Концепция болезнетворного начала
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Наши предки думали, что болезни возникают вследствие внедрения в тело и накопления некоего болезнетворного начала. Оно может быть вещественным при отравлении, занозе, укусе змеи или живым и бесплотным, - при душевных болезнях. В соответствии с этими представлениями и вырабатывались способы предотвращения болезни, главным из которых являлось табуирование, безусловный запрет соприкосновения с предметом или стихией, которое считалось болезнетворным. Когда же это начало вредоносное начало считалось бесплотным, то совершались магические ритуалы, отгоняющие злого духа. В соответствии с этими представлениями думали и о причине болезни. Лихорадка бывает оттого, что злой дух, Лихоманка вселилась в тело, морозит его и жарит. Исходя из этих представлений, они приглашали для лечения мастера по открыванию крови, выниманию занозы или по изгнанию злого духа. Болезнетворное начало могло изгоняться путем введения в тело больного жгучих или иных веществ, которые считались неприятными и нетерпимыми для злого духа. Древние славяне были убеждены, что съев на ночь головку едкого чеснока можно защититься от внедрения злого духа. Сегодня эта концепция болезнетворного начала приобрела конкретность. Узнав о существовании болезнетворных микробов и различных ядов и о том, как они действуют в организме, современный человек гордится этим научным знанием, хотя его философия остается на уровне наших предков. Только представление о болезнетворном начале приобрело научную форму. А философия осталась той же. Эта философия болезнетворного начала вполне пригодна для понимания последствий внедрения в организм инородных тел. Матери и сегодня обучают детей этой философии болезни, когда говорят ребенку: "Это бяка! Выбрось его изо рта, иначе у тебя будет болеть животик!"
Когда у ребенка заболит живот, он будет думать, что он съел нечто плохое. Страх заразиться, навязчивое выполнение правил асептики имеют своей основой именно упомянутую концепцию, которая наносит не меньший вред здоровью, чем отсутствие знаний в области гигиены. Человек, создающий вокруг себя стерильную среду, ослабляет свой иммунитет, направленный против микробных инфекций и, оказавшись в обычной среде, он быстро заболевает. В борьбе с микробами путем их тотального уничтожения, а не путем повышения иммунитета, человек как правило терпит поражение. Идея болезнетворного начала может гнездиться в современных открытиях, касающихся диеты. Г.Шелтон считает, что неправильное сочетание продуктов, углеводов с белками обязательно приведет к болезни. Эта концепция основывается на достижениях современной биохимии и физиологии. Его последователи раздельного питания вполне могут быть благополучными до тех пор, пока не съедят в гостях салат оливье. Симптомы несварения будут подтверждать их философию вредоносного начала. В этой философии болезнетворного начала впервые была пробита брешь, когда врачи стали в организм специально внедрять специфическое болезнетворное начало, чтобы повысить защитные силы организма, тренировать его, путем, например, прививки оспы. Яростное сопротивление прививкам оспы, вплоть до бунтов и линчевания врачей, поддерживалось не невежеством, как это принято думать, а именно описываемой нами философией болезнетворного начала. Точно так же семейные конфликты, истощающие иммунную систему посредством эмоционального стресса инициируются философией питания, предполагающей активное действие болезнетворных начал. Нетрудно понять, что философия становится вредной с момента, когда она в центр ставит только один принцип, отрицая другие. Хотя при отравлении философия болезнетворного начала становится ведущей.
Идея равновесия стихий У античных врачей была более развитая философия болезни. Они признавали болезнетворные начала, но считали что в теле должна быть гармония и равновесие стихий огня, воды, земли и воздуха и стремились при болезни с помощью лекарств, питания и воздействия на тело и душу восстановить равновесие стихий. Недостаток или избыток рассматривались именно в сравнении с внутренним равновесием. Лихорадка - избыток огня и поэтому нужно, по контрасту, увеличить влажность тела, так как огонь и вода противоположны. Следовательно, надо вводить в больного влажное, в виде еды, питья, или делать ему холодные обертывания. Можно для исцеления отнять избыток огня. Искусство врача как раз состояло в умении диагностировать эти отклонения от равновесия. Античный врач мог на ощупь, на вкус и зрительно различать до девяти уровней влажности-сухости не только в больном человеке но и в веществах, которые употреблялись как лекарства. Кроме признанных в античности четырех стихий китайцы для полноты понимания человека ввели еще и пятую стихию дерева. Однако возникал вопрос, отчего зависит равновесие или дисгармония стихий. Они ввели в философию здоровья и болезни понятие энергии, которая двигаясь по каналам тела управляет стихиями. Восстановить равновесие стихий можно было влияя па положительную и отрицательную энергию тела путем иглоукалывания, прижиганий, правильного питания и питья. Причем, в этой философии отрицательная энергия не рассматривалась как болезнетворное начало. Наличие отрицательной энергии в теле считалось нормальным, лишь бы она была уравновешена с положительной. Были выработаны приемы акупунктуры, усиливающие или ослабляющие активность соответствующей энергии. Идея вредоносного агента ведет к уничтожению этого агента. А идея нарушения равновесия, к восстановлению равновесия. Принцип равновесия признает существование некоторого терпимого числа болезнетворных микроорганизмов, которые необходимы организму для поддержания иммунитета на определенном уровне.
Установка на тотальное уничтожение этих микроорганизмов в конечном счете окажется вредной. Каждый врач знает, что размножение микробов в организме происходит от недостатка иммунитета. Но в практике же лечения врача с плохой философией придерживается детской идеи тотального уничтожения болезнетворных агентов в теле, чего бы это ни стоило больному, вместо того, чтобы устранять действительную причину болезни путем повышения уровня здоровья Схема этой философии "болезнетворного начала" живуча и сегодня поддерживается желанием немедленного устранения симптомов даже во вред здоровью и заинтересованностью врача в гонораре за такое "исцеление". Уровень нашего понимания болезни архаичен несмотря на современные знания микробиологии, вирусологии и эндокринологии. Сегодняшняя "философия болезнетворного начала" по сути, по структуре мышления и действия не отличается от представлений наших древних предков. Сильно возросли только знания о строении и особенностях болезнетворных сил в организме, которые, к сожалению, философски не осмыслены. Это свидетельствует об избытке знания и недостатке мудрости. Гераклит давно говорил, что многознание не научает мудрости. Создается впечатление, что он и сегодня прав. Понятие равновесия неконкретно. Если недостаток воды вызывает жажду, то понимание жажды упирается в то, что она может существовать и при избытке влаги в организме, если вы съели пару селедок. Физиолог в этом случае вынужден мыслить понятиями не равновесия, а, например, осмотического давления в мембранах клеток организма. То же можно сказать и при объяснении болезней нарушением равновесия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|