Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция болезнетворного начала




Наши предки думали, что болезни возникают вследствие внедрения в тело и накопления некоего болезнетворного начала. Оно может быть вещественным при отравлении, занозе, укусе змеи или живым и бесплотным, - при душевных болезнях.

В соответст­вии с этими представлениями и вырабатывались способы предот­вращения болезни, главным из которых являлось табуирование, безусловный запрет соприкосновения с предметом или стихией, ко­торое считалось болезнетворным.

Когда же это начало вредоносное начало считалось бесплот­ным, то совершались магические ритуалы, отгоняющие злого духа. В соответствии с этими представлениями думали и о причине бо­лезни. Лихорадка бывает оттого, что злой дух, Лихоманка всели­лась в тело, морозит его и жарит. Исходя из этих представлений, они приглашали для лечения мастера по открыванию крови, выни­манию занозы или по изгнанию злого духа. Болезнетворное начало могло изгоняться путем введения в тело больного жгучих или иных веществ, которые считались неприятными и нетерпимыми для зло­го духа. Древние славяне были убеждены, что съев на ночь головку едкого чеснока можно защититься от внедрения злого духа.

Сегодня эта концепция болезнетворного начала приобрела конкретность. Узнав о существовании болезнетворных микробов и различных ядов и о том, как они действуют в организме, современ­ный человек гордится этим научным знанием, хотя его философия остается на уровне наших предков. Только представление о болез­нетворном начале приобрело научную форму. А философия оста­лась той же.

Эта философия болезнетворного начала вполне пригодна для понимания последствий внедрения в организм инородных тел. Матери и сегодня обучают детей этой философии болезни, когда говорят ребенку: "Это бяка! Выбрось его изо рта, иначе у тебя будет болеть животик!"

Когда у ребенка заболит живот, он будет думать, что он съел нечто плохое. Страх заразиться, навязчивое выполне­ние правил асептики имеют своей основой именно упомянутую концепцию, которая наносит не меньший вред здоровью, чем отсут­ствие знаний в области гигиены. Человек, создающий вокруг себя стерильную среду, ослабляет свой иммунитет, направленный против микробных инфекций и, оказавшись в обычной среде, он быстро заболевает. В борьбе с микробами путем их тотального уничтоже­ния, а не путем повышения иммунитета, человек как правило терпит поражение.

Идея болезнетворного начала может гнездиться в современ­ных открытиях, касающихся диеты. Г.Шелтон считает, что непра­вильное сочетание продуктов, углеводов с белками обязательно приведет к болезни. Эта концепция основывается на достижениях современной биохимии и физиологии. Его последователи раздель­ного питания вполне могут быть благополучными до тех пор, пока не съедят в гостях салат оливье. Симптомы несварения будут под­тверждать их философию вредоносного начала.

В этой философии болезнетворного начала впервые была пробита брешь, когда врачи стали в организм специально внедрять специфическое болезнетворное начало, чтобы повысить защитные силы организма, тренировать его, путем, например, прививки оспы. Яростное сопротивление прививкам оспы, вплоть до бунтов и лин­чевания врачей, поддерживалось не невежеством, как это принято думать, а именно описываемой нами философией болезнетворного начала. Точно так же семейные конфликты, истощающие иммун­ную систему посредством эмоционального стресса инициируются философией питания, предполагающей активное действие болезне­творных начал.

Нетрудно понять, что философия становится вредной с мо­мента, когда она в центр ставит только один принцип, отрицая дру­гие. Хотя при отравлении философия болезнетворного начала ста­новится ведущей.

Идея равновесия стихий

У античных врачей была более развитая философия болез­ни. Они признавали болезнетворные начала, но считали что в теле должна быть гармония и равновесие стихий огня, воды, земли и воздуха и стремились при болезни с помощью лекарств, питания и воздействия на тело и душу восстановить равновесие стихий.

Не­достаток или избыток рассматривались именно в сравнении с внутренним равновесием.

Лихорадка - избыток огня и поэтому нужно, по контрасту, увеличить влажность тела, так как огонь и вода противоположны. Следовательно, надо вводить в больного влажное, в виде еды, питья, или делать ему холодные обертывания. Можно для исцеления отнять избыток огня.

Искусство врача как раз состояло в умении диагностировать эти отклонения от равнове­сия. Античный врач мог на ощупь, на вкус и зрительно различать до девяти уровней влажности-сухости не только в больном челове­ке но и в веществах, которые употреблялись как лекарства.

Кроме признанных в античности четырех стихий китайцы для полноты понимания человека ввели еще и пятую стихию дере­ва. Однако возникал вопрос, отчего зависит равновесие или дисгар­мония стихий. Они ввели в философию здоровья и болезни понятие энергии, которая двигаясь по каналам тела управляет стихиями.

Восстановить равновесие стихий можно было влияя па положи­тельную и отрицательную энергию тела путем иглоукалывания, прижиганий, правильного питания и питья. Причем, в этой фило­софии отрицательная энергия не рассматривалась как болезнетвор­ное начало. Наличие отрицательной энергии в теле считалось нор­мальным, лишь бы она была уравновешена с положительной. Были выработаны приемы акупунктуры, усиливающие или ослабляющие активность соответствующей энергии.

Идея вредоносного агента ведет к уничтожению этого агента. А идея на­рушения равновесия, к восстановлению равновесия.

Принцип равновесия признает существование некоторого терпимого числа бо­лезнетворных микроорганизмов, которые необходимы организму для поддержания иммунитета на определенном уровне.

Установка на тотальное уничтожение этих микроорганизмов в конечном счете окажется вредной. Каждый врач знает, что раз­множение микробов в организме происходит от недостатка имму­нитета. Но в практике же лечения врача с плохой философией при­держивается детской идеи тотального уничтожения болезнетвор­ных агентов в теле, чего бы это ни стоило больному, вместо того, чтобы устранять действительную причину болезни путем повышения уровня здоровья

Схема этой философии "болезнетворного начала" живуча и сегодня поддерживается желанием немедленного устранения сим­птомов даже во вред здоровью и заинтересованностью врача в го­нораре за такое "исцеление". Уровень нашего понимания болезни архаичен несмотря на современные знания микробиологии, вирусо­логии и эндокринологии.

Сегодняшняя "философия болезнетворного начала" по сути, по структуре мышления и действия не отличается от представлений наших древних предков. Сильно возросли только знания о строении и особенностях болезнетворных сил в организме, которые, к сожа­лению, философски не осмыслены.

Это свидетельствует об избытке знания и недостатке мудрости. Герак­лит давно говорил, что многознание не научает мудрости. Создает­ся впечатление, что он и сегодня прав.

Понятие равновесия неконкретно. Если недостаток воды вы­зывает жажду, то понимание жажды упирается в то, что она может существовать и при избытке влаги в организме, если вы съели пару селедок. Физиолог в этом случае вынужден мыслить понятиями не равновесия, а, например, осмотического давления в мембранах кле­ток организма. То же можно сказать и при объяснении болезней на­рушением равновесия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...