Октябрьская революция и историческая наука
Г.Д.Алексеева Революция 1917 года, начавшаяся с свержения самодержавия и завершившаяся приходом к власти большевиков, не была исключением из общего исторического процесса европейского континента, с его революционными потрясениями, характерными для переходов от одного типа общества к другому. Напротив, она многое повторила в своем развитии из истории европейских стран — Англии, Франции, Германии, переживших буржуазно-демократические революции в более ранние эпохи. Российская революция продолжала и развивала традиции европейских стран в новых исторических условиях, характерных для начала XX века. Это можно проследить на различных процессах и фактах 1917 г.: острая борьба между представителями различных идейных направлений и политических группировок (в XX веке она приобрела форму борьбы политических партий), непримиримая классовая борьба, переросшая в гражданскую войну, участие в революционном процессе широких народных масс, плебейских слоев и использование их революционного потенциала и социальной активности различными партиями и лидерами с целью решения своих политических задач. Октябрьская революция положила начало изменению всех сторон общества: его экономических и социальных основ, государственных форм, идеологической системы. Началось освобождение общества от средневекового религиозного сознания. На развалинах старых общественных структур стали формироваться новые представления о прошлом, настоящем и будущем России, включая историческую науку и историческое сознание различных слоев общества. Такой путь прошли все революции прошлого, а Россия лишь повторила и еще раз подтвердила свое существование в рамках мировой истории при наличии географических, экономических, социальных и национальных особенностей.
Под влиянием событий Первой мировой войны и 1917 года начался необратимый процесс распада сознания всех слоев общества 14 Г.Д.Алексеева Октябрьская революция и историческая наука 15
и прежде всего господствовавшей ранее идеологии с ее официальной государственной доктриной, с важнейшими постулатами — православием, самодержавием, народностью. Крах существовавшей ранее идеологии, господствовавших в обществе представлений, социальных иллюзий, тесно связанных с монархическим и религиозным сознанием, потеря уверенности в будущем, — у одних, и обретение надежды на изменение к лучшему после революционных потрясений, у других — это свойственно всем революциям прошлого, включая Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. в России. Как и в другие исторические эпохи, связанные с кризисом всех социальных структур, в России бурно развивался процесс отчуждения личности от традиционных форм духовного, интеллектуального, культурного, религиозного, идеологического существования, имевшего национальные, исторические, свойственные XX веку особенности. В сознании различных социальных слоев, подверженных неодинаковой степени влияния официальной, государственной идеологии, произошел революционный взрыв, охвативший и такую область, как историческое сознание. Эти процессы протекали в сознании всех социальных слоев Российского общества, однако особенно сильно они проявились в интеллигентской среде, частью которой были историки. Они оказались в пучине революционного водоворота, обуреваемые множеством проблем и забот, которые требовали определенных ответов, и как тогда казалось, от них зависело будущее России, науки, личности. В этот сложный процесс крушения старых представлений включалось социальное, гражданское, профессиональное, историческое осмысление свершившихся событий.
Русская интеллигенция с ее вечными вопросами: кто виноват? и что делать? — особенно тяжело переживала этот духовный кризис. Главные усилия направлялись на поиск объяснений происходивших событий, обретение новых жизненных ориентиров, указывавших путь к стабильности в стране, вселявших психологию уверенности в будущем, без чего ни один человек, а тем более интеллигенция, не могут существовать. Активное участие в протекавших в те годы процессах принимали историки, и это было естественным явлением, характерным для всех переломных, кризисных эпох в истории общества. В советской историографической литературе прошлых лет поведение историков старой школы нередко оценивалось как стремление сохранить буржуазно-помещичий режим, свое привилегированное положение в обществе и науке, как боязнь коренных перемен, лишавших их уверенности в будущем. В этих оценках, как правило, отсутствовала другая важная черта, связанная с поиском стабильных социально-политических, гражданских, профессиональ- ных позиций, потерянных в условиях глубочайшего идеологического кризиса, острой классовой борьбы, смены политических режимов, появления новых идеологем. Многие идеи тех лет были неприемлемы для историков старой школы, сформировавшихся как личности и специалисты в иных условиях. Они не укладывались в рамки традиционных представлений о прогрессе, государственной власти, роли различных факторов в истории. Об этом неоднократно писали и говорили в своих лекциях перед аудиторией такие историки, как Р.Ю.