. ).
3. По возможности, помогайте пожилым пациентам придерживаться сложившихся стереотипов и ежедневных ритуалов, распорядка и помогайте осваивать новые, связанные с предписаниями врачей и пандемической ситуацией. 4. Желательно обеспечить постоянный контакт пожилого человека с близкими людьми (по телефону, по видеосвязи по популярным телефонным/компьютерным программам-мессенджерами или посредством социальных сетей).
Уровень стресса и тревожности иностранных граждан, которые проходят лечение от COVID-19 может быть связан с недостаточным пониманием ситуации в связи с языковым барьером. В этом случае неопределенность ситуации, опосредованная диагнозом пациента, усиливается его низкой осведомленностью о динамике, необходимых действиях и способах совладания с негативными эмоциями. Также у данной категории пациентов может быть затруднено общение с близкими и родными, как наиболее важными источниками поддержки и помощи. Если общение с другими пациентами, врачами и медицинским персоналом также затруднено по причине низкого уровня владения русским языком, то задача психолога состоит в поиске методов и технологий совладания со стрессом и тревожностью, которые доступны иностранным гражданам, находящихся в медицинских учреждениях. Наиболее эффективными будут такие методы психологической помощи, которые позволят пациенту ощущать защищенность, безопасность и определенность как необходимые компоненты психологического благополучия. Необходимо предложить пациенту набор регулярных действий с четким и понятным графиком их выполнения, которые не требуют владения русским языком на высоком уровне. Само психологическое сопровождение пациентов-иностранных граждан требует учета языковой и культурной специфики: 1. При общении с пациентами - иностранными гражданами учитывайте их уровень владения русским языком, старайтесь избегать трудновоспринимаемых слов и фраз, описывающих как физическое, так и психологическое состояние пациентов. При необходимости включайте жестовое сопровождение общения, предметы, которые можно использовать для диагностики и коррекции психологического состояния пациента. 2. Необходимо быть уверенными в том, что пациент правильно воспринимает и понимает то, что Вы ему говорите. Для этого необходимо использовать невербальные способы коммуникации для передачи эмоций и наблюдать за невербальными проявлениями пациента, такими как мимика, жесты и др. Можно разработать систему знаков и символов для обмена с пациентом с целью определения понимания им Ваших сообщений и рекомендаций. 3. Необходимо учитывать специфику выстраивания социальных контактов иностранных граждан, связанную с их культурными и национальными особенностями. Такими особенностями могут выступать семейные отношения, религиозные убеждения, гендерные стереотипы.
Психологическое сопровождение врачей и среднего медицинского персонала, заболевших COVID-19 не отличается от психологического сопровождения пациентов с COVID-19. Однако, необходимо учитывать большую информированность этой группы пациентов. Кроме того, возможно появление дополнительных страхов, касающихся возобновления работы с пациентами с COVID-19, так и снижение бдительности при сохраняющемся риске повторного инфицирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|