Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальный взгляд на здоровье




 

Изменение глобальной медицинской парадигмы (греч. paradeigma – пример, образец) с патоцентрической на саноцентрическую, переход от медицины-патологии к медицине-санологии требует новых методологических обоснований.

Это касается, прежде всего, таких понятий медицины как болезнь и здоровье. В рамках медицины-санологии болезнь перестает быть антонимом здоровью.

Здоровье как индивидуальная норма есть мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной норм.

Согласно определению ВОЗ здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (1968 г.).

Такая точка зрения на здоровье является вполне оправданной. Здоровый человек не жалуется на функции своих внутренних органов, и здоровое тело задает ему переживание собственного присутствия в жизни. Он чувствует, что может устроить свою жизнь по собственному замыслу. Именно это, по мнению Г.С. Абрамовой и Ю.А. Юдчиц, и является одним из важнейших показателей психического и социального благополучия человека, когда человек удовлетворен своей жизнью и отношениями с другими людьми.

К. Херцлих (1973) пишет о существовании «здоровья в вакууме», что подразумевает отсутствие болезни; о «запасе здоровья», а именно о биологической способности противостоять или справиться с болезнью; а также о «равновесии» – обычном здоровом состоянии, когда индивид может реализовать свой потенциал.

С точки зрения профессора В.Е. Кагана человек, как субъект индивидуальной нормы, так или иначе, знает (представляет себе или думает, что знает), что такое здоровье и соотносит с этим свое актуальное состояние. Целостное представление о своем здоровье человек обозначает в своей внутренней картине болезни (ВКЗ).

В связи с этим выделяют 3 вида здоровья: физическое, психическое и социальное.

Физическое здоровье часто связывается с биологическим возрастом человека. Биологический возраст отражает функциональную зрелость организма, как его отдельных тканей, органов, систем, так и всего организма в целом. Различают следующие критерии биологического возраста:

1) морфологические: скелетная зрелость (сроки оссификации скелета), зубная зрелость (прорезывание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции, телосложение); развитие первичных и вторичных половых признаков;

2) функциональные: показатели, отражающие зрелость центральной и вегетативной нервных систем, зрелость опорно-двигательного аппарата;

3) биохимические: ферментные, гормональные, цитохимические.

Психическое здоровье основывается на понятиях «адаптация» и «социализация» как основных закономерностях развития человека и на понятии «индивидуализация» как проявление закономерностей индивидуальной жизни человека.

1. Адаптация – а) способность человека осознано относится к функциям своего организма (пищеварения, выделения и т.д.); б)способность человека регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями).

Пределы содержания индивидуальной адаптации существуют. Но есть и общие для всех людей закономерности. Так адаптированный человек может жить в современных геосоциальных условиях.

2. Социализация связана со следующими 3 критериями, определяющими здоровье человека:

– человек реагирует на другого человека, как на равного себе («другой такой же как я»);

– реакция человека на факт существования норм в отношениях между людьми, т.е. выделение этих норм и стремление следовать им;

– как человек переживает свою относительную зависимость от других людей.

3. Индивидуализация (индивидуация по К..Г. Юнгу) позволяет описывать отношение человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, осознает собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и в других – это один из важнейших параметров здоровья.

Психически здоровый человек характеризуется его возможностями адаптации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека. Степень их реализации определяется социальной ситуацией развития человека – теми ежедневными условиями жизни, в которых находится место для конкретного человека, где он смог бы проявить возможности психической жизни, т.е. доступные ему чувства, мысли, желания, возможности, качества Я.

Социальное (духовное) здоровье включает в себя следующие критерии:

1) возможность выделения для себя идей о происхождении человека и отношение к этим идеям («Я дано мне богом», «Я – это природное качество», «Я – это то, что есть у всех», «Мое Я определено моими родителями», «Мое Я создал я сам»). Отсюда и возможные усилия по преобразованию;

2) показатель целостности внутреннего мира, которая задается системой правил и суждений, принятых для себя человеком осознанно. Когда есть правила осознания, то внутренний мир доступен для воздействия. Наиболее типичным примером таких правил являются библейские заповеди: не убий; не укради; не лжесвидетельствуй; чти отца и мать; не прелюбодействуй; возлюби ближнего своего и другие, которые изложены в Нагорной проповеди Христа.

Критерии социального здоровья проявляются в общении с другими людьми особым образом – в готовности отдавать, а не только брать. Отдавать другим людям свои силы в целях устройства общей жизни – это проявление эгоистического альтруизма, как считал Г. Селье [13].

Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, переживания, в которых раскрывается соответствие конкретному идеалу человека, и составляют содержание внутренней картины здоровья (ВКЗ) как трансцендентального целостного представления о жизни.

Здоровый человек обладает следующими характеристиками, которые отличают его от других людей (А. Маслоу):

– он удовлетворяет свои потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении;

– он может стремиться к самоактуализации, т.е. к свершению своей миссии, признания, судьбы, стремления к единству своей личности.

Во ВКЗ особое место занимают когнитивные (разумные) психотехнические знания о том, как может и должна осуществляться индивидуальная жизнь. Эти когнитивные знания дают возможность мотивацию собственной жизни, основанную на переживании ее осуществимости как возможности реализовать свое здоровье.

Именно отсутствие мотивации – это величайшая трагедия, которая разрушает все жизненные устои человека, в том числе и отсутствие мотивации к здоровому образу жизни, которая буквально преследует современного человека как отсутствие стремления к реализации своей ВКЗ.

Основу обучения здоровому образу жизни. лежит идея о том, что человек должен работать. Надо осознавать, что труд есть биологическая необходимость, Не только мышцы становятся дряблыми – интеллект, мозг приходят в хаос, если они не используются постоянно для достойных занятий.