Виппер, Н.И.Кареев, Е.В.Тарле и др.1 Следует сказать, что историки России, принадлежавшие к официальному, то есть поддерживаемому государством, направлению (М.К.Любавский, М.М.Богословский, С.Ф.Платонов, А.СЛаппо-Да-нилевский и др) были, как правило, монархистами, державниками, патриотами, апологетами традиционного и эволюционного типа развития, абсолютизировавшими исторические особенности России в ее прошлом, настоящем и будущем. Они были далеки от понимания глобального кризиса всей российской системы, а тем более путей выхода из него. Их устремления были направлены, главным образом, на поиск причин и виновников социальной катастрофы, "великого бедствия", свидетелями и участниками которого помимо своей воли они стали в 1914, а затем в 1917 гг. Об этом свидетельствуют многочисленные выступления историков в первые послереволюционные годы, заявления об отношении к происходившим в России событиям, их понимание связи с предшествующими революции процессами. Так, профессор истории Московского университета М.КЛюбавский писал в Петроград в декабре 1917 г. историку С.Ф.Платонову: "Считаю, что все происходящее — есть кара Божия нашей буржуазии и интеллигенции, — буржуазии — за то, что временем войны воспользовались для наживы, интеллигенции — за ее легкомыслие, с которым она расшатывала институт монархии, смешивая его с личностью монарха. Думаю, что народу придется расплачиваться за то, что остался таким же самым, каким был в XVIII веке, с тою же "небогобоязливою натурой", о которой говорит Котошихин"2.
Это была весьма распространенная точка зрения консервативных групп интеллигенции, защищавших позиции сохранения монархии в ее низменном виде, считая виновником всех российских бед правящие верхи, бездарное окружение царя. Представители более левых групп интеллигенции, в том числе и историки, усматривали причины событий 1917 г. лишь в поведении и действиях русской революционной интеллигенции, которая своими непродуманными действиями подрывала устои старого режима, и стала главной виновницей свершившейся в России катастрофы: гибели государства, падения престижа власти, распада империи, национальных форм культуры, бытия, сознания.3
Г.Д.Алексеева Под влиянием революционных потрясений 1917 г. наблюдалась реанимация старых народнических и появления новых социальных утопий. Особенно ярко это проявилось в мессианской идее народнических авторов, оценивавших Октябрь как начало мировой аграрной революции народов Востока, которая якобы может получить свое дальнейшее развитие в Индии и Китае. В этом процессе России отводилась роль спасительницы мира от войн, рабства, эксплуатации, бесправия, социальной несправедливостиЗ. Провозглашалось создание мира новых духовных и социальных ценностей, в котором главная роль отводилась народу, его творческим способностям и возможностям. Эта народническая доктрина сопровождалась поисками корней и истоков в прошлом, а историки этого направления обращались к истории крестьянской общины, кооперации, к истории русской и западноевропейской утопической теории социализма, к изучению массового крестьянского движения4. Так история органически вплеталась в концепции кооперативного, крестьянского, аграрного социализма, который был весьма широко распространен в России с ее крестьянским составом населения и общинными традициями.
Вопросы прошлого, настоящего и будущего в той или иной форме возникали перед историками всех направлений и школ, однако реализовывались они не в теоретических разработках и политических доктринах, вообще несвойственных историкам России, а в практической деятельности: в выступлениях в прессе, перед аудиторией, с экскурсами в прошлое, позволявшими якобы понять настоящее и предвидеть будущее России. Следует отметить, что в отличие от современных историков, ученые начала века смогли более глубоко и критичнее оценить свои занятия историей, распространенные тогда принципы и подходы. Признавая, что их профессиональная деятельность развивается в условиях глубочайшего социального и интеллектуального кризиса, они оценивали состояние науки с учетом ее прошлого, с пониманием необходимости выхода из этого кризиса. Так, Е.В.Тар-ле, уже известный в те годы исследователь, отмечал, что поколениям, переживающим катаклизмы "свойственно именно стремление даже не рассказывать, а доказывать и обманывать себя мыслью, будто они хотят беспристрастно выяснить причины происшедшего, когда на самом деле они либо по прокурорски ищут корней и путей преступления, либо по адвокатски хотят возвеличить подвиг"5. В условиях глубочайшего интеллектуального и идеологического кризиса с особой остротой встали перед обществом сложнейшие проблемы, которые современники не всегда достаточно полно способны осознать и адекватно общественным потребностям их решать. Так, к середине XX века, ученые осознали "сколь жизненно
Октябрьская революция и историческая наука важной является идеология для функционирования любого общества"6 Тогда же, в начале века, идеологический процесс развивался во многом стихийно, без глубокого осмысления и понимания характера происходивших изменений в сфере сознания7.
В образовавшемся провале в идеологии и сознании российского общества концепции историков и философов старой школы о крахе культуры и науки, хаосе и трагедии, развале российской империи, гибели России не могли стать основой для выхода из кризиса и возрождения. Этот вакуум в общественном сознании интеллигенции, особенно ее левого крыла, стал быстро и умело заполняться марксистами различных направлений — меньшевиками, троцкистами, плехановцами, большевиками, левыми народниками, переходившими на позиции марксизма. Социалистические идеи различного толка широко распространялись и активно внедрялись в сознание различных социальных слоев, они прорастали на почве, подготовленной дореволюционной историей России и событиями 1914-1917 гг. В острую идейную борьбу по вопросам революции, классовой борьбы, политического противостояния различных социальных сил, будущего России и ее народа включались историки всех направлений, однако особенно активны были те из них, которые принадлежали к крайне левому крылу интеллигенции — марксисты, народники, а также левые кадеты, и именно они стали инициаторами переосмысления истории, поиска новых позиций и подходов в изучении всемирной истории8. Следует сказать, что в официальной историографии дореволюционной России существовал запрет на изучение большой группы проблем, тесно связанных с классовой борьбой, движениями широких народных масс, историей общественной мысли, особенно революционно-демократического и левонароднического направлений, историей анархизма, политических партий и их деятельности в начале XX века9. А между тем потребность в познании этих страниц отечественной истории была весьма значительна. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, а также литература по названной проблематике, начавшая выходить уже в 1917-1920 гг. Сразу же после Февральской революции группа петроградских историков из университета и Академии наук выступила с инициативой создания Музея русского освободительного движения10. Подобного музея, занимающегося изучением и распространением знаний о русском освободительном движении, в царской России не было. В проектах и сочинениях первых послереволюционных лет обозначились самые различные проблемы, свидетельствовавшие о пробуждении интереса к истории России, особенно к таким ее периодам, как Смута начала XVII века, массовые крестьянские движения, революции в Европе, история общественной мысли. Автора- 2-541 18 Г.Д.Алексеева Октябрьская революция и историческая наука 19
ми публиковавшихся статей и брошюр были представители различных идейных лагерей, однако особенно активными были историки марксистского направления. Именно они после Октября 1917 года стали во главе процесса разрушения старых традиций изучения истории, поиска новых путей понимания и освещения прошлого России. Это был естественный процесс обновления исторического сознания и исторической памяти, свойственный всем революционным и кризисным периодам развития общества. События 1917 г. дали мощный толчок разрушению стереотипов во всех областях общественного сознания, идеологии, культуры, науки. Одним из важных элементов этого процесса стал разрыв с традиционными представлениями о науке и ее роли в жизни общества, сложившимися ранее и господствовавшими в конце XIX — начале XX вв. Как известно, идеи служения обществу, народу, науке — это понятия в духовной жизни России, как и других стран, нередко носили абстрактный и даже спекулятивный характер. Постепенно они стали заменяться новыми представлениями, быстро вытесняя популярные ранее идеи о служении царю, Отечеству, Богу, которые быстро уходили в прошлое. Видную роль в этом процессе формирования новой концепции науки и ее роли в послеоктябрьской России играли политические деятели большевистской партии и советского государства: В.И.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, А.Луначарский, влияя своими выступлениями по вопросам культуры и науки, понимания ее места в обществе, участия ученых в идеологическом и культурном процессе, в формировании принципов управления научным прогрессом, роли коммунистической партии и государства. Существенное значение для науки России и ее будущего приобретали такие вопросы, как цель науки в новых социальных условиях, гражданские и политические позиции ученых, их социальная, философская и политическая ориентация. Появилось новое объяснение функций науки, критериев оценки творческой деятельности ученых, научных коллективов и результатов их работы, влияния науки на культуру, массовое общественное сознание, идеологию, историческую память народа. Все эти идеи формировались под воздействием марксистской концепции общественного развития, которая была провозглашена теоретической основой самой исторической науки и концепции ее эволюции в условиях нового социального режима. Особенно заметно на этот процесс создания новой концепции науки истории и ее роли влияли такие историки-профессионалы марксистского направления, как М.