Г. Селье отмечает, что лучший способ избежать дистресса состоит в том, чтобы избрать себе такое окружение, друзей, руководителя, которые соответствуют вашим предпочтениям, найти работу, которую вы можете любить и уважать. И тогда лозунг «Работать, чтобы жить» не будет для вас откровением. Стресс, который возникает в результате такого выбора, приносит человеку вкус и аромат жизни [13].

Отличительная черта человека, реализующего свою ВКЗ, состоит в том, что он стремится улучшить свое окружение и себя.

Чаще всего люди страдают не от того, что они чего-то не имеют, а от того, что у них нет вкуса и желания что-то делать. Они находят 1000 оправдательных причин для бездеятельности, переживая, таким образом, дистресс безделья.

Существует тесная связь между работой и старением. Старение – это итог всех стрессов, каким организм подвергался в течение жизни. Нужно помнить, что пока жив человек, он всегда испытывает некоторую степень стресса. Хотя стресс и старение связаны, они нетождественны.

Напряжение при успешном выполнении любимой работы дает силы и чувство молодости. Трудность состоит в том, чтобы найти такую работу, которая приносит удовлетворение и цениться людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести бесконечных порицаний, это делает его труд изнурительным и тяжелым.

Особое место во ВКЗ занимают такие психологические переменные, как представления о целях жизни и средствах их достижения. Ближайшие цели связаны с получением сиюминутного удовольствия (вкуса пищи, вина, прогулки, удовлетворение чувственных желаний, решение трудной интеллектуальной задачи). Они не сохраняются долго и не требуют специальной подготовки. Сама деятельность и переживания от нее в достижении этих целей совпадают.

Чтобы придать смысл жизни и определенную направленность, человеку нужна отдаленная и возвышенная цель. Она связана с необходимостью самоанализа человека, когда каждому надо честно сказать, чего он хочет от жизни. Часто независимо от формулировки цели за ней стоит завоевание любви ближних. Если такой цели нет, то жизнь начинает протекать как ситуативно обусловленное поведение – в нем нет целостности, нет переживания единства собственного Я и собственных усилий, которое характерно для здорового человека. Такая цель обладает двумя важнейшими чертами: а) она требует упорного труда; б) плоды этого труда не являются мимолетными, они накапливаются в течение жизни.

Отдаленная цель может мотивировать всю жизнь человека и при этом устранять сомнения при выборе поступков – те сомнения, которые ведут к дистрессу. К каким бы целям человек не стремился, связь между стрессом и достижением цели очевидна и несомненна. Неудачи, неуверенность, бесцельное существование – это самые вредоносные стрессоры, служащие причиной ряда заболеваний (язвенная болезнь, ИБС, гипертоническая болезнь, психические заболевания) или просто несчастливой жизни.

 

2. Современные модели обучения здоровому образу жизни

 

В настоящее время существует 4 модели обучения здоровому образу жизни.

Медицинская модель построена на информировании людей. Она предполагает, что информация о качествах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, помогает человеку воздерживаться от такого поведения. Если же он знает о чем-то полезном для здоровья, то знание об этом автоматически приведет к соответственному поведению. На практике такой взгляд не работает, так как он слишком упрощен.

Образовательная модель включает в себя представленияо своем здоровье как ценность. Эта модель не затрагивает глубинных представлений о здоровье в юношеском возрасте, так как для молодых людей здоровье выглядит как нечто само собой разумеющееся и не связанное с собственными усилиями, как данность, которая есть у человека. Отсюда понятно, почему для человека подростка курение выступает символом самостоятельности.

Радикально политическая модель основана на том, что часто нужно изменить внешние обстоятельства, чтобы содействовать правильному принятию решения о здоровье. К таким обстоятельствам могут относиться законодательные акты, субсидии, которые могут создать среду обитания, способствующую здоровому образу жизни. Применение методов воздействия при этой модели связано с механизмом идентификации молодых людей с носителями тех или иных идеалов социального поведения, которые для них являются доступными.

Модель самоусиления объединяет в себе достоверную медицинскую информацию (1-я модель), требуемые для принятия решения навыки (2-я модель) и дающее психологическую поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни (3-я модель).

Анализ современных моделей обучения здоровому образу жизни показывает, что, представление о здоровье как непреходящей ценности для каждого человека не является таковым.

Представление о здоровом образе жизни является культурно-историческим феноменом, которое требует изучения и понимания как в работе с конкретным человеком, так и в работе с определенными возрастными и социальными группами людей.

Концепции болезни

Болезнь – стесненная в своей свободе жизнь (К.Маркс).

Болезнь человека – это ограничение свободы не только физического бытия, но и стеснение свободы специфически человеческого взаимодействия индивида с окружающей средой, т.е. развития его жизненных планов и социальных связей – семейных, профессиональных и общественных.

По мнению профессора Ю.М. Орлова, если человек заболел, он невольно задумывается о сущности болезни. Он вынужден создавать свою домашнюю концепцию болезни. Вспоминая все, что он знает о здоровье и болезни, беседуя с врачом или людьми, болевшими, он создает свою философию. Любая концепция возникает в размышлении о причинах.

Когда человек ищет причины, он моделирует ситуацию и создает определенную концепцию, которая входит в его философию повседневной жизни. Размышляя о болезни он ищет причину болез­ни. Это может быть представление о болезнетворном начале, о на­рушении равновесия в работе организма, расстройстве слаженного механизма взаимодействия функциональных систем организма, как повреждения или влияния среды, с которым организм не может справиться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...