Н.Покровский, Н.МЛу-кин. М.С.Ольминский, В.И.Невский, В.А.Быстрянский, Н.Н.Батурин, М.Н.Лядов, которые стали лидерами и руководителями марксистского направления в исторической науке в первые послереволюционные годы11. В сложном процессе перестройки науки, изменения ее идейно-теоретических основ и методологической базы были свои характерные особенности, которые зависели от специфических условий и того варианта интерпретации марксизма, который утверждался в русской науке после 1917 г. Как известно, в работах К.Маркса и Ф.Энгельса проблемы развития науки после победы социалистической революции решались достаточно абстрактно. Созданная ими модель включала ряд характерных черт, среди которых главное место занимали: свободное развитие науки и ее воздействие на все стороны существования общества, освобождение личности ученого от пут, мешающих развитию его творчества и науки в капиталистическом обществе, повышение общественного престижа науки и деятельности научных работников, широкое распространение научных знаний и их определяющее влияние на формирование мировоззрения личности, вытеснение религиозных и других предрассудков из сознания человека12. Для теоретиков марксизма социализм представлялся первой в истории человечества общественной системой, все функционирование которой строится на базе науки, ее достижений. Однако в формировании новой концепции науки в послереволюционной России на первое место выдвигались идеи не развития науки на базе лучших достижений мировой и национальной научной мысли, а подчинение науки социальной практике — строительству социализма. Главное место в этой доктрине заняла идея демократизации науки, всех направлений и форм ее существования. Путем группы намечавшихся мер наука должна была превратиться из элитной, поскольку такой она была во всем мире, как и в дореволюционной России, в явление массовой культуры, доступной всем слоям населения и в первую очередь рабочему классу. В этом подходе четко просматривается влияние идей А.Богданова и Пролеткульта, с которыми партия и Ленин боролись весьма активно, противопоставляя богдановской концепции независимого, свободного развития культуры и науки, концепцию подчинения их государству, активно влияющему на все стороны культурного и научного прогресса. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что проблема демократизации науки после 1917 г. формулировалась в лозунговой форме, в призывах: превратить знания, достижения науки в достояние широких трудящихся масс. С этого времени становятся особенно популярными слова Ленина о превращении науки из средства угнетения трудящихся в орудие борьбы за социализм, "союз науки и труда", соединение "победоносной пролетарской революции с буржуазной культурой, с буржуазной наукой". Ленин писал о централизованной мощи пролетариата, "опирающегося на все завоевания культуры, науки и техники капитализма" и в то же время он дока- 20 Г.Д.Алексеева Октябрьская революция и историческая наука 21
зывал, что научно-технические знания в прошлом якобы служили только обогащению кучки людей, денежному мешку14. Как известно, лозунговый тип мышления особенно заметно распространяется в кризисные периоды общества, в обстановке обострения социальных и политических конфликтов, включения широких масс в политические акции различного характера. Сам Ленин неоднократно указывал на преобладание в сознании тех лет абстрактных и лозунговых форм, оторванных от конкретной ситуации и практических задач15. Однако и сам он не смог избежать подобных форм обращения. Они включались в сознание и активно функционировали в качестве идеологем, не наполненных реальным содержанием. Если для решения политических задач подобный тип реакции был естественным и нормальным явлением, то в области науки и культуры эти идеи постепенно превращались в опасные формулы, лишенные глубокого научного обоснования и содержания. Постепенно они становились элементами формировавшейся идеологической системы, влиявшей на политику правящей элиты в области науки, культуры, искусства и образования. И что особенно опасно: они включались в концепции развития науки послеоктябрьского периода, а затем стали идейной основой исторических трудов, посвященных проблемам культуры, науки и образования. Об этом свидетельствует вся литература, выходившая в 30-80-е гг.- в России по истории XX века. В концепциях науки, руководства ее развитием, целевых установках большевистских лидеров первых послереволюционных лет, а затем и позднее, отсутствовал глубокий анализ состояния науки, факторов, воздействующих на нее, возможности и потребности развития науки и российского общества, уровень подготовки научных и популяризаторских кадров, способность широких масс населения усваивать достижения научной мысли при том уровне грамотности, который существовал в России в начале XX в. Из политических лозунгов и партийных директив тех лет идеи о борьбе за новое общество, о роли науки и ее влиянии переносились в концепцию развития науки. История стала той областью знания, где эти установки партийной элиты внедрялись и распространялись особенно интенсивно, подчиняя постепенно понимание роли науки, процессов ее развития, не получению нового научного знания, а обслуживанию пропаганды и агитации. Так под влиянием политических и идеологических факторов история стала постепенно превращаться в инструмент воздействия на массовое общественное сознание, а ее задачи и весь процесс развития науки стал подчиняться идеологии и политике партии в ущерб ее свободному и всестороннему развитию, которое провозглашалось марксистской доктриной еще задолго до победы социалистической революции в России. Ведущую роль в новой концепции науки, формировавшейся после 1917 г., стала играть идея служения народу (позднее она функционировала в виде служения ученых коммунистической партии и советскому государству), его просвещению и воспитанию, усвоению народом идей марксизма и социализма, повышению культурного уровня общества, приобщению масс к новым духовным ценностям16. Это были совершенно новые установки в истории мировой и отечественной науки, реализация которых требовала нового типа развития науки, получения большего объема научно достоверных знаний, совершенствования искусства и методов научной популяризации, объективного учета и оценки результатов работы историков-пропагандистов, анализа их влияния на аудиторию, на различные группы населения. Однако за все годы советской власти эти вопросы игнорировались и учеными, и идеологами, и политиками. Большинство установочных положений о новой науке и ее роли в обществе остались лозунгами с первых послеоктябрьских лет. Поэтому реальный путь демократизации науки в сфере ее влияния на массовое общественное сознание приобретал нередко имитационный, иллюзорный характер, хотя сами идеи демократизации науки были популярны и среди политиков, и среди различных слоев интеллигенции, включая ее немарксистские группы. Об этом свидетельствуют факты создания различных общественных организаций в первые послереволюционные годы: обществ, ассоциаций, научно-популяризаторских групп, деятельность историко-революционных и исторических музеев. Особенно активны были петроградские ученые, создавшие Просветительскую ассоциацию на Васильевском острове17, историки, входившие в состав Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. С лекциями по исторической проблематике выступали: Н.А.Рожков, П.Щеголев, В.Водовозов, К.Пажитнов, А.Николаев, М.Полиевктов, А.Шилов. Помимо этой группы историков лекции для широкой аудитории читали такие маститые ученые, как С.Ольденбург, В.В.Бартольд, И.О.Крачков-ский, С.Ф.Платонов, А.Е.Пресняков, Р.Ю.Виппер и др.18 Однако особенно активны в первые послереволюционное время были историки-марксисты. Они постоянно обращались к широким слоям населения, осуществляя не только пропаганду научных знаний, но и выполняя идеологические функции, санкционированные партией и государством. Для этой группы ученых, как и для всей науки марксистского направления, главной функцией становится массовая культурно-просветительская и идейно-воспитательная работа. Нельзя не заметить, что те историки-марксисты, которые были особенно активны в этой области, как правило, мало внимания уделяли самой исследовательской работе, если судить по тем изданиям, которые в 20-х гг. появлялись в печати. Так, крайне редко выходили труды таких авторов, как Н.Н.Батурин, М.Н.Лядов, М.С.Ольминский, В.В.Адоратский и др., не оставивших нам значительных исторических исследований. Г.Д.Алексеева Необходимо ответить на вопрос: почему в концепции науки, созданной в начале 20-х гг., главной функцией стала пропаганда исторических знаний, а не получение их на основе научного исследования, почему идеи теоретиков марксизма приобрели в России такой вариант толкования и реализации. По-видимому, было несколько причин самого различного характера: особенности исторических условий России первых послереволюционных лет, недостаточное знание марксизма, характер понимания этой концепции и стремление лидеров и идеологов большевизма приспособить ее к реальной обстановке в России, к политическим потребностям режима, партии и еголидеров19. Все это отразилось на понимании новой роли исторической науки в обществе, которая в силу своих специфических особенностей, ее тесной связи с политикой, которую история изучает, постепенно превращалась в заложницу политических лидеров. Они стремились использовать историю для решения политических и идеологических задач в ущерб развитию самой науки. Свободное развитие науки, прокламированное Марксом и Энгельсом, стало постепенно приобретать иной характер, оно определялось не потребностями самой науки, а ее зависимостью от финансировавшего ее государства, от диктата идеологического аппарата, политической конъюнктуры и партийных структур. Именно они стали определять социальный заказ науке истории, а не общество, как часто изображалось историками, что впрочем стало распространенным явлением в XX веке. Была еще одна важная проблема, решение которой весьма отрицательно влияло на процесс становления советской исторической науки. Задача критического осмысления всего исторического прошлого с использованием лучших достижений мировой науки рассматривалась вопреки известному тезису о том, что марксизм явился итогом обобщения лучших достижений прошлого (философии, политэкономии и утопического социализма, о которых речь шла в ленинской работе "Три источника, три составные части марксизма"), стала решаться с иных позиций. В послеоктябрьской историографии утвердился иной принцип отношения к науке прошлых времен. Доминирующее положение приобретала идея непримиримой борьбы против западной и отечественной историографии, которая стала оцениваться как идеалистическая, антинародная, антимарксистская. Дореволюционная историография была естественно немарксистская и не могла быть антимарксистской, ибо большинство русских историков-профессионалов не были даже знакомы с марксизмом. Благодаря концепции непримиримой борьбы и ее упорного претворения в жизнь историками-марксистами во главе с М.Покровским постепенно ликвидировался один из важнейших факторов развития науки — ее преемственная связь с мировой и отечест-
Октябрьская революция и историческая наука венной дореволюционной историографией. Стремление к разрыву с традициями дореволюционной национальной науки приводило к потере многих ценных наработок, особенно по древней и средневековой истории России, которой историки-марксисты фактически не занимались, главным образом, из-за отсутствия профессиональной подготовки в этой области, хотя она нередко прикрывалась спекулятивными рассуждениями о неактуальности изучения ранних исторических эпох. Только благодаря деятельности ученых Академии наук, обратившихся весной 1918 г. в Совнарком по поводу продолжения начатых до революции изданий исторических памятников, удалось продолжить такое важное для исторической науки направление как публикацию источников по истории России. Благодаря государственному финансированию Археографическая комиссия смогла в 1918-1922 гг продолжить работу над подготовкой к публикации таких изданий, как "Полное собрание русских летописей", "Письма и бумаги Петра Великого", "Памятники русского законодательства" и др.20 Продолжение этих изданий позволило обогатить науку новыми публикациями по истории русского средневековья, продолжить разработку проблем источниковедения и археографии. Опыт, накопленный в процессе этой работы, был в 20-е гг. использован для составления "Правил издания документов Единого государственного архивного фонда". В их подготовке активное участие принимали историки старой школы. А в середине 20-х гг. разработанные ранее принципы позволили С.Н.Валку создать Проект правил издания сочинений В.И.Ленина, который получил высокую оценку научной общественности страны и использовался при подготовке 3-его издания сочинений Ленина, признанного лучшим из всех других изданий советского времени. Однако в оценке результатов творческих поисков ученых старой школы преобладал односторонний подход: непримиримая, агрессивная критика. Она, как правило, включала негативную оценку тематики трудов, концепций исследовательских методов, содержания исследований, то есть всего того, что составляет основу науки, исследовательской культуры, которая в России до 1917 г. была на весьма высоком уровне. В этой критике игнорировались достижения русской историографии, хотя ее успехи получали высокую оценку за рубежом, в том числе К.Маркса и др. Особенно широко этот принцип непримиримой, разгромной критики практиковался по отношению к трудам историков, посвященным XVII-XIX вв. Отвергались теоретические и методологические позиции историков старой школы, содержались упреки в игнорировании и непонимании марксизма, в отрицательном отношении к классовой борьбе широких трудящихся масс, видевших в народных выступлениях лишь разрушительную силу.
Г.Д.Алексеева Разгромная критика была направлена не только против авторов немарксистского направления, она проявлялась и в оценке западно-европейских марксистов, особенно социал-демократов, например, К.Каутского, который, кстати сказать, бьш историк по образованию. Подобные позиции российских историков-марксистов способствовали изоляции исторической мысли от западно-европейского научного процесса, что отрицательно сказывалось на развитии всех направлений науки, особенно всеобщей истории. Создавалась иллюзия принципиального, революционного, непримиримого отношения к противникам марксизма и социализма, хотя многие из этих "врагов" были крупными образованными учеными, чьи труды оказали заметное влияние на развитие мировой общественной мысли. Этот революционный нигилизм, свойственный таким политикам, как Троцкий и Бухарин, проводился в жизнь рядом историков крайне левого направления, что нанесло большой вред русской науке. Долгое время в литературе советского периода господствовало мнение о том, что концепция развития науки в послеоктябрьский период формировалась под влиянием Октябрьской революции, марксизма и ВЛенина, возглавлявшего правительство и определявшего его политику в области культуры и науки. Воздействие этих факторов, бесспорно, было определяющим. В концепцию новой науки включались и другие элементы, в частности, влияние пролеткультовской теории А.А.Богданова, который оказал заметное влияние на Н.Бухарина, АЛуначарского, особенно по таким вопросам как воспитание кадров ученых из рабочей среды, приобщение пролетариата к науке и пониманию ее проблем, создание новой "красной" профессуры, изменение целевых установок и организационных форм науки. Провозгласив полный разрыв с мировой буржуазной наукой, непримиримое отношение к ее идейно-теоретическим и методологическим установкам, лидеры большевизма тем не менее многое заимствовали из мировой науки начала XX века, используя ее достижения в своей реформаторской деятельности. Одним из таких направлений стала организация научно-исследовательских институтов по типу западно-европейских, которых в России до 1917 г. фактически не существовало, хотя русские ученые неоднократно обращались к правительству России с подобного рода проектами22. Подобные предложения подавались в СНК и после 1917 г. Так, известный историк А.СЛаппо-Данилевский, осуждавший приход к власти большевиков и выступавший с подобными заявлениями в прессе, в августе 1918 г. представил детально разработанный проект создания Института социальных наук в Петрограде. Однако Совнарком этот проект отклонил по идеологическим соображениям.
Октябрьская революция и историческая наука Представители различных идейных течений стремились использовать историю для подтверждения верности своей доктрины, для оправдания своих позиций и действий в сложных условиях революционного периода. Однако в особенно тяжелом положении оказалась научная интеллигенция немарксистского направления. После 1917 г. она испытывала воздействие всех направлений марксизма, не понимая его содержания и роли в той исторической обстановке. Однако самым значительным явлением стало воздействие большевистских историков, участвовавших в распространении официальной доктрины. В тех условиях оно стало проявляться как идеологический пресс, который в области истории осуществляла небольшая группа историков-марксистов во главе с М.Н.Покровским. Противодействие марксизму со стороны буржуазной профессуры принимало самые различные формы: от снятия портретов К.Маркса в вузовских аудиториях, как это было в Московском университете в 1918 г., до критических выступлений на страницах печати23, которые, однако, не приобрели массового и организованного характера, как все акции научной и околонаучной интеллигенции. Следует учитывать и другое важное обстоятельство — это пробуждение интереса к марксизму под влиянием революционных событий 1917 г. и прихода к власти большевиков, провозгласивших марксизм и коммунизм государственной доктриной. А архивах ряда историков сохранились материалы тех лет, отражающие их отношение к марксизму. Так, Лаппо-Данилевский получает в библиотеке и читает В.Ильина "Развитие капитализма в России" и включает это издание в переработанную им монографию "Методология 24 истории. Сохранились записные книжки историка Петроградского университета А.Е.Преснякова, датированные началом 20-х гг. В них Пресняков фиксирует понятия, употребляемые в теории исторического материализма. В этом перечне он называет: материалистический монизм и диалектику, революцию и эволюцию, производительные силы, политику и экономику, классовую борьбу. В социологическом подходе к изучению истории он обращается к вопросам: революция как перелом в строе общественно-политических отношений, роль общественно-политических движений в подготовке революции, основные противоречия революционного процесса, акты и формы дворянских, буржуазных и народных революционных движений, их различия на Западе и в России25. Обращение историков старой формации к марксизму, попытки включения его идей в процесс творческих поисков, в ход своих исторических рассуждений были обусловлены несколькими причинами различного характера. В одних случаях это бьш интерес, пробужденный событиями 1917 г. и приходом к власти большевиков-марксистов, приступивших к распространению своей теорети- 26 Г.Д.Алексеева Октябрьская революция и историческая наука 27
ческой доктрины, в других — стремлением на